общение как средство объединения людей это какая функция общения

Общение и его функции, классификация и уровни

Общение всегда рассматривалось в форме полифункционального процесса. Его функции определяются психологами согласно разным критериям:

Наиболее часто в области психологии функции общения рассматриваются согласно такой модели отношений, как «человек-деятельность-общество».

Основные функции общения

Обычно из общения выделяют пять базовых функций:

image001 fGY37D4

Рисунок 1. Основные функции общения

Прагматическая функция общения — это одно из главнейших условий объединения личностей в процессе совместной деятельности любого типа.

Наглядным примером того, насколько разрушительно невыполнение этого условия, является сюжет из Библии, рассказывающий о постройке Вавилонской башни.

Не менее важная роль принадлежит и формирующей функции. Не стоит считать общение между взрослым и ребенком обычным процессом передачи от первого ко второму набора знаний и навыков, усваиваемых механически. На самом деле это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимное изменение, влияние и обогащение.

Насколько жизненно важную роль играет общение можно рассмотреть на следующем примере.

В 30-е годы прошлого века в двух клиниках США был проведен эксперимент. Находящиеся в них дети лечились от серьезных заболеваний, плохо поддающихся излечению. Условия в обеих клиниках были идентичными, кроме одного: одна клиника запрещала посещения родственников в страхе перед инфекциями, второе учреждение допускало родителей в определенное время, чтобы они могли поговорить и поиграть с ребенком в специально отведенном для этого помещении. Наблюдения велись несколько месяцев, после чего были получены следующие результаты: коэффициент смертности в первом медучреждении был около ⅓, хотя врачи прилагали все возможные усилия. Вторая клиника могла похвастаться тем, что на протяжении всего эксперимента ни один пациент не умер.

Функция подтверждения помогает познать и утвердить себя. Человек занимается поиском опорной точки в другом человеке для того, чтобы утвердиться в своем существовании и ценности себя.

Принцип подтверждения регулярно наполняет повседневный опыт общения людей. Это ритуалы, сопутствующие знакомству и приветствию, всевозможные знаки внимания и прочее. Р. Д. Лейнг (английский психиатр) утверждал, что неподтверждение — это универсальный источник множества психических заболеваний и в особенности шизофрении.

Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление определенного рода эмоциональных отношений — они могут быть или позитивными или негативными.

Отсюда эмоциональное отношение к другой личности может выражаться в ключе «симпатия-антипатия», что накладывает отпечаток не только на обычное, но и на деловое общение.

Внутриличностная функция чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления человека.

Л. С. Выготским исходя из этого было отмечено, что «человек сохраняет функцию общения даже наедине с собой».

Резюмируя, можно сказать, что ведущее значение общения в жизни человека — это средство организации совместной деятельности личностей, а также способ удовлетворения потребности одного человека в живом контакте с другим человеком.

Классификация типов общения

Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.

Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.

Речь — это применение языка в целях общения.

Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:

image003

Рисунок 2. Разновидности общения

Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.

Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.

Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.

К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.

Также общение можно разделить на межличностное и массовое.

Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.

Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации.

Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.

image005

Рисунок 3. Типы межличностного общения

При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.

Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.

Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.

Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.

Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.

По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.

Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.

Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.

Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.

Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.

Читайте также:  какие препараты можно принимать при коронавирусе противовирусные для профилактики

Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.

Уровни общения

Существуют различные уровни общения, которые определяются общей культурой собеседников, их характеристиками (личностными и индивидуальными), нюансами ситуации, контролем, накладываемым социальной средой, ценностными ориентациями собеседников и их отношением друг к другу.

image007

Рисунок 4. Уровни общения

Фатический (от лат. fatuus – глупый) относится к самому примитивному уровню общения. Он состоит из обычного обмена репликами, не несущими глубоко смысла и служащими исключительно для поддержания разговора.

Информационный уровень состоит из обмена новой информацией, интересной для участников беседы, которая является источником эмоциональной, поведенческой и мыслительной активности личности.

Личностный уровень предполагает такое взаимодействие субъектов, при котором происходит их глубокое самораскрытие и постижение сущности собеседника, своей собственной и окружающего мира.

Такой уровень строится на позитивном отношении как к себе самому, так и к другим людям, а также окружающей среде в целом. Такое общение относится к высшему духовному уровню.

Источник

Понятие общения: формы, виды, функции

Понятие общения: формы, виды, функции

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

По средствам общение может быть:

3.1
Непосредственное (Осуществляемое с
помощью естественных органов, данных
живому существу – руки, голова, туловище,
голосовые связки и т.д.)

3.2
Опосредованное (связанное с использованием
специальных средств и орудий)

3.3
Прямое (предполагает личные контакты
и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте
общения)

3.4
Косвенное (осуществляется через
посредников, которыми могут выступать
другие люди).

Общение
как взаимодействие предполагает, что
люди устанавливают контакт друг с
другом, обмениваются определенной
информацией для того, чтобы строить
совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие
происходило беспроблемно, оно должно
состоять из следующих этапов:

1.
Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание другого человека,
представление себя другому человеку.

2.
Ориентировка в ситуации общения,
осмысление происходящего, выдержка
паузы.

3.
Обсуждение интересующей проблемы.

4.
Решение проблемы.

5.
Завершение контакта (выход из него).

1)
инструментальная
функция

характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи
информации, необходимой для исполнения
действия;

2)
интегративная
функция

раскрывает общение как средство
объединения людей;

3)
самовыражение — функция определяет
общение как форму взаимопонимания
психологического контекста;

4)
трансляционная
функция

выступает как функция передачи конкретных
способов деятельности, оценок и т.д.

Средства
общения

– способы передачи информации, которая
передается в процессе общения от одного
существа к другому.

вербальные
(общение осуществляется посредством
речи)
невербальные
(жесты, мимика, позы, контакт глазами,
тембр голоса, тональность, прикосновения,
объятия, поцелуи, и др.)

Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса

1a1488e125cf577f0fd7992b8dc98e68

Информационной
стороне общения, т. е

передаче
и получению информации, сотрудники
правоохранительных органов придают
особое значение, о чем свидетельствует
тот факт, что 2/3 опрошенных практических
работников, а также курсантов
и слушателей Московского университета
МВД России на вопрос о том, что они
понимают под общением, отметили важность
информационного обмена. Значимость
оперативной информации трудно переоценить.
Актуальным является информационный
обмен и для следователя, и для
оперуполномоченного, и для работника
любого подразделения полиции, которые
в процессе служебной деятельности
устанавливают причины и обстоятельства
правонарушений, мотивы преступной
деятельности, решают практические,
воспитательные задачи и многие
другие

В процессе деятельности люди
обмениваются различными представлениями,
интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем,
каждый стремится быть правильно понятым,
желая получить от партнера определенное
подтверждение, отклик на переданную
ему информацию. Процесс передачи
информации от одного партнера другому
(или другим) — не односторонний, это
всегда отношения общающихся, где очень
важную роль приобретает элемент «обратной
связи».

В
схеме «Кто» — коммуникатор, т. е.
человек, направляющий информацию;
«Что» — содержание, сама информация;
«Кому» — партнер по общению, принимающий
информацию; «Эффект» показывает
результативность общения, как поняли
коммуникатора, сигналит ему об обратной
связи. Однако для того, чтобы эта схема
«работала», необходимо использование
партнерами единых инструментов общения:
системы знаков, понимания ситуаций
и т. п.

В
сущности Код + Контакт — это инструменты
общения, средства передачи информации.
Код состоит из знаков (символов) и языков.
Знаки бывают различные — генетические,
химические, тепловые, дорожные и
т. п. Человеческие знаки имеют
предельно абстрактную природу, носят
конвенциональный характер. Система
знаков организуется в языки: вербальный
язык (звуковой, словесный) мимический
язык, интонации, топомимический (жестов),
письменный и т. д. Для эффективности
общения зачастую используется несколько
знаковых систем параллельно, этим
способом достигается надежность передачи
информации. Неубедительная игра актеров
на сцене говорит о неправильном
использовании, например, вербального
и мимического языка.

Научение знакам
(и языкам) происходит в первые годы
жизни человека. Известны феноменальные
случаи владения 12 языками. Чем шире
словесный запас человека, тем больше
его мыслительные и понятийные
способности. Контекст — это поле
значения слова. В разном тексте
(и в различной интонации) одно и то
же слово может менять свой смысл.
В зависимости от социальной сферы
и психологических особенностей
человека отмечаются различия в уровне
и формах его общения, полноте и глубине
взаимопонимания с другими людьми.
В любой конкретной ситуации общения
мы всегда что-то узнаем от партнера
и что-то сообщаем ему. Содержание
конкретной коммуникации может быть
очень различным: приказ начальника,
призыв мыть руки перед едой, допрос
обвиняемого, беседа со свидетелями,
потерпевшими и т. п. Что бы это ни
было — это всегда коммуникация,
и представить себе общение без нее
невозможно.

Описание моделей общения

27fdd8b7efdd1d6ca2a3b2b719bd2f61Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Читайте также:  на какую крышу можно залезть в москве

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

«Монблан». Отстраненный, холодный собеседник

Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
«Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек

Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
«Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
«Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
«Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
«Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
«Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
«Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Значение общения в онтогенезе

af41a5788c1a63d6db018873c3405fc2В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность

Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Тема 1.4. Виды и уровни общения

Виды, уровни и функции общения

Способы влияния одного человека на
другого

Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.

Вопросы к обсуждению:

Стратегии общения: открытое — закрытое,
личностное — ролевое, монологическое
— диалогическое.

Виды общения и их характеристика:
«контакт масок», примитивное,
формально-ролевое, деловое, духовное
или межличностное, манипулятивное,
светское общение.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта

Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним

Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Понятие общения и его роль в развитии человечества

92bbe0c791716cccfe5672c8e4aaddc3Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности

Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Читайте также:  2 декада месяца с какого числа по какое

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

Убеждающая модель общения.

Эта
модель позволяет сделать участников
общения своими единомышленниками, выйти
из той или иной ситуации с наибольшей
продуктивностью. Однако
убеждение

— это сложный коммуникативный процесс,
и не каждому удается пользоваться этой
моделью общения с максимальной
эффективностью.

Известно,
что убеждение было формализовано как
определенная концепция более двух тысяч
лет назад греками, которые сделали
риторику
(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но
малосодержательная речь)
— искусство
использовать речь эффективно и убедительно
— частью своей системы образования.
Аристотель первым ввел понятия «этос»,
«логос» и «пафос», которые в приблизительном
переводе означают «надежность источников»,
«логичные доводы» и «эмоциональный
призыв». Все это — необходимые составляющие
убеждающей модели общения.

Убеждение
— это
коммуникативный процесс, в котором
коммуникатор пытается вызвать изменение
в убеждениях, отношении или поведении
другого индивидуума или группы
индивидуумов через передачу сообщения
в таком контексте, где убеждаемый имеет
некоторую степень свободы выбора. В
литературе описаны базовые принципы,
влияющие на убеждение. Среди них
предпочтительны устные, позитивные
сообщения, сдержанно эмоциональные
обращения, логические выводы, опирающиеся
на факты и веские аргументы, удовлетворение
альтруистических потребностей человека,
ораторское мастерство.

Наиболее
трудная задача убеждения — это превратить
противоположные мнения по поводу тех
или иных действий, решений в совпадающие.
Люди делают обобщение на основе личного
опыта и того, что говорят им члены их
группы. Убеждение происходит гораздо
легче, если сообщение совместимо с общей
позицией по отношению к тому или иному
предмету, ситуации, проблеме. Самая
легкая форма убеждения — это коммуникация,
усиливающая благоприятные мнения и
позиции. Каждому участнику общения
необходимо осуществлять непрерывные
усилия по поддержанию запаса
доброжелательности и таким образом
превентивно создавать условия для
эффективной совместной деятельности.

Убеждение
— это
также метод воздействия на сознание личности
через обращение к ее собственному
критическому суждению. Чтобы убедить
в чем-либо профессиональных партнеров,
коллег, чей интеллект, как правило,
высоко развит, участникам общения
необходимо использовать специальные
коммуникативные техники. Результат
убеждения считается успешным тогда,
когда собеседник в состоянии самостоятельно
обосновать принятое им решение или
мнение, оценить положительные и
отрицательные его стороны, а также
возможности и последствия других
вариантов и решений.

В
процессе общения следует помнить, что
убеждение как коммуникативная техника
более убедительно и действенно в
следующих ситуациях:

в рамках одной потребности;

при малой интенсивности эмоций;
— с
интеллектуально развитым партнером.

Классификация

Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

Также известны следующие виды коммуникации:

Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.

Понятие общения, виды, уровни, функции общения

Общение — установление в развитие
контактов между людьми, в процес­се
которого происходит обмен мыслями,
чувствами, образцами поведения.

Выделяют различные виды
общения
, которые
определяются чаще по специфике обратной
связи. Общение может быть:

Непосредственным – прямое и
естественное общение «лицом к лицу»,
когда субъекты взаимодействия находятся
рядом, общаются посредством речи и
паралингвистических средств. Является
наиболее полноценным видом взаимодействия,
так как индивиды получают полноценную
информацию. Может быть формальным и
межличностным оно может осуществляться
между двумя субъектами и одновременно
между несколькими субъектами в группе.
Прямое непосредственное общение
является двухсторонним и характеризуется
полной и оперативной обратной связью.

Опосредованным – происходит в
ситуациях. Когда индивиды отдалены
друг от друга временем или расстоянием.

Массовым
– множественные контакты незнакомых
людей, а также коммуникация опосредованная
различными видами массовой информации.
Может быть прямым (митинги, большие
собрания) и опосредованным (односторонний
характер и связано с массовой культурой
и СМИ).

Общение может происходить
на разных уровнях.

1 уровень.
Самый примитивный – фатический,
предполагающий простой обмен репликами
для поддерживания разговора в условиях,
когда общающиеся особенно не заинтересованы
во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Особенность данного уровня: субъект не
получает никакой новой информации.

2 уровень
информационный,
на котором происходит обмен интересной
для собеседников информацией, являющейся
источником каких-либо видов активности
человека. Он обычно носит стимулирующий
характер и преобладает в условиях
совместной деятельности.

3 уровень
личностный,
характеризует взаимодействие, при
котором субъекты способны к самому
глубокому самораскрытию и постижению
сущности другого человека. Самого себя
и окружающего мира. Данный уровень
является глубоко нравственным,
характеризует такое общение, которое
нацелено на активизацию позитивного
отношения самих субъектов взаимодействия
к себе, другим людям и окружающему миру
в целом.

Общение всегда рассматривалось
как полифункциональный процесс. Если
же рассматривать общение в определенной
системе отношений, то модно выделить
совокупность трех групп функций:

Психологические функции обуславливают
развитие человека как индивида и
личности.

Социальные функции детерминируют
развитие общества как социальной
системы и развитие групп как составных
единиц этой системы.

Инструментальные функции определяют
многочисленные связи между человеком
и миром в самом широком смысле слова;
между различными социальными группами.

Л.А. Карпенко выделяет следующие функции
общения:

1. Контактная — готовность к приему и
передаче сообщения.

2. Информационная
(коммуникативная) — обмен мыслями,
мнениями, информацией между общающимися
людьми.

3. Побудительная — стимулирование
активности партнера,

4. Координирующая — согласование действий.

5. Эмотивная — обмен эмоциями, переживаниями.

6. Смысловая (перцептивная, функция
понимания) — восприятие, оценка и понимание
партнерами общения друг друга.

7. Установление отношений — осознание
партнерами своей роли и места в деловых
и межличностных связях.

8. Изменение состояния, поведения,
межличностных смыслов партнера, его
мотивов, потребностей.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector