общение обеспечивающее успех какого то общего дела создающее условия для сотрудничества людей

Содержание
  1. Общение обеспечивающее успех какого то общего дела создающее условия для сотрудничества людей
  2. Итоговый тест по психологии общения
  3. Нейропсихология детского возраста
  4. Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
  5. Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
  6. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  7. Краткое описание документа:
  8. Общая информация
  9. Похожие материалы
  10. Статья на тему: «Детское воровство»
  11. Рабочая программа «Психологический практикум»
  12. Презентация к родительскому собранию «Гиперактивные дети»
  13. Родительское собрание «Гиперактивный ребенок в школе»
  14. ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «Родители особого ребенка» для коррекционной и обучающей работы с родителями детей с ОВЗ
  15. Семинар-практикум «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов-необходимое условие самореализации в профессии»
  16. Семинар»Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
  17. Темперамент и будущая профессии
  18. Вам будут интересны эти курсы:
  19. Оставьте свой комментарий
  20. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  21. Подарочные сертификаты
  22. Нравственная сторона делового общения

Общение обеспечивающее успех какого то общего дела создающее условия для сотрудничества людей

N jYsnoh7qtOu1EPwXjIoUVOW5GWow5CUUERwlkMILPaie GRETx8ixSoPibLoodERL1XaK 63VARSp4J0l 8dBM

N jYsnoh7qtOu1EPwXjIoUVOW5GWow5CUUERwlkMILPaie GRETx8ixSoPibLoodERL1XaK 63VARSp4J0l 8dBM

#Явпорядке Группа Новоаннинского с/х колледжа запись закреплена

Материал подготовила социальный педагог Толмачева Г.А.

Психологический тест представляет собой некоторое тестирование, которое приобрело популярность в наше время. Но далеко не все знают для чего же они существует и какую несут ценность. Некоторые думают, что прорешав 1 тест они просмотрят результаты и сразу прозреют, и изменят свою жизнь.
А некоторые наоборот считают полной глупостью проходить подобное. Да, некоторые изменения в жизни некоторых людей действительно произошли из-за тестов. Бывает и такое, что и вовсе меняют свою судьбу кардинально. Есть много подобных тому примеров. Например, математик пройдя тест понял, что ему нужно что-то менять и пошёл учиться дальше развивать свои знания, чтобы быть более умным.
Иногда люди склонны делать ошибочные выводы. К примеру, девочка из школы была очень стеснительной и замкнутой в себе и редко отвечала на уроке, т.к у неё был страх перед другими детьми. Однако, после пройденного теста было выявлено, что её тесты оказались намного выше, чем у её сверстников и в итоге её включили в класс для одарённых детей, где она в дальнейшем очень себя хорошо показала среди таких-же детей как и она.
Но не стоит забывать, что нельзя всегда опираться на результаты тестирования, ведь у каждого знания индивидуальны и каждый разбирается в чём-то своём лучше, чем кто-то другой.

1. К видам компетентности не относят:
1. менеджерскую 3. Коммуникативную +
2. профессиональную 4. квалификационную

2. Процесс установления и развития контактов среди людей – это:
1. общение + 2. восприятие
3. взаимодействие 4. идентификация

3. Характеристика делового общения:
1. партнёр в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта
2. общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела
3. основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество
4. все ответы правильные +

4. Общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы достичь значимые для них цели – это:
1. неформальное общение 2. деловое общение +
3. конфиденциальное общение 4. нет правильного ответа

5. Процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, которого состоит в мотивировании определённого поведения или воздействия на него – это:
1. восприятие 2. Коммуникация +
3. взаимодействие 4. эмпатия

6. Обратная связь:
1. препятствует коммуникативному процессу
2. способствует коммуникативному процессу +
3. иногда способствует, а иногда препятствует коммуникативному процессу
4 все ответы правильные

7. Одноканальный процесс коммуникации – это коммуникация:
1. без обратной связи + 2. с истинной обратной связью
3. с неистинной обратной связью 4. с истинной и неистинной обратной связью

8. Виды коммуникации:
1. первичные и вторичные 2. главные и второстепенные
3. вербальные и речевые 4. вербальные и невербальные +

9. Вербальные коммуникации – это:
1. язык телодвижений и параметры речи 2. устные и письменные +
3. знаковые и тактильные 4. нет правильного ответа

10. Факторы, не способствующие эффективному выступлению:
1. отдавайте предпочтение длинным предложениям +
2. никаких скороговорок
3. держите паузу
4. берите в руки что поярче и расставляйте акценты

11. К эффективным приёмам слушания не относят:
1. активная поза слушающего 2. умение задавать уточняющие вопросы
3. активное слушание 4. нерефлексивное слушание +

12. Как быть внимательным во время беседы?
1. не доминируйте во время беседы 2. не давайте волю эмоциям
3. смотрите на собеседника + 4. не принимайте позы обороны

13. Что не относят к правилам эффективного слушания?
1. перестаньте говорить 2. будьте терпеливы
3. задавайте вопросы 4. планируйте беседу +

14. К невербальным средства коммуникации не относят:
1. нерефлексивное слушание + 2. взгляд
3. тактильный контакт 4. рефлексивное слушание

15. Движения тела человека и визуальный контакт – это:
1. жест 2. походка
3. мимика 4. все ответы правильные +

16. Если дистанция между общающимися составляет 0,51…1,2 м – это дистанция:
1. интимная 2. социальная
3. личная + 4. публичная

17. Если дистанция между общающимися составляет 0…0,5 м – это дистанция:
1. публичная 2. социальная
3. интимная + 4. личная
47. Если дистанция между общающимися составляет более 3,6 м – это дистанция:
1. интимная 2. личная
3. социальная 4. Публичная +

18. Формальному общению соответствует дистанция:
1. более 3,6 м 2. 0…0,5 м
3. 0,51…1,2 м 4. 1,21…3,6 м +

19. Неформальному общению соответствует дистанция:
1. 0…0,5 м 2. 0,51…1,2 м +
3. более 3,6 м 4. 1,21…3,6 м

20. Создаётся впечатление, что говорящий навязывает своё мнение в том случае, если речь:
1. слишком быстрая 2. слишком громкая +
3. слишком медленная 4. неразборчивая

21. Речь, состоящая из длинных фраз:
1. показывает эрудицию говорящего 2. плохо воспринимается по смыслу +
3. свидетельствует о гибкости ума 4. свидетельствует о неуверенности говорящего

22. Неразборчивая речь:
1. снижает интерес у собеседника +
2. плохо воспринимается по смыслу
3. вызывает мысль, что человек тянет время, либо тугодум
4. создаёт впечатление, что говорящий навязывает своё мнение

23. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – это:
1. мимика 2. Жесты +
3. позы 4. жесты и позы

24. Жесты открытости:
1. пиджак расстегнут
2. ладони рук прижаты к груди
3. развёрнутые на встречу собеседнику руки с ладонями вверх
4. все ответы правильные +

25. Посадка на кончике стула с выпрямленной спиной:
1. самоуверенность, благодушие настроения, нет готовности к деятельности
2. крайне отрицательное отношение к собеседнику +
3. высокая степень заинтересованности в предмете разговора
4. недостаток дисциплины, бесцеремонность, леность

Источник

Итоговый тест по психологии общения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования Приморского края

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лесозаводский индустриальный колледж»

для проверки и контроля знаний студентов

По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

(сборник тестовых заданий для специальностей СПО)

Дидактический материал для проверки и контроля знаний студентов по дисциплине «Психология общения» предназначен для студентов СПО.

Тестовое задание содержит только один вариант ответа.

Задания составлены с учетом программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО, могут использоваться выборочно или в целом для комплексной проверки знаний студентов, чтобы убедиться в том, как студенты усваивают дисциплину и на каком этапе у них сформирована коммуникативная компетентность.

Тестовые задания могут использоваться студентами для самоконтроля.

1. Взаимодействие людей, не имеющих общие или взаимозаменяющие интересы, либо потребности.

2. Взаимодействие людей, имеющих общие или взаимозаменяюшие интересы, либо потребности.

3. Отношение к поступающей информации.

