образование как социальный институт общества какие положения он должен отразить в своей работе

Образование как социальный институт

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и функции образования как социального института

Социальный институт – это структурированная совокупность связей и социальных норм, объединяющая существенные общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основным общественным потребностям.

Любой социальный институт формируется и функционирует, удовлетворяя определенную общественную потребность. У каждого социального института есть как ряд специфических особенностей, так и черты общие с другими институтами.

Признаки института образования:

Образование – это социальная подсистема со своей структурой. Ее основными элементами являются учебно-воспитательные учреждения, выступающие в качестве социальных организаций и социальных общностей (ученики и педагоги), учебный процесс как разновидность социокультурной деятельности.

Образование – это социальный институт, который занимается обучением индивида и включением его в разнообразные отрасли общественной жизнедеятельности, приобщает его к культуре общества.

Значимый компонент социализации людей – образование, то есть обучение индивида с целью передать ему накопленные знания и культурные ценности. Институтом образования обеспечивается социальная стабильность и интеграция общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух основных общественных потребностей – социализация членов общества и их подготовка к разным социальным ролям.

Более конкретно образование может быть рассмотрено в качестве относительно самостоятельной системы, основная функция которой – систематически обучать и воспитывать членов общества, ориентируясь на овладение определенным набором знаний, идейно-нравственных ценностей, умениями, навыками и поведенческими нормами, содержание которых зависит от социально-экономического и политического устройства общества, уровня его материально-технического развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее важной задачей, стоящей перед современным институтом образования является задача подготовки индивидов к размещению их на определенные социальные позиции в социальной структуре рассматриваемого общества, что представляет одно из наиболее значимых функциональных требований для любой социальной системы. Данную задачу решает не общеобразовательная школа, а специальное учебное заведение – училище, техникум, институт, университет и пр.

Компоненты системы образования

Система образования как институт состоит из следующих компонентов:

Совокупность норм, которыми регламентируется и организуется взаимодействие людей по вопросу обучения, говорит о том, что образование – это социальный институт. Наука вместе с образованием может рассматриваться в качестве общественного микроинститута.

Функциями образования являются:

В социологии есть понятие формального и неформального образования. Само понятие формального образования подразумевает существование в обществе специализированных учреждений и организаций, в которых протекает процесс обучения. Также в современном обществе господствует система образования, подчиняющаяся определенному официально предписанному образцу, который определяет объем получаемых знаний. Обучение определенному набору навыков и действий должно соблюдать:

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что функционирование системы формального образования определяют культурные стандарты, идеалы, политические установки, которые воплощаются в политике, проводимой государством в сфере образования.

Объект изучения социологии – это система формального образования, которая отождествляется с целостным процессом образования, так как образовательные учреждения имеют решающее значение.

Неформальное образование – это несистематизированный процесс обучения индивида знаниям и навыкам, стихийно осваиваемыми в процессе общения с окружающими сверстниками и друзьями, или через индивидуальное приобщение к культурным ценностям, усвоение информации из журналов, газет, радио и телевидения.

Неформальное образование тоже часть социализации личности, оно помогает в освоении новых социальных ролей, способствует духовному развитию, но относительно системы формального образования в современном мире ему отведена второстепенная, вспомогательная роль.

Источник

Образование как социальный институт — функции, признаки и структура

Образование является обязательным для человека и общества, так как без него будет потеря всех накопленных в веках знаний и принятых стандартов поведения. Но человеку необходимо знать культуру общества и принятые способы поведения в социуме. То есть он должен быть социализирован в культурную среду, и основной функцией образования как социального института является обучение индивидуума правилам такого поведения, какого от него ожидает социум.

4b12a6210ba860c1bf724393021326b7

Воспитывать и обучать

Термин образование (просвещение) имеет разные значения. И каждый человек интерпретирует слово с точки зрения своего прошлого опыта, потребностей и целей. Родители, учителя, администраторы, религиозные лидеры, политики по-своему трактуют этот термин. Например:

3c476c6dc1bbb363ebb8d15c5f8c2d4c

Смысл образования, прошедшего в своём развитии через многие эпохи и этапы эволюции, менялся время от времени. И на каждом эволюционном этапе в него вкладывались различные значения в зависимости от существующих социальных условий.

Считается, что образование происходит от латинского слова «воспитывать» и означает вытягивать скрытые способности ребёнка. В подтверждение этого значения есть определение просвещения в виде воздействия старших поколений на тех, кто ещё не готов к общественной жизни. И цель этого воздействия — пробудить и развить в ребёнке те физические, интеллектуальные и моральные состояния, которые требуются от него обществом и средой существования.

Есть также мнение, что термин «просвещение» происходит от латинского слова «educatum», которое означает акт обучения или подготовки. Таким образом, его можно трактовать и как приобретение знаний или искусство преподавания, и как изучение ценностей, норм и навыков.

86dfb324d66fc27994b5e375e79b37c8

В современной концепции образование означает формальное обучение специалистов в рамках официальной школы и является преднамеренной и организованной деятельностью, посредством которой развиваются физические, интеллектуальные, моральные и духовные возможности ребёнка и как личности,и как члена общества, чтобы он мог вести полноценную и насыщенную жизнь в этом мире.

Читайте также:  в каких бутсах играет месси 2020

Основные аспекты

В современной педагогике выделяют несколько социологических аспектов образования.

Во-первых, обучение — это творческий процесс. Когда человек реагирует на раздражители, он априори действует творчески. Другими словами, просвещение — это творческий акт для ученика.

Во-вторых, образование состоит из двух способов обучения:

c16d96864bfe5b11c2ea802433b62ea7

При этом первый вариант используется непрерывно в течение всей жизни как механизм обучения, а также для закрепления знаний, полученных ранее.

Формальный же способ — это социально разработанный метод, очень сложная процедура для создания ситуаций, в которых ученик может чему-то научиться. И люди проходят формальное обучение только в течение короткого периода своей жизни.

В-третьих, процесс просвещения — это и сама жизнь в сети социальных отношений, и подготовка к жизни. Подготовка к жизни включает в себя наработку следующих способностей:

И в-четвёртых, образование включает в себя овладение инструментами обучения, такими как чтение и арифметика, а также отношениями с внутренним эго, близкими людьми, соседями и с окружающим миром в целом.

c4142fc0f2877b3221bd25607e88b30a

Две интерпретации смысла

Просвещение также может интерпретироваться в двух смыслах: «узком» и «более широком».

Образование в узком смысле — это спланированный, организованный и формализованный процесс. Он осуществляется в определённом месте (школа, колледж, университет) и в определённое время. И его учебная программа является формальной.

В более широком смысле просвещение не связано со школьным обучением или преподаванием. Каждый человек получает какое-то образование даже в том случае, если он не провёл ни одного дня в школе. В этом случае его приобретённые характеристики — это продукты опыта и деятельности, которые носят образовательный характер.

Просвещение в более широком смысле характеризуется непрерывностью. При этом его целью является обучение людей всем характеристикам, позволяющим им жить в обществе. Образовательный процесс человека начинается с рождения, а заканчивается только его смертью и опирается на опыт всей жизни. В то же время отмечается, что понятие образования включает в себя намного больше, чем термин обучение, так как непосредственно процесс обучения заканчивается в классе, а образование заканчивается только жизнью.

Функциональный набор

Структуры социального института образования играют жизненно важную роль в обществе. Их функции многоплановы как внутри школьной системы, так и вне её. А в число задач, возложенных на них, входят как социализация и развитие личности, так и часть контрольных механизмов социума.

Социализация членов общества

Важнейшей из функций, какие выполняет образование, является социализация. Люди от рождения не могут знать культуры своего общества, поэтому им нужно дать знания о том, как функционирует это общество. Поэтому социальная группа предоставляет программу обучения, чтобы привить маленьким индивидуумам ценности, нормы и социальные навыки, которые подойдут людям для их взрослой роли в обществе.

