обугливание сахара какое явление

Обугливание сахара какое явление

Как вы считаете, можно отличить физическое явление от химического?


ЯВЛЕНИЯ
Физические Химические

Физическими называют такие явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, а меняются их агрегатные состояния, форма и размеры тел.

Химическими называют такие явления, при которых происходит превращения одних веществ в другие.

Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.

Давайте теперь попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Наблюдения, сопровождающие опыт

Горение бенгальского огня

0 889fa fa28d3c5 XL

Плавление свечи BP19986A 7A 8A

Образование наплыва на свече

C12H22O11 H2SO4 1

Почернение сахара и увеличение его объёма (подъём за счёт выделяемого газа)

Фильтрование рас твора глины

marla big

Глина на фильтре, фильтрат бесцветный прозрачный

Взаимодей ствие раствора медного купороса с раствором щелочи

attach.asp

Образование осадка голубого цвета

Признаки химических реакций.

Какие из перечисленных явлений следует отнести к химическим?

Вернувшись домой после урока химии ученик подумал: «Как много вокруг химических явлений!

• Идет тепло от батарее отопления • Загорелась неоновая реклама • Горят именные свечки на торте • Мама «гасит» соду уксусом, готовя тесто • Масляная краска высыхает на воздухе • Скисшее молоко, не выпито кошкой • После выключения компьютера изменяется цвет экрана • После добавления сахара чай становится сладким • Из открытой бутылки «Фанты» выделяются пузырьки газа• На гвоздях в гараже появляется ржавчина.

В чем ошибся ученик?

II. Задания для закрепления

№2. Посмотрите видео-эксперимент «Взаимодействие соды с соляной кислотой» Какое явление вы наблюдали? Почему?

№6. Поработайте с тренажёром и ответьте на вопросы:

Тест «Физические и химические явления» Загрузите модуль

Источник

Материалы урока по теме «Явления физические и химические. Химические реакции» 8 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Урок 1.docx

Тема урока: «Явления физические и химические. Химические реакции»

Обучающие : сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках химических реакций.

Развивающие : развитие познавательной активности и интереса учащихся с помощью учебного химического эксперимента, развитие умения наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

Воспитательные : воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы.

1. Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

2. Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях физических и химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное и существенное.

3. Предметные: изучение понятий: химические и физические явления, химические реакции, признаки химических реакций

Оборудование и реактивы: сахар, специальная ложка для сыпучих веществ в сухом чистом химическом стакане, пробирка демонстрационная (на 40 мл), спички, спиртовка на асбестовой сетке, пробиркодержатель, стеклянная палочка, круглый подъемные столик ; персональный компьютер, интерактивная доска.

Ресурсы: презентация, видеофрагменты «Возгонка йода», «Вулкан: разложение дихромата аммония».

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 4-е изд., перераб.– М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 224 с.: ил.

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 8класс» / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.– М: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 136 с.

Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учит. – М.: Просвещение, 1989. – 191с.

Актуализация знаний учащихся.

— Ребята, я предлагаю вам начать урок с задания, которое позволит вам сконцентрироваться и быть более внимательными. Посмотрите на слайд и найдите лишнее.

Слайд 2. Задание классу

Уксусная кислота – СН3СООН

Примерный перечень вопросов классу (агрегатное состояние вещества, простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения, тип кристаллической решетки, от типа кристаллической решетки зависят свойства вещества):

— Чем вещества отличаются друг от друга или сходны между собой.

— Что выражает МФ вещества?

— Как называются вещества, образованные атомами одного хим.элемента?

— Как называются вещества, образованные атомами разных хим.элементов, связанных между собой?

— Каким строением обладают вещества, в молекулах которых атомы связаны между собой ковалентными связями?

— Определение ковалентной связи? (хим.связь между атомами, осуществляемая с помощью общих электронных пар).

— Как называют хим.связь между ионами, осуществляемую электростатическим притяжением?

— Какое строение имеют вещества с ионной связью?

— В каком веществе между частицами, образующими вещество, самое маленькое расстояние?

— Самое тугоплавкое вещество?

Мотивационно – ориентационный этап.

— Нас окружает удивительный мир веществ и мы познакомились с некоторыми из них, изучили из состав, строение. Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят разнообразные изменения. З нания о веществах будут неполными, если мы не изучим явления, происходящие с ними .

— С какими из перечисленных на слайде веществ вы встречаетесь в быту?

— Какие свойства позволяет использовать данные вещества в быту? (вкус, растворимость в воде).

— При растворении в воде с ними происходят какие –либо изменения?

— Изменяется ли при этом само вещество? Состав и свойства? (нет-кислое, сладкое, соленое).

— А если кусочек сахара нагреть на огне? С ним будут происходить изменения?

Демонстрационный эксперимент: нагревание кусочка сахара. Следует соблюдать правила обращения с нагревательными приборами, стеклянной посудой и меры пожарной безопасности.

— Какие явления вы наблюдаете при нагревании сахара?

В ходе обсуждения уч-ся заполняют на интерактивной доске таблицу 1. (слайд 3.)

Эталон ответа (слайд 4.)

переход из жидкого в твердое состояние

образование сажи, свет и выделение тепла

— Какое вешество участвует в явлении?

— Что происходит с веществом?

— плавление сахара (переход из твёрдого состояния в жидкое)

— затвердевание сахара (переход из жидкого в твердое состояние). Вещество сахар обладает свойствами – легкоплавкость, твердость, растворимость в воде и оно не изменилось, изменилось лишь агрегатное состояние и форма.

— обугливание сахара (сахар изменяется необратимо с образованием сажи, углекислого газа и воды).

— Изменяется ли при этом само вещество? Состав и свойства?

— По каким признакам можно разделить явления?

— В каком явлении образуются новые вещества?

Вывод: в 1,2 явлениях с веществом произошли изменения, которые не привели к образованию новых веществ, изменилась лишь форма и агрегатное состояние, такие явления называются физическими;

в результате обугливания сахара образовались новые вещества (сажа, углекислый газ и вода), такие явления называются химическими. Химические явления называют также химическими реакциями.

— Предположите тему нашего урока?

hello html 7e53b1d1

Запись темы урока на доске и в тетради уч-ся.

— Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.

Итак, сегодня мы должны:

• определить • сущность физических и химических явлений

• выявить • признаки химических реакций рассмотреть • условия возникновения и протекания реакций

• отметить • значение химических реакций

Это будет планом нашего урока.

hello html 5e52dcf9

Изучение нового материала.

А) Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Возгонка йода», «Вулкан: разложение дихромата аммония» (слайд 7-8.).

Помочь нам определить сущность физических и химических явлений поможет просмотр видеофрагментов.

— Результат просмотра вы должны оформить в таблицу №2 (распечатана каждому уч-ся) (слайд 9.).

— Какое природное явление напоминает второй опыт? .

— Перед вами картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года (почти 2000 лет назад) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей.

hello html m1eb0388a

Обсуждение просмотренного опыта по заполненной таблице:

Эталон ответа (слайд 11.)

— Какие изменения произошли с веществами в ходе процесса:

— возгонки (состав вещества не изменился);

— разложения (до разложения исходное вещество – твердое кристаллическое вещество, оранжево-красного цвета, хорошо растворяется в воде, хрупкое; после разложения –твердый порошок зеленого цвета (хромовая зелень), нерастворимое в воде, очень твердый и тугоплавкий, поэтому его вводят в состав полирующих средств).

— Дайте определение физическим и химическим явлениям. Как их различать?

Обратимся к тексту учебника на с. 96., с.97. сравните определение, которое дали вы и которое предлагают авторы учебника.

hello html m276cf419

Таким образом, п ри химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти изменения называются признаки.

— Х имическая реакция началась при определенных условиях?

Б) Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Дым без огня», «Выпадение осадка» (слайд 13-14.).

— Понаблюдайте за течением химических реакций и сделайте вывод:

— Какие признаки позволяют распознать химический процесс. Какие условия возникновения и протекания реакций?

/если уч-ся затрудняются назвать условия возникновения реакций, предложить вопросы:

Что легче поджечь полено дров или тонкую лучнику? кусок угля или угольную пыль (она воспламеняется легко и интенсивно сгорает, иногда со взрывом). Чем это можно объяснить? (Оказывается, что для начала многих химических реакций необходимо привести в тесное соприкосновение реагирующие вещества. Это достигается их измельчением и перемешиванием, что значительно увеличивает площадь соприкосновения реагирующих веществ. Наиболее тонкие дробление веществ происходит при их растворении. Поэтому многие реакции проводят в растворах).

химический процесс сопровождается признаками: изменение цвета, образование осадка, выделение газа, выделение или поглощение теплоты, иногда света, появление запаха (слайд 15.).

химическая реакция начинается при определенных условиях. Если эти условия не выполняются, то химическое превращение невозможно. Для продолжения протекания реакции тоже нужно создать определенные условия (слайд 16.).

— Для чего нам необходимо знать условия возникновения и условия протекания химических реакций? (Для того чтобы контролировать протекание химических реакций, иногда химическую реакцию необходимо прекратить, например, при пожаре мы стремимся прекратить реакцию горения. Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком (реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями горения). Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять ).

В) Слово учителя «Значение физических явлений и химических реакций».

Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов. Они используются для получения металлов (железа, алюминия, меди, цинка, свинца, олова и др.), а также пластмасс, минеральных удобрений, медикаментов и т. д. Во многих случаях химические реакции служат источником получения энергии различных видов. При сгорании топлива выделяется теплота, которую используют в быту и в промышленности.

Наш с вами организм тоже настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие. И об этих превращениях вы будете узнавать в курсе химии и биологии старших классов (Сложные биохимические процессы, протекающие в организмах растений, животных и человека, связаны с различными химическими превращениями).

Физические явления широко используются человеком в деятельности. Многие способы получения чистых веществ по сути являются физическими явлениями. К ним относят фильтрование (очистка питьевой воды) дистилляцию или перегонку (для получения чистых жидких или газообразных веществ, например, для получения нефтепродуктов, отдельных составных частей воздуха, выпаривание (для получения твердых веществ из растворов, например, поваренной соли), отстаивание.

Закрепление изученного материала.

Учащиеся предлагаются проанализировать рисунки (Приложение 1.)

Задание: объясните о каком явлении физическом или химическом идет речь? Обоснуйте свой выбор .

Укажите признаки каждого химического явления. Каковы условия возникновения и протекания реакций?

Проверка по слайдам 17-18.

Уч-ся приходят к выводу по рисункам 1 (1 группа) и 2-3 (2 группа):

Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось).

Задание. Найди соответствие (Слайд 19).

2 вариант – физические:

2. Гниение растительных остатков

3. Свечение вольфрамовой нити в лампочке

5. Прокисание фруктового сока

6. Растворение сахара в воде

7. Почернение медной проволоки при прокаливании

9. Дыхание человека

10. Образование инея

Самопроверка по образцу (слайд 20.)

6. Итог урока. Рефлексия.

А) Запись домашнего задания, пояснение к нему.

— Откройте дневники для записи домашнего задания.

1. § 28, упражнения № 1 – 2 на странице 99 учебника.

2. Выполнить задачу Работа II . В-16 № 4

3. Приведите примеры химических реакций с которыми вы сталкивались в быту и по каким признакам вы определили, что произошла химическая реакция?

(скисание молока, гниение яичного белка, горение метана в газовых плитах, старение вин, выведение цветных пятен с помощью отбеливателей).

Б) Вопросы, требующие многовариантные ответы:

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке? (определили сущность физических и химических явлений; выявили признаки химических реакций; рассмотрели условия возникновения и протекания реакций; отметили значение химических реакций)

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

Оценить работу каждого учащегося.

В) Звучит фрагмент музыкальной сюиты А. Скрябина «Похищение огня»

Закончить урок хочу словами Майкла Фарадея: «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг»/

hello html m7f93f311

hello html m77eed7ec

Огонь зачаровывает, в нем есть что-то волшебное и опасное… В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других. Огонь символизирует и еще одно качество человеческой личности – творческое начало. Неслучайно, аллегорический образ горящей свечи так часто встречается в произведениях поэтов, на картинах художников. Горящая свеча – символ нашего горения перед Богом, символ нашего единения.

Источник

Обугливание сахара какое явление

При более высокой температуре образуется этилен:

При смешивании стеклянной палочкой 30 г сахарного песку, слегка смоченного водой, с 30 мл концентрированной серной кислоты бурно протекает реакция обугливания сахара. Опыт проводят в химическом стакане емкостью 250-300 мл, помещенном в сосуд с песком или водой.

Дегидратация глюкозы и сахарозы в этом случае протекает по уравнению

Благодаря выделяющимся при реакции парам воды обугливающаяся масса вспучивается наподобие черной пены.

В стакан на 300 мл я поместил 30 г сахара, который предварительно растер в ступке (до состояния сахарной пудры). Предварительно увлажнять сахар не стал. В цилиндр налил 30 мл серной кислоты (согласно приведенному выше описанию) и начал добавлять кислоту в стакан с сахаром, перемешивая содержимое стеклянной палочкой. Однако когда я добавил 20 мл кислоты, масса стала достаточно жидкой на вид, и я решил, что кислоты хватит.

Во втором эксперименте я взял 60 г растертого сахара (водой не смачивал) и 30 мл серной кислоты. В этот раз до начала бурной реакции прошло примерно две с половиной минуты. Черная масса вышла за пределы стакана, хотя под конец она росла довольно медленно. После прекращения реакции обугленную массу удалось в целости вынуть из стакана.

Третий эксперимент провел не в стакане, а в мерном цилиндре на 100 мл. Взял 50 г растертого сахара и 25 мл концентрированной серной кислоты. Опыт прошел аналогично, но менее эффектно. Разница заключалась в том, что когда черная масса достигла верха цилиндра, она оставалась еще жидкой и частично стекла вниз.

Обугливание сахара концентрированной серной кислотой

Обугливание сахара концентрированной серной кислотой

Обугливание сахара концентрированной серной кислотой

Возможно, для ускорения начала реакции сахарный песок все-таки целесообразно увлажнить водой (при контакте воды с серной кислотой произойдет разогрев, что ускорит обугливание сахара), но добавить в смесь воду у меня рука не поднялась.

Его образование объясняется дегидратацией сахара серной кислотой

Кроме того, происходит восстановление концентрированной серной кислоты углем:

Если у вас нет концентрированной серной кислоты, для этого опыта вполне подойдет упаренный электролит для свинцовых аккумуляторов. Он представляет собой разбавленный раствор серной кислоты. Электролит упаривают до прекращения активного кипения и начала образования густых белых паров. Делать эту процедуру можно под хорошей тягой или на улице, но, ни в коем случае не в жилой квартире. Аэрозоль серной кислоты вдыхать недопустимо.

Обугливание сахара концентрированной серной кислотой

При перемешивании стеклянной палочкой 30 г сахарного песка, слегка смоченного водой, с 30 мл концентрированной серной кис­лоты бурно протекает реакция обугливания сахара. Опыт проводят в химическом стакане емкостью 250—300 мл, помещенном в сосуд с песком или водой. Дегидратация глюкозы и сахарозы в этом случае протекает по уравнению:

Благодаря выделяющимся при реакции парам воды обугливающаяся масса вспучивается наподобие черной пены.

Если у вас нет концентрированной серной кислоты, ее можно получить осторожным упариванием разбавленой кислоты при хорошей тяге (не делайте это в квартире!).

Для этой цели разведенную серную кислоту (электролит для свинцовых аккумуляторов) нагревают на песочной бане до появления белых паров. При этом кислота преобретает темную окраску в результате обугливания примесей органических веществ. Нашему опыту это практически не мешает. В процессе нагревания кипение жидкости не желательно, поскольку в этом случае возможно разбрызгивание. Помните, что вдыхание паров и аэрозоля H2SO4 опасно для здоровья.

Источник

Читайте также:  авто для такси какое лучше 2021
admin
Своими руками
Adblock
detector