4. Верны все варианты ответов

2. Процесс установления и развития контактов среди людей – это:

3. Процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, которого состоит в мотивировании определённого поведения или воздействия на него – это:

4. Виды коммуникации:

1. Первичные и вторичные

2. Главные и второстепенные

3. Вербальные и речевые

4. Вербальные и невербальные

5. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – это:

6. Общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы достичь значимые для них цели – это:

1. Неформальное общение

3. Конфиденциальное общение

4. Нет правильного ответа

7. Невербальные средства общения являются:

1. Интерактивной стороной общения.

2. Перцептивной стороной общения.

3. Коммуникативной стороной общения.

8. Вербалъные средства общения являются:

1. Коммуникативной стороной общения.

2. Интерактивной стороной общения.

3. Перцептивной стороной общения.

9. К вербальным средствам общения относят:

10. Ораторское искусство предполагает:

1. Умение точно формулировать свои мысли.

2. Умение точно формулировать свои мысли, и излагать их доступным для окружающих языком.

3. Ориентироваться в обществе на реакцию собеседника.

11. Речь в деловом общении направлена на:

1. То, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству.

Читайте также:  на каком языке разговаривают в узбекистане

2. То, чтобы дать понять собеседнику, что его точка зрения не актуальна в данном случае.

12. Воображение – это

1. Отражение предметов в совокупности их свойств и частей;
2. Отражение предметов и явлений опосредованным путем при обязательном участии речи;
3. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось;
4. Сложный психический процесс, в котором происходит сравнение, анализ и комбинирование элементов прежнего опыта.

13. Как определяется термин «психика»?

1. Свойство самой высокоорганизованной материи;

2. Совокупность всех качеств индивида;

3. Процесс мыслительной деятельности.

14. Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека, называется:
1. Внимание

1. Ориентированный поисковый процесс.

2. Сосредоточенный процесс на чем либо.

3. Ориентированный поисковый процесс направленный сосредоточиваем сознания на определенных объектах действительности при одновременных отвлечениях от других, обуславливает старательность, информацию поступающую через органы чувств.

4. Объект действительности.

16. Способность к воспроизведению прошлого опыта, и выражающиеся способностью длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения:

1. Врожденные устойчивые индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний,

2. Это качества личности, определяющие его тип нервной системы.

18. Каждый тип темперамента отличается поведенческими реакциями. Распределите примеры поведенческих реакций по типам темперамента.

а) Общителен, контактен, целеустремлен.

б) Трудно устанавливает контакты, нерешителен, боязлив, высокая утомляемость. При новизне обстановки выбирает пассивно – оборонительное поведение.

в) Замедленное формирование программ поведения, высокая целеустремленность и работоспособность.

г) Холерик – высокая потребность деятельности, целеустремленность, но интересы часто меняются.

19. Понятие «темперамент» впервые ввел:

20. Понятие «акцентуация» впервые ввел:

21. Не высокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональность свойственна:
1. сангвинику
2. меланхолику
3. холерику

1. Совокупность индивидуальных, устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе

2. Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение

23. Сложное коммуникативное умение, смысловое восприятие речи – это:

1. Пассивное слушание.

2. Активное слушание

3. Информационное слушание

4. Деловое слушание

24. Экспрессивно – выразительные движения:

25. Жесты и мимика – это:

4. Нужны только подросткам.

26. Что можно использовать для создания словаря невербальных средств общения:

27. Речь, произносимую одним человеком при обращении к другому или многим людям, называют:

2. Внутренней речью

28. Коммуникативная сторона общения это:

1. Обмен информацией между общающимися людьми;

2. Обмен действиями;

3. Восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

4. Все ответы верны

29. К перцептивной стороне общения относят:

1. Основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь;

2. Процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д.

3. Восприятие, понимание, явления и оценка людьми друг друга в целом;

4. Все ответы верны

30. К интерактивной стороне общения относят:
1. Основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь.
2. Процессы взаимодействия партнеров по общению (характеристика компонентов общения) – кооперацию, конкуренцию и т.д.

3. Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

4. Нет правильного ответа

31. Способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание других людей и своих собственных, а так же способствовать управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач – это:

1. Интерактивная сторона общения

2. Эмоциональный интеллект

4. Положительные эмоции

32. Манипуляции в общении – это:

1. Скрытое управление другим человеком.

2. Способ войти в доверие.

3. Контроль над поведением чувствами индивида.

4. Способ управления и возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

33. Главная составляющая ораторского искусства:
1. Публичная речь
2. Доходчивая речь
3. Понятная речь

4. Нет правильного ответа

34. Процесс передачи информации, который состоит из произношения подготовленной речи, пассивно оказывающей влияние на аудиторию:
1. Массовые выступления
2. Публичные выступления
3. Подготовленные выступления

4. Все ответы верны

35. Чтобы выступать перед публикой и иметь у нее авторитет, следует составлять:
1. План выступления
2. Оба варианта верны
3. Грамотный и четкий текст

4. Все ответы верны

36. Деловое общение – это особый вид общения, который реализуется в…

1. Совместной профессионально-предметной деятельности людей, содержание которой определяется предметом общения, формально-ролевым принципом общения;

2. Установлении и поддержании деловых контактов, совместной выработке единой стратегии, восприятии и понимании стороны партнера;

3. Создании комфортной и благоприятной деловой атмосферы для достижения обоюдовыгодных целей субъектов делового общения;

4. Нет правильного ответа

37. К особенностям деловых переговоров относят …

1. Взаимозависимость участников переговоров

2. Разнородность интересов сторон

3. Обострение отношений с партнерами

4. Всё выше перечисленное верно.

38. Учение о морали и нравственности – это:

2. Деловые переговоры

2. Спор, дискуссия по острой проблеме

4. Отсутствие понятий между двумя и более сторонами (лицами, группами), на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений.

40. Внутренние конфликты – это

2. Между личностью и группой

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

placeholder

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

placeholder

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Дидактический материал для проверки и контроля знаний студентов по дисциплине «Психология общения» предназначен для студентов СПО. Тестовое задание содержит только один вариант ответа. Задания составлены с учетом программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО, могут использоваться выборочно или в целом для комплексной проверки знаний студентов, чтобы убедиться в том, как студенты усваивают дисциплину и на каком этапе у них сформирована коммуникативная компетентность. Тестовые задания могут использоваться студентами для самоконтроля.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Статья на тему: «Детское воровство»

Рабочая программа «Психологический практикум»

Презентация к родительскому собранию «Гиперактивные дети»

Родительское собрание «Гиперактивный ребенок в школе»

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «Родители особого ребенка» для коррекционной и обучающей работы с родителями детей с ОВЗ

Семинар-практикум «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов-необходимое условие самореализации в профессии»

Семинар»Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»

Темперамент и будущая профессии

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5281717 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

placeholder

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Нравственная сторона делового общения

nravstvennaya storona delovogo obscheniya.l

А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;

Читайте также:  какие овощи поливают марганцовкой

принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Конечно, в психологии и этике делового общения речь пойдет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами- Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и общей психологии, является категория «психология личности», включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами. Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам «Я — Ты» «Я — Мы», «Мы — Они». Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения — решающее условие успешного предпринимательства.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. В дальнейшем изложении вы найдете некоторые из этих рекомендаций. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.

Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые «мы-чувства» и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.

Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.

Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения. Поэтому основное содержание нравственных норм делового общения, делового этикета также раскрывается в этом учебном пособии.

Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:

овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

На этой основе обеспечивается, например, поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп, совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутри- и межгрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата в коллективах, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.д.

Следует далее уяснить, что данная область знаний отнюдь не является искусственно привнесенным продуктом западной теории и практики. Важность учета психологических аспектов хозяйственной деятельности, необходимость укрепления ее нравственных основ четко осознавались уже в дореволюционный период многими представителями отечественной экономической и философской мысли. Духовная жизнь России не исчерпывалась революционно-радикальными идеями, согласно которым капитализм — это строй, обреченный на неминуемую и скорую гибель. В общественной мысли России было сильно и умеренное реформистское крыло, признававшее жизнеспособность рыночных отношений, возможность их совершенствования, реформирования, в том числе с помощью психологических и нравственных средств.

Так известный русский философ конца XIX в. Владимир Соловьев (1853—1900) считал, что «несостоятельность ортодоксальной политической экономии. заключается в том, что она отделяет принципиально область хозяйственную от нравственной».

Оказавшись после революции за рубежом, многие русские мыслители продолжали и там развивать свои идеи, смыкаясь по сути с концепциями «человеческих отношений», развивавшимися западными учеными.

Один из последователей В. Соловьева экономист и философ Сергий Булгаков (1871—1944) писал: «Преследуя цель экономического оздоровления России, не следует забывать и о духовных предпосылках, именно о выработке соответствующей хозяйственной психологии».

Хозяйство, подчеркивал С. Булгаков, есть психологический феномен. Человеческая личность, считал он, есть самостоятельный фактор хозяйства. Исходя лишь из одного представления об экономическом механизме, нельзя до конца понять хозяйственную жизнь вне личной инициативы, вне творческого к ней отношения, вне различных волевых импульсов.

Другой известный русский ученый Петр Струве (1870—1944) отмечал, что современная ему радикальная русская интеллигенция не понимала позитивного значения и смысла капитализма, видя в нем только «неравное распределение», «хищничество», «хапание». Она не видела в нем более производительной прогрессивной системы, его роли в процессе воспитания и самовоспитания людей.

Развивая эти мысли, другой русский ученый, экономист П.Н. Савицкий (1895—1965) писал в своей статье «Хозяин и хозяйство»: «Нужно различать предпринимательство как определенную эмпирическую хозяйственно-экономическую функцию и как особую духовно-экономическую сущность».

Не всякий собственник предприятия, по мысли Савицкого, есть хозяин, ибо не всякий предприниматель действует «по-хозяйски». «Говоря кратко, в основе понятий о хозяйственном отношении лежит представление не о такой деятельности, которая направлена исключительно к получению наибольшего дохода, к «выживанию» его в первую очередь. но такой, которая наряду с целью получения дохода ставит, как самостоятельную цель, Сохранение и расширение довольства работающих в хозяйстве людей, поддержание и повышение порядка и качественности хозяйства».

Таким образом, необходимость учета и использования психологических факторов хозяйствования глубоко обосновали не только западные ученые, в том числе сторонники концепции «человеческих отношений», но и многие русские мыслители реформистского направления, увидевшие в духовно-нравственных аспектах рыночных отношений средства не только повышения эффективности производства, но и нравственного совершенствования людей.

К сожалению, конкретно-исторические условия в России в XX в. сложились так, что претворить в жизнь идеи развития идейно-нравственного потенциала рыночной экономики так на практике и не удалось. Вот уже несколько лет наша страна живет в условиях тяжелейшего экономического, социального и духовного, нравственного кризиса. Причем, по словам писателя Александра Солженицына, в современной России проблемы нравственные оказались острее проблем экономических.

Социально-психологический портрет новой генерации постсоветских предпринимателей, так называемых «новых русских», оказался весьма далек от того типа цивилизованного менеджера, который давно рожден практикой предпринимательства на Западе и о котором мечтали и многие отечественные ученые.

Для «новых русских» выгода оказывается зачастую выше морали и права. Характерные черты их духовного облика: неразборчивость в средствах, лицемерие, хитрость, жестокость. Эти их качества и порождают массовое развитие таких явлений, как коррупция, кровавые разборки, бандитизм.

В условиях затянувшегося глубокого общего кризиса в стране сформировался весьма противоречивый тип массового сознания, общественной психологии, который нельзя не учитывать в практике предпринимательской деятельности. При общем осознании растущих возможностей для творческой инициативы в хозяйственной и социально-политической сферах растут и настроения отчуждения, скептицизма, пессимизма, безысходности и безнадежности у значительной части населения.

Читайте также:  af13 акпп какое масло

Ясно, что с таким массовым психологическим настроем эффективной экономики, а следовательно и демократических порядков, не создать как в рабочих коллективах, так и в обществе в целом. Отсюда важнейшая задача специалистов и руководителей всех уровней — переломить этот доминирующий настрой, психологически оздоровить трудовые коллективы, все общество.

Необходимо создавать настроенность на инициативу, подъем, желание работать, делать свое дело. Еще видный русский философ Николай Бердяев (1874—1948) настойчиво повторял, что для подъема России нужно прежде всего «духовное перерождение народа, внутренний в нем переворот».

Экономический рост, процесс укрепления демократических институтов смогут обеспечить только активные, творчески мыслящие люди, нацеленные на новые формы жизни и деятельности. И такие люди постепенно рождаются в России даже в сложных условиях переживаемого кризиса.

Таков трудовой коллектив межотраслевого комплекса «Микрохирургия глаза», возглавляемый одним из зачинателей перестройки Святославом Федоровым. Во всей своей предпринимательской деятельности он опирается на реальные материальные и духовные потребности человека. Большое значение он придает созданию корпоративного духа фирмы. Он убежден, что коллектив должен быть семьей для работающего человека. Комплекс «Микрохирургия глаза» стал в стране одним из первых подлинно народных предприятий, потому что в его работе заинтересованы все члены коллектива, так как каждый имеет свою долю в прибыли. Отсюда и дух инициативы, предприимчивости, общей заботы о прибыльности фирмы.

Таким образом, чтобы привести в движение живую энергию людей, современный руководитель должен знать и учитывать основные психологические закономерности, приобщать к ним своих сотрудников, активизировать их производственную и общественную деятельность.

Сегодня особенно важно уметь избавить людей от страхов и опасений, внушить им веру в себя, в свои силы, вселить надежду на лучшее будущее.

Процесс этот, конечно, будет идти медленно, постепенно. Но важно думать и действовать в этом направлении, не сдаваться, шаг за шагом добиваться изменения нравственной ситуации в своих производственных коллективах, а вместе с тем со временем — и во всем обществе. Идя по этому пути, мы сможем избавиться от «дурной наследственности», нравственно преобразиться, стать цивилизованными гражданами, имеющими собственное достоинство и совесть. По словам известного современного философа Альбера Камю (1913—1960), даже в условиях самого тяжкого социального кризиса поступать нужно так, словно ты совершенно уверен, что справедливость, счастье и мир победят, даже если тебя одолевают на этот счет сомнения.

Важно еще отметить, что для такой уверенности есть не только субъективные, но и объективные основания. Дело в том, что переживаемый Россией сегодня социально-политический и психологический кризис при всей самобытности вызвавших его причин является все же лишь одним из выражений развертывающихся в современном мире глобальных экономических и духовных процессов.

Так, чувства беспокойства и страха становятся в современном мире массовой болезнью, отражая неуклонный рост числа опасностей, угрожающих современному человеку: войны, климатические изменения, экологические катастрофы, фильмы ужасов и т.п.

Следует иметь в виду, что в отличие от других способов организации общественной жизни социальная система, основанная на рыночной экономике, порождает в качестве одной из мощных своих тенденций индивидуалистический образ жизни и соответствующую психологию. Индивидуализм, изолируя людей друг от друга, усиливает в них чувства одиночества и страха. Как свидетельствуют проведенные в США, Великобритании, других странах развитого капитализма социально-психологические исследования, рыночная экономика сама по себе, стихийно порождает депрессию и тревогу у значительной части населения, усиливая чувства уныния, подавленности, самоунижения и даже беспомощности, безнадежности, бессмысленности существования. Известно, что именно наиболее экономически развитые страны лидируют по числу самоубийств. Этот страх и беспокойство особенно усиливаются в периоды радикальных перемен, кризисов, что и проявляется сегодня с особой силой в России.

Но вместе с тем, порождая негативные социально-психологические тенденции, рыночная экономика столь же закономерно порождает и лекарства от них, прокладывает пути к преодолению психологических проблем. Рыночная система по своей сущности способна порождать более благоприятные условия для творчества, инициативы, самостоятельности людей, открывать широкие возможности для свободы действий, увеличения демократических прав. Она способствует снятию у людей того часто неосознаваемого психологического напряжения, чувства дискомфорта, которое вызывается неудовлетворенностью свои трудом и нищенским материальным уровнем в условиях тоталитарных систем, массой запретов, сковывавших творческие возможности личности. Так, известно, что недавно отмененный Уголовный кодекс РСФСР квалифицировал занятие хозяйственной деятельностью с целью извлечения прибыли как уголовное преступление, что, однако, не предотвратило создание в стране целых отраслей «теневой» экономики. Опираясь на рост инициативы, предприимчивости людей, рыночная экономика на определенном этапе может обеспечить для все более возрастающей части работников достижение достаточно высокого уровня жизни, позволяет им иметь все то, что отвечает представлениям о «хорошей жизни»: благоустроенную квартиру, дачу, машину и т.п. В то же время постоянно вызываемая условиями конкуренции необходимость повышения продуктивности трудовой деятельности становится возможной во многом за счет социально-психологических факторов, усиления их роли в жизни рабочих коллективов, чем и обеспечивается процесс постепенного духовного оздоровления личности и общества.

Именно поэтому жизнь настоятельно требует от руководителей, действующих в условиях рынка, неустанного поиска способов удовлетворения в процессе трудовой деятельности не только материальных, но и постоянно изменяющихся социально-психологических потребностей людей.

Отсюда становится понятным, что отечественной практике деловых отношений никак не обойтись без овладения принципами и методами психологического обеспечения хозяйственной деятельности. Из области благих пожеланий психологическая подготовка и для современно отечественного руководителя переходит в область суровой необходимости.

Однако, приступая к изучению методов психологического обеспечения хозяйствования, следует также с самого начала предупредить об опасности преувеличения, а тем более абсолютизации этих методов в деловых отношениях.

Современный менеджер должен постоянно обеспечивать баланс в распределении усилий между разными направлениями работы, не допуская перекосов в ту или иную сторону.

Современная наука с этой целью выработала в качестве оптимальной модель трехмерного управленческого мышления, которая включает в себя в органической целостности решение организационно-технических задач, задач социально-психологических и задач обеспечения общей эффективности производства, его прибыльности. Опираясь на эту трехмерную модель, современная практика пришла к выводу, что потребители товаров и услуг покупают все же не персонал фирмы, сколь бы благополучен психологически он ни был, а товар, производимый фирмой, или ее услугу. Именно качество продукта поддерживает уровень продаж, а улыбка продавца, официанта или оператора банка — лишь дополнительное вознаграждение.

Навыки общения, психологическая культура должны быть напрямую связаны с продуктами и услугами, обеспечивать их высокое качество.

Нужен баланс между умением управлять людьми и умением производить продукты.

Как отмечает, один из крупнейших современных западных специалистов по проблемам хозяйственной этики Артур Рих, при решении экономических вопросов нельзя противопоставлять потребности экономики и человеческую справедливость. Не может быть экономически правильным то, что несправедливо по отношению к человеку, но не может быть справедливым то, что не учитывает потребности экономики.

Однако этот комплексный подход к управленческой деятельности не исключает необходимости понимания своеобразия, особой значимости, уникальности ее гуманистического аспекта. Дело в том, что среди многочисленных ресурсов, обеспечивающих успех дела, человеческие ресурсы отличаются одним, но очень существенным качеством: если все ресурсы (финансовые, материально-технические, информационные) истощаются, то человеческие при соответствующем управлении наращиваются, становятся более качественными, ценными. Это делает человеческие ресурсы особенно значимыми и привлекательными в предпринимательстве.

История хозяйства богата как позитивными, так и негативными примерами отношения к человеческим ресурсам. В современном экономическом мышлении все прочнее утверждается идея о том, что вложения в человеческие ресурсы, их профессиональную и общекультурную, в том числе и психологическую подготовку — самое выгодное вложение капитала. Именно поэтому гуманистический менеджмент, нацеленный на развитие свойств и качеств человеческой личности, остается и сегодня приоритетным направлением управленческой деятельности.

Итак, в трехмерном пространстве управления, измеряемом параметрами — продукт, человек, эффективность — управление по параметру «внимание к человеку» является приоритетным. Этим обстоятельством и обусловлены повышенные требования к подготовке менеджера в области знания человеческой психологии.

Изучение курса психологии и этики делового общения призвано обеспечить специалистов, руководителей хозяйственных организаций новейшими психологическими технологиями, методами их использования в целях повышения эффективности производства.

Наша страна вступила на путь становления рыночной экономики, демократических реформ. Движение к этим целям — процесс длительный и трудный: он составит целую историческую эпоху. Успех начатых реформ во многом будет зависеть от того, насколько каждый из нас окажется способным к саморазвитию, каждодневной самореализации как творческой личности.

Предлагаемый курс как раз и нацеливает на терпеливую и сложную работу над самим собой, на то, чтобы попытаться стать добрее, чище и, следовательно, профессиональнее. Эта дисциплина гуманитарного цикла поможет увидеть мир как бы в другом измерении, глубже понять себя и других, сделать нашу жизнь и работу более плодотворными и счастливыми.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector