объяснение каких либо фактов событий с указанием причинно следственных связей называется

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми текстов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить читателя.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мысли.

lazy placeholder

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет, ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформления.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во времени.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков человек?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных границ.

lazy placeholder

Разновидности текста с описанием

lazy placeholder

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спячки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

lazy placeholder

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

lazy placeholder

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Читайте также:  армрестлинг какие мышцы работают больше всего

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Источник

Типы речи (продолжение предыдущей записи)

(продолжение предыдущей записи)

Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относится описание, повествование и рассуждение.

Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала о котором надо что – то сказать. Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи – предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие – то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения.

Вместе с тем любой художественный текст, включающий в себя все типы речи в своей основе является или повествованием или рассуждением, или описанием.

Рассмотрим все типы речи.

Описание- это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта.

цвет, объем и т. д., так и внутренние качества предмета или явления

(характер, увлечения, повадки и т. д.).

Описание объекта характеризует объект, т. е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки – это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается

ли говорящему: 1) вычленить характерные детали предмета; 2) увидеть их главные и наиболее яркие признаки; 3) найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»

Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи.

Прежде всего описание – это характеристика предмета в статистике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов – описаний.

Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.

Описание не допускает смешения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.

Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.

Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями.

В зависимости от того что описывается, тексты – описания подразделяют на описание предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.

Описаниями являются и те тексты, в которых говориться о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам – описаниям относят, также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.

В рассуждении содержится объяснение какого – либо факта

аргументируется определенная точка зрения, раскрывается причинно – следственные связи и отношения.

Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? Зачем? В чем смысл?

Этот тип речи имеет свои отличительные признаки.

В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Изложение того что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства.

Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением подготавливающем слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод.Возможно и иное построение рассуждения: вначале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения. Структура рассуждения не

Читайте также:  какие проценты по вкладам в банках на сегодня 2021 год в екатеринбурге

является жесткой, так как доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В этом типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

В рассуждении используется различные способы выражения причинно – следственных отношений.

Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира.

Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которое происходит в разное время, но связаны

между собою, зависимы друг от друга.

В лингвистике повествование рассматривается как текст, в котором на первый план выдвигается порядок протекания действий (процессов,

явлений ит. д.). Каждое предложение его обычно выражает какой – либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествование представляетсобой ответы на вопросы: что? Где? Как? Когда?

Повествование характеризуется рядом признаков.

Прежде всего повествование отличается динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов (настоящее, прошедшее, будущее время, совершенный и несовершенный вид) со значением мгновенности, стремительности («вдруг»,

«неожиданно» и пр., наличием обстоятельственных слов со значение временной последовательности

(«потом, «затем», «после этого» и др., союзов со значением чередования и др. В повествовательном рассказе допустимо смешение времен.

Повествование в отличие от описания можно проиллюстрировать серией картин или создать по нему диафильм.

Другим существенным признаком этого типа речи является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании может быть передан диалог.

Повествование отличается также структурой: текст начинается с экспозиции, которая знакомит со временем и местом события (действия). Затем следует завязка (начало действия или причина события). После этого повествование продолжается развитием события и кульминацией, которая разрешается развязкой.

Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной

последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета.

Для повествовательных рассказов также характерна цепная связь между предложениями.

Особенностью повествовательного рассказа для детей дошкольного возраста

является то, что повествование – это такой тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера дошкольников привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Однако, как показали исследования (О. С. Ушаковой, Н. Ф. Виноградовой, Н. Г. Смольниковой, Л. Г. Шадриной, В. В. Гербовой, Т. И. Гризик, Н. В. Елкиной, дети испытывают затруднения в освоении повествовательных монологов данного типа.

Повествовательные рассказы детей характеризуются следующим:

— Ребята затрудняются в определении главной темы повествовательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по существу;

— повествование у многих детей не может иметь четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая –то структурная часть (начало, середина,

конец, нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, отступление от первоначального замысла, стандартность и стереотипность зачинов, логическая незавершенность рассказов;

— в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характеристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;

— чаще всего дети используют такие средства выразительности, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, синонимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;

— типичный недостаток детских повествований – большое количество пауз; частое использование повторов какого – либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и

места («потом», «там», «тут», что характерно для формально – сочинительной связи между предложениями. Вместо связного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;

— для детских рассказов характерны однообразные, однотипные по структуре предложения (в основном простые и сложносочиненные, сложноподчиненных почти нет.

— дети не умеют детализировать действие, расчленять на составные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают динамики, настроения.

Учитывая специфику повествования как типа монологической речи и особенности детских повествовательных рассказов, исследователи определи круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в дошкольных учреждениях.К ним относятся:

— умение определять тему рассказа, давать заголовок;

— знание структуры рассказа и умение следовать ей;

— владение разными способами зачинов рассказов;

-соблюдение последовательности в переходе от одной мысли к другой, умение логически завершать рассказ;

— умение пользоваться разными типами связей между предложениями;

— владение разнообразными средствами выразительности, умение точно подбирать слова по смыслу;

— использование различных синтаксических конструкций предложений;

Формирование вышеназванных умений поможет детям создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Обучая этим умениям, воспитатель помогает детям осознать особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные высказывания.

Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (часть 4 продолжение) Занятие №16 «Весна поэта» Образовательные задачи: формировать звуковую культуру речи, учить произносить фразы с разной силой голоса, употреблять.

Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.

Читайте также:  какие правила въезда в узбекистан для граждан рф

detsad 133164 1512571125Посткроссинг на МAAM. Продолжение Мы открытки шлём друзьям, Почтальон ответ приносит, Эта дружба с перепиской Называется «посткроссинг» Примерно неделю назад почта доставила.

Проектная деятельность в ДОУ: классификация, типы, этапы В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны.

Рабочая программа (продолжение) СТАРШАЯ ГРУППА Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Рабочий лист для 5 класса для отработки навыков буквенной записи свойств сложения и вычитания, решения уравнений Рабочий лист6. Умения: Записывать и использовать буквенную запись свойств сложения и вычитания для нахождения значения числового и буквенного.

detsad 397697 1497981791Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение. В предыдущей публикации я начала представлять рекомендации для родителей по летним видам спорта. В этой публикации представлены рекомендации.

Консультация для педагогов «Типы акцентуации» Демонстративный тип характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью.

Источник

Причинно-следственная связь: что это такое? Примеры

prichinno sledstvennaja svjaz

Возлежать бы и дальше кусочку кремния невзрачным камешком на берегу реки, если бы не пытливый мозг наделенного разумом существа, исследователя, ищущего невидимые причинно-следственные связи между объектами этой реальности, что позволило обратить этот кусок кремния в процессор.

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога avisi.ru. По какой же формуле формируется судьба человека? Причинно-следственная связь это основа кармы, которая предопределяет будущий жизненный сценарий, то есть, судьбу человека. Давайте разберемся, что это такое, рассмотрим некоторые примеры.

Причинно-следственная связь − что это такое?

Причинно-следственная связь — это связь между поступком, действием и дальнейшим, наступившим событием. Она предопределяет развитие событий будущего. В такой связи, поступок − причина, наступившее событие − следствие. Поступок (причина) может быть не только из этой жизни, но и из прошлых воплощений.

Схематично это выглядит так:

Причинно-следственные связи всегда формируются цепочкой, по строго заданной программе, которая называется карма. Причины (информационные кластеры) складываются в цепочки. Цепочки складываются в линию, линия в судьбу.

Примеры причин и следствий

Приведем некоторые примеры, чтобы понимать, как работает причинно-следственная связь.

Пример причинно-следственной взаимосвязи, между прошлой и настоящей жизнями людей.

Классический, любовный треугольник. В этом треугольнике завязываются души тех людей, которые изменяли, разбивали чужие семьи в своих, прошлых жизнях. Это причина. В теперешней жизни, жизненный сценарий будет похожим, как следствие. Каждая душа уже будет в другой роли. И так может продолжаться до тех пор, пока причинно-следственная связь не будет изменена или разорвана. Разрывать такую, кармическую предопределенность нужно осознанно, то есть понимать, что ты делаешь, приложить к этому процессу максимум усилий.

Как изменить причинно-следственные связи?

Изменить причинно-следственные связи, значит − перепрограммировать свою судьбу. Это возможно, но довольно непросто. Человек должен изменить самого себя, а это сложнее чем например, научиться летать на истребителе.

Чтобы изменить свою программу построения событий, необходимо:

На словах это выглядит просто, а вот на деле, не совсем.

Все еще сложнее с информационными кластерами из прошлых воплощений. Все дело в том, что подсознание очень методично скрывает информацию (воспоминания) о прошлых жизнях человека.

Ментальное тело человека. Если взять в сравнение компьютер, то ментальное тело − это жесткий диск, куда по умолчанию сливается вся накопленная информация, из прошлых и настоящей жизнях человека. Подсознание делает все, чтобы блокировать, закрыть доступ для сознания, к определенным уровням воспоминания. Для осознания, они настолько тяжелы (воспоминания), что подсознание просто боится, чтобы такие переживания не привели к плачевному исходу своего носителя, настолько они могут быть разрушительны.

По этой причине подсознание так яростно скрывает тяжелые (как оно считает), но необходимые воспоминания. Важны эти воспоминания потому, что они тоже участвуют в программе построения будущих событий. Существует два способа получить прошлую, заблокированную информацию.

Игра, под названием − Земля

Зачем Бог отправил частичку самого себя в земное существование?

Потому что у всего сущего, рано или поздно случается кризис. В данном случае, это кризис бытия. Высший разум − это совершенство. В таком вот прекрасном, совершенном состоянии он и пребывал, некоторое время. Эдакая изолированная, совершенная система − настолько совершенна, что даже плюнуть негде.

Возникла необходимость в создании механизма самоанализа, самопознания, проверки самого себя. Так, Высший разум придумал игру, под названием «Земля». Все свое прекрасное естество он поделил не маленькие субстанции (души) и вложил их в человека. Так появились люди − участники игры, под названием «Земля».

Ходы развития любой игры всегда условны и зависят от поведения ее участников. В свойствах этой действительности, появляются понятия − добро и зло, что также обозначает особую фракцию Сил Вселенной.

Таким образом, человек нужен для того, чтобы совершать поступки, делая очевидными причинно-следственные связи, который никак иначе не проявили бы себя, в самостоятельных свойствах. Человек − это методика, с помощью которого Высший разум познает самого себя.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector