общение по поводу предметов по лисиной возникает в каком возрасте

Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной

6cbe265188ffb4de1a55e84b97a030a4 Елена Ясницкая
Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной

Особенности общения детей дошкольного возраста 6-7 лет. Формы общения М. И. Лисиной.

Features of communication in preschool children of 6-7 years. Forms of communication M. I. Lisina.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности контакта детей дошкольного возраста со своими сверстниками и взрослыми в период смены форм общения. Описываются способы работы с дошкольниками для их успешного личностного развития.

Ключевые слова: общение, коммуникативная деятельность,внеситуативно-познавательная форма общения, внеситуативно-личностная форма общения.

Key words: communication, communicative activities,visitation-cognitive form of communication, visitation-personal form of communication.

Abstract: the article discusses the features of the contact of the preschool children with their peers and adults in the period of changing forms of communication.Describes how to work with preschool children for their successful personal development.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет одну из образовательных областей – социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как приоритетное направление его жизнедеятельности. Современный ребенок стремиться к самоутверждению и персонализации себя в обществе, но весьма важно воспитать в нем социально значимые качества и научить быстро и гибко адаптироваться в социуме, помочь через культуру и способы общения войти в социальную жизнь. Перед дошкольнымобразованием встают новые проблемы: не просто организовать социальное развитие дошкольников, а научить детей при вхождении в общество взаимодействовать с другими людьми с ориентацией на нравственные ценности общества. [5]

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Эти качественные ступени М. И. Лисина называла формами общения. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым [2]

Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой в 0,2. Существенная черта ситуативно-личностного общения — удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых.

Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 0; 06 до 3; характеризуется предметно-манипулятивной деятельностью детей. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом — практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны. [3]

Внеситуативно-познавательное общение проявляется в старшем дошкольном возрасте. Формирование внеситуативно- познавательного общения имеет важное значение в психическом развитии дошкольника. Здесь он впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослыми. Его духовная жизнь приобретает особую насыщенность и наполнение. Непочтительное отношение взроcлого к новым способностям ребенка, подозрения в лживости глубоко ранят, вы зывают обиду, сопротивление.

Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6–7 лет) – это жажда сотрудничества, которое носит практический, деловой характер, раз- вертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетом и ролями, окрашенными фантазией приходит игры с правилами. В этой связи важно отметить одну из ключевых позиций педагогической работы в детском саду – ее гуманизацию, связанную с признанием уникальности личности ребенка, реализацией его интересов и самооценкой. [2].

В различных ситуациях взаимодействия, в которых дети проявляют недоброжелательность к сверстникам, взрос лым надо использовать не наказание, а по ложительную оценку доброжелательного отношения друг к другу. Наблюдение поведения детей в группе сверстников дает положительные примеры для выявления представлений дошкольников о том, что значит быть добрым. Постановка де тей в ситуации морального выбора дает возможность судить об их способности следовать в своих поступках этическим нормам, отражающим отношение к сверстнику. Индивидуальные беседы выявля ют представления детей о доброте. Эффективным методом формирования доброжелатель- ности по отношению к сверстникам является постановка детей в специально созданные ситуации морального выбора. Например, проведение в детском саду Дня добрых дел. [5]

Внеситуативно-личностная форма общения появляется у детей в конце дошкольного детства (5–7 лет): она связана с овладением ими системой отношений людей. Им впервые открывается жизнь с этой ее особой стороны,перед ними встают новые задачи: освоить правила поведения в мире людей, постичь зако ны взаимосвязи в этой сфере деятельности, научиться контролировать свои поступки и действия. Взрослый в глазах дошкольника – воплощение образа того, как надо себя вести. В решении новых проблем опора на образец поведения взрослого и на его оценку становится основой усвоения детьми норм морали, понимания своего долга и ответственности перед окружающими. [5].

В дошкольном возрасте у детей последовательно сменяются четыре формы общения.

Внеситуативно-личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности. Дети с внеситуативно-личностной формой общения способны к сопереживанию, управлению своим поведением.

1. Копеашева Улмекен Гимрановна. Общение ребенка дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками//Ступень в педагогическую науку/Статья в сборнике трудов конференции. – 2013.- с. 26-29.

2. Лисина М. И. Развитие общения со сверстниками [Текст] //Дошкольное воспитание / М. И. Лисина. – 2009. – № 3. – С. 22.

3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.М: «Педагогика»-1986.- с 144.

5. Трубайчук Л. В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста//Вестник челябинского государственного педагогического университета. – 2015.-№ 6- с 85-91.

Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим.

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста Основные положения Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе.

Психологический тренинг по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Интерактивные формы работы с родителями ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Тема.

Конспект НОД по этикету «Азбука общения» для детей среднего дошкольного возраста Конспект ООД в средней группе «Азбука общения». Ст. воспитатель МБДОУ № 33 Григоренко М. А. Цель: дать представление о различных формах.

Культура речевого общения детей дошкольного возраста Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Текст к слайдам 1-й слайд. Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались.

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно всегда находится в соответствующих отношениях с окружающим миром.

Совместная деятельность педагога с детьми «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» Цель деятельности: продолжать формирование умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста Задачи:.

Читайте также:  какие продукты можно взять на природу на 2 дня в жару

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Источник

Консультация педагога-психолога «Формы общения»

4fea3421df023631d3fba7ed98577123 Елена Калягина
Консультация педагога-психолога «Формы общения»

Начиная с середины прошлого столетия, ученые активно изучали причины возникновения потребности в общении и методы их удовлетворения, условия, которые, либо способствуют, либо препятствуют общению людей.

Известный педагог-психолог, доктор психологических наук М. И. Лисина провела огромную научную работу по изучению психики ребенка, открыла новые грани ее развития. Особое место в трудах Лисиной занимает исследование значения общения детей для развития их психики и личности в целом. В своих научных работах Лисина рассматривает общение как особую деятельность,имеющую несколько составляющих: предмет, средства, мотивы, потребности. В разные периоды развития ребенка эти параметры образуют определенные формы.

Форма общения – это коммуникативная деятельность на установленном этапе развития, характеризующаяся такими параметрами,как: время появления, главная составляющая потребности в общении, которая удовлетворяет детей в ходе этой формы общения, мотивы, заставляющие ребенка общаться с взрослым, средства осуществления коммуникации ребенка с взрослым в пределах этой формы. В ходе изучения выявлены четыре формы общения детей.

Ситуативно-личностная – это начальная форма общения, самая короткая по времени существования, продолжается до 5,5-6 месяцев. Её отличительная особенность – необходимость доброжелательного отношения взрослых, которое воспринимается ребенком как гарантия его безопасности, а ласки родителей – как очень важные действия.

Ситуативно-деловая форма общения проявляется от полугода до трехлетнего возраста. Основная деятельность малыша теперь связана с изучением предметов. Ребенок наблюдает, как взрослые манипулируют с предметами, пытается повторить их действия. Возникает желание ребенка сотрудничать с взрослым.

Внеситуативно-познавательная форма общения форма характерна для общения детишек дошкольного возраста. Теперь их действия направлены на познание свойств предметов. Не имея возможности познать все самому, по мере развития речи, ребенок обрушивает на взрослых все свои «почему».

К 6-7 годам появляется внеситуативно-личностная форма общения. Ребёнок воспринимает взрослого как конкретную личность, социальное лицо, как члена общества. Сотрудничество с ним у ребенка носит познавательный характер. Малыш задает взрослым много вопросов об их жизни, о работе, интересуется «миром людей».

М. И. Лисина считала, что формы общения детей со старшими выражает характеристику состояния психики ребенка. Взрослый является для ребенка воплощением уровней, которые ребенку ещё неподвластны. На эти ценностные и мотивационные уровни он может подняться только с помощью взрослых путем общения, общей деятельности и совместных переживаний.

Консультация для родителей «Работа педагога-психолога в ДОУ» Уважаемые родители! Вы привели ребенка в детский сад и столкнулись с тем, что здесь есть такой специалист как психолог? Кто такой педагог.

Консультация педагога-психолога для родителей «Семейные традиции» Консультация педагога-психолога для родителей. Зачем нужны традиции и как их создавать? Давайте поговорим о семейных традициях – что это.

Консультация педагога-психолога для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду» Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду» Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ.

Консультация педагога-психолога для воспитателей «Кризис семи лет» Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние, демонстративные.

Консультация педагога-психолога «Примите меня таким, какой я есть» Современный ритм жизни диктует завышенные требования не только к уровню жизни, но и к своим близким. Все мы хотим быть успешными, и наши.

Презентация «Консультация педагога-психолога в детском саду» Консультация психолога Мама, купи! Что делать, если ребенок постоянно требует купить ему очередную игрушку? Родителям бывает очень тяжело.

Консультация для педагога-психолога «Психогигиена дошкольников» ПСИХОГИГИЕНА ДОШКОЛЬНИКОВ Болдова М. А., педагог-психолог с/п д/с «Светлячок» ГБОУ СОШ №4 п. г. т. Алексеевка Главное средство психогигиены.

Консультация «Формы общения на разных возрастных ступенях развития детства» Формы общения на разных возрастных ступенях детства На протяжении детства, утверждает М. И. Лисина, складываются и развиваются четыре различные.

Занятие педагога-психолога по развитию межличностного общения старших дошкольников Цель: обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств.

Источник

Модель развития общения М.И. Лисиной

а) временем, б)местом,

в) содержанием потребности, г)ведущими мотивами, и д) средствами общения.

Движущей силой развития являются противоречия между потребностью в общении и возможностями ее удовлетворения.

В периодизации развития общения, по М.И.Лисиной, выделяются следующие формы:

30.Теория персонализации А.В.Петровского.

В основу данной теории положена психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева. В теории персонализации предпринята попытка реализовать социально-психологический принцип, т.е. личность рассматривается, как человек, который определяет себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является начальным пунктом анализа развития.

Выделяют три основных процесса, которые определяют ход развития:

Периодизация, основанная на данных посылках, выглядит следующим образом:

1. Эпоха детства (раннее детство, детсадовский возраст и младший школьный возраст). Характеризуется преобладанием адаптации над индивидуализацией.

2. Эпоха отрочества (подростковый возраст). Характеризуется преобладанием индивидуализации над адаптацией.

3. Эпоха юности (юношеский возраст). Характеризуется преобладанием интеграции над индивидуализацией.

31.Общая характеристика новорожденности.

Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, но он не вполне сформирован (психическая жизнь, в основном, связана с подкорковыми центрами и недостаточно зрелой корой).

32.Кризис новорожденности: причины, симптомы.

33.Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребенка.

1) Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2) Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

3) Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.
4) Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс не дает ребенку подавиться.
5)
рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

• Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

• Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

• Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

ПОМОГАЕТ НАЙТИ СОСОК, ИСЧЕЗАЕТ К 3-му месяцу.
6)
Хоботковый рефлекс (рефлекс Эшериха)

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Читайте также:  на какой срок можно взять неоплачиваемый отпуск

8) Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

9) Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

• Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги

10) Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

11) Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

34.Первые условные рефлексы ребенка. Характеристика «комплекса оживления».

Несмотря на морфологическую и функциональную незрелость нейронов коры головного мозга у новорожденных уже на второй неделе начинают вырабатываться первые условные рефлексы, связанные с пищеварением и дыханием (на внутренние — интерорецептивные раздражители). Они проявляются в пробуждении ко времени кормления, увеличении количества лейкоцитов в крови. Но выработка их происходит медленно, требует большого количества повторений.
С 2 — 3 месяцев начинают вырабатываться условные рефлексы на экстерорецептивные (внешние) раздражители: сосательный рефлекс на вид и прикосновение к материнской груди, положение тела; оборонительный при виде намыленной руки при купании или при виде человека в белом халате, если они неоднократно сопровождались болезненными для ребенка ощущениями. Условные рефлексы детей первых месяцев жизни характеризуются неустойчивостью, что связано со слабостью корковых нейронов и их быстрой утомляемостью.

35.Общая характеристика младенчества.
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для хватания. Нет почти ни одной потребности, которую ребенок мог бы удовлетворить, минуя взрослого.

Д.Б. Эльконин приводит слова Л.С. Выготского из статьи «Младенческий возраст»: «Эта зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе), выражающийся в том, что эти отношения всегда оказываются опосредованными через других, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом».(Э.стр32)

Взрослый выступает перед ребенком как центральный элемент окружающей действительности, как центр всякой ситуации.
В возрасте 3-6 месяцев возникает избирательное отношение к взрослым. Трехмесячный ребенок выделяет мать из окружающих, шестимесячный отличает чужих от своих. В то время, как 3-4 месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, 5-6 месячные, если к ним подойдет чужой человек, сначала долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем могут улыбнуться, или отвернуться, или расплакаться.

Во втором полугодии привязанность к близким взрослым продолжает нарастать. Ребенок может наблюдать за детьми и взрослыми, находящимися в его поле зрения. В 8-9 месяцев возникают первые игры ребенка со взрослыми. Радость ребенка связана с участием в этих играх взрослого, и только потом начинает доставлять удовольствие сама игра. В последние месяцы первого года дети не только внимательно следят за действиями взрослых, когда те заняты работой, но постепенно обращаются к ним за участием и помощью.

Необходимость связи младенца со взрослыми приводит к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого.

36.Психомоторное развитие младенца.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

37.Характеристика общения младенца со взрослыми. Этапы становления речи у младенца.

Развитие речи:
Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

38.Основные новообразования периода младенчества.

39.Кризис одного года: причины развития, симптоматика.

40.Общая характеристика периода раннего детства.

41. Развитие предметной деятельности. Игровая деятельность ребёнка в раннем возрасте.

42.Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет.

43.Познавательная речевая активность.

Ребенок обращается ко взрослым по разным поводам: просит, указывает, называет, требует и сообщает. Общение ребенка в этот период ограничено главным образом кругом тех взрослых, с которыми у него налажен контакт, с которыми он чаще всего связан. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая его манипулирования с предметами, игрушками: ребенок баюкает куклу, обращается к мишке, которого кормит, подгоняет лошадку, констатирует падение игрушки и т. п. Постепенно на основе общения со взрослыми речь ребенка начинает выполнять и функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент. В связи с усложнением общения со взрослыми значительно обогащается словарь ребенка. Многозначные слова, составляющие основной фонд слов в начале второго года, отходят на второй план. Значения слов становятся более устойчивыми, с ясно выраженной предметной отнесенностью. Конец второго года знаменует начало нового этапа в развитии речи. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложений. Значительно возрастает запас слов, достигая при правильной педагогической работе с детьми 1200-1500 слов к концу третьего года. В словарном составе встречаются почти все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения.

Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения: ребенок много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Значительно возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста слушают не только обращенную к ним речь, но прислушиваются и к речи, непосредственно к ним необращенной. В этот период дети легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения. Значительно расширяется круг поводов для высказывании. Не только просьбы и ответы на вопросы взрослых, но и рассказ о виденном и сделанном, пересказ слышанного, требование объяснить, как выполняется то или иное действие, становятся содержанием речевого общения детей этого возраста.

Читайте также:  52eu это какой размер

В раннем детстве речь ребенка, являясь средством общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых вопросов к ним.

Диалогическая форма речи обусловлена тем обстоятельством, что деятельность ребенка еще не отделена в своих существенных звеньях от деятельности взрослых. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослыми. На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка. В отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве ясно обозначаются два периода.

44. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления в раннем детстве.

Особенности восприятия ребенка
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

45. Развитие личности от одного года до трех: первые признаки самосознания, возникновение «Я».

46.Особенности эмоционально-волевой сферы личности ребёнка раннего возраста.

Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него преддошкольники1 становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у преддошкольника все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е. Волосова). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:
эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

47.Мотивационно-потребностная сфера личности ребёнка раннего возраста.

В раннем детстве волевая сфера только начинает развиваться. Наибольшее значение для развития произвольных движений, а затем и волевых действий имеют предметные действия. На протяжении раннего возраста действия ребенка усложняются и многие из них требуют большей точности, последовательности и скоординированности движений. Ребенок все чаще достигает успеха, который вызывает положительные эмоциональные переживания, что является позитивным подкреплением его усилий.
Интенсивное развитие речи ребенка способствует развитию произвольных и волевых действий. Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря делает возможным выполнение действий по словесному указанию взрослого. Огромное значение для развития волевых действий у ребенка имеет выработка прочной реакции на словесные сигналы: «надо», что требует действия даже вопреки желанию самого ребенка, и «нельзя», что запрещает действие, т.е. требует торможения других побуждений. Тормозная реакция на словесный сигнал является более сложной для детей раннего возраста. Ребенку труднее выполнить требование не делать чего-то, чем просьбу делать что-то другое. Постепенно эти словесные сигналы становятся средством управления поведением ребенка.

Ребенком в этом возрасте движет деловой мотив, стремление к действиям с предметами, а взрослый способствует реализации этого мотива. Взрослые являются образцом для подражания (сначала непроизвольного, а затем и произвольного), обучают ребенка способам действия, проверяют, направляют его действия, оценивают их, выражают свое положительное или отрицательное отношение. По мере психического развития ребенка усиливается потребность в содержательном и постоянном общении со взрослыми, усиливается потребность в познании, происходит расширение и усложнение мотивационно-потребностной сферы.

48.Кризис трёх лет: причины развития, симптомы, способы преодоления.

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector