общественный транспорт это какой вид транспорта

Общественный транспорт

Общественный транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкой публикой..

За редким исключением, услуги общественного транспорта предоставляются за определённую плату. Транспортное средство не является при этом собственностью пассажира.

В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ей. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома).

Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п. так как их функцей не является перевозка пассажира.

Виды общественного транспорта [ ]

Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда ( речные трамвайчики ), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.

Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта [ ]

Личный автомобиль обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте. Но стремительная автомобилизация принесла и много проблем. Прежде всего города страдают из-за недостаточной пропускной способности улиц (что ведёт к «пробкам») и от нехватки мест для стоянки автомобилей. Велики также шум и загрязнение воздуха. Это привело к тому, что многие города стремятся сохранять даже убыточные линии общественного транспорта — выгоды от уменьшения потока автомобилей намного больше.

Источник

Общественный транспорт

Общественный (коммунальный) транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта, как правило, предоставляются за определённую плату.

Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).
Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

Общим признаком всех видов общественного транспорта является то, что пользователи его перемещаются в транспортных средствах, им не принадлежащих. Однако обратное неверно. В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ею. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома). Кроме того, такие виды транспорта, как, например, самолёт, формально удовлетворяющие всем требованиям, на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. По той же причине к общественному транспорту не относят роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси. Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п., так как их функцией не является перевозка пассажира.

250px Lufthansa A340 600 D AIHF

magnify clip

Для дальнемагистральных (в том числе трансконтинентальных) перевозок пассажиров в настоящее время используются преимущественно самолёты, а для междугородных, преимущественно, поезда (включая высокоскоростные) и автобусы, и кроме того, средне- и ближнемагистральные самолёты и вертолёты (последние незаменимы в горных районах и на Крайнем Севере).

Пассажирский водный транспорт с 1960-х практически полностью перешёл в нишу туристическо-экскурсионного транспорта (то есть не являющегося общественным), однако к городскому и междугородному общественному водному транспорту можно отнести морские и речные паромы, а также использующиеся в летнее время для перевозок пассажиров по рекам и озёрам суда на подводных крыльях. Гораздо реже в роли междугородного общественного транспорта выступают троллейбус (междугородная линия в Крыму, междугородный автобус № 284 Саратов — Энгельс, троллейбусная линия между городами Бендеры и Тирасполем и трамвай (64-километровая линия вдоль бельгийского побережья).

250px Hiroden6552

magnify clip

В городах с крутыми склонами иногда устраивается специализированный транспорт — фуникулёры, лифты, эскалаторы. Эскалаторы и лифты также устанавливаются в подземных и надземных пешеходных переходах. В горных условиях, а также для преодоления водных преград применяются канатные дороги; этот вид транспорта редко применяется в городах.

В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта.

250px Moskva 102

magnify clip

В сообщении между крупными городами и пригородами, в пределах крупных агломераций большую роль играет электрифицированная железная дорога. Как правило, железная дорога совместно используется пассажирским и грузовым движением.

В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.

Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют лёгким рельсовым или лекгорельсовым транспортом.

Экзотическими видами городского общественного транспорта являются монорельс и трамвай на шинах.

Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.

Содержание

История

Первый маршрут общественного транспорта появился по инициативе Блеза Паскаля в Париже 18 марта 1662 года. [1]

25px Wiki letter w.svg

Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта

40px

240px Taipei MRT Train full

magnify clip

240px Trolleybus type Cristalis on the line C1 at Lyon

magnify clip

Общественный транспорт получил широчайшее развитие в XIX и первой половине XX века. Однако на период 1930—1960-x годов во многих странах происходил процесс свёртывания общественного транспорта из-за конкуренции с личными легковыми автомобилями, становившимися всё более доступными широкой публике. Во многих городах был полностью ликвидирован трамвай. В соответствии с Законом о транспорте 1947 года в Великобритании были национализированы почти все виды общественного транспорта, но с начал 1990-ых годов начался процесс приватизации.

Личный автомобиль обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряжённое автомобильное движение создаёт сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.

Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта.

В настоящее время в транспортном планировании обычно избегают обеих крайностей, признавая ценностью как удобство пассажиров, так и социальное и природное равновесие. Таким образом, в зонах низкой плотности расселения предусматриваются условия для широкой автомобилизации, а в более плотно населённых городах предпочтительным способом передвижения считается общественный транспорт. Широко применяются решения, позволяющие смешанные режимы передвижения (например, перехватывающие парковки). Условия каждого отдельного общества (политический строй, экономическая ситуация, стереотипы поведения, система расселения) определяют, к какой крайней точке зрения при этом оказываются смещены акценты.

В современной России, в силу экономической ситуации и менталитета определённых социальных слоев (прежде всего — работающих в системе общественных перевозок), у большинства населения (в том числе и у тех, кто не имеет возможности иметь собственный автомобиль и заинтересован в общественном транспорте) сформировалось стойкое недовольство общественным транспортом — состоянием подвижного состава, качеством предоставления услуги. Причинами такого отношения являются:

Читайте также:  на каком пальце носят свадебное кольцо в россии

Источник

Значение словосочетания «общественный транспорт»

android bar znachenije

Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).

Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ею. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома). Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные и экскурсионные суда и т. п., так как их функцией не является перевозка пассажиров по регулярным маршрутам.

общественный транспорт

1. трансп. пассажирский транспорт, доступный широкому слою населения ◆ В общественном транспорте толкаются, на стадионах шумно. Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, «Ирония судьбы, или С лёгким паром», 1969 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: выпросить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Пассажирский транспорт

Общественный (коммунальный) транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкой публикой.

Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).

Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

Услуги общественного транспорта предоставляются за определённую плату.

Общим признаком всех видов общественного транспорта является то, что пользователи его перемещаются в транспортных средствах, им не принадлежащих. Однако обратное неверно. В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ей. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома).

Кроме того, такие виды транспорта как, например, самолёт, формально удовлетворяющие всем требованиям, на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. По той же причине к общественному транспорту не относят роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси.

Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п. так как их функцей не является перевозка пассажира.

Общественный транспорт

250px lufthansa a340 600 d aihf

Для дальнемагистральных (в том числе трансконтинентальных) перевозок пассажиров в настоящее время используются преимущественно самолёты, а для междугородных, преимущественно, поезда, включая высокоскоростные (например автобусы, и кроме того, средне- и ближнемагистральные самолёты и вертолёты (последние незаменимы в горных районах и на Крайнем Севере). Пассажирский водный транспорт с 1960-х практически полностью перешёл в нишу туристическо-экскурсионного траспорта (то есть не являющегося общественным), однако к городскому и междугородному общественному водному транспорту можно отнести морские и речные паромы, а также использующиеся в летнее время для перевозок пассажиров по рекам и озёрам суда на подводных крыльях (например, «Ракета», «Метеор», «Комета» и «Восход». Гораздо реже в роли междугороднего общественного транспорта выступают троллейбус (междугородная линия в Крыму, линия Саратов — Энгельс) и трамвай (64-километровая линия вдоль бельгийского побережья).

250px hiroden6552

В городах с крутыми склонами иногда устраивается специализированный транспорт — фуникулёры, лифты, эскалаторы. Эскалаторы и лифты также устанавливаются в подземных и надземных пешеходных переходах. В горных условиях, а также для преодоления водных преград применяются канатные дороги; этот вид транспорта редко применяется в городах.

В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта.

250px moskva 102

В сообщении между крупными городами и пригородами, в пределах крупных агломераций большую роль играет электрифицированная железная дорога. Как правило, железная дорога совместно используется пассажирским и грузовым движением.

В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.

Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют легким рельсовым или лекгорельсовым транспортом.

Экзотическими видами городского общественного транспорта являются монорельс и трамвай на шинах.

Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.

Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта

240px taipei mrt train full

Общественный транспорт получил широчайшее развитие в XIX и первой половине XX века. Однако на период 1930—1960-x годов во многих странах происходил процесс свёртывания общественного транспорта из-за конкуренции с личными легковыми автомобилями, становившимися всё более доступными широкой публике. Во многих городах был полностью ликвидирован трамвай.

Личный автомобиль обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряжённое автомобильное движение создаёт сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.

Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта.

В настоящее время в транспортном планировании обычно избегают обеих крайностей, признавая ценностью как удобство пассажиров, так и социальное и природное равновесие. Таким образом, в зонах низкой плотности расселения предусматриваются условия для широкой автомобилизации, а в более плотно населённых городах предпочтительным способом передвижения считается общественный транспорт. Широко применяются решения, позволяющие смешанные режимы передвижения (например, перехватывающие парковки). Условия каждого отдельного общества (политический строй, экономическая ситуация, стереотипы поведения, система расселения) определяют, к какой крайней точке зрения при этом оказываются смещены акценты.

См. также

Общественный транспорт Рельсовый Железнодорожный транспорт: Историческая железная дорога • Маглев • Монорельс • Пригородный поезд • Автомотриса (Рельсовый автобус) • Скоростная железная дорога • Фирменный пассажирский поезд • Электропоезд (Электричка) • Дизель-поезд • Аэроэкспресс • Метрополитен: Лёгкий метрополитен • Легкорельсовый транспорт • Метрополитен на шинном ходу • Метротрам
Трамвай: Канатный • Конка • Междугородный и пригородный • Ретро • Скоростной • Поезд
Канатная дорога: Персональный автоматический транспорт • Фуникулёр Маршрутный
безрельсовый Автобус • Автобусный скоростной транспорт • Направляемый автобус • Служба экспресс-автобуса • Paratransit • Маршрутное такси • Троллейбус • Междугородный троллейбус • Трамвай на шинах • Дилижанс • Омнибус • Гиробус Автомобиль/
карета Авторикша • Велокэб • Велорикша • Извозчик • Кэб • Моторикша • Мотоцикл-такси • Рикша • Такси • Тук-тук Водный
транспорт Канатный паром • Паром • Пароход • Теплоход • Речной трамвай • Судно на воздушной подушке • Судно на подводных крыльях • Трекварт Места Автобусный парк • Вокзал • Железнодорожная станция • Конечная остановка • Остановка • Остановочная платформа • Перехватывающая парковка • Полоса для маршрутных транспортных средств • Пристань • Станция метрополитена • Стоянка такси • Трамвайная остановка • Транспортный узел • Тяговая подстанция • Узловая станция • Электродепо

Читайте также:  барабинск это какая область

Полезное

Смотреть что такое «Пассажирский транспорт» в других словарях:

пассажирский транспорт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN passenger transport The conveyance of people over land, water or through air by automobile, bus, train, airplane or some other means of travel. (Source: RHW) [http://www.eionet … Справочник технического переводчика

пассажирский транспорт — Разные виды транспорта, занятые перевозкой пассажиров … Словарь по географии

пассажирский транспорт — ↑ транспорт ↑ для (чего), люди пассажир человек, едущий на транспортном средстве. пассажирский. легковой (# автомобиль). посадка. сесть (# в поезд). посадить. высадка. выходить. высаживаться. разг: сходить. вылезать. слезать. высадить. ссадить.… … Идеографический словарь русского языка

Пассажирский транспорт Москвы (справочник) — Пассажирский транспорт Москвы. Справочник официальное периодическое справочное издание по всем видам городского транспорта города Москвы. Справочник выпускался массовыми тиражами (30 200 тыс. экз.) в издательстве «Московский рабочий» в 1960 … Википедия

местный пассажирский транспорт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN local passenger service Passenger transport system for a limited local area. (Source: RRDA) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана… … Справочник технического переводчика

ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ (ГПТ) — система трансп. и инж. коммуникаций, подвижного состава, зданий и сооружений, обеспечивающая массовые внутригородские пасс. перевозки. Включает автобус, электро транспорт (трамвай, троллейбус), метрополитен, такси (в т.ч. маршрутное). Набор видов … Екатеринбург (энциклопедия)

транспорт — а, м. transport m., англ. transport. 1. Транспортное судно. СИЗ. Ходил с Кармартеном на транспорте на парусах часа с три. 3. 3. 1698. ЖКФ. На транспорте Воронеж в виде опыта производится сборка кессона для заделки пробоин.. Он состоит из брусьев … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Транспорт в Карелии — Транспорт Республики Карелия представлен междугородными и внутригородскими транспортными системами. Внутригородские перевозки осуществляются автобусом (в Петрозаводске и районных центрах Карелии), а также троллейбусом в Петрозаводске.… … Википедия

Транспорт в Республике Карелия — представлен междугородными и внутригородскими транспортными системами. Внутригородские перевозки осуществляются автобусом (в Петрозаводске и районных центрах Карелии), а также троллейбусом в Петрозаводске. Междугородные перевозки осуществляются… … Википедия

Транспорт Кишинёва — Транспорт Кишинёва[1]. совокупность транспортных систем г. Кишинёв, включающая внутригородские и междугородные перевозки. Внутригородские перевозки в Кишинёве осуществляются автобусами[2], троллейбусами[3], маршрутными такси[4] и таксомоторными… … Википедия

Источник

Разбор важного доклада ВШЭ про городской транспорт простыми словами

Поделиться

35

В 2020 году под редакцией ведущего транспортного специалиста страны Михаила Яковлевича Блинкина НИУ ВШЭ выпустил доклад на тему развития транспортных систем городов России. В нём подробно рассмотрены основные причины транспортных неудач и предпосылки выхода из сложившейся ситуации.

На протяжении двух предыдущих десятилетий, с момента развала СССР, не существовало какой-либо внятной транспортной стратегии, способной эффективно решать накопившиеся проблемы. Более того, как правило, логика принятий решений была проста: строим дороги – проблемы в транспортной системе исчезнут сами собой. На деле всё оказалось гораздо сложнее.

Развитие проходило скорее по инерции импульса, данного прошлой системой в совершенно иных условиях и с другими приоритетами.

По расчётам транспортных специалистов, в городах России на текущий момент сложился серьезный дисбаланс между застройкой и обеспеченностью улично-дорожной сетью. Особенно катастрофично выглядит отставание от городов развитых стран. На первый взгляд, для решения проблем с пробками нужно строить больше дорог. Однако на деле не всё так просто. Погоня за километрами нового асфальта может оказаться попыткой ухватить за хвост жар-птицу. Дело в том, что для свободного движения требуется привести к норме ряд других показателей. Например, обеспечить жилые дома достаточным количеством внеуличных парковочных мест.

Постсоветская утопия

Продемонстрированы заблуждения, которые не встретить у чиновников развитых стран, но весьма распространённые у их российских коллег постсоветского периода. Основной смысл можно обобщить в следующих позициях:
— проблемы мобильности решаются исключительно ремонтом старых дорог и строительством новых;
— вкладывать в общественный транспорт можно, но необходима возвратность потраченных средств;
— общественный транспорт, в частности трамваи, мешают мобильности, в то время как маршрутки способны легко заменить его.

В докладе хорошо разобраны причины, по которым эти идеи носят губительный характер, особенно с учётом специфики нашей страны.

Сохранение данного вектора действительно невозможно без следующего за ним транспортного коллапса.

Дороги и всё?

Масштабное строительство многоэтажного жилья в России не оставляет шанса достигнуть желаемых показателей обеспеченности дорогами. Другими словами, множить асфальт в городах, опустошая любой бюджет, можно бесконечно. Сложившиеся традиции в строительстве дешёвого массового жилья без подземных паркингов также ставят крест на идее идеальной автомобилизации.

То же самое можно сказать и о позднесоветской планировке наших городов, опирающейся на микрорайонную застройку. Среди полей высотных жилых домов строились редкие, но широкие автомагистрали, не предназначенные для удобного передвижения внутри самого района.

Ничего подобного в развитых странах не делалось. Напротив, изначально закладывалась автомобильная модель развития городов и пригородов. Это предполагало в первую очередь ограничение на застройку. Небольшая этажность малоквартирных жилых домов в Европе и жилые районы односемейных домов в США позволили не только обеспечить 1-2 парковочным местом каждую семью, но и создать необходимое количество дорог. При этом города и многие населённые пункты связаны между собой сетью автобанов.
С другой стороны, как раз по количеству самих автомобилей на душу населения мы вполне приближаемся и, можно сказать, обгоняем европейские показатели.

Окупаем ли общественный транспорт?

Ошибочность идей «окупаемости» общественного транспорта также хорошо рассмотрена в данном докладе. Эта идея давно признана утопической в развитых странах. Общественный транспорт и железные дороги в наиболее развитых странах мира глубоко убыточны, окупаемость не более 25–50%. Но именно они приносят огромный косвенный мультипликативный доход, многократно перекрывая любые вложения. А в условиях гораздо более низких тарифов в нашей стране окупаемость тем более невозможна.

Общественный транспорт — это такое же социальное благо как пенсии, библиотеки, уборка и освещение улиц. И точно так же он не может окупать затраты на своё содержание и приносить прибыль. Даже в Швейцарии, где общественный транспорт и железные дороги считаются лучшими в мире и при этом остаются глубоко убыточными. Просто потому, что инвестиции в них обеспечивают косвенный доход во всех других сферах, многократно перекрывающий любые вложения.

Например, города без пробок, привлекательность и чистота воздуха позволяют создать экономически мощный туристический сектор. Также развитый и современный общественный транспорт позволяет наладить лучшие индустриальные связи, создать условия для «белых воротничков».

Приведём наглядный пример. Человек планирует потратить деньги и для этого хочет посетить два разных города. До них он доберётся на поезде или самолёте. В одном из них он выходит из здания аэропорта или вокзала и видит огромное поле припаркованных автомобилей, вдыхая лёгкими всю сопутствующую таблицу Менделеева. В другом – чувствует отличие воздуха, при выходе из здания видит перед собой красивую площадь, на которую подъезжают бесшумные трамваи, способные за считанные минуты довезти с
ветерком до любой точки города. Есть разница, согласитесь. Как думаете, в какой город он будет возвращаться, чтобы отдохнуть и потратить деньги?

Теперь поговорим о том, является ли общественный транспорт помехой движению, стоит ли убирать трамваи или заменять их маршрутками.

Довольно часто в российских городах поступают именно так, не учитывая, что нигде в мире поездка на маршрутке не воспринимается как альтернатива личному транспорту. Отсутствие расписания и точных интервалов, непредсказуемые остановки, теснота в салоне и сама конструкция автомобиля не располагают к этому. Следовательно, количество автомобилей и пробок только возрастёт.

Тем не менее, утопии пока ещё весьма сильны во многих городах России. Это привело к серьёзному сокращению «мешающих» видов транспорта. За 28 лет объёмы перевозок трамваями упали в 6 раз, количество больших автобусов сильно сократилось. А вместо этого появились маршрутки, которые характерны для беднейших стран Африки или Азии. Тем временем развитые «автомобильные» страны, напротив, модернизируют трамвайные линии, строят новые, увеличивают длину современных трамваев, троллейбусов, автобусов и электробусов.

Читайте также:  какие позы любят любовники

Авторы доклада подчёркивают причины, по которым общественный транспорт в большинстве городов России не является для водителей альтернативой поездкам на личном автомобиле. Отмечено отсутствие преимуществ в движении по сравнению с общим потоком транспортных средств, что, соответственно, убирает всякую возможность экономии времени. Эта проблема может быть решена с помощью соответствующих инженерных и планировочных решений. Например, создания выделенных полос для автобусного движения или полного отделения трамвайного движения от общего потока.
В докладе трамвайному транспорту уделено особенное внимание, так как с учётом российской строительной и планировочной специфики без него добиться каких-либо положительных результатов невозможно. Кроме того, усилиями отечественных предприятий впервые были созданы и запущены в серию вагоны нового типа, достаточно серьёзно приближённые к лучшим аналогам развитых стран.

Помимо этого, подчёркивается недостаток элементарного финансового интереса автовладельцев по причине отсутствия затрат на парковку в большинстве российских городов. В связи с этим временные и денежные затраты не позволяют сделать свой выбор в пользу общественного транспорта.

Таким образом, именно отсутствие более выгодной альтернативы личному транспорту и идеи общественного транспорта как помехи мобильности не только не позволили раскрыть весь потенциал последнего, но и серьёзно сократили «мешающий» вид транспорта. Если говорить о развитом мире, то там подобная картина была характерна в основном в начале зарождения эры автомобилизации и в послевоенном времени. В дальнейшем именно глубоко научный подход помог исправить данную ситуацию. А в последние десятилетия работа на этом направлении приняла еще более жёсткий формат в связи с принятием межгосударственной концепции борьбы с загрязнением окружающей среды, локальными загрязнениями и обеспечением гарантированных прав мобильности всех граждан, а не только сумевших приобрести права и автомобили.

Выражение «порядок – всему голова» как нельзя кстати подходит и к транспортным стандартам. Чтобы строить правильные современные дороги, вернуться к хорошей планировке, развивать общественный транспорт, предстоит всё разложить по полочкам, как это уже давно сделали в других странах. Чтобы городская дорога, проходящая через жилой массив со школами, не имела ничего общего с автобаном и наоборот. А старый трамвай с одним вагоном наконец смог бы дать дорогу своим новым собратьям, например, вместительному многовагонному. Тогда он больше не будет конкурировать с большим автобусом. Но главное, такие трамваи, как было сказано выше, уже производятся в России.
Хорошо, альтернативы общественному транспорту российская наука не видит. Но как же побудить водителей совершать регулярные поездки не на личном автомобиле, а на трамвае или электробусе? Здесь всё просто. Существует финансовая мотивация и экономия времени. Первая заключается в создании платных парковок, когда при каждой поездке водитель оплачивает не только бензин или сервис, но и хранение в городе своего железного коня.

Вряд ли в наше время легко найти города развитых стран с бесплатной парковкой. Особенно когда речь идёт о городах с большой численностью населения.
Но это лишь одна сторона медали. Поездка на общественном транспорте должна экономить время. А в случае большинства городов России трамвай или автобус всё еще стоят вместе с автомобилями в пробках, то есть зависят от них. Поэтому становится популярным создание выделенных полос для общественного транспорта. Трамвайное движение и вовсе может полностью отделяться от проезжей части. Кроме того, используется новая система, связывающая движение рельсового транспорта и работу светофоров: когда трамвай подъезжает к перекрёстку, светофор получает сигнал и обеспечивает ему зелёный коридор.

Эти меры позволяют общественному транспорту не зависеть от загруженности дорог автомобилями, а, следовательно, экономить время в пути при любой дорожной ситуации.

Потянет ли город?

Перейдем к финансовой части. Бюджеты российских городов далеки от столичного, и, казалось бы, можно сложить руки. А вот как раз тут ничего страшного нет.

Любопытная деталь: бюджет Цюриха разительно отличается от бюджета любого другого швейцарского города из расчета на одного жителя. Хотя по уровню комфорта и транспорта никакого отличия между ними нет. Важны стандарты и правильный подход, а когда речь заходит о модернизации электротранспорта, в развитых странах всегда подключаются региональный и федеральный уровни.

Финансирование масштабных проектов по реформам общественного транспорта по понятным причинам должно опираться прежде всего на прямое федеральное участие. Предпосылки к этому не только в слишком низких тарифах на проезд в общественном транспорте и недостаточном бюджете российских городов. Таковы общемировые правила, даже самые экономически сильные города развитых стран опираются на федеральный и региональный уровень в решении вопросов подобного рода проектов и обеспечения экологически чистым общественным транспортом.

В докладе предлагается разработать и принять соответствующий федеральный проект обновления техники и развития инфраструктуры общественного транспорта. Авторы рассматривают связь с целым рядом федеральных проектов в сфере транспорта, экологии и развития промышленности. Данный проект должен пробить себе дорогу до уровня не меньшего, чем национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Огромный интерес для развития представляют субсидии на покупку электробусов. Подчёркивается положительный пример московской программы, реализация которой впервые в стране предложила принципиально иной уровень комфорта, в ряде случаев близкий городам развитого мира.

Дополнение

Актуальность данного доклада и правильность научного подхода авторов неоспоримы. Тем не менее хотелось бы отдельно обозначить некоторые важные моменты, которые не были отмечены в работе.

– Разработкой планировочных и транспортных решений, стандартов в развитых странах занимаются не только соответствующие профильные специалисты и ведомства, но и их коллеги в других сферах. Это связано с тем, что решения, принимаемые в одной сфере, могут иметь непредсказуемые негативные последствия для многих других, что мы и наблюдаем в наших городах. С другой стороны, исключительно специалисты других сфер с учётом своего опыта и специфики работы позволяют помочь в создании уникальных решений. Например, поведение человека в различных ситуациях, формирование манеры поведения, рамки его комфортных условий лучше понимает специалист в сфере здравоохранения, чем дорожник или строитель. В таких ситуациях накопленный профессиональный опыт позволяет помочь в решении многих проблем в транспортной и градостроительной сферах. Как и иметь право голоса в случае, когда необходимо решать задачи по снижению нагрузки, например, связанной с последствиями ДТП на систему здравоохранения, поставленные федеральным уровнем.
Именно поэтому, например, в Швейцарии к данной работе подключается множество научных организаций и ведомств. В России данный подход на текущий момент тоже используется, но пока только в железных дорогах.

– Отсутствует упоминание о необходимости развития городского и пригородного железнодорожного транспорта по типу систем S-Bahn, способного при правильном проектировании и планировании территорий обеспечить львиную долю поездок на общественном транспорте с учётом пригородных поездок. Данный вид транспорта широко распространен в развитых странах, где он представляет собой хребет всей транспортной системы, имея приоритет перед любыми автомобильными дорогами в доступности вплоть до центра столиц. А его эффективность зависит исключительно от планировочных и интеграционных решений. Пожалуй, на текущий момент лучшая реализация этого проекта (с некоторыми нюансами) в Москве.

– Конструкционные материалы в подвижном составе, напрямую влияющие на эффективность работы транспортной системы, а главное, на показатели шума, вибрации и пыли, что в свою очередь сказывается на планировке районов и целых городов. Если в развитых странах сверхлёгкий подвижной состав S-Bahn вплотную подходит к жилой застройке, тем самым повышая привлекательность района, то в случае с нашей железной дорогой такое расположение негативно сказывается на комфорте жилого района. То же самое в метрополитене, а с появлением электробусов и их спецификой интерес представляют максимально облегчённые западные технологии композитных кузовов для данного вида транспорта. Необходимо пояснить, что в развитых странах вопросы негативного воздействия шума переведены в конкретную финансовую плоскость. Сюда же стоит включить необходимость возвращения к низким платформам и выпуск низкопольных поездов, технологии производства которых также имеются.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector