обучение детей монологической речи осуществляется посредством следующих игр и упражнений каких

Консультация Обучение детей дошкольного возраста монологической речи

Консультация для воспитателей логопедических групп детских садов «Обучение детей дошкольного возраста монологической речи».

Шимохина Ольга Владимировна

Одной из главных задач логопедического детского сада является обучение детей связной – монологической речи. К моменту поступления в школу дошкольники должны хорошо владеть навыками устной разговорной речи. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Диалог – наиболее простой и доступный вид речи, потому что в нем участвует не один, а два и более говорящих. Поэтому обучение связной речи в детском саду начинается с построения диалогов. Специфика обучения дошкольников диалогу заключается в том, что основным собеседником, побуждающим детей к ответу, выступает педагог. Взрослый задает вопросы детям, и они отвечают на них.

Прежде чем перейти к обучению монологической речи дети должны хорошо владеть такими формами диалога как: обращение к воспитателю с вопросом и ответ на вопрос воспитателя; обращение с вопросом к другим детям, ответ на вопрос товарища, диалог между двумя детьми; диалог между взрослым и ребенком; диалог по картинке, в игровой ситуации; диалог в парных играх; групповой диалог.

Монолог – это связное высказывание одного ребенка, в котором что-то сообщается.

Обучение монологу мы проводим в такой последовательности: построение связного высказывания по сюжетной картинке из двух – трех предложений; пересказ художественных текстов по вопросам; дидактические игры; описание игрушек, предметов, картинок; оставление рассказов по сюжетным картинам; пересказ художественных текстов без вопросов; составление детьми рассказов о событиях из своей жизни, по наблюдениям, о своей деятельности, на тему и др.

Как видим, обучение производится от самых простых заданий с постепенным усложнением.

Для построения высказывания из 2 – 3-х предложений лучше брать несложные по сюжету картины в соответствии с темой занятия. Например: «Праздник елки в детском саду» (авт. Е.Радина, В.Езикеева). Вопросы к детям: Кто нарисован на этой картине? Какой праздник празднуют дети? Расскажите, как украшена елка, какими игрушками? Что делают дети? Что делает воспитатель? Что подарили детям? Что будут делать дети с игрушками? Как можно назвать мальчиков? Как зовут воспитательницу?

После того, как дети научатся хорошо справляться с таким заданием можно предложить им составить небольшой рассказ по картине (без помощи логопеда или воспитателя).

Аналогично у нас проводится обучение пересказу художественных текстов. Детям читают рассказ дважды, чтобы они поняли содержание художественного текста, затем воспитатель ставит вопросы, стимулируя детей к повторению отдельных фраз.

Хорошим средством развития монологической речи детей является дидактические игры и упражнения, такие как «Магазин игрушек», «Почта», «Радио», «Чудесный мешочек», «Узнай, о ком (о чем) я думаю», «Что в корзине?», «Подарки» и др. Играя, дети учатся описывать игрушки и предметы, составлять небольшие рассказы по образцу, показанному логопедом или воспитателем.

Обучение монологической связной речи проводит как логопед, так и воспитатель на занятиях. Поэтому их работа находится во взаимосвязи. Планы логопеда и воспитателя перекликаются по темам, чтобы достичь большего результата.

Особо надо подчеркнуть роль игры, игровой ситуации при обучении связной монологической речи. Ребенок с охотой выполнит интересное занятие задание, поиграет в предложенную ему игру. Поэтому мы стараемся на начальном этапе быть инициаторами и руководителями дидактических игр, способствующих развитию связной монологической речи, а затем только участниками.

Пример игры «Магазин игрушек»

Воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы с вами будем путешествовать, поедем в Москву. Сели мы все в вагоны. Поезд тронулся: чу-чу-чу. (Дети повторяют). Мы приехали в Москву. Поезд остановился: ш –ш – ш. Мы вышли из вагонов и пошли в магазин детских игрушек. Много игрушек в магазине. Мы будем их покупать. Посмотрите, какие игрушки стоят на полках. (Дети называют игрушки). Я буду продавцом, а вы покупателями. Вы должны зайти в магазин, не называть игрушку, а рассказывать все о ней так, чтобы продавец догадался, какую игрушку вы хотите купить».

«Почтальон принес письмо» (по теме «Детский сад»). Логопед – почтальон раздает всем детям письма (сюжетные картинки о детском саде) и говорит: «Ребята, нам прислали письма дети из московского детского сада. В них они написали о том, что они делают в детском саду. Затем по очереди дети читают свои письма. (Рассказывают по сюжетным картинкам).

В конце первого и на втором году обучения мы, логопеды и воспитатели стимулируем детей к составлению небольших рассказов: описание предмета, игрушек, явлений (название предмета, цвет, размер, из чего сделан, составные части или внешний вид, для чего нужен этот предмет), описание действий других детей: рассказы из личного опыта («Моя семья», «Как я помогаю маме», «Моя любимая игрушка», «Мои родители», «Праздник в семье, в детском саду и др.)

С детьми постарше логопед составляет более сложные рассказы (на заданную тему, по опорным вопросам, продолжение детьми рассказа логопеда или воспитателя).

Основным приемом обучения детей связной речи является образец рассказа педагога. Мы привлекаем к работе с детьми родителей. У каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь для работы дома, куда логопед записывает различные задания, в том числе и по развитию связной речи. Например, опиши овощ или фрукт, игрушку по данному образцу; составь маленький рассказ с данными словами; на какую-то тему. Логопед записывает образец в тетрадь.

В вечернее время после сна воспитатель занимается детьми по заданию логопеда. Задания записываются в тетрадь каждый день, и воспитатель фиксирует в ней результат занятий. Воспитатель организует работу с детьми как индивидуально, так и подгруппами по 2 – 4 человека. В вечернее время закрепляется материал, пройденный утром.

Информацию по формированию устной монологической речи и развитию словаря родители могут получить в детском саду в уголке для родителей. В отведенное для работы с родителями время, логопед знакомит мам и пап с успехами работы с детьми, дает консультации н различные темы, знакомит с пройденным материалом, проводит беседы и дает рекомендации, как правильно выполнить то или иное задание по индивидуальной тетради ребенка.

Родители имеют возможность посетить занятия логопеда с их ребенком и самим посмотреть, как проходит учебный процесс в детском саду. Для этого в нашем саду был организован месячник открытых дверей.

Формирование монологической речи – это конечная цель развития устной речи. Овладев ею, ребенок имеет большой активный и пассивный словарь. А работа по развитию и обогащению словаря начинается у нас с момента поступления ребенка в детский сад, и участвуют в этой работе все: и логопеды с воспитателями, в первую очередь, и помощники воспитателей, музработник, изоинструктор, физрук, психолог – все члены взрослого коллектива.

Читайте также:  какие последствия для различных стран и народов евразии имели монгольские завоевания и образование

Целенаправленно работа по обогащению и развитию словаря ведется логопедами и воспитателями на занятиях. Материал разбит на темы, которые содержат определенный объем слов: глаголы, существительные, прилагательные, местоимения, наречия, предлоги и т.д. На занятиях дети знакомятся со значением новых слов, учатся правильно их произносить, использовать в речи. Вся работа по обогащению словаря проводится с использованием различных дидактических игр, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Планирование работы осуществляется на основе знания программы воспитания и обучения в детском саду, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, усвоения пройденного материала. Обогащение и расширение словаря может проводится воспитателями в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду, в различных режимных моментах, на прогулке и в процессе общения с ребенком. Логопед периодически знакомит родителей с объемом слов по теме, которая закрепляется в данный момент.

Например, тема «Семья»

Существительные: семья, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, сын, дочь, дом, внук, внучка.

Прилагательные: родной, младший, старший, большая, старенький, молодой, маленький, большой, дружная.

Глаголы: иметь, есть, жить, дружить, любить, уважать, жалеть, помогать, играть, учиться, работать.

Местоимения: я, меня, моя, нас, мы.

Наречия: дружно, хорошо.

Отрицательная частица: нет.

При составлении словаря – минимума необходимо пользоваться примерным словарем, данным в типовой программе, и руководствоваться следующими принципами отбора слов:

1) Практическая ценность слова для данного этапа обучения. Так, следует включать в словарь уже на первых этапах обучения слова, необходимые для общения, в том числе и те, произношения которых вызывает затруднение, например слова: здравствуйте, встречать, здороваться, встать, знакомиться.

2) Доступность слова по звуковому составу.

3) Частотность употребления слова по данной теме. В активный словарь по изучаемой теме нужно включать слова, способствующие активному общению детей.

4) Тесное единство первой и второй сигнальной систем. При ознакомлении с каждым новым словом следует соблюдать принцип наглядности, обеспечивая непосредственное чувственное восприятие ребенком предмета или явления, обозначенного этим словом.

Количество новых слов на одном занятии на первом году обучения не должно превышать 6 – 8, на втором году – 10 – 12 слов. В словарной работе с детьми используются такие приемы, как показ с называнием, объяснение, повторение, игровые упражнения и ситуации.

Введение нового слова (т.е. его семантизация) на занятии осуществляется в определенной последовательности:

1. Показ и называние предмета, игрушки, действия, качества, обозначаемого данным словом.

2. Показ картинки, на которой изображен данный предмет, и называние этого предмета.

3. Повторение слова детьми (индивидуально, хором).

4. Включение данного слова в предложение. Повторение детьми предложений.

5. Игровые ситуации и упражнения на закрепление данного слова.

Источник

Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений

36d457fe271367c596fa696698c7e619 Ирина Красильщикова
Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений

Автор Ирина Красильщикова

Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений

Вопросы развития связной речи детей изучались в разных аспектах: психологическом, логопедическом, психолингвистическом, такими педагогами, как А. М. Бородич, Э. П. Короткова, А. П. Усова, К. Д Ушинский, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, Л. С. Выгодский, А. А. Лернтьев и многие другие. Определяя понятие связной речи, необходимо понимать любую единицу речи. Как следствие данного определения, следует, что каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др. характеризуют связную речь, как высшую форму мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Анализ литературных источников позволил сделать вывод, что понятие «связная речь» можно отнести как к диалогической, так и к монологической формам речи.

По мнению В. П. Глухова диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, не смотря на различия. Монологическая речь органически вплетается в диалогическую в процессе общения. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание [1]. По мнению В. П. Глухова связность речи включает развитие таких умений, как:

-умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике);

-повествование (динамика событий в движении и времени);

— умение рассуждать (установление причинно-следственных связей).

Многие исследователи (И. Р. Гальперин, С. И. Гиндин, Т. М. Дридзе, Л. П. Доблаев, Г. А. Золотова, Л. А. Киселев, Г. В. Колшанский и др.) отмечают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладение рядом языковых умений:

— соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели;

— строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;

— отбирать адекватные лексические и грамматические средства;

— пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации;

— соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств [2].

Рассматривая развитие речи дошкольников в онтогенезе, можно отметить, что диалог появляется у ребенка значительно раньше монолога. Первые попытки общения проявляются в виде ответа ребенка на обращения взрослого: отдельные звуки, движение глаз, поворот головы, улыбка. К зарождению диалога можно также отнести и требования со стороны ребенка к удовлетворению его основных жизненных потребностей: пить, кушать, спать, играть.

Рассматривая поэтапно развитие связной речи ребенка дошкольного периода, наблюдается, что после 3 лет интенсивно начинает развиваться фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни.

Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка становится более сложной. Он начинает строить предложения уже в среднем из 5-6 слов, использует в речи предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения., ребенок способен легко запоминать и рассказывать стихи, сказки, передавать содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает проговаривать свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. Детям становятся доступны такие виды монологической речи, как простое описание предмета и повествование. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь.

Развитие навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей. Это одновременно способствует совершенствованию речевого развития ребенка. Как отмечает Л. П. Федоренко: «Чтобы дети могли понимать связную речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями». [3]

Читайте также:  какие народы относятся к тюркоязычным

Речь ребенка в дошкольном периоде как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым.

С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста — связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний.

Таким образом, связная речь – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.

Дидактические упражнения на развитие монологической речи

детей старшего дошкольного возраста

1. Упражнение «Мишкины картинки»

Цель: Упражнять детей в умении подбирать образные слова для ха-рактеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки элементами модели.

Материал: предметно-схематические модели для описания объектов; картинки отражающие особенности внешнего вида, образ жизни и поведение животных; игровой персонаж Мишка.

Описание упражнения. Воспитатель говорит:

— Мишка получил письмо, вот оно. (Показывает элементы модели.) Письмо в картинках. Мишка не может его прочитать. Поможем Мишке? О ком это письмо? (По первой картинке дети узнают, что письмо о кошке.) Теперь надо прочесть, что написано о кошке, что нарисовано, на этой картинке. (Показывает вторую карточку модели.) Найдите эти факты на картинках, разложенных на столе.

Играющие отбирают те картинки, которые, по их представлению, соответствуют элементам модели. Выигрывает тот, кто подобрал больше картинок и придумал более точные и образные слова для письма.

Затем воспитатель объединяет все выбранные детьми картинки в ряд под карточкой (элементом модели) и вместе с детьми читает письмо, адресованное Мишке, начиная с первой картинки (с изображения кошки). Аналогично подбираются и выкладываются картинки к следующим карточкам-моделям.

Подводя итог, обращается внимание на то, как много фактов может обозначить одна карточка.

2. Упражнение «Нарисуем портрет»

Цель: Закреплять у детей представления об описании и его структурных элементах используя схематическую модель; учить определять недостатки описания.

Ход упражнения. — Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит нарисовать портрет своего друга. Дети, спросите, какой он? (Дети спрашивают.)

Незнайка. Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший.

— Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли представить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Что вы еще хотели бы узнать? (Надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)

Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи: сколько признаков вы назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и действия, которые выполняет наш персонаж. Не все их можно нарисовать карандашом или мелом, но мы можем дать словесное рисование, то есть не только описать, какой друг у Незнайки, но и рассказать, какой у него характер, чем он отличается от других мальчиков и что умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с яркими звездочками или с васильками, то это будет художественное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образным, вы должны на-учиться подбирать разные сравнения и определения к словам. Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажите, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На что похожи желтые листья? (На золотых рыбок, которые плавают в воде. Они как золотые рыбки.) Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.

3. Упражнение «Магазин игрушек»

Цель: Учить составлять описательные рассказы по схеме; группировать предметы по одному признаку, развивать речь, творческое воображение.

Материал. Игрушки: мяч, машинка, пирамидка, цыплёнок, петушок, колобок, шарик, домик, лягушка; схема описания игрушки (Ткаченко).

— А ещё чем отличаются игрушки? (Одни игрушки большие, другие маленькие). Группируем игрушки по величине. А ещё все игрушки можно разделить по форме. Круглый мячик, шарик, колобок, цыплёнок. Треугольные: пирамидка. Прямоугольные: кубик, машина. Сложная форма: домик. А ещё, все игрушки сделаны из какого – либо материала. Игрушка из дерева – деревянная, игрушка из железа – железная, игрушка из резины – резиновая, игрушка из пластмассы – пластмассовая. А ещё игрушками можно по – разному играть. (дети рассказывает, как можно играть с игрушками).

— Вот мы с вами и составили схему (показываем). Чтобы описать игрушку, надо рассказать: какого она цвета, какой формы, какого размера, из какого материала сделана, как ею можно играть. Мы рассмотрели все игрушки в нашей витрине. Попробуйте догадаться, какую игрушку я сейчас себе куплю: она зелёного цвета, маленькая, круглая, сделана из резины, она прыгает и квакает. Вы догадались? (Это лягушка). Теперь вы знаете, как купить игрушку в нашем магазине. Надо рассказать о ней. Продавцы в этом магазине тоже будут необычные – это будите вы сами. Кто из вас первым пойдёт покупать игрушку?

Дети рассказывают об игрушках (пользуются схемой) «продавец» отгадывает, что это за игрушка, и покупатель становится «продавцом» следующей игрушки. Магазин закрывается, когда все игрушки будут «проданы».

4. Игровое упражнение «Выбери начало»

Цель: Закреплять у детей представление о структуре повествова-тельного текста, о его первой части — начале используя предметную модель.

Ход упражнения. Детям читают рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.

-Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и т. п.) Сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т. п.)

Затем детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны мес-тами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером Катя и Варя должны были мыться в ванне. Вышла у них ссора, кому прежде влезть».

— Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа.) Дети составляют из вагончиков последовательность рассказа.

Читайте также:  какие растения зимуют в горшках на улице

5. Упражнение «Волшебный телевизор»

Цель: развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое.

Ход упражнения: Детям предлагают посмотреть телевизор, объясняя:

-Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение». (Иллюстрации к сказкам, придуманным детьми и склеенные в ленты, демонстрируются по «телевизору»).

Список использованных источников и литературы

3. Федоренко, Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко. —Москва: Просвещение, 1977,—276 с.

4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. —Москва, 1981,—360 с.

5. Ушакова, О. С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное воспитание. 1972 г. № 9,—126 с.

6. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. —Москва: ВЛАДОС, 2004,— 277 с.

Использование ИКТ в развитие монологической речи старших дошкольников Развитие связной речи у старших дошкольников проходит достаточно сложно, их речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми.

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников» Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Развитие речи детей старших дошкольников посредством.

Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений Методическая разработка: Тема: Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений для закрепления.

Развитие выразительности речи дошкольников с помощью театрализации Проблема развития речи у детей дошкольного возраста достаточно широко изучена в педагогической науке и практике. Для всецелого общения детей,.

Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе В современное время наука рассматривает игровой метод обучения детей как наиболее эффективное средство развития ребенка старшего дошкольного.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством использования дидактических игр» В 2017-2018 учебном году я приняла детей второй младшей группы. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится.

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать.

Источник

Обучение дошкольников монологической речи

f9d74cad9f1c33670c86e5b81c96dcc5 раиса часовских
Обучение дошкольников монологической речи

Исследователь Леонтьев считает, что монологическаяречь имеет некоторые особенности:

вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если

слушатели не знали раньше о предмете высказывания.

Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.

При формировании у детей монологической речибыли поставлены следующие задачи:

1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.

2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Поддерживать интерес к рассказыванию.

5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.

6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.

Методами монологической речи являются:

1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.

Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы.Например:

Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.

От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы.Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:

Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?

Ребенок.В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.

Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать,дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»

Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.

Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.

Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок.

Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.

Таким образом,у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?

В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.

Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?

Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?

После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.

Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?

Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.

Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.

Формирование умений и навыков связной речи у детей с ОНР. Речь – это главное средство общения между людьми. Наша задача – научить детей правильной диалогической и монологической речи. Диалогическая.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector