- Школьникам разрешили выбирать предметы для углублённого изучения. Как это работает?
- Новая система действует с начала 2018-2019 учебного года.
- №1. Как разделили учебную программу в школах?
- №2. Что такое инвариантный компонент?
- №3. Что такое вариативный компонент?
- №4. Зачем ввели разделение?
- №5. Что представляет собой новый учебный план?
- №6. Какие предметы обязательны для учеников 5-9 классов?
- №7. Какие предметы вы можете выбрать для детей в среднем звене?
- №8. Обязательные предметы для учащихся 10-11 классов
- №9. Предметы по выбору для школьников из 10-11 классов
- №10. Почему эта система рассчитана только на школы с 11 классами?
- №11. Можно ли отказаться от необходимости выбирать предметы?
- №12. Как это работает в других странах?
- Система образования в Казахстане в 2021 году
- Система образования в средней школе Казахстана
- Содержание и программы
- Оценивание
- Учебная нагрузка
- Языки обучения
- Новые предметы и современные учебники
- Система высшего образования в Казахстане
- Профилизация в вузах
- Система антиплагиата
- Заочное или дистанционное обучение
- Система колледж — вуз
- Аттестаты для детей с особыми потребностями
- Стипендия «Болашак»
- Школьники на севере Казахстана будут изучать новые предметы
- Новая система образования в Казахстане
- Новая система образования в средней школе Казахстана
- Новая система высшего образования в Казахстане
Школьникам разрешили выбирать предметы для углублённого изучения. Как это работает?
Новая система действует с начала 2018-2019 учебного года.
В Казахстане уже с пятого класса дети будут определяться с тем, что им больше всего нравится учить. В дальнейшем это должно помочь с выбором профессии.
По сути ранняя профилизация идёт уже в начальных классах, но углублённая подготовка стартует в среднем звене. Предметы родители и их дети смогут выбирать сами. Informburo.kz разобрался, какие это дисциплины и как нововведение поможет школьникам.
№1. Как разделили учебную программу в школах?
Разделение на инвариантный и вариативный компоненты программы действует с начала учебного года 2018/2019. Теперь родители школьников могут выбрать для детей дополнительные предметы для углублённого изучения.
Соответствующий приказ министра образования вышел в сентябре 2018 года.
№2. Что такое инвариантный компонент?
№3. Что такое вариативный компонент?
Вариативный компонент позволяет выбрать ещё несколько предметов – для углублённого изучения.
В 5-9 классах выбирают три предмета: два из уже определённых пар и один из оставшихся.
В 10-11 классах на выбор также два предмета для углубленного изучения (по два часа в неделю) и один дополнительный на выбор (час в неделю).
№4. Зачем ввели разделение?
№5. Что представляет собой новый учебный план?
Пул предметов и варианты на выбор у классов разные. Один учебный план разработан для 1-4 классов, другой – для 5-9 и третий – для 10-11.
В учебном плане написано, что для школьников 1-4 классов родители дополнительно могут выбрать секцию для своего ребёнка. Это могут быть секции как спортивного, так и творческого направления.
Для 5-9 классов в дополнении к предметам инвариантного компонента родители выбирают три предмета из вариативного компонента. Для 10-11 классов предусмотрены обязательные предметы и предметы по выбору.
№6. Какие предметы обязательны для учеников 5-9 классов?
Это предметы инвариантного компонента. 10-12 часов в неделю выделяется языковым предметам:
4-6 часов в неделю предусмотрено для математики и информатики. В этот сегмент входят математика (для 5-6 классов), алгебра (7-9 классы), геометрия (7-9 классы) и информатика (для 5-9 классов).
1-4 часа для естествознания: естествознание для 5-6 классов, а также физика, химия, биология и география для 7-9 классов.
3-4 часа на изучение предметов из категории «Человек и общество». Это история Казахстана, всемирная история, основы права (для 9 классов) и самопознание.
1-3 часа выделено для категории «Технологии и искусства»: музыка и художественный труд – для 5 классов.
Есть категория физической культуры, куда включён одноимённый предмет для всех классов по два часа в неделю.
№7. Какие предметы вы можете выбрать для детей в среднем звене?
В среднем звене с седьмого класса родители выбирают для своих детей три предмета по выбору. Из них два предмета – из уже существующей комбинации плюс ещё один предмет из инвариантного компонента.
Комбинации предметов следующие:
№8. Обязательные предметы для учащихся 10-11 классов
К общественно-гуманитарному направлению относятся русский язык, русская литература, казахский язык, казахская литература, иностранные языки. Каждому предмету уделяется от одного до трёх часов в неделю в зависимости от языка обучения.
Также есть 10 непрофильных предметов. Это технология (один час в неделю), алгебра и начало анализа (три часа в неделю), геометрия (час в неделю), информатика (час в неделю), биология (час в неделю), география (час в неделю), физика (час в неделю), химия (час в неделю), физическая культура (три часа в неделю), а также час в неделю начальной военной подготовки (НВП).
Для естественно-математического направления предусмотрены такие профильные предметы, как алгебра и начало анализа (три часа в неделю), геометрия (два часа в неделю), информатика (час в неделю), биология (два часа в неделю), география (два часа в неделю), физика (три часа в неделю), а также химия (два часа в неделю).
Таким непрофильным предметам, как казахский язык, казахская литература, русский язык, русская литература, иностранный язык, уделяется от одного до четырёх часов в неделю в зависимости от языка обучения. Также есть история Казахстана (два часа в неделю), всемирная история (час в неделю), самопознание (час в неделю), технология (час в неделю), физическая культура (три часа в неделю), НВП (час в неделю), а также человек, общество, право (час в неделю).
№9. Предметы по выбору для школьников из 10-11 классов
Нужно выбрать два предмета углублённого изучения – по три часа в неделю. Доступны физика, химия, биология и география.
Также нужно выбрать ещё один предмет из пула стандартного обучения (один час в неделю). Это может быть всемирная история, основы предпринимательства и бизнеса, графика и проектирование или основы права.
№10. Почему эта система рассчитана только на школы с 11 классами?
В Министерстве образования и науки РК сообщили, что сейчас решается, как данная система будет интегрирована в систему с 12-летним школьным образованием.
Пока этот вопрос остаётся открытым.
№11. Можно ли отказаться от необходимости выбирать предметы?
В пресс-службе Министерства образования и науки РК пояснили, что отказаться от такого формата нельзя. Учебная программа подразумевает определённое количество часов нагрузки, которое школьники должны пройти. В противном случае, отметили в МОН РК, полученное среднее образование будет неполным.
№12. Как это работает в других странах?
В частных школах США школьники могут выбрать к основным предметам ещё несколько дополнительных. Также дети с родителями сами выбирают, сколько часов в неделю хотят уделять тому или иному предмету.
В старших классах государственных и частных школ Канады дети самостоятельно выбирают предметы, но только в 10-13 классах. Ещё несколько предметов можно взять на себя по усложнённой программе (The advanced placement program). Хорошие оценки по выбранным дисциплинам будут преимуществом при поступлении в вуз.
В средних классах школ Сингапура, Таиланда и Филиппин предметы разделили на гуманитарное и математическое направления. В каждом свой пул. Дополнительно школьники могут выбрать занятия спортом или компьютерные курсы. На особом месте языковые курсы.
В школах Украины дети тоже могут выбрать несколько предметов для углублённого изучения. Обычно это те из них, которые необходимы для Внешнего независимого оценивания (аналог казахстанского ЕНТ).
Система образования в Казахстане в 2021 году
Система образования в Казахстане: Freepick
Система образования в Казахстане определяет будущее страны. Вот почему общество так пристально наблюдает за происходящими в ней реформами. Уточним, с какими нововведения в образовательной системе столкнутся школьники, студенты и их родители.
Система образования в средней школе Казахстана
Образование в Казахстане реформируется уже несколько лет. Неизбежность этого процесса обуславливает динамика, с которой развивается наука и техника, информационное пространство. Новая система образования в Казахстане внедряется, чтобы дети становились мобильными и результативными взрослыми, были готовы осваивать меняющиеся технологии.
Школьное образование в Казахстане сейчас построено так:
Содержание и программы
Новая программа обучения в школах РК внедряется уже в течение нескольких лет. На нее постепенно переходят учащиеся разных классов.
В чем заключаются обновления? Новые требования существенно меняют подходы к получению знаний: репродуктивное воспроизведение информации уходит на второй план, учителя стараются развивать критическое мышление, учат сопоставлению и анализу фактов.
Оценивание
Новаторским подходом в определении успеваемости стало критериальное оценивание. Эту технологию используют для оценки личных достижений учащихся, выявления их сильных сторон и указания аспектов, над которыми надо работать.
Оценивание проводится или по всей теме, или по отдельному заданию. Формально оценка выражается по-разному: смайлики, наклейки, надписи, сделанные учителем.
Отсутствие поточных оценок затрудняет понимание родителями ситуации с успеваемостью ребенка. Им следует помнить, что:
Данные учителя вносят в электронные дневники, которые доступны для просмотра онлайн.
Учебная нагрузка
Среднее образование в РК: Freepick
МОН РК порекомендовал уменьшить общее количество часов обучения, то есть снизить учебную нагрузку. Для младшей школы оно составило 2–3 часа, с 5-го по 7-й классы нагрузку снизили на три часа, а с 8-го ее стало меньше на четыре часа.
Сокращение произошло после усовершенствования учебных планов и сокращения часов изучения предметов. Также была пересмотрена деятельность на физкультуре: дети получили возможность выбирать для занятий хореографию или спорт.
Обновленная система образования РК рассчитана на то, что школьники не только будут интенсивно осваивать знания, делать домашние задания, но и полноценно отдыхать. Время, которое отводится на подготовку домашних заданий, существенно сократилось и составляет:
С таким режимом уменьшится эмоциональная и психологическая нагрузка на детей и повысится уровень закрепления знаний.
Кроме того, была рекомендована пятидневная неделя для полноценного отдыха школьников и учителей. Давать учебные задания на время каникул запретили. В специализированных школах можно давать литературу для чтения, вести подготовку проектных работ.
Языки обучения
По мере того как в обществе меняется национальная гуманитарная стратегия, начались изменения и в школах:
Интересным нововведением стало внедрение изучения некоторых предметов (химии, физики, биологии) на английском языке. Такой вариант пока возможен лишь для старшеклассников после соответствующего решения совета попечителей.
Новые предметы и современные учебники
Реформы в школах РК: Freepick
В школьную программу добавили курс «Основы жизнедеятельности». В курсе литературы и истории дети в 5–7-х классах начали изучать краеведение. В отдельных школах вводятся курсы робототехники.
Изменилась ситуация с учебниками:
Реформы коснулись и учителей. Каждый вид выполняемых работ теперь оплачивается. Были пересмотрены различные бюрократические моменты с целью уменьшения документов, которые надо оформлять.
Еще одно новшество коснулось распределения государственного финансирования школ. Теперь его размер определяется количеством учащихся. Таким образом, каждая школа заинтересована в высоком уровне обучения.
Описанные усовершенствования нацелены на то, чтобы оптимизировать среднее образование в Казахстане, повысить качество знаний и умений, приобретаемых школьниками, формировать самостоятельную и деятельную личность.
Система высшего образования в Казахстане
Молодежь в стране получает высшее (бакалавр, специалист) и послевузовское образование (магистратура, резидентура, докторантура). В государственные и частные вузы абитуриенты поступают по результатам единого вступительного экзамена — ЕНТ. В этой сфере реформы таковы:
Профилизация в вузах
Высшее образование в РК: Freepick
Некоторые высшие учебные заведения предлагают специальности, которые у молодежи не пользуются спросом. Поэтому каждый год на них не добирают студентов. Профильные министерства будут отменять лицензии вузам на такие специальности.
Это поможет провести модернизацию вузов, чтобы сформировались конкурентные профильные направления. Данный процесс предполагает улучшение качества преподавания и получаемых знаний, развитие материально-технической базы.
Система антиплагиата
За последние годы снизилась самостоятельность в выполнении студентами различных письменных работ, в том числе дипломных:
Объемы информации, представленные в Сети, огромны и не всегда можно отследить ее источники и проверить достоверность. Поэтому разработана система, которая будет использоваться для проверки всех письменных работ. Особенно тщательной проверке предполагается подвергать дипломные и магистерские работы, так как по ним оценивают результат обучения студента и его профессиональную подготовку.
Заочное или дистанционное обучение
Ранее в РК существовала заочная форма обучения для студентов, но с 1 января 2019 года она была приостановлена. Причиной такого государственного решения стал тот факт, что уровень знаний, который при этом получали выпускники, сильно отличался в худшую сторону по сравнению с очным отделением.
На смену заочному образованию сегодня приходит современное дистанционное высшее образование или система неполной занятости (part time). Теперь возможно составление гибкого графика: лекции и занятия проводят в выходные дни или вечером. Те студенты, которые поступили на заочную форму с 2018 года и ранее, будут доучиваться и получать дипломы по старым правилам.
Система колледж — вуз
Студенты в Казахстане: Freepick
В Казахстане с 2019 года запущен пилотный проект, который позволил выпускникам некоторых колледжей (их 46) продолжать обучение в вузах по новым условиям: студентов переводят в университет по результатам выполнения учебного плана. Это стало возможным благодаря единой системе кредитно-модульного обучения.
Аттестаты для детей с особыми потребностями
Ранее детям с задержками умственного развития выдавали справки. Теперь для них предусмотрены аттестаты с иной серией, чем у остальных выпускников.
Особенные дети получили возможность поступать в колледжи, приобретать рабочие специальности. Это нововведение сняло проблему с нарушением прав человека по отношению к таким детям и открыло для них перспективу социализации.
Стипендия «Болашак»
Эту стипендию учредил Президент Казахстана, чтобы дать возможность молодежи получать научные степени и проходить стажировку в известных мировых компаниях. Для ее получения необходим высокий средний балл аттестата, а также владение на высоком уровне казахским и иностранными языками.
Реформы, которые переживает образовательная система Казахстана, — это объективная необходимость. Их вызвала динамика, с которой развивается наука, экономика и технологии.
В новой реальности и требования к людям стали новыми. Они должны быть не просто умными, а креативными, иметь нестандартное мышление, быть мобильными и динамичными, быстро осваивать новые технологии.
Национальная экономика развивается благодаря человеческим ресурсам. Поэтому система образования в Казахстане постепенно обновляется, чтобы растить индивидуумов, способных делать существенный вклад в этот процесс.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Школьники на севере Казахстана будут изучать новые предметы
23.08.2021, 17:24 | 17 441.
В преддверии нового 2021 – 2022 учебного года руководитель управления образования Северо-Казахстанской области Гульмира Каримова рассказала, как будут обучаться школьники и какие изменения ждут учащихся, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
Занятия для учеников всех классов начнутся в традиционном формате с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Изменена продолжительность урока. Теперь он будет идти 45, а не 40 минут, как было в последние годы.
Первого сентября праздничные линейки пройдут для учеников 1 и 11 классов, где первоклассникам вручат «Әліппе» и «Букварь». Остальные начнут учебный год с классного часа на тему 30-летия Независимости Республики Казахстан и 180-летия Ыбырая Алтынсарина.
По словам Гульмиры Каримовой, полностью завершён переход на обновлённое содержание образования.
— С 1 сентября в школьном расписании у первоклассников появятся новые предметы «Цифровая грамотность» и «Әліппе/Букварь». В шестом классе при наличии педагогов и материальной базы в рамках предмета «Музыка» рекомендован курс «Домбыра». Для учащихся 5-11 классов вводятся новые курсы по выбору «Порядочность», «Экология», «Критическое мышление и эмоциональный интеллект», «Медиаграмотность», «Светскость и основы религиоведения», «Основы предпринимательства и бизнеса», — рассказала руководитель управления образования региона.
Более 75 тысяч ребят совсем скоро придут в школы Северо-Казахстанской области, что на 2,5 тысячи больше, чем в прошлом году. В регионе будут работать 472 школы. Впервые переступят порог школы 8 тысяч первоклассников. В областном центре их более 4 тысяч.
Как и в прошлом году обучение будет идти по принципу «один класс – один кабинет». Будут организованы смены и подсмены. Расписание звонков на перемены составлено по скользящему графику, в разное время для каждой параллели. Питание организовано с 30% наполняемостью обеденного зала. Реализация буфетной продукции только в индивидуальных упаковках.
Читайте новости в удобном формате в нашем Телеграм-канале!
В случае выявления заражения учащегося или учителя класс переходит на дистанционный формат обучения. При необходимости ученики смогут получить компьютерную технику под ответственность родителей. Как сообщила Гульмира Каримова, в регионе её достаточно.
Для работы в дистанционном формате нужен интернет. На сегодняшний день все школы области имеют 100% доступ к сети, из них 62 школы подключены к интернету через спутниковую связь.
— К широкополосному интернету (ШПД) подключено 455 школ или 98,5 %. Петропавловск и райцентры имеют 100% подключение, в селе 73,6% или 335 школ. Для подключения к ШПД школ Айыртауского района из местного бюджета выделено 15 млн тенге. На сегодняшний день идут работы по закупу оборудования, — пояснила Гульмира Каримова.
При переходе на дистанционное обучение учебный процесс пойдёт как в синхронном, так и в асинхронном формате на образовательных платформах «Дарын он-лайн», «Edupage», «Microsoft Teams», «Bilimland». Оценивать учеников будут, как в прошлом году. Сохраняются СОРы, СОЧи и ежедневное формативное оценивание. Ученикам 1 класса оценки не ставят.
В колледжах занятия в новом учебном году начнутся в традиционном формате. Как и в школах, здесь будут обучаться в несколько смен с отменой кабинетной системы. При ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации по решению главного санитарного врача области, организации ТиПО переходят на комбинированный или дистанционный формат обучения.
На всех объектах образования внедрён проект «Ashyq». Сейчас приложение устанавливают в общежитиях, столовых, буфетах, учебно-производственных мастерских колледжей. Это позволит проводить ежедневный мониторинг сотрудников на определение уровня опасности.
На данный момент получили вакцину от коронавируса 98% преподавателей и 97% технического персонала учреждений образования.
Новая система образования в Казахстане
Новая система образования в Казахстане 2019–2020 — этап в создании эффективной учебной модели, цель которой — это повышение функциональной грамотности выпускников. С какими изменениями в системе обучения столкнутся школьники и студенты, расскажем подробнее.
Новая система образования в средней школе Казахстана
Система образования в Казахстане с 2016 года претерпевает изменения. Это неизбежный процесс, обусловленный динамикой развития науки и техники, информационного пространства. Человек должен быть мобильным и результативным, иметь возможность быстро менять профориентацию, быть готовым к освоению меняющихся технологий.
Все это существенно изменило требования к школьному обучению и профессиональной подготовке в вузах. Эффективность индивидуума определяет не количество полученных им знаний, а разнообразие умений и навыков, которыми он овладел, и возможностями их применения.
Действительно, в период интернета нет нужды запоминать множество фактов, дат, событий. Достаточно получить навыки работы с информацией, развить критичность мышления, сформировать умение устанавливать аналогии между фактами и интерпретировать их. Тогда проще менять профессиональные направления, повышать собственную результативность и, следовательно, конкурентоспособность на рынке труда.
Какие же изменения в связи с этим переживает образование Казахстана? Расскажем детальнее о том, что собой представляет реформа, чего ждать школьникам, педагогам и родителям:
О том, что представляют собой новые подходы к обучению и оцениванию детей, знают родители первоклассников и второклассников. Коснулись эти изменения и учащихся 5-х и 7-х классов. В текущем году к ним присоединились 3-й, 6-й и 8-й классы. Новая программа проходит апробацию и в 4-м классе и старшей школе.
В чем суть обновлений? Согласно новым требованиям, существенно изменился подход к получению учащимися знаний: важно не количество репродуктивной информации, освоенной ребенком, а развитие критического мышления — умения сопоставлять и анализировать факты.
Критериальное оценивание — это новаторский подход в определении успеваемости ученика. Эта технология позволяет оценить личные достижения учащегося, выявить его сильные стороны и указать те аспекты, над которыми следует поработать.
Критериальность помогает школьнику развивать свои умения и навыки, адекватно рассматривать личные успехи и просчеты. Такое оценивание может проводиться как по определенному виду заданий, которые выполняет ученик, так и по теме, которую изучают на уроке. При этом формальное выражение оценки может быть различным: смайлик, наклейка, надпись, сделанная учителем.
Родителям в этом случае сложно сориентироваться, каковы же успехи ребенка, потому что поточных оценок нет. Об эффективности усвоения ребенком учебного материала они узнают из показателей контрольного теста, которым завершится изучение той или иной темы. Этот результат (СОР — суммарное оценивание раздела) имеет процентное выражение, то есть показывает, на сколько процентов ученик справился с заданиями.
Сумма всех СОР за четверть и оценка за четвертную контрольную работу составят результат за четверть. Все эти данные учителя представят в электронном дневнике ученика, который родители могут просмотреть онлайн.
МОН РК рекомендует школам уменьшить общее количество часов обучения, то есть снизить учебную нагрузку. Теперь младшая школа будет учиться на 2–3 часа меньше (1–2 и 3–4 классы соответственно), с 5-го по 7-й класс нагрузка снизится на 3 часа, а с 8-го — на 4 часа.
Такое сокращение произойдет благодаря совершенствованию учебных планов и сокращению часов, отведенных для изучения алгебры, казахского и английского языков, национальной истории, литературы и информатики. Будут пересмотрены виды деятельности на уроках физкультуры: дети получат возможность 1 час заниматься хореографией, играть в спортивные игры.
Чтобы разгрузить детей, дать им возможность отдохнуть и восстановиться после напряженного учебного дня, государственный департамент образования Казахстана рекомендует ограничивать количество заданий, выданных на дом:
Такой режим работы снизит эмоциональную и психологическую нагрузку на ребенка и повысит уровень запоминания, усвоения материала.
МОН также рекомендует школам переходить на пятидневную неделю. Это позволит учителям и школьникам полноценно отдохнуть. Кроме того, запрещено выдавать учебные задания детям на каникулярный период. Это время дети посвятят чтению литературы, подготовке проектов, если обучаются в специализированных школах.
Министерство образования постепенно внедряет изучение предметов математического цикла и естествознания (химия, физика, биология) на английском языке. Но делать это будут только для старшеклассников и только по решению попечительского совета.
Изменения, которые происходят в национальной гуманитарной стратегии развития общества, коснутся и школы. Постепенно в заведениях, где обучение проходит на русском, будет увеличиваться часть предметов, которые читают на казахском.
В старших классах изучение всех предметов должно вестись исключительно на национальном языке. Кроме того, в школах будет производиться планомерный переход на латиницу.
В школьной программе появится новый курс «Основы жизнедеятельности». В рамках литературы и истории дети 5–7-х классов будут изучать краеведение. В некоторых учебных учреждениях при поддержке акиматов вводят курсы робототехники.
Станет проще с учебниками. Разработаны электронные версии, которыми можно воспользоваться с любого гаджета. Это уменьшит вес школьного рюкзака и оптимизирует рабочее пространство школьника.
Реформирование коснется и учителей. Они станут получать выплаты за каждый вид работ, которые выполняют. Уменьшится количество бумажной писанины: педагоги будут готовить и вести только учебно-методическую документацию.
Новшеством стало и распределение государственного финансирования школьного образования. Теперь его размер зависит от количества учащихся. Таким образом, школы будут заинтересованы в повышении уровня обучения.
Подобные усовершенствования нацелены на повышение качества знаний и умений, которые приобретает школьник, на формирование самостоятельной и деятельной личности.
Новая система высшего образования в Казахстане
За годы независимости в Казахстане сформировалась система высшего образования, которая учитывает национальные особенности и международные стандарты. В стране функционируют государственные и частные учебные заведения. Студенты получают двухступенчатое высшее образование — бакалавриат и магистратура.
Поступить в вуз можно, сдав единый вступительный экзамен — ЕНТ и получив грант. Узнайте, что ожидает студентов в связи с проводимыми образовательными реформами:
Многих старшеклассников порадует новость, что в 2019 году государственный заказ (гранты) увеличился на 20 тыс. Это открыло перспективу получения высшего образования перед многими выпускниками школ.
В высших учебных заведениях Казахстана есть специальности, которые мало востребованы среди молодежи. Поэтому ежегодно случается недобор. Профильное министерство приняло решение забирать лицензии у вузов на такие специальности.
Таким образом, будет происходить модернизация высших учебных заведений, сформируются конкурентные профильные направления. Это повлечет за собой улучшение и качества преподавания, и качества знаний, приведет к улучшению материально-технической базы.
Самостоятельность выполнения дипломных проектов, курсовых работ и магистерских исследований в последние десятилетия резко снизилась. Студенты за редким исключением не проводят самостоятельных исследований, а попросту переписывают чужие работы. Связано это с общедоступностью информации. Множество научных материалов попадает в интернет и используется студентами без надлежащего оформления, порождая плагиат.
Объем информации, который представлен во Всемирной сети, огромен и выявить «след» чужих работ не всегда представляется возможным. Поэтому МОН РК разработало систему, с помощью которой будут проверяться все научные изыскания студентов. С особой тщательностью будут проанализированы на предмет заимствований дипломные и магистерские работы, поскольку именно они дают представление об уровне подготовки специалистов.
Не секрет, что система подготовки на стационаре и заочном отделении разительно отличается. Это касается не только формы обучения, но и объема усваиваемых студентами знаний. На заочном отделении он едва ли достигает 70%, тогда как должно быть 100%.
Именно такое требование к студентам заочной формы обучения предъявлено в 2019 году. Все новшества (программы, формы отчетности и т. д.) коснутся только тех, кто поступит на заочное отделение в текущем году. Те, кто поступил до 2019 года, окончат учебный курс по старым стандартам.
В связи с этими изменениями увеличится доля дистанционного обучения, усовершенствуются формы контроля знаний заочников.
В Казахстане в 2019 году стартовал пилотный проект, согласно которому выпускники некоторых колледжей (46-ти) смогут продолжить обучение в высших учебных заведениях на новых условиях: их переведут на основании результатов оценивания. Этому поспособствует единая система кредитно-модульного обучения.
Если раньше ребенку, который имел задержки в умственном развитии, выдавали только справку, то теперь — аттестат с иной, чем у выпускников общеобразовательных школ, серией.
Особенные дети получат возможность поступить в колледж, где смогут приобрести рабочую специальность. Такой подход снимает проблему нарушения прав человека в отношении детей с особыми потребностями и открывает для них перспективы социализации.
Стипендия, учрежденная Президентом Казахстана, предоставляет возможность получения научной степени и прохождения стажировки в известных компаниях мира. Чтобы ее получить, необходимо иметь высокий средний балл аттестата и выявить высокий уровень владения иностранным и государственным языками.
В 2019 году снижены требования относительно знания корейского, японского, немецкого и французского языков, но возросли в отношении английского.
Изменения, которые происходят в образовательной системе Казахстана, — объективная необходимость, вызванная динамикой развития науки, экономики и технологий.
Новая реальность выдвигает новые требования к человеку. Он должен быть не просто умным, а креативным, обладать нестандартным мышлением, быть мобильным и динамичным, быстро осваивать все новое.
Человеческий ресурс — залог развития национальной экономики. Поэтому сформировать такого индивидуума — задача обновленной системы образования Казахстана.