- Виды образования в России. Новый закон «Об образовании в РФ»
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Виды образования в России
- О системе дошкольного образования в России
- О системе среднего образования в РФ
- Подробнее о среднем профессиональном и высшем образовании в нашей стране
- Дистанционное образование
- Инклюзивное образование
- Заключение
- Виды и формы образования: краткий ликбез
- Уровни и виды образования
- Законодательство и основные формы обучения
- Форматы образования
- Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием
- Актуальность самообразования
- Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
- Образование — что это
- Функции образования
- Виды, уровни и ступени образования
- Разные подходы к построению системы образования
- Формы обучения
- Отрасли (виды) образования
Виды образования в России. Новый закон «Об образовании в РФ»
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Каждый уровень имеет конкретные цели и задачи, содержание и методы воздействия.
Виды образования в России
Согласно закону, различают два больших уровня.
Остановимся на каждом из этих уровней более подробно.
О системе дошкольного образования в России
Это ясли, детские сады, центры раннего развития или дома.
О системе среднего образования в РФ
Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:
Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.
Подробнее о среднем профессиональном и высшем образовании в нашей стране
В любое высшее учебное заведение России поступить можно по программе бакалавриата только после одиннадцатого класса. В дальнейшем при желании студент продолжит свое обучение в магистратуре.
Некоторые вузы предлагают в настоящее время специалитет, а не бакалавриат. Однако, в соответствии с Болонской системой, высшее профессиональное образование по данной системе в скором времени не будет существовать.
Дистанционное образование
Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.
В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:
Инклюзивное образование
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.
В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.
Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.
Заключение
В настоящий момент четко выделены виды образования в России, раскрыты функции и содержание каждого уровня. Однако, несмотря на это, продолжается реконструирование и реформирование всей системы образования.
Виды и формы образования: краткий ликбез
Образование – это целенаправленный процесс формирования личности человека в обществе, во время которого передаются знания и выполняются такие важные социальные функции как:
Образование – это важная часть общественной системы, главная цель которой подготовить человека к жизни в той или иной среде, помочь реализовать себя [Альфред Адлер, «Понять природу человека», 1997].
За последнее столетие образование стало важной частью общественной системы каждого государства. Процесс обучения предусмотрен государством, церковью и любой просветительной институцией вообще; он гарантирует условия формирования чувства единения, общности культурной, духовной и интеллектуальной.
В современном мире хорошая система образования равна стабильному развитию общества. Именно поэтому в систему обучения развитые страны с каждым годом вкладывают все больше денег. Программа развития ООН с 1980 года проводит Рейтинг стран по уровню образования (Education Index). В 2018 году этот список возглавляла Германия, которой совсем немного уступали Австралия, Дания, Ирландия и Новая Зеландия. В основе этого исследования лежали критерии индекса грамотности взрослого населения и индекс получивших образование [Рейтинг стран мира по уровню образования, 2018].
С другой стороны, Рейтинг национальных систем высшего образования (U21 Ranking of National Higher Education Systems) в 2019 году проводил свое исследование по таким показателям как инвестиции частного и государственного сектора в высшее образование, результаты научных исследований университета, открытость университетской системы образования и его международные связи, а также государственная политика в области регулирования получения высшего образования. Список из 50 стран в этом году возглавляли Соединенные Штаты, которым уступали Швейцария, Великобритания, Швеция и Дания [Рейтинг национальных систем высшего образования, 2019].
Сегодня разные организации для измерения уровня образования в мире используют разные критерии, подходы и данные. Одна статистика может учитывать одни показатели, а для другой будет важно что-то иное. Самые распространённые показатели качественного образования включают такие аспекты как профессионализм учителей, вовлечение правительства в развитие системы образования, наличие творческой и развлекательной активности после уроков, условия школ и их инвентаризация, вовлечение родителей в процесс обучения и т.д.
Помимо развитых стран, где на постоянной основе система образования развивается соответственно новым технологиям, самой продвинутой организацией в мире, которая занимается популяризацией образования в бедных странах, является детский международный фонд UNICEF. Главной его стратегией на период 2019-2030 годов является увеличение доступа и повышение качества образования среди детей в 144 странах, которые не могут посещать школы из-за физических осложнений, отсутствия школ поблизости, культурных ограничений, отсутствия учителей и базового инвентаря для обучения. Согласно их статистики, сегодня количество детей, которые не имеют доступа к системе образования, самое высокое за всю историю человечества.
Сегодня примерно 617 млн детей в мире не получают базового среднего школьного образования даже в таких предметах как чтение и математика. Поэтому цель Образовательной стратегии 2019-2030 Every child learns – это обеспечить возможность детям посещать школы, чтобы в будущем они смогли проявить свой потенциал [UNICEF. Education. Every child has the right to learn].
Глобальные цели фонда UNICEF основываются на убеждении, что система обучения должна соответствовать потребностям общества, поэтому дети, заканчивая школу и получая качественное образование, могут найти свое место в жизни, быть полезными обществу и способствовать его развитию.
В этой статье мы раскроем главные аспекты развития системы образования в России, а также расскажем, какими способами можно дополнительно обучаться, чтобы углублять свои знания, стать лучшим специалистом в любимом деле или же найти новые жизненные увлечения.
Уровни и виды образования
И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:
Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.
Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.
Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.
За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:
Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.
Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.
Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.
В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:
Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике. Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества.
Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.
Законодательство и основные формы обучения
Право на образование стало базовым совсем недавно – еще в 19 столетии к системе образования ни государство, ни интеллектуалы не относились так основательно, как сейчас. Но модерный период истории и геополитические изменения начала 20 века поменяли социокультурную картину мира, в которой образованию была отведена отдельная и важная роль в формировании общества, социализации личности и экономическом развитии государства.
Согласно Федеральному закону [«Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция закона от 12 марта 2019 года)], каждому человеку гарантируется право на образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, который формирует систему знаний о реальном мире, помогает усваивать необходимые навыки и умения для профессионального и карьерного роста, а также развивает творческие способности, предает ценностные и культурные нормы поведения, воспитывает правовое самосознание и ответственность.
На основании формирования образовательного процесса государством предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и среднего общего образования. Также государством предусмотрено на основе конкурсной системы предоставить бесплатное первое высшее образование. При этом в Конституции РФ указано, что получение основного общего образования является обязательным для всех.
Кроме регулирования порядка получения общего образования, законом предусмотрено право на профессиональное и дополнительное образование.
Этот Закон об образовании реализует конституционное право каждого гражданина (статья 43) [Конституция РФ] на получение образования и регулирует процесс реализации обучения всеми образовательными организациями, которые осуществляют процесс просвещения, как государственными, так и частными.
Несмотря на неизменность конституционных норм, система образования в РФ модернизируется соответственно с потребностями времени, что предусматривает развитие других форм обучения помимо школьной и университетской систем образования. Сюда относятся разнообразные курсы, семинары, вебинары и программы, которые своевременно получили государственную лицензию.
Таким образом, в зависимости от потребностей и возможностей каждой личности, согласно закону, образовательные программы можно освоить несколькими способами в зависимости от формы:
Все эти формы обучения должны соответствовать единому федеральному государственному стандарту и требованиям. Каждая из этих форм обучения дает право прохождения итоговой аттестации и сдачи экзаменов. Однако, помимо такого многообразия форм, образование имеет еще и разные форматы, о которых тоже важно знать.
Форматы образования
Очевидно, что большинство людей получает образование в формате уроков в школе и пар в университете. Но главная тенденция современного процесса обучения состоит в том, чтобы получать более специфическую, детальную и новую информацию о чем-либо. И поскольку новые знания всегда актуальны и востребованы, получать их можно в формате курсов, семинаров, вебинаров, лекций (как онлайн, так и офлайн).
И хотя обучение вне школы и университета является очень важным для повышения людьми своей квалификации и компетентности, по большей части оно служит дополнением к уже имеющемуся образованию.
Такие форматы являются менее стандартизированными по программе, и в отличии от университетской системы они нацелены на изложение практического аспекта информации и демонстрацию путей ее внедрения вместо акцентирования на теории и методологии.
Самыми популярными форматами дополнительного образования являются:
Современные технологии и возможности изменили представление об образовании, которое было свойственно прошлому столетию. Сейчас процесс обучения стал чем-то большим, чем просто школьной или университетской программой – появляются альтернативные источники, позволяющее узнать что-то новое, углубить свои знания и компетенцию как в рамках одной профессии, так и в освоении совершенно другой сферы деятельности.
Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием
Современное обучение – это массовое обучение миллионного населения, которое с развитием технологий приобрело онлайн- и офлайн-формы. В отличие от очного образования, главное преимущество онлайн-образования – это нацеленность на человека. Благодаря технологическим инновациям оно позволяет не только генерировать множество информации и достаточно быстро обновлять актуальную базу знаний, но и выстраивать систему обучения с учетом индивидуальных предпочтений каждого человека, включая такие особенности как:
Главные приоритеты и преимущества онлайн-образования над офлайн следующие:
Таким образом, можно понять, что хотя образование и является четко стандартизированной системой передачи знаний с целью социализации человека, оно также является очень динамичным процессом. Поэтому главная проблема большинства образовательных систем заключается в том, что они не учитывают такого важного аспекта в процессе обучения как индивидуальность каждого ученика в соответствии с его когнитивными и интеллектуальными способностями.
Поэтому в результате обучения могут возникнуть проблемы в том, что если вам знания дали, это еще не факт, что вы сможете их использовать. Хотя в современной системе образования существуют несколько методик оценки усвоения знаний, все они очень условны, ибо, как показывает опыт, никто не отвечает за результат и компетенцию ученика по окончании процесса обучения.
Актуальность самообразования
В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.
Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.
А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.
Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.
В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».
В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.
Условно образование можно разделить на уровни:
Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.
Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс предполагает 3 ступени образования:
Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.
Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:
Ступени образования | Уровни образования | |
---|---|---|
1 | начальное образование (обязательно) | 1 |
2 | основное общее образование (обязательно) | |
3 | среднее (полное) общее образование | 2 |
4 | начальное профессиональное образование длительностью в 1 год | 3 |
5 | начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года | |
8 | высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности | |
11 | послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) | 6 |
То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?
Разные подходы к построению системы образования
Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:
Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.
Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.
Формы обучения
Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:
Отрасли (виды) образования
Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):