образование в современном мире характеризуется процессом каким

Образование в современном мире

4. Образование в современном мире

Процесс приобщения к культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для осуществления трансляции культуры в духовной сфере жизни общества сформировался такой социальный институт, как образование.

В ХХ в. коренным образом изменилось мировое сообщество, значительные изменения претерпели материальное и духовное производство, культурные стандарты, по-иному стали смотреть на роль и содержание образования в современном мире. Развитие системы образования в качестве стратегической социальной программы становится приоритетной задачей внутренней политики во многих государствах мира вследствие высоких требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников средних учебных заведений, к квалификации специалистов с высшим образованием, к их духовному облику, а также необходимости непрерывного образования в современном обществе.

В современном мире образование характеризуется следующими чертами:

1) демократичность (равный доступ к образованию);

2) интегративность (охват всего жизненного периода);

3) всеобщность (объединение различных образовательных cстадий и структур);

4) гибкость (использование разнообразных форм, средств и методов обучения).

Расширяется педагогическое пространство: изменяются стратегические ориентиры образования и роль преподавателя в учебном процессе, появляются новые образовательные технологии, меняется содержание учебных дисциплин. В настоящее время можно выделить следующие стратегические ориентиры образования:

Ø теоретический фундаментализм, ориентирующий образование на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности;

Ø познавательная целостность учебного знания, обусловленная современными представлениями о мироцелостности, о eдиной сущности креативных процессов самоорганизации в природе и обществе как сложноорганизованных системах;

Ø гуманитаризация, связанная с развитием творческих способностей учеников и направленная на развитие их эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. Гуманитаризация должна ориентировать индивидов на необходимость понимания той социокультурной среды, в которой им приходится жить, и понимания людей иной культуры;

Сейчас основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности, изменились цели и задачи образования. В содержательном плане наметился переход от теоретизма к методологизму, от усвоения различных теоретических конструкций к усвоению многообразных способов познавательной деятельности. Это предопределило необходимость включения в современные образовательные программы новейших концепций и теорий, представляющих собой альтернативные картины мира.

Культурная эстафета от поколения к поколению передается по разным каналам (семья, искусство, средства массовой информации и т.д.), но на первом месте стоит образование. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Образование – это не только «процесс», но и «результат», который выражается в обретении грамотности (в широком смысле), компетентности в избранном жизненном деле, становлении общей культуры, кругозора, быстрого мышления, способного воспринимать и усваивать любую новую нестандартную информацию. В современном образовании необходимость передачи информации (знания) не только не отпадает, но и возрастает. Именно поэтому становится особенно необходимо внедрение интенсивных технологий передачи такой информации.

Образование поднимает достоинство человека, его значимость и в собственных глазах, и у окружающих. Оно укрепляет престиж и повышает социальный статус личности. Для граждан нашей страны, проходящей драматический этап своей истории, особенно важно осмысление того, что грядущее общество будет обществом знания и информации

Список использованной литературы

1. Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс/М.А. Ананьев. – М., 1992

2. Комаров, М.С. Социальный институт [Текст]/Комаров М.С., Яковлев М.А//Социология: Словарь-справочник. – М., 1990. – Т.1. С. 157

3. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: учебник/А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби: Проспект, 2006. – 352 с.Эффективность образования [Текст]/Колесниченко Л.Ф. и др. – М., 1991. – С.5

4. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. – №5. – 1992

5. Обществознание: учебное пособие/отв. ред. Ю.Г. Волков. – М., Гардарики, 2005. – 348 с.: ил.

[1] Ферреоль, Ж. Социология: терминологический словарь/Ж. Ферреоль; пер. с фр. – СПб., 2003

[2] Добреньков, В.И. Социология. В 3 т. Т.1. Методология и история социологии: учебник/Добреньков В.И., Кравченко А.И. – М., 2000

[3] Кравченко, А.И. Социология: учебник/Кравченко А.И., Анурин В.Ф. – СПб, 2003

[4] Добреньков, В.И. Социология. В 3 т. Т.1. Методология и история социологии: учебник/Добреньков В.И., Кравченко А.И. – М., 2000

[5] Комаров, М.С. Социальный институт/Комаров М.С., Яковлев М.А//Социология: Словарь-справочник. – М., 1990. – Т.1. С. 157

[6] Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: учебник/А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби: Проспект, 2006. – С.54

[7] Эффективность образования/Колесниченко Л.Ф. и др. – М., 1991. – С.5

[8] Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. – №5. – 1992

[9] Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс/М.А. Ананьев. – М., 1992. – С. 33

Читайте также:  какие пружины лучше для дивана для сна

[10] Обществознание: учебное пособие/отв. ред. Ю.Г. Волков. – М., Гардарики, 2005. – С. 67

Источник

Роль образования в развитии общества и жизни современного человека

RUKAO6NM3FEKHFIGCUWNUDBQDM

Образование во все времена занимало важное место в общественной жизни. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали билет в жизнь талантливым людям.

А какую роль играет образование в современном мире? Так ли велико его значение в жизни человека и какие функции оно выполняет? Мы постарались ответить на эти вопросы в нашей статье.

Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы получать полезные новости первыми. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Роль образования в жизни человека

Душа, помещённая в тело, подобна неогранённому алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять, и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие ещё большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие.

Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.

Обучаться можно разными путями. Получить общий багаж знаний поможет программное обучение в школе или в вузах. А вот расширить кругозор и стать действительно ценным специалистом можно только через дополнительное самообучение.

Роль образования в жизни человека: аргументы

Важные аргументы, о которых стоит помнить, когда становится тяжело и появляется шальная мысль: «А зачем вообще учиться?»:

Роль образования в развитии общества

Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.

Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Функции образования в современном обществе

Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:

Основные тенденции развития образования

Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:

Роль образования в развитии российского общества

Образование в России также является приоритетом внутренней политики страны. В нашем государстве основные векторы развития в этой области определяются Федеральным Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России и другими официальными документами. Какие же задачи ставит перед собой российская система обучения:

Подытожим роль и задачи образования в современном российском обществе — воспитать уверенных в себе людей, которые способны эффективно справляться с вызовами времени.

Надеемся, мы убедили вас в высокой роли образования в жизни человека и общества. Так что стоит задуматься о том, чтобы поступить в университет и получить диплом, если у вас его ещё нет.

Боитесь, что не справитесь с контрольными, курсовыми и другими видами работ? Не переживайте! Вы всегда сможете обратиться за помощью в наш студенческий сервис.

Источник

Сфера образования

612298ba1f596848767843

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Совокупность образовательных стандартов и программ.

Органы управления образованием.

Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

Обучение в учебных заведениях.

Образование в семье.

Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Классификация функций образования

Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

Функции общего образования:

воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;

образовательная — сам процесс обучения;

социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;

подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;

приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Функции образования с точки зрения государства:

Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.

Читайте также:  adsl роутер какой выбрать

Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.

Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.

Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

Система образования в РФ

Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование.

Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

Структура российской системы образования:

Органы управления образованием;

Совокупность образовательных стандартов и программ;

Сеть образовательных учреждений:

дошкольное образование (ясли, детские сады),

начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),

основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,

среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),

Принципы образовательной политики в РФ:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей;

право личности на свободное развитие;

единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;

адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ

1 начальное (обязательно) 1 2 основное общее (обязательно) 3 среднее (полное) общее 2 4 начальное профессиональное (1 год) 3 5 начальное профессиональное образование повышенного уровня, которое требует дополнительного года обучения и приводит к рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации 6 среднее профессиональное (2–3 года) 4 7 среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки (4 года) 8 высшее профессиональное — бакалавр (4 года) 5 9 высшее профессиональное — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность 10 высшее профессиональное — магистр (6 лет), ориентация на научно-педагогическую деятельность 11 послевузовское профессиональное образование, которое можно реализовать в аспирантуре (3 года) 6

Тенденции в развитии мирового образования

В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

Источник

Особенности современного образовательного процесса

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Современный образовательный процесс характеризуется следующими чертами:

1. Гуманизация образования – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Конкретизация гуманистических подходов в образовании разрабатывалась А. Маслоу, Д. Олпортом, К. Роджерсом. В отечественной школе – это модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Культурно-гуманистические функции образования заключаются в следующем:

1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия;

2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

5) создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Направленность на гармоничное развитие личности является важнейшей задачей современного образовательного процесса. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

2. Гуманитаризация образования. Сегодня становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся разрывом между образованностью и обученностью. Доминирование технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманитарных основ в образовательной среде.

3. Информатизация образовательного процесса. П. Норманн отмечает, что средства передачи информации способны влиять на формирование психических структур. Например, печатный текст развивает аналитическое, предметное, иерархическое, рациональное мышление. Аудио-видеосредства дают эмоциональную, инсайтную, иррациональную основу мышления. Электронная среда формирует склонность к экспериментированию, гибкость, структурность.

4. Идеи непрерывности образования существуют на протяжении всей жизни человека. Это получение нескольких специальностей, углубление специализации, повышение квалификации, послевузовское образование.

5. Переход от репродуктивной к продуктивной учебной деятельности – эвристичность учебной деятельности, что характеризуется использованием интерактивных методов обучения.

6. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащегося.

Таким образом, функциями современного образования являются как адаптивная (приспособление к социокультурной ситуации), так и гуманистическая (развитие потенциала, творчества, уникальности каждого человека).

На современном этапе эти задачи могут быть решены за счет многоликости типов учебных заведений, моделей образования, авторских программ, существующих в настоящее время в отечественном образовании.

Образование как педагогический процесс

Читайте также:  какие противовирусные назначают при ковид

В современной педагогике педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, реализующее содержание образования с применением определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение требований общества и самой личности. В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс – это сложная, открытая и динамическая система, имеющая свои характеристики, функции, движущие силы, компоненты, законы, закономерности и принципы. Системный подход позволяет эффективно и рационально управлять этим сложным явлением. Направлять его движение, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом.

640 1

Педагогический процесс является не просто механическим соединением выше перечисленных процессов, а новым качественным образованием, имеющим свои специфические характеристики:

1. Целенаправленность. Педагогический процесс всегда обусловлен конкретной целью (формирование разносторонне гармонически развитой личности), для достижения которой педагогами создаются оптимальные психолого-педагогические условия в рамках научно обоснованной и управляемой деятельности.

2. Двусторонность предполагает наличие двух субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника, которые находятся в постоянной взаимосвязи. Стремление к конструктивной совместной деятельности и партнерству с обеих сторон может стать условием успеха каждой из них.

3. Целостность педагогического процесса проявляется во внутреннем единстве составляющих его компонентов и их гармоническом взаимодействии, при их относительной автономности.

Функции педагогического процесса

1. Образовательные функции реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей.

2. Развивающие функции представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений, познавательной активности, интересов, способностей.

3. Воспитывающие функции заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Являются ведущей функцией педагогического процесса.

4. Социализирующие функции проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

Данные функции, имея свое назначение и соответствующее содержание, составляют единое целое в педагогическом процессе и вместе работают на достижение генеральной цели педагогической системы.

Среди принципов педагогического процесса можно выделить следующие:

1. Гуманистическая направленность педагогического процесса.

2. Связь с жизнью и практикой.

5. Сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

6. Уважение и разумная требовательность к воспитаннику.

Основными компонентами структуры педагогического процесса являются:

1. Целевой (определение целей образования).

2. Содержательный (разработка содержания образования).

3. Операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования).

4. Стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании).

5. Оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы), порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему.

Понятия «образовательный процесс» и «педагогический процесс» являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс – всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно и без участия педагога (например, в процессе самообразования). В данном понимании образовательный и педагогический процессы не тождественны. Однако в рамках курса педагогики, рассматривая профессионально организованный, то есть целенаправленный процесс, мы получаем в качестве объекта познания единое явление (не только по сути, но и по форме).

Под образовательным процессом понимается совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. Организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека, называется многоуровневостью.Ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса называется дифференциацией.

Внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

Процессы обучения и воспитания имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

История и теории формирования содержания образования.

Архаичный тип образования характерен для первобытного общества. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, физические наказания отсутствовали, способ обучения был практически-деятельностным, у детей не существовало особого периода подготовки ко взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения и навыки приобретались в ходе различных видов общественной деятельности.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к переходу от общественного образования к семейному.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector