объясните какие структуры участвуют в передаче усилении

Содержание
  1. Объясните, какие структуры участвуют в передаче, усилении и преобразовании звуковой волны в нервный импульс
  2. Вопрос вызвавший трудности
  3. Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
  4. Назовите основные отделы органа слуха и их структуры. Укажите функции, которые они выполняют.
  5. Процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга человека
  6. Формы возбуждения и торможения в коре головного мозга
  7. Внешнее торможение
  8. Гаснущий тормоз
  9. Запредельное торможение
  10. Внутреннее торможение
  11. Механизмы возникновения сна
  12. Охранительное значение торможения
  13. Механизмы возникновения запредельного торможения
  14. Запредельное торможение, первично возникая в тех образованиях мозговой коры, в которые адресуется действие сильных (или частых и длительных) раздражений, может иррадиировать по коре, приводя ко сну. Сон может наступать, сменяя первоначальное возбуждение, как при действии сильных раздражений, так и при длительном или часто повторяющемся действии слабых агентов.

Объясните, какие структуры участвуют в передаче, усилении и преобразовании звуковой волны в нервный импульс

В 20:31 поступил вопрос в раздел Разное, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Разное». Ваш вопрос звучал следующим образом: Объясните, какие структуры участвуют в передаче, усилении и преобразовании звуковой волны в нервный импульс

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник

Назовите основные отделы органа слуха и их структуры. Укажите функции, которые они выполняют.

Анализаторы

1. У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть несколько предложений. Как это можно сделать, не используя никаких приспособлений? 1 при дальнозоркости изображение появляется «за сетчаткой», следовательно, необходимо увеличить глубину резкости и обеспечит отчетливое изображение2 можно увеличить расстояние между текстом и глазами 3 или смотреть на текст через небольшое отверстие в бумаге или через окошко, образованное большими и указательными (средними) пальцами обеих рук.

3. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека? 1 роговица- прозрачная сферическая структура 2 хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы 3 стекловидное тело, заполняющее внутреннюю часть глаза 4 водянистая влага, заполняющая переднюю и заднюю камеру

5. Объясните, почему при боковом зрении не воспринимается цвет предметов? 1 за восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки 2 при боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют, а имеются только палочки.

6. Мальчик заметил, что у него понизилась острота зрения при слабом освещении. Что могло стать причинойухудшения зрения?1острота зрения при слабом освещении зависит от функционирования фоторецепторов палочек; 2 палочки содержат пигмент родопсин, в состав которого входит ретиналь; 3 ретиналь образуется в организме человека из витамина А; 4) причиной ослабления зрения может быть недостаточность витамина А в питании, это заболевание носит название «куриная слепота»

7. Что такое анализатор? Анализаторы – это органы чувств, позволяющие человеку, другим животным реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Известны зрительный, слуховой, обонятельный, кожный и вкусовой анализаторы. Анализатор как система состоит из рецептора, проводниковой части(нерва) и центральной части – участка коры головного мозга, в котором происходит анализ раздражения.

8. Чем обусловлено нормальное зрительное восприятие изображений у человека?1. достаточным световым потоком 2. фокусированием изображения на сетчатке за счет преломляющих сред глаза 3. за счет аккомодации – способности хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета

9. Какие функции выполняют отделы органа слуха человека?1.наружное ухо (ушная раковина и слуховой проход) – улавливание и направление звука 2. среднее ухо (барабанная перепонка, слуховые косточки- молоточек, наковальня, стремечко) – передача и усиление звука 3. внутренне ухо (улитка) – восприятие звуковых колебаний

10. У позвоночных в процессе эволюции изменялся орган слуха. В какой последовательности формировались его отделы у позвоночных животных различных классов? 1) у рыб сформировано внутреннее ухо;2) у земноводных и пресмыкающихся имеются внутреннее и среднее ухо;3) у млекопитающих – внутреннее, среднее, наружное ухо.

11. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? 1) быстрое изменение атмосферного давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего отдыха выравнивается с давлением в окружающей среде.

12. Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались?1) безусловные рефлексы врождённые, обусловлены генетически для каждого вида (геномом вида); 2) безусловные рефлексы обеспечивают приспособления организмов к постоянно действующим факторам внешней среды; 3) они сформировались в процессе эволюции организмов (вида)

13.Почему надо удалять ушную серу из наружного слухового прохода?1) В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества.2) Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода, снижению эластичности барабанной перепонки и ухудшению слуха.

14.Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва? 1)Различение зрительных раздражений происходит в затылочной зоне коры больших полушарий.2) При нарушении функций зрительного нерва нервные импульсы не могут достигнуть зрительных центров затылочной зоны коры больших полушарий.

15. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?1) Роговица — прозрачная сферическая структура.2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы.3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза.4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.

16.Какие функции выполняют в организме человека разные отделы анализатора?Анализатор – это система нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Каждый анализатор состоит из трех частей.1) Периферический отдел — это рецепторы. Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс, возбуждает чувствительный нейрон.2) Проводниковый отдел — это нервы и проводящие пути. Они проводят возбуждение к центральной нервной системе.3) Центральный, расположенной в коре больших полушарий — окончательный анализ информации, возникновение образа.

17. Почему при сильных, резких звуках нельзя держать рот закрытым? (почему при взрывах надо открывать рот?)1) в среднем ухе находится слуховая труба (евстахиева), которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой2) когда рот открыт, выравнивается давление на барабанную перепонку с наружной и внутренней стороны

Читайте также:  какие платежи надо делать ип на усн

18.Почему, когда мы грызём твёрдый сухарь, то слышим оглушительный шум?1) кости черепа, как и все твёрдые и упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается

2) поэтому треск сухаря, дошедший до уха через воздух, воспринимается как лёгкий шум, но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твёрдые кости черепа

19.Почему воспалительный процесс может распространиться из носоглотки в среднее ухо?1) Болезнетворные микроорганизмы могут попасть из носоглотки в среднее ухо через слуховую трубу2) Размножение болезнетворных микроорганизмов в среднем ухе может привести к воспалительному процессу

21.Объясните, какие структуры участвуют в передаче, усилении и преобразовании звуковой волны в нервный импульс. 1) передача осуществляется по наружному слуховому проходу в среднее ухо с помощью колебания барабанной перепонки и в улитку внутреннего уха через овальное окно;2) усиление звуковой волны происходит в среднем ухе при участии слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка;3) преобразование звука в нервный импульс осуществляют волосковидные клетки в улитке — рецепторы слухового анализатора.

23. Ритмические колебания жидкости в улитке уха, возникающие под давлением музыки, рефлекторно повышают тонус (напряжение) мышцы. Почему под музыку приятно идти, делать гимнастику, танцевать?: Если тонус мышц повышается, то все движения облегчаются, утомление наступает медленнее

24. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека? Замена шумового транспорта бесшумным, увеличение количества зелени в городах, т.к. деревья заглушают шум, применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов, звукоизоляции машин на производстве и автоматизация шумовых процессов, соблюдение в общественных местах тишины).

26.Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи, попавшей в рот, и почему нарушается их восприятие при насморке? Элементы ответа:1.свойства пищи во рту оценивают вкусовой, осязательный и обонятельный анализаторы;2.при насморке воспаление слизистой оболочки носоглотки нарушает работу обонятельного анализатора, запах и вкус пищи могут не ощущаться.

Лекарственный препарат выпускается в виде капель, обладает местным сосудосуживающим действием, снимающим отёк слизистого мерцательного эпителия. Определите, при каком заболевании назначают этот препарат. Какой эффект он оказывает на слизистый эпителий?

1) препарат назначают при насморке;

2) препарат уменьшает выделение секрета слизистым эпителием носа

image002

Радужка у разных людей имеет различную окраску. У одних глаза карие или почти чёрные, а у других тёмно- или светлосерые, зелёные или голубые. Чем обусловлен цвет радужки? В какой оболочке глаза она находится? В каком случае радужка имеет красноватый цвет и почему?

1) цвет глаз определяется наличием различных пигментов в радужке;

2) выработка пигментов в радужке генетически предопределена;

3) радужка – это передняя часть сосудистой оболочки;

4) радужка имеет красноватый цвет в случае, если пигмент не вырабатывается (альбинизм, мутация); просвечиваются кровеносные сосуды

Объясните, почему для обнаружения едва уловимого запаха человек делает более резкий и глубокий вдох носом. Какие структуры в носовой полости воспринимают запахи? Объясните, почему при сухости в носу нарушается восприятие запахов.

1) резкий и глубокий вдох увеличивает количество проходящего через нос воздуха и, следовательно, пахучих веществ, что повышает эффективность восприятия раздражителя;

2) запах воспринимается рецепторами обонятельных клеток слизистой оболочки носа;

3) для восприятия пахучих веществ рецепторами необходимо, чтобы вещества были растворены в слизи, поэтому при сухости в носу запах не улавливается

ЕГЭ 2015

1) Наружное ухо [ушная раковина и слуховой проход] – улавливает и направляет звуки.

2) Среднее ухо [барабанная перепонка и слуховые косточки] –передаёт и усиливает звук.

3) Внутренне ухо [улитка] – воспринимает звуковые колебания, в результате чего раздражаются слуховые рецепторы, и возникает

39.Объясните какова роль слуховых косточек в восприятии звука? Почему опасны частые воспаления среднего уха? Как инфекция может попасть в среднее ухо? ЕГЭ 2018

ОТВЕТ:

1) Слуховые косточки передают звуковые колебания с барабанной перепонки на перепонку овального окна и увеличивают силу этих колебаний.

2) При занесении инфекции в среднее ухо нередко развивается воспаление. Болезнь уха сопровождается сильной болью, с нарушением подвижности слуховых косточек.

3) Попадание инфекции обычно происходит через слуховую трубу при воспалительных процессах в носоглотке.

40.Найдите три ошибки в приведенном ниже тексте До 90 % информации человек получает через зрительную сенсорную систему. 2.Поток света проходит оптическую систему глаза, состоящую из роговицы, радужной оболочки и стекловидного тела. 3. Свет фокусируется на сетчатке. 4. Сетчатка состоит из двух типов рецепторов: палочек и колбочек. 5. В дневное время в основном активны колбочки, регистрирующие чёрно-белое изображение. 6. По зрительным нервам информация поступает от сетчатки к головному мозгу. 7. Окончательная обработка информации и формирование зрительного образа происходит в височных долях коры головного мозга

ОТВЕТ:

2 – в оптическую систему глаза входит роговица, хрусталик, стекловидное тело и влага камер глаза.

5 – колбочки регистрируют цвет (чёрно-белое изображение регистрируют палочки);

7 – формирование зрительного образа происходит в затылочных долях.

image003

43. Какие свойства предмета может распознать человек с помощью ладони? Объясните, почему? ЕГЭ 2013 ОТВЕТ:

1) Ладонь человека может оценить форму, размеры, признаки поверхности, температуру предмета.

2) На подушечках пальцев сосредоточены осязательные рецепторы, воспринимающие различные качества предмета.

Анализаторы

1. У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть несколько предложений. Как это можно сделать, не используя никаких приспособлений? 1 при дальнозоркости изображение появляется «за сетчаткой», следовательно, необходимо увеличить глубину резкости и обеспечит отчетливое изображение2 можно увеличить расстояние между текстом и глазами 3 или смотреть на текст через небольшое отверстие в бумаге или через окошко, образованное большими и указательными (средними) пальцами обеих рук.

3. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека? 1 роговица- прозрачная сферическая структура 2 хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы 3 стекловидное тело, заполняющее внутреннюю часть глаза 4 водянистая влага, заполняющая переднюю и заднюю камеру

5. Объясните, почему при боковом зрении не воспринимается цвет предметов? 1 за восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки 2 при боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют, а имеются только палочки.

6. Мальчик заметил, что у него понизилась острота зрения при слабом освещении. Что могло стать причинойухудшения зрения?1острота зрения при слабом освещении зависит от функционирования фоторецепторов палочек; 2 палочки содержат пигмент родопсин, в состав которого входит ретиналь; 3 ретиналь образуется в организме человека из витамина А; 4) причиной ослабления зрения может быть недостаточность витамина А в питании, это заболевание носит название «куриная слепота»

7. Что такое анализатор? Анализаторы – это органы чувств, позволяющие человеку, другим животным реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Известны зрительный, слуховой, обонятельный, кожный и вкусовой анализаторы. Анализатор как система состоит из рецептора, проводниковой части(нерва) и центральной части – участка коры головного мозга, в котором происходит анализ раздражения.

8. Чем обусловлено нормальное зрительное восприятие изображений у человека?1. достаточным световым потоком 2. фокусированием изображения на сетчатке за счет преломляющих сред глаза 3. за счет аккомодации – способности хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета

9. Какие функции выполняют отделы органа слуха человека?1.наружное ухо (ушная раковина и слуховой проход) – улавливание и направление звука 2. среднее ухо (барабанная перепонка, слуховые косточки- молоточек, наковальня, стремечко) – передача и усиление звука 3. внутренне ухо (улитка) – восприятие звуковых колебаний

Читайте также:  в каких фруктах содержится протеин

10. У позвоночных в процессе эволюции изменялся орган слуха. В какой последовательности формировались его отделы у позвоночных животных различных классов? 1) у рыб сформировано внутреннее ухо;2) у земноводных и пресмыкающихся имеются внутреннее и среднее ухо;3) у млекопитающих – внутреннее, среднее, наружное ухо.

11. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? 1) быстрое изменение атмосферного давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего отдыха выравнивается с давлением в окружающей среде.

12. Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались?1) безусловные рефлексы врождённые, обусловлены генетически для каждого вида (геномом вида); 2) безусловные рефлексы обеспечивают приспособления организмов к постоянно действующим факторам внешней среды; 3) они сформировались в процессе эволюции организмов (вида)

13.Почему надо удалять ушную серу из наружного слухового прохода?1) В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества.2) Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода, снижению эластичности барабанной перепонки и ухудшению слуха.

14.Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва? 1)Различение зрительных раздражений происходит в затылочной зоне коры больших полушарий.2) При нарушении функций зрительного нерва нервные импульсы не могут достигнуть зрительных центров затылочной зоны коры больших полушарий.

15. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?1) Роговица — прозрачная сферическая структура.2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы.3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза.4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.

16.Какие функции выполняют в организме человека разные отделы анализатора?Анализатор – это система нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Каждый анализатор состоит из трех частей.1) Периферический отдел — это рецепторы. Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс, возбуждает чувствительный нейрон.2) Проводниковый отдел — это нервы и проводящие пути. Они проводят возбуждение к центральной нервной системе.3) Центральный, расположенной в коре больших полушарий — окончательный анализ информации, возникновение образа.

17. Почему при сильных, резких звуках нельзя держать рот закрытым? (почему при взрывах надо открывать рот?)1) в среднем ухе находится слуховая труба (евстахиева), которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой2) когда рот открыт, выравнивается давление на барабанную перепонку с наружной и внутренней стороны

18.Почему, когда мы грызём твёрдый сухарь, то слышим оглушительный шум?1) кости черепа, как и все твёрдые и упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается

2) поэтому треск сухаря, дошедший до уха через воздух, воспринимается как лёгкий шум, но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твёрдые кости черепа

19.Почему воспалительный процесс может распространиться из носоглотки в среднее ухо?1) Болезнетворные микроорганизмы могут попасть из носоглотки в среднее ухо через слуховую трубу2) Размножение болезнетворных микроорганизмов в среднем ухе может привести к воспалительному процессу

21.Объясните, какие структуры участвуют в передаче, усилении и преобразовании звуковой волны в нервный импульс. 1) передача осуществляется по наружному слуховому проходу в среднее ухо с помощью колебания барабанной перепонки и в улитку внутреннего уха через овальное окно;2) усиление звуковой волны происходит в среднем ухе при участии слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка;3) преобразование звука в нервный импульс осуществляют волосковидные клетки в улитке — рецепторы слухового анализатора.

23. Ритмические колебания жидкости в улитке уха, возникающие под давлением музыки, рефлекторно повышают тонус (напряжение) мышцы. Почему под музыку приятно идти, делать гимнастику, танцевать?: Если тонус мышц повышается, то все движения облегчаются, утомление наступает медленнее

24. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека? Замена шумового транспорта бесшумным, увеличение количества зелени в городах, т.к. деревья заглушают шум, применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов, звукоизоляции машин на производстве и автоматизация шумовых процессов, соблюдение в общественных местах тишины).

26.Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи, попавшей в рот, и почему нарушается их восприятие при насморке? Элементы ответа:1.свойства пищи во рту оценивают вкусовой, осязательный и обонятельный анализаторы;2.при насморке воспаление слизистой оболочки носоглотки нарушает работу обонятельного анализатора, запах и вкус пищи могут не ощущаться.

Назовите основные отделы органа слуха и их структуры. Укажите функции, которые они выполняют.

1) наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; улавливает и направляет звуковую волну;

2) среднее ухо: слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремя); усиливает звуковую волну и направляет её в овальное окно;

3) внутреннее ухо: овальное окно, улитка, кортиев орган; преобразует звуковые колебания в нервные импульсы

29) Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости.

1) изображение близких предметов возникает за сетчаткой;

2) при врождённой форме глазное яблоко укорочено;

3) приобретённая форма возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика (уменьшение способности изменять кривизну)и потери его эластичности.

30) Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи, попавшей в рот, и почему нарушается их восприятие при насморке? image001

Источник

Процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга человека

Нормальная деятельность коры головного мозга осуществляется при обязательном, никогда не прекращающемся взаимодействии процессов возбуждения и торможения: первый ведет к выработке и осуществлению условных рефлексов, второй — к их подавлению. Процессы торможения в коре головного мозга взаимосвязанным с процессами возбуждения. В зависимости от условий возникновения коркового торможения различают две его формы: безусловное, или врожденное, торможение (внешнее и запредельное) и условное, или выработанное.

tormozhenie1

Формы возбуждения и торможения в коре головного мозга

Внешнее торможение

Внешнее торможение условных рефлексов наступает, когда во время действия условного раздражителя на организм действует раздражение, вызывающее какой-либо иной рефлекс. Другими словами, внешнее торможение условных рефлексов обусловливается тем, что во время возбуждения коркового очага условного рефлекса в коре мозга возникает другой очаг возбуждения. Очень прочные и сильные условные рефлексы тормозятся труднее, чем более слабые.

Гаснущий тормоз

Если посторонний раздражитель, применение которого обусловливало внешнее торможение условных рефлексов, вызывает лишь ориентировочный рефлекс (например, звонок), то при многократном применении данного постороннего раздражителя ориентировочный рефлекс на него все более уменьшается и исчезает; тогда посторонний агент не вызывает внешнего торможения. Это слабеющее тормозящее действие раздражителей обозначается как гаснущий тормоз. В то же время существуют раздражители, действие которых не ослабевает, как бы часто их ни применяли. Например, пищевой рефлекс тормозится при возбуждении центра мочеиспускания.

В конечном итоге исход столкновения в коре мозга процессов возбуждения, возникающих под влиянием разных раздражителей, определяется силой и функциональной ролью возникающих при их действии возбуждений. Слабое возбуждение, возникшее в каком-либо пункте коры, иррадиируя по ней, часто не тормозит, а усиливает условные рефлексы. Сильное же встречное возбуждение тормозит условный рефлекс. Существенно важно также биологическое значение безусловного рефлекса, на котором основан условный, подвергаемый воздействию стороннего возбуждения. Внешнее торможение условных рефлексов по механизму своего торможения сходно с торможением, наблюдаемым в деятельности других отделов центральной нервной системы; для его возникновения не нужно каких-то определенных условий действия тормозящего раздражения.

Читайте также:  какие нарушения развития являются общими для большинства детей с овз

Запредельное торможение

Если интенсивность условного раздражителя возрастает сверх некоторого предела, то результатом является не усиление, а уменьшение или полное торможение рефлекса. Точно так же одновременное применение двух сильных условных раздражителей, из которых каждый в отдельности вызывает значительный условный рефлекс, ведет к уменьшению условного рефлекса. Во всех таких случаях уменьшение рефлекторного ответа вследствие усиления условного раздражителя обусловливается возникающим в коре мозга торможением. Это торможение, развивающееся в коре мозга как ответ на действие сильных или частых и длительных раздражений, обозначается как торможение запредельное. Запредельное торможение может также проявляться в виде патологической истощаемости процесса возбуждения. При этом процесс возбуждения, нормально начавшись, очень быстро обрывается, сменяясь торможением. Здесь налицо тот же переход возбуждения в торможение, но, в отличие от нормы, он происходит чрезвычайно быстро.

Внутреннее торможение

Внутреннее, или условное, торможение, характерное для деятельности высшего отдела нервной системы, возникает, когда условный раздражитель не подкрепляется безусловным рефлексом. Внутреннее торможение возникает, следовательно, при нарушении основного условия образования временной связи — совпадения по времени двух очагов возбуждения, создаваемых в коре при действии условного и подкрепляющего его безусловного раздражителей.

Каждый условный раздражитель может быть быстро превращен в тормозной, если он повторно применяется без подкрепления. Неподкрепляемый условный раздражитель вызывает тогда процесс торможения в тех же самых образованиях коры больших полушарий, в которых он ранее вызывал процесс возбуждения. Таким образом, наряду с положительными условными рефлексами существуют и отрицательные, или тормозные, условные рефлексы. Они сказываются угнетением, прекращением или недопущением возбуждений в те органы тела, деятельность которых вызывалась данным положительным условным раздражителем до его превращения в тормозной. В зависимости от того, как осуществляется неподкрепление условного раздражителя безусловным, различают четыре группы случаев внутреннего торможения: угасание, дифференцировка, запаздывание и условный тормоз.

Нормальный сон как процесс торможения, иррадиированного по коре мозга

Если создаются условия для широкой и длительной иррадиации торможения по коре головного мозга, то она делается невосприимчивой ко всем падающим на нее из внешнего мира раздражителям и более не воздействует на скелетную мускулатуру — голова опускается, веки закрываются, тело становится пассивным, организм не отвечает на звуковые, световые и другие раздражения, то есть наступает сон.

Понимание процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга является очень важным для проведения психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа.

Механизмы возникновения сна

Многочисленные опыты показали, что сон наступает, когда стимулы, которые приобрели тормозное значение, адресуются в кору без противопоставления им положительных условных раздражителей. Так, если часто применять один и тот же условный раздражитель, клетки коры, воспринимающие это раздражение, переходят в тормозное состояние и торможение распространяется по всей коре — организм погружается в сон.

Таким образом, в основе сонного состояния лежит обширная иррадиация по коре тормозного процесса, который может спускаться и на ближайшие подкорковые образования. Моментами, вызывающими или ускоряющими наступление сонного состояния, являются все факторы, связанные с условиями, в которых сон наступает при обычном режиме жизни. Сюда относятся определенное время суток, связанное с ежесуточным периодом сна, поза и обстановка сна (например, лежание в постели). Кроме того, для наступления сна существенно важно выключение положительных условных и безусловных раздражителей, воздействующих на кору головного мозга. Сюда относятся ослабление внешних раздражений (тишина, темнота) и расслабление скелетной мускулатуры, ведущее к значительному уменьшению потока импульсов от ее рецепторов. О значении последнего фактора говорят исследования, показавшие, что у человека в момент засыпания обычно уменьшается тонус скелетной мускулатуры.

Наглядным доказательством неизбежности иррадиации торможения по коре при отсутствии притока в нее раздражающих импульсов является следующий случай. У одного больного на почве истерического паралича из всех рецепторов функционировали лишь один глаз и одно ухо. Стоило данному пациенту закрыть здоровый глаз, как он сразу засыпал.

При нормальном сне деятельность органов, получающих импульсы по волокнам вегетативной нервной системы, изменяется. Сердце сокращается реже, кровяное давление несколько падает, обмен веществ снижается, дыхание урежается, содержание углекислоты в крови возрастает, температура слегка снижается. Эти сдвиги, несомненно, связаны с изменением возбуждения в ядрах гипоталамической области, но причиной этих изменений является более или менее полное выключение деятельности коры головного мозга, охваченной иррадиирующим по ней торможением.

Охранительное значение торможения

На сегодняшний день считается, что запредельное торможение является своего рода защитным механизмом. Оно оберегает нервные клетки от истощения, которое наступило бы, если бы возбуждение усилилось сверх некоторого предела или удерживалось бы без перерыва сверх известного срока. Наступающее тогда торможение, не будучи само утомлением, выступает в роли охранителя клетки, предупреждающего дальнейшее чрезмерное раздражение, чреватое разрушением этой клетки. За время тормозного периода, оставаясь свободной от работы, клетка восстанавливает свой нормальный состав. Поэтому запредельное торможение, охраняющее корковые клетки от истощения, может быть названо и охранительным торможением. Охранительное значение свойственно не только запредельному торможению, но и сонному.

Механизмы возникновения запредельного торможения

По условиям своего возникновения запредельное торможение сходно с торможением, возникающим в ответ на сильное раздражение рецепторов или периферических нервных волокон в низших отделах центральной нервной системы. Однако в коре мозга запредельное торможение постоянно возникает в ответ на действие условных раздражителей, причем его возникновение может зависеть не только от физической, но и от физиологической силы раздражения, определяемой биологической ролью рефлекса. Развитие запредельного торможения зависит вместе с тем от функционального состояния корковых клеток; последнее, в свою очередь, зависит от роли временных связей, в которые эти клетки включены, от влияний со стороны других корковых очагов, от кровоснабжения мозга, от степени накопления в его клетках энергетических ресурсов.

Каждое проявление торможения в коре мозга вряд ли можно рассматривать как запредельное торможение, так как в противном случае пришлось бы считать, что каждый угашаемый или дифференцируемый раздражитель становится вследствие неподкрепления превышающим предел силы (запредельным). Вряд ли можно отнести к запредельному торможению и те случаи безусловного (внешнего) коркового торможения, которое возникает в результате действия слабых необычных раздражителей, вызывающих лишь слабую ориентировочную реакцию, но легко приводящих к развитию сна. Это, однако, отнюдь не означает, что различные случаи торможения являются совершенно особым состоянием. Вероятнее, что различные случаи торможения имеют в своей природе один и тот же процесс, отличаясь друг от друга по скорости течения этого процесса, по его интенсивности и условиям возникновения.

Запредельное торможение, первично возникая в тех образованиях мозговой коры, в которые адресуется действие сильных (или частых и длительных) раздражений, может иррадиировать по коре, приводя ко сну. Сон может наступать, сменяя первоначальное возбуждение, как при действии сильных раздражений, так и при длительном или часто повторяющемся действии слабых агентов.

Теория охранительного значения торможения привела к предположению, что сон, предохраняя корковые клетки от истощения, должен способствовать восстановлению нормальных функций мозговой коры, если они нарушены в результате тех или иных патологических процессов. Ряд фактов полностью подтвердил эту мысль.

Было показано, что после введения различных ядовитых веществ сон, умышленно вызываемый введением снотворных, способствует более быстрой ликвидации патологических расстройств, которые без этого подчас бывали даже необратимы. Значительные результаты дало лечение сном в психиатрической клинике, особенно при лечении шизофрении и других заболеваний. Благоприятное влияние терапии сном отмечено в эксперименте и в клинике после тяжелых контузионных травм черепа, при борьбе с шоком. Отмечен также благоприятный результат так называемой сонной терапии при некоторых болезнях, то есть искусственное удлинение сна.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector