общение как ведущая потребность дошкольника отмечена психологами в каком возрасте

Общение — главная потребность ребенка

5e2438232fab979db64e34dcade59229

Дата публикации: 30.03.2020 2020-03-30

Статья просмотрена: 2550 раз

Библиографическое описание:

Лесик, Л. И. Общение — главная потребность ребенка / Л. И. Лесик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68481/ (дата обращения: 10.11.2021).

Ключевые слова: ребенок, общение, родители.

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже — на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка.

Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родителям необходимо понимать, как важно для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых.

Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразием его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь.

Некоторые родители считают все эти воздействия ненужными и даже вредными. Стремясь не баловать своего ребенка, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют и т. д., не выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое формальное воспитание в младенческом возрасте очень вредно. Дело в том, что в положительных эмоциональных контактах с взрослым происходит не только удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности ребенка — его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе. Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери с младенцем.

Ребенку нужно постоянное общение с родителями, в первую очередь с матерью. Английский психиатр Джон Боулби полагает, что отчуждение ребенка в возрасте до трех лет от матери сроком более чем на три месяца вызывает в его психике изменения, которые нельзя уже полностью устранить, которые и делают его склонным к асоциальному поведению. Лишенный материнской ласки, внимания и заботы, ребенок начинает тосковать, испытывает тревогу. Все это накладывает отпечаток на его личность в будущем, ведет к снижению интеллекта, к нервному напряжению, к усилению агрессивности и т. п.

Полноценное общение с ребенком предполагает не просто совместное пребывание. С ребенком необходимо играть. Ребенок гораздо сильнее привязывается к человеку, изредка играющему с ним, чем к тому, кто деловито, но бесстрастно удовлетворяет его повседневные нужды: поит, кормит, меняет пеленки. Таков вывод советских и зарубежных исследователей. В игре ребенок познает мир, себя, окружающих, учится искусству общения. Загруженные бесконечными заботами, житейскими проблемами родители подчас забывают об этом и тем самым невольно создают предпосылки для будущих отклонений.

Ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Он должен впитывать в себя запас этой нежности в ранние годы своей жизни, чтобы потом суметь отдавать ее другим.

«Оказывается, что в основе постоянно вспыхивающей злобности нередко лежит младенчество и детство, проведенные в отсутствие ласки и доброты.

Способность к отзывчивости утрачивается почти необратимо, и возникает безудержный эгоцентризм…»,- пишет известный советский генетик В. П. Эфроимсон, с которым можно поспорить о фатальности подобной зависимости, но все же нельзя не учитывать ее при анализе нравственных изъянов личности.

Само понятие ласки и нежности нельзя понимать однозначно. Есть внешняя, так сказать, чувственная сторона нежности, когда детей бесконечно обнимают, целуют. И такая форма ласки нужна. Она естественна и необходима как сама материнская, родительская любовь. Но это не единственный и не главный способ проявления чувств.

Речь идет о нежности, которая связана со способностью родителей сопереживать состояниям своего ребенка. Сопереживать — это значит научить ребенка понимать состояния окружающих. Иными словами, истинная нежность родителей заключается в воспитании нежности у ребенка.

Читайте также:  pc1333 2gb какой ddr

Стараясь создать своим детям розовое, безоблачное детство, мы подчас забываем, что, ограждая их от наших взрослых забот, мы лишаем их тем самым способности к сопереживанию.

«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья. Ребенок должен уметь соразмерять свои желания с желаниями и возможностями родителей». Эти мысли В. А. Сухомлинского особенно актуальны сейчас, когда материальный и культурный уровень семьи в нашем обществе растет и родители имеют большие возможности удовлетворять бесконечно растущие запросы детей. Между тем статистика дает тревожные цифры. По данным опроса, проведенного Н. Павловой в одной из колоний для несовершеннолетних, выяснилось: из 145 опрошенных у 121 были хорошие материальные условия, у 100 — дружные родители, у 104 — родители постоянно контролировали своих детей, а к 95 детям родители всегда относились очень ласково, ни в чем не отказывали.

«Ни в чем не отказывали». Речь идет не только о материальных благах, но о такой бездумной любви, когда каждое желание ребенка удовлетворяется безоговорочно, когда родители пытаются «опередить», предвосхитить его потребности, когда ему не нужны никакие усилия для торможения своих чувств и стремлений.

Как бы ни был мал ребенок, он должен знать, что сегодня у родителей плохое настроение, у мамы болит голова, у папы что — то не ладится на работе….и.т.п. Это совсем не означает, что свое дурное настроение мы можем сорвать на детях, что наша головная боль или служебные неприятности должны лишать ребенка радости, удовольствий. Речь идет о разумном подходе, об исключении крайностей.

Разумное ограничение сиюминутных требований ребенка жизненно необходимо. Это своего рода профилактика капризов, воспитание выдержки, способности к торможению. И в отказе взрослых удовлетворить какие — то требования ребенка он должен увидеть не произвол взрослого, не желание постоянно «воспитывать», а жизненную необходимость и даже находить своеобразное удовольствие в отказе от собственных желаний. Этого не так просто добиться. Но стремиться к этому следует обязательно. Во имя самого ребенка!

В воспитании дошкольника всегда следует помнить закон, который условно можно обозначить так,-закон равновесия и компенсации. Суть его состоит в следующем: слишком много только радостных переживаний или только отрицательных деформирует личность. Они должны как- то уравновешивать друг друга. Когда мы сталкиваемся с постоянно угрюмым, замкнутым ребенком, то среди множества причин, сформировавших такой характер, может быть и болезнь. Но не исключено, что это ребенок, рано лишившийся радости. Когда мы сталкиваемся с верхоглядом, с легкомысленным, несерьезным подростком, то среди многих других причин возможна и еще одна: слишком легкое, безоблачное детство, бесконечное «скакание на одной ножке». Ничто у ребенка не проходит бесследно. И слезы, и смех. Все это как — то отпечатывается и хранится в его сознании, в эмоционально- волевой сфере.

Дошкольник постоянно испытывает потребность в общении со взрослыми. Он стремится участвовать в их жизни, выполнять ту же деятельность, что и они. Однако психические и физические силы ребенка не позволяют ему реализовать свои стремления. Возникает противоречие между потребностью действия у ребенка с одной стороны и невозможностью осуществить требуемые операции — с другой. Это противоречие разрешается в основном для дошкольников виде деятельности — игре. В мир игр входят не только предметы, которые окружают ребенка и с которыми он может непосредственно действовать, но также предметы действия взрослых, с которыми ребенок не в состоянии действовать, т. к. они для него еще физически недоступны. И тогда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, в игре. «Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется».

Ребенок не может без помощи взрослых развивать новые формы познавательной деятельности и удовлетворять свою потребность в новой, более сложной информации об окружающем мире. Поэтому и для удовлетворения познавательной потребности ребенок нуждается в других людях, а, следовательно, происходит развитие социальных форм общения между ребенком и взрослым. При этом Л. И. Божович отмечает, что потребность в общении, возникающая на основе потребности в новых впечатлениях и первоначально неотделимая от нее, в дальнейшем приобретает самостоятельное значение для ребенка и проделывает свой собственный путь развития.

Потребность в общении со взрослыми развивается у ребенка в течение всего дошкольного детства, взрослый становится образцом для подражания.

Влияние общения со взрослыми на процесс общения детей можно рассматривать в нескольких аспектах: 1) непосредственное общение воспитателя с детьми, которое имеет прямое влияние на особенности общения детей со сверстниками; 2) общение воспитателя с коллегами, родителями, которое воспринимается ребенком как образец должного поведения и имеет косвенное влияние общения детей со сверстниками; 3) непосредственное общение родителей с детьми, которое имеет прямое влияние на характер общения детей со сверстниками; 4) общение родителей между собой, которое воспринимается ребенком как образец должного поведения в семье и имеет косвенное влияние общения детей со сверстниками.

Одной из наиболее распространенных причин отклонений в развитии ребенка являются нарушенные семейные отношения — неблагоприятный тип воспитания и общения с детьми. Поскольку взаимоотношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, к другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний, нарушении социальной адаптации или даже в виде неврозов.

Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Но семья не может быть единственным полюсом воспитания и социализации ребенка. В дошкольном детстве есть еще одна составляющая жизни ребенка — это дошкольное учреждение, в котором он находится большую часть времени, а воспитатель является значимым взрослым во всех сферах жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.

Читайте также:  какие пластиковые окна дешевле раздвижные или распашные

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль общения и деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия во многом зависит результат воспитательного воздействия на конкретного ребенка и коллектив детей в целом. В процессе общения педагог должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать собственным поведением отношение к другому человеку. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся весомым фактором, определяющим содержание, особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимоотношений с детьми, влияют на развитие самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

Источник

Характеристика появления потребности в общении в дошкольном возрасте

500dfdee53e9bc341ff2d7c8964f96a1 Папазян Армине
Характеристика появления потребности в общении в дошкольном возрасте

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?» (17, с. 74).

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется, или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9—10 месяцев они мало двигаются, вялы не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма (8, с. 67).

Общение сначала начинается через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию (14, с. 87).

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.

Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Учить детей общаться нужно тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает.

Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом. Правильное организованное общение взрослым:

1) обогащает детей впечатлениями;

2) является источником разнообразных эмоций;

3) учит сопереживать, радоваться;

4) способствует становлению личности;

5) формирует представление о другом человеке — ровеснике;

6) начинает развивать способность понимать других людей;

7) подготавливает к последующему общению со сверстниками (9, с. 76).

Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез (индивидуальное развитие организма). М. И.Лисиной выделила несколько этапов:

1. Эмоционально-практическое общение (2–4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя. Наблюдения за 12 месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.

2. Ситуативно-деловое общение (4–6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения — деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.

3. Внеситуативно-деловое (6–7 лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы (12, с. 76).

Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу. К концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.

В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общениисо сверстниками проходит ряд этапов:

1) внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

2) стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);

Читайте также:  967140 какой оператор и регион город

3) появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни) (16, с. 216).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

К году малыши предпочитают разглядывать картинки, где изображены люди, и особенно дети. Проявляется интерес к сверстнику как к интересному объекту исследования, в связи,с чем он может:

1) толкнуть другого;

2) с любопытством разглядывать упавшего ребенка;

3) дергать его за волосы и так далее;

4) какое-либо действие с игрушки перенести на сверстника.

В возрасте от года до полутора лет содержание контактов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев.В ровеснике малыша привлекают прежде всего объективные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга. Малыши могут спокойно заниматься каждый своим делом (своей игрушкой, например, играть в одной песочнице, изредка поглядывая друг на друга. При этом они смотрят обычно на руки сверстника, наблюдают, как он играет. Присутствие поблизости сверстника активизирует ребенка. Сверстники могут обмениваться игрушками, правда, они с радостью берут чужие и с трудом отдают свои (21, с. 38).

До двух лет интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, малыш прыгает, кричит, визжит, причем такое «баловство» носит всеобщий характер. Хотя малыши получают большое удовольствие от совместных игр, но появившаяся в поле зрения игрушка или подошедший взрослый отвлекают детей друг от друга.

В 2–3 года общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни детей. Это связано с тем, что формируется представление о другом человеке — ровеснике.

К 3 годам в общениесо сверстниками дети стремятся:

1) заинтересовать собой;

2) изобретают разные способы привлечения к себе внимания;

3) демонстрируют друг другу свои умения;

4) чутко отзываются на любое действие сверстника;

5) стремятся сравнить действия другого со своими — сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение. Поэтому общение является мощным средством развития самосознания и формирования правильного представления о себе (1, с. 205).

Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хорошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в контакт.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу,влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний: Ситуативно-деловая создаёт благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе (16, с. 219).

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д. Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения (20, с. 265).

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Психологическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

Презентация «Страхи в дошкольном возрасте» 2 слайд Детские страхи и их коррекция – это актуальная проблема, с которой сталкиваются при воспитании ребенка не только родители, но и.

Характеристика психических расстройств в детском возрасте НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧ. РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В. В. Лебединский выделяет.

Игровые технологии в дошкольном возрасте Современная методика преподавания музыки и актуальные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии. Игровая.

Нетрадиционные способы рисования в дошкольном возрасте Нетрадиционные методы рисования. Способность к зрительной активности возникает в раннем возрасте и достигает самого высокого развития в.

Тестопластика в дошкольном возрасте Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Этапы развития мышления Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято.

Технология ТРИЗ в дошкольном возрасте Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector