Тесты по педагогике.
Тесты по педагогике с ответами выделенными.
Просмотр содержимого документа
«Тесты по педагогике.»
Тесты по педагогике
учитель, ведущий процесс на образцовом уровне;
абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя;
учитель, исповедующий определенные научные идеи;
учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе.
Структурный компонент педагогической деятельности, выражающийся в умении преподавателя отбирать наиболее удачные варианты в построении учебного занятия, моделировать будущую профессиональную деятельность школьников:
Главная задача развития младшего школьника:
постижение окружающего мира, природы, человеческих отношений;
физическое развитие ребенка.
Функция процесса обучения:
Дидактическая функция учебника:
Автор знаменитого высказывания «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :
Для проблемного обучения характерно:
учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;
позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук;
формирует умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Личностный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования:
формирование основ российской гражданской идентичности;
овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Целевой ориентир выражен словами из басни С. Михалкова: «Лев в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж…» Определите аргумент:
аргумент к авторитету;
аргумент к аудитории;
аргумент к жалости;
аргумент к тщеславию.
Регулятивное универсальное учебное действие:
нравственно – этическая ориентация;
планирование учебного сотрудничества;
поиск и выделение необходимой информации.
Государственный образовательный стандарт устанавливает:
максимум наполнения содержания образовательных программ;
обязательный минимум содержания образовательных программ;
средний уровень ЗУН, которыми должны овладеть обучаемые;
минимальный объем учебной нагрузки.
Метапредметный результат освоения основами образовательной программы начального общего образования:
осознание значимости чтения для личного развития;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время.
связи теории с практикой;
сознательности и активности обучения.
технология разноуровневого обучения;
технология деятельностного подхода;
технология концентрированного обучения.
высокий уровень освоения педагогической деятельности;
строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;
использование комплекса методов и приемов обучения безотносительно к деятелю, их осуществляющему;
упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, развития, воспитания.
Познавательное универсальное учебное действие:
нравственно – этическая ориентация.
В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:
Предметный результат освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
умение осуществлять информационный поиск;
система ЗУН по математике;
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Автор системы начального обучения «Школа »:
метод оценивания или метод педагогического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (экспертов);
место ученика среди учащихся класса (школы) на основе учета его учебных и иных достижений, определяемое путем набора очков (баллов);
Термин «универсальные учебные действия» означает:
формирование мотиваций учебной деятельности.
Высокая культура педагога, глубоко знающего свой предмет, знакомого с соответствующими отраслями науки и искусства, практической психологии, в совершенстве владеющего методикой обучения и воспитания – это:
Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет:
Коммуникативное универсальное учебное действие:
управление поведением партнёра;
саморегуляция как способность к мобилизации волевых усилий;
Путь или способ достижения поставленной цели обучения:
Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип:
связи теории с практикой, обучения с жизнью;
систематичности и последовательности.
Какой принцип выражен в пословице «Повторение – мать учения»?
прочности усвоения ЗУН;
систематичности и последовательности;
сознательности и активности.
Метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику:
метод эвристических вопросов;
«мозговая атака» (штурм)».
Сущность дифференцированного подхода в обучении выражается в :
группировании учащихся на однородные группы;
ориентации учащегося на такой уровень развития, которого тот уже достиг;
реализации способа организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности;
обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий.
Дидактический принцип «Обучение на высоком уровне трудности» соответствует:
системе обучения «Гармония»;
системе обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;
«Начальной школе XXI века»;
системе обучения Л. В. Занкова.
Принцип минимакса соответствует:
технологии деятельностного метода;
технологии разноуровнего обучения;
технологии личностно – ориентировочного обучения.
Основное направление модернизации начальной ступени образования:
изменение существующей дидактической системы;
повышение интеллектуального уровня учащихся;
формирование навыков общественного поведения;
обновление содержания, его вариативность.
Нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение:
Общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации учебного процесса:
Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулируется принципом:
систематичности и последовательности;
сознательности и активности;
Развитие теоретического мышления является главным результатом обучения по системе:
Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;
изменения, направленные на изменение педагогической системы;
замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект;
нововведение учебно – воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.
Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями:
ФГОС среднего общего образования;
ФГОС начального общего образования;
учебный план общеобразовательной школы;
учебная программа дисциплины.
Система ЗУН, которыми необходимо овладеть обучаемым:
Форма интерактивного обучения:
По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?
по расположению элементов урока;
по дидактической цели;
по количеству структурных частей;
Планируемый результат образовательной деятельности:
Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика:
С какого возраста Я.А. Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
В основе ФГОС лежит:
системно – деятельностный подход;
личностно – ориентированный подход.
Первичный этап процесса обучения:
Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
Метод интерактивного обучения:
Самая древняя система организационного оформления педагогического процесса:
классно – урочная система обучения;
индивидуально – групповое обучение;
Автор традиционной системы начального обучения «Перспектива»:
Социализация личности (школьника):
процесс взаимодействия между людьми;
процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта;
проявление уважения к партнеру;
создание условий для успешной учебы.
Научный руководитель образовательной программы «Начальная школа XXI в.»:
Оптимальный способ организации накопительной системы оценки ученика:
Уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка призывают представители теории __________ воспитания.
Теорию детского воспитательного коллектива разработал:
В. Н. Сорока – Росинский.
Качество деятельности воспитателя выражено в понятии:
Оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности:
Автор разработки творческих форм воспитательной работы классного руководителя:
Систему принципов развивающего обучения впервые предложил:
Методы педагогического исследования – это:
способы формирования личностных качеств;
способы усвоения новых знаний;
способы решения проблемных задач;
способы познания объективной реальности.
Факторы развития личности:
интерес к учебе, уровень достижений;
наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;
статусное положение личности в коллективе;
уровень знаний по учебным дисциплинам.
общие исходные положения, которыми руководствуется педагог;
способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников;
внешнее выражение процесса воспитания;
варианты организации воспитательного процесса.
Определить содержание обучения – значит ответить на вопрос:
воспитательная работа с детьми в учебно-воспитательном учреждении;
привитие соответствующих норм и правил наведения;
развитие творческих сил и способностей человека;
процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности.
мера воспитательного воздействия;
взаимодействие взрослых и детей;
внешнее проявление внутреннего мира человека;
активная форма взаимодействия со средой.
Этапы, необходимые для подготовки урока:
прогнозирование, тренировка, упражнения;
планирование, ход урока, рефлексия;
диагностика, планирование, мастерство проведения;
диагностика, прогнозирование, планирование.
Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:
сотрудничество семьи, школы, общественности;
взаимоотношение воспитателей и воспитанников;
влияние на воспитанника через коллектив;
влияние родителей и воспитателей на воспитанника.
Последовательность этапов процесса усвоения:
приобретение знаний – запоминание – применение на практике;
постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство;
восприятие – осмысление – закрепление – применение;
ощущение – восприятие – осознание.
Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:
Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:
Важнейшими социальными признаками, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются:
низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;
алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность;
нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;
жестокость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения.
Приоритетное развитие сфер образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:
принцип вариативности образования;
принцип полноты образования;
принцип опережающего образования.
Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека:
принцип личностной ориентированности.
Социальная служба, оказывающая экстренную социальную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
центр социальной помощи семье и детям;
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Что способствует формированию ответственности у детей:
самостоятельность и самоконтроль учащихся;
высокая требовательность к качеству выполнения действий;
Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?
прочное авторитарное руководство коллективом;
отсутствие конфликтов между учащимися;
знание педагогом теории коллектива.
Эффективность воспитательной системы зависит от:
общего психологического климата в образовательном учреждении;
целостности и системности воспитательной системы;
самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;
дисциплины в образовательном учреждении.
Из чего строится система «культурного пространства»?
телевизионных видео- и радиотрансляций;
различных форм культурного досуга;
музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;
театров, музеев, выставок.
Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?
Фундаментом педагогического мастерства является:
любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;
педагогические способности и умения;
общая высокая культура и эрудиция;
владение приемами общения.
В каких жизненных ситуациях, по определению Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на особую защиту?
все ответы правильные;
дети с ограниченными возможностями.
Условие, определяющее выбор методов воспитания:
цель и задачи воспитания;
комплексный характер воспитания;
общественный характер воспитания;
уровень нравственной культуры.
ориентация на ценности и ценностные отношения;
Метод формирования общественного сознания:
Метод формирования правильного поведения:
Часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение:
Названные виды деятельности «классный час, диспут, викторина, устный журнал» относятся к:
Форма методической работы школы:
Форма работы классного руководителя:
стремится изменить воспитанника;
исходит из приоритетности знаний педагога;
принимает воспитанника таким, каков он есть;
не стремится к изменению ныне существующей целевой установки учебного заведения.
Главная цель воспитания:
всестороннее и гармоническое развитие личности;
Степень создания ситуации успеха по вербализированной формуле: «Очень нужно это сделать…», «У вас непременно получится…»:
авансирование успешного результата;
Выделите на основе характеристики тип отклонений «общая неуспеваемость»:
затрагивает лишь один из предметов;
стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы;
низкая эффективность учебной деятельности;
нарушение отдельных функций эмоционально-волевой сферы.
Кому принадлежат слова: «Учитель живет до тех пор, пока учится»?
Автор педагогического труда «Сердце отдаю детям»:
Термин «дидактика» впервые ввел:
Кому принадлежат слова: «Ребенок – это чистая доска и на ней можно писать все, что угодно»?
Обучение на высоком уровне трудности является принципом какого обучения ответ
Взаимосвязь принципов процесса обучения Ю. К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности. Он предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для его функционирования.
Принципы обучения, отражая ту или иную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективную основу. Так, наметившиеся в настоящее время гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и принципам обучения.
1. Какова взаимосвязь между закономерностями и принципами образования?
2. Что понимается под «закономерностью» в обучении?
3. Чем обусловлено возникновение принципов обучения?
4. Проследите изменение содержания принципов обучения в истории педагогики (на примере принципов природосообразности, наглядности, научности и др.).
5. Дайте характеристику основных принципов и правил обучения.
6. Что понимается под системой принципов обучения?
Литература для самостоятельной работы
СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. В этой связи целесообразно обратиться к их анализу.
Концепция Л. В. Занкова. С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.
Усилия коллектива Л. В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. Такое обучение имело комплексный характер: содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы».
Основу системы обучения по Л. В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
обучение на высоком уровне трудности;
быстрый темп в изучении программного материала;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание школьниками процесса учения;
целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.
Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению Л. В. Занкова, не столько тем, что превышается «средняя норма» трудности, а прежде всего тем, что раскрываются духовные силы ребенка, дается им простор и направление [1]. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с подлинным приобщением школьников к ценностям науки и культуры.
Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится в одно и то же время как достоянием школьника, так и очередной ступенью, обеспечивающей переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая имеет относительный характер.
Например, в программу для III класса включена тема «Значение падежей имен существительных (приглагольных). Некоторые основные значения». Эта тема достаточно высокого уровня трудности для данного возраста, но ее изучение стимулирует развитие мышления школьников. До этой темы они изучили первое, второе и третье склонения существительных и уже знакомы с окончаниями существительных, относящихся к разным типам склонения, но стоящих в одном и том же падеже. Теперь учащиеся должны отвлечься от различий, которые характерны для всех типов склонения, и осмыслить значение того или иного падежа в обобщенной форме. Так, беспредложный творительный падеж, зависящий от глагола, показывается в наиболее типичном для него значении орудия или средства, при помощи которого производится действие (рубить топором, рисовать кистью, писать ручкой и т.п.). Такое обобщение и представляет собой переход к более высокому уровню мышления. Этот принцип своеобразно реализуется в системе обучения учителя-новатора С. Н.Лысенковой [2].
Действенным средством, позволяющим идти быстрым темпом и сильным и слабым учащимся, является применение дифференцированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те же вопросы программы различные ученики проходят с неодинаковой глубиной.
Теоретические знания не исчерпываются терминами и определениями. Большое место в обучении младших школьников занимает усвоение зависимостей, законов (например, переместительный закон сложения, умножения в курсе математики, закономерности сезонных изменений в жизни растений и животных в естествознании и др.).
Данный принцип имеет место при изучении всех предметов. Но он не снижает значения формирования у младших школьников умений и навыков. В системе обучения Л. В. Занкова формирование навыков происходит на основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей.
Принцип осознания школьниками процесса учения вытекает из общепринятого дидактического принципа сознательности. Л. В. Занков, анализируя различные его трактовки (С. В. Иванова, М. Н. Скаткина, Н. Г. Казанского, И. И. Ганелина и др.), подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, признавал необходимость овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), важность позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению Л.В.Занкова, необходимо, но не достаточно. Важным условием развития школьника является то обстоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом его осознания.
Сообщение «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СПБ ГБПОУ «Педагогический колледж №8»
На тему: « Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова »
Подготовила:Студентка 313 группы
Никконен Екатерина Эйноровна
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Другими словами, зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (степень трудности самостоятельно решаемых задач) и уровнем потенциального развития (чего ученик может достигнуть).
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
Л.В. Занков выделил несколько принципов развивающего обучения:
1. Обучение на высоком уровне трудности. Ученик стремится преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся. Это ведет к развитию способностей ученика и его самостоятельности.
2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик не просто изучает теорию, а раскрывает в материале существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами.
3. Высокий темп изучения материала. Повторение не является главным образовательным компонентом. Только при изучении нового материала ученик обращается к повторению старой информации, если это необходимо.
4. Осознание учащимися процесса учения. Ученик осознает себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, как лучше запоминается материал, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам и т.д.
5. Целенаправленная работа над развитием всех учащихся. Нельзя разделять учеников по способностям и нельзя сравнивать учеников друг с другом. Каждый учащийся уникален и должен продвигаться в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.
Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова
С конца 50-х гг. прошлого столетия научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.
Усилия коллектива Л.В.Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей целью их общее психическое развитие, которое понимается как развитие ума, воли, чувств. Последнее и выступает в качестве основного критерия эффективности обучения.
Развитие не сводится к усвоению, оно выражается в появлении психических образований, не заданных напрямую обучением. Подобные новообразования как бы «забегают вперед», за рамки того, чему ребенка обучали. Например, у учащихся появляются зачатки научного определения понятий, которые не давались в процессе обучения; появляется способность к тонкому детальному наблюдению, к многоаспектному осмыслению явлений, к обобщению получаемых частных впечатлений, причем это проявляется при решении новых задач, которым раньше не обучали. Важен и другой аспект: новообразования, возникающие в результате внутренних интегративных процессов, могут проявляться позже соответствующих педагогических воздействий.
Л.В.Занков называет три основные линии развития: 1) развитие отвлеченного мышления; 2) развитие анализирующего восприятия (наблюдения); 3) развитие практических навыков. Эти три стороны психики отражают три генеральные линии отношения человека к действительности: получение данных о действительности с помощью собственных органов чувств — с помощью наблюдений; абстрагирование, отвлечение от непосредственных данных, их обобщение; материальное воздействие на мир с целью его изменения, что достигается практическими действиями.
Л.В.Занков поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось создавать путем организации экспериментальных исследований, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов. Результаты воздействия обучения постоянно сравнивались с уровнем развития детей в обычных классах.
Такое обучение имело комплексный характер. Это выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности эффективности самих принципов дидактической системы» [19, с. 102].
Л.В.Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал зачастую страдает скудностью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков. Развивающее обучение и направлено, прежде всего, на преодоление этих недостатков обучения.
В разработанной Л. В. Занковым экспериментальной системе развивающего обучения заложены следующие принципы:
— принцип обучения на высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении);
— принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);
— принцип осознания школьниками собственного учения. Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции);
— принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).
Таким образом, отличительными чертами системы Л.В.Зан-кова являются:
— высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;
— быстрый темп прохождения учебного материала;
— резкое повышение удельного веса теоретических знаний;
— осознание школьниками процесса учения;
— направленность на высокое общее развитие всех школьников (это стержневая характеристика системы).
Принцип обучения на высоком уровне трудности означает, по мнению Л. В.Занкова, не столько то, что обучение превышает «среднюю норму» трудности, сколько то, что оно раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Педагог имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с приобщением школьников к подлинным ценностям науки и культуры. Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится одновременно и достоянием школьника, и средством, обеспечивающим переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности предполагает соблюдение меры трудности, которая имеет относительный характер.
С принципом обучения на высоком уровне трудности органично связан другой принцип: при изучении программного материала нужно идти вперед быстрым темпом, отказываясь от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное — непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками. Важнее обогащение ума школьника разносторонним предметным содержанием и создание благоприятных условий для глубокого осмысления получаемой информации.
Действенным средством, позволяющим и сильным и слабым учащимся идти быстрым темпом, является применение дифференцированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те же вопросы программы могут изучаться с разной глубиной.
Следующий принцип системы Л. В. Занкова — ведущая роль теоретических знаний уже в начальный период обучения. Этот принцип был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников. Однако утверждение Л. В. Занкова вовсе не означает отрицания роли образных представлений учащихся. Оно лишь говорит о том, что нельзя считать конкретное мышление ведущим показателем уровня умственного развития младших школьников.
Так, младшие школьники способны к овладению научным термином, в основе которого лежит правильное обобщение. Исследования показали, что у учащихся начальных классов отвлечение и обобщение, облеченные в словесную форму, наблюдаются в процессе образования новых понятий, в ходе обобщенного узнавания малознакомых объектов и в осознании нравственных качеств персонажей при чтении художественной литературы. Концепция, согласно которой развитие мышления младшего школьника представляется как постепенное нарастание отвлеченности и обобщенности мышления, устарела. Еще Л. С. Выготский на основе исследования формирования понятий в школьном возрасте отмечал, что оно осуществляется разными путями, в том числе и от абстрактного к конкретному в процессе обучения. Поэтому ограничиваться формированием лишь конкретного мышления у младших школьников — значит тормозить их развитие.
Наряду с усвоением терминов и определений большое место в обучении младших школьников занимает изучение зависимостей, законов (например, переместительного закона сложения, умножения в курсе математики, закономерности сезонных изменений в жизни растений и животных в естествознании и др.).
На основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей происходит формирование практических умений и навыков.
Большое значение Л.В.Занков придавал принципу осознания школьниками процесса учения. Он подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению Л.В.Занкова, необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.
Особое место в данной системе занимает принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.
При традиционной методике обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости. Опыт Л.В.Занкова показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а лишь увеличивает отставание. Неуспевающие не менее, а более других учеников нуждаются в систематическом обучении. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.
Рассмотренные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и другим предметам.
Сравнительное исследование общего психического развития младших школьников в экспериментальных и обычных классах проводилось путем индивидуального обследования. Изучались особенности наблюдения (восприятия), мышления, практических действий по изготовлению заданного предмета. Специально прослеживались особенности развития некоторых детей на протяжении всего начального обучения (лонгитюдное исследование). В частности, анализировалось соотношение мышления и эмоций, наблюдения и мышления, обследовалось состояние общего психического, а не только умственного развития.
Система Л. В.Занкова отличается богатством содержания. В ней поставлена задача — дать общую картину мира на основе наук, литературы, искусства. Здесь нет главных и неглавных предметов. Содержанием обучения должна создаваться гармония красок, звуков, человеческих отношений.
Методам свойственна многогранность, обращенность к пробуждению ума, чувства, положительных эмоциональных переживаний. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, выясняют закономерности, делают выводы. «Развитие — в сотрудничестве» — это важнейшая идея, пронизывающая методы и формы учебной деятельности школьников. В совместном поиске ребенок напрягает свой ум, и даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, что существенно перестраивает моти-вационную сферу.
Гибкость, динамичность структуры урока обусловлены тем, что процесс познания организуется «от ученика». Урок строится с учетом логики коллективной мысли детей и вместе с тем сохраняет целостность, органичность, логическую и психологическую завершенность.
Особое внимание уделяется подбору и формулировке заданий и вопросов. Они должны будить самостоятельную мысль учеников, стимулировать коллективный поиск, активизировать механизмы творчества.
Построение учебников для начальных классов такое, что с ним связывается определенное представление о формировании системы знаний у школьников.
Л. В.Занков считает справедливым, что при усвоении понятия (в любом классе) термин сообщается школьникам не в результате изучения соответствующих явлений, а во время изучения, так как служит средством обобщения. Процесс усвоения термина проходит ряд ступенек, по которым проходит ШКОЛЬНИК И которые приводят его к желаемому результату. Они таковы. Вначале термин употребляется учителем, от детей не требуется оперирования термином. Далее практикуются упражнения в подборе частных случаев к общему понятию. Затем проводятся такие упражнения, когда учащиеся опознают и выделяют обозначаемые данным термином явления из ряда других. После чего следуют упражнения, которые по своей логико-психологической структуре представляют подбор общего понятия к частному случаю. В результате такой работы термин переводится из пассивного словаря школьников в активный.
Учебный материал строится и усваивается школьниками в логике все большей дифференциации знаний, от целого к части. Ученики знакомятся с понятием, которое остается вначале как «неоформленное обобщение». Это понятие все более дифференцируется, уточняется, конкретизируется при изучении других, новых разделов темы. Материал расположен так, что каждое из предложенных заданий находит свое естественное продолжение в последующих разделах. Возвращение к пройденному не сводится к формальному воспроизведению материала в таком виде, в каком он изучался. В системе Л. В. Занкова возвращение к пройденному есть в то же время и значительный шаг вперед.
Предложенная Л. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность, до настоящего времени она остается недостаточно востребованной в школьной практике. В 60 —70-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.
Ориентация школы в конце 80-х — начале 90-х гг. на личност-норазвивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л. В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.