755e17fc548668c983bf14f6712ba9e6

Предлагая детям инструменты знаний — как писать по буквам и осваивать арифметику, школа также обучает их социальным нормам и ценностям помимо тех, что доступны для обучения в семье и других группах. Хотя люди многому учатся у своих родителей или друзей, но всё-таки они узнают больше о культуре своего общества через образовательную систему. Ведь именно в школах молодёжь впервые попадает под воздействие социальных норм и ценностей, выходящих за семейные рамки.

Благодаря просвещению дети способны развивать социальные отношения и таким образом становиться социально эффективными. Когда говорят о социальной эффективности, то подразумевают её экономическую и культурную интерпретации.

Личностное развитие

Образование играет главную роль в развитии личностных признаков. Оно должно пробудить в маленьком человеке те моральные состояния, которые требуются от него обществом. Процесс просвещения помогает развитию в личности умственного и эмоционального облика, а также его темперамента и характера.

d95188a224dd3d2593bd2ee3fb4e9eb8

С точки зрения педагогической науки, эго, или ядро ​​личности, развивается во время взаимодействия ребёнка с другими представителями социума. Впоследствии привычки, черты, отношения и идеалы человека возникают и формируются по образцу, данному в процессе начального воспитания.

Личность учащегося также развивается косвенно, когда он поощряется к формированию собственных установок и ценностей путём изучения выдающихся людей в истории и литературе. Кроме того, можно выделить и тот факт, что на ученика также влияют взгляды и отношения одноклассников и учителей.

Контроль социума

В регулировании индивидуального поведения образование играет ключевую роль путём передачи образа жизни, а также доминирующих идей и ценностей новым поколениям. И одним из способов, с помощью которого осуществляется регуляция социального поведения, является «ранняя социализация ребёнка».

Чтобы передать своё социальное наследие и сохранить социальный порядок, все общества разрабатывают образовательные системы для обучения своих молодых поколений. Молодёжь должна быть сознательно обучена своим взрослым ролям для последующего поддержания устоев общества. А через процесс воспитания общество регулирует поведение своих членов и обеспечивает соответствие его нормам.

bd27d673ee0591c7d915074b875b6c82

Просвещение в широком смысле является жизненно важным средством социального контроля. Формальное обучение в современных социальных системах передаёт идеи и ценности, которые играют роль регулятора поведения. Новым поколениям предписано соблюдать социальные нормы, нарушение которых может повлечь за собой наказание.

Читайте также:  накормить ребенка какой падеж

Интеграция и статус личности

Через передачу ценностей осуществляется также интеграция молодых людей в общество. Учебная программа школы, «внеклассные» мероприятия и неформальные отношения между учениками и учителями передают определённые социальные навыки:

de718dc00c2690d8d4dbfde9da6982a1

Определение же самого статуса личности является, пожалуй, самой важной функцией образования. И так называемый образовательный объём считается хорошим показателем социально-экономического положения. Охват всех слоёв населения — от низшего рабочего до высшего управляющего класса — ведёт к общему росту экономических возможностей.

Именно благодаря системе просвещения молодые люди получают работу с более высоким статусом, чем их родители. А с большими доходами они имеют возможность повысить свой статус. Таким образом, образование обеспечивает канал для улучшения социально-экономического положения.

Мобильность и развитие

Образовательные квалификации всё чаще образуют основу для распределения людей по социальным статусам и социальной мобильности. Из-за уровня образования происходит устойчивый переход от одного статуса к другому. Индустриальное общество уделяет всё большее внимание приобретению навыков, полученных в начальной, средней и высшей школе.

Ожидается, что система просвещения предоставляет возможность для социальной и экономической мобильности путём отбора и подготовки наиболее способной и трудолюбивой молодёжи для более высокого положения в обществе.

43e588203c047c89e3418d05892452c7

Она ставит тех, у кого больше способностей и подготовки, на высокие должности, а остальных, — на более низкие. Таким образом, образование имеет тенденцию генерировать вертикальную социальную мобильность, увеличивая их заработок и подготавливая к занятиям с более высоким статусом, чем у их родителей.

Образовательные системы, будь то индустриальные или развивающиеся общества, имеют тенденцию создавать и поддерживать широкое разделение между элитами и массами, то есть между образованием для интеллектуальных и для ручных профессий. Подобная дифференциация тесно связана с социальной стратификацией и мобильностью.

В современной плановой экономике выпуск квалифицированных людей должен быть сознательно ориентирован на экономические и социальные приоритеты общества. Это объясняет жизненно важную роль просвещения в социальном развитии. Например, грамотность стимулирует экономическое и социальное развитие, и именно поэтому все развивающиеся страны осуществляют широкомасштабные программы ликвидации неграмотности.

Источник

obrazovanie obschestvoznanii

Воспитывать и обучать

Термин образование (просвещение) имеет разные значения. И каждый человек интерпретирует слово с точки зрения своего прошлого опыта, потребностей и целей. Родители, учителя, администраторы, религиозные лидеры, политики по-своему трактуют этот термин. Например:

obrazovanie socialnyy institut

Смысл образования, прошедшего в своём развитии через многие эпохи и этапы эволюции, менялся время от времени. И на каждом эволюционном этапе в него вкладывались различные значения в зависимости от существующих социальных условий.

Считается, что образование происходит от латинского слова «воспитывать» и означает вытягивать скрытые способности ребёнка. В подтверждение этого значения есть определение просвещения в виде воздействия старших поколений на тех, кто ещё не готов к общественной жизни. И цель этого воздействия — пробудить и развить в ребёнке те физические, интеллектуальные и моральные состояния, которые требуются от него обществом и средой существования.

Есть также мнение, что термин «просвещение» происходит от латинского слова «educatum», которое означает акт обучения или подготовки. Таким образом, его можно трактовать и как приобретение знаний или искусство преподавания, и как изучение ценностей, норм и навыков.

institut obrazovaniya

В современной концепции образование означает формальное обучение специалистов в рамках официальной школы и является преднамеренной и организованной деятельностью, посредством которой развиваются физические, интеллектуальные, моральные и духовные возможности ребёнка и как личности,и как члена общества, чтобы он мог вести полноценную и насыщенную жизнь в этом мире.

Основные аспекты

В современной педагогике выделяют несколько социологических аспектов образования.

Во-первых, обучение — это творческий процесс. Когда человек реагирует на раздражители, он априори действует творчески. Другими словами, просвещение — это творческий акт для ученика.

Во-вторых, образование состоит из двух способов обучения:

funkcii obrazovaniya socialnogo

При этом первый вариант используется непрерывно в течение всей жизни как механизм обучения, а также для закрепления знаний, полученных ранее.

Формальный же способ — это социально разработанный метод, очень сложная процедура для создания ситуаций, в которых ученик может чему-то научиться. И люди проходят формальное обучение только в течение короткого периода своей жизни.

В-третьих, процесс просвещения — это и сама жизнь в сети социальных отношений, и подготовка к жизни. Подготовка к жизни включает в себя наработку следующих способностей:

И в-четвёртых, образование включает в себя овладение инструментами обучения, такими как чтение и арифметика, а также отношениями с внутренним эго, близкими людьми, соседями и с окружающим миром в целом.

obrazovanie obschestvoznanie

Две интерпретации смысла

Просвещение также может интерпретироваться в двух смыслах: «узком» и «более широком».

Образование в узком смысле — это спланированный, организованный и формализованный процесс. Он осуществляется в определённом месте (школа, колледж, университет) и в определённое время. И его учебная программа является формальной.

В более широком смысле просвещение не связано со школьным обучением или преподаванием. Каждый человек получает какое-то образование даже в том случае, если он не провёл ни одного дня в школе. В этом случае его приобретённые характеристики — это продукты опыта и деятельности, которые носят образовательный характер.

Просвещение в более широком смысле характеризуется непрерывностью. При этом его целью является обучение людей всем характеристикам, позволяющим им жить в обществе. Образовательный процесс человека начинается с рождения, а заканчивается только его смертью и опирается на опыт всей жизни. В то же время отмечается, что понятие образования включает в себя намного больше, чем термин обучение, так как непосредственно процесс обучения заканчивается в классе, а образование заканчивается только жизнью.

Читайте также:  болит печень после алкоголя какие таблетки принимать

Функциональный набор

Структуры социального института образования играют жизненно важную роль в обществе. Их функции многоплановы как внутри школьной системы, так и вне её. А в число задач, возложенных на них, входят как социализация и развитие личности, так и часть контрольных механизмов социума.

Социализация членов общества

Важнейшей из функций, какие выполняет образование, является социализация. Люди от рождения не могут знать культуры своего общества, поэтому им нужно дать знания о том, как функционирует это общество. Поэтому социальная группа предоставляет программу обучения, чтобы привить маленьким индивидуумам ценности, нормы и социальные навыки, которые подойдут людям для их взрослой роли в обществе.

funkcii obrazovaniya socialnogo

Предлагая детям инструменты знаний — как писать по буквам и осваивать арифметику, школа также обучает их социальным нормам и ценностям помимо тех, что доступны для обучения в семье и других группах. Хотя люди многому учатся у своих родителей или друзей, но всё-таки они узнают больше о культуре своего общества через образовательную систему. Ведь именно в школах молодёжь впервые попадает под воздействие социальных норм и ценностей, выходящих за семейные рамки.

Благодаря просвещению дети способны развивать социальные отношения и таким образом становиться социально эффективными. Когда говорят о социальной эффективности, то подразумевают её экономическую и культурную интерпретации.

Личностное развитие

Образование играет главную роль в развитии личностных признаков. Оно должно пробудить в маленьком человеке те моральные состояния, которые требуются от него обществом. Процесс просвещения помогает развитию в личности умственного и эмоционального облика, а также его темперамента и характера.

priznaki obrazovaniya

С точки зрения педагогической науки, эго, или ядро ​​личности, развивается во время взаимодействия ребёнка с другими представителями социума. Впоследствии привычки, черты, отношения и идеалы человека возникают и формируются по образцу, данному в процессе начального воспитания.

Личность учащегося также развивается косвенно, когда он поощряется к формированию собственных установок и ценностей путём изучения выдающихся людей в истории и литературе. Кроме того, можно выделить и тот факт, что на ученика также влияют взгляды и отношения одноклассников и учителей.

Контроль социума

В регулировании индивидуального поведения образование играет ключевую роль путём передачи образа жизни, а также доминирующих идей и ценностей новым поколениям. И одним из способов, с помощью которого осуществляется регуляция социального поведения, является «ранняя социализация ребёнка».

Чтобы передать своё социальное наследие и сохранить социальный порядок, все общества разрабатывают образовательные системы для обучения своих молодых поколений. Молодёжь должна быть сознательно обучена своим взрослым ролям для последующего поддержания устоев общества. А через процесс воспитания общество регулирует поведение своих членов и обеспечивает соответствие его нормам.

tehnologii obuchenii

Просвещение в широком смысле является жизненно важным средством социального контроля. Формальное обучение в современных социальных системах передаёт идеи и ценности, которые играют роль регулятора поведения. Новым поколениям предписано соблюдать социальные нормы, нарушение которых может повлечь за собой наказание.

Интеграция и статус личности

Через передачу ценностей осуществляется также интеграция молодых людей в общество. Учебная программа школы, «внеклассные» мероприятия и неформальные отношения между учениками и учителями передают определённые социальные навыки:

lichnost uchaschegosya

Определение же самого статуса личности является, пожалуй, самой важной функцией образования. И так называемый образовательный объём считается хорошим показателем социально-экономического положения. Охват всех слоёв населения — от низшего рабочего до высшего управляющего класса — ведёт к общему росту экономических возможностей.

Именно благодаря системе просвещения молодые люди получают работу с более высоким статусом, чем их родители. А с большими доходами они имеют возможность повысить свой статус. Таким образом, образование обеспечивает канал для улучшения социально-экономического положения.

Мобильность и развитие

Образовательные квалификации всё чаще образуют основу для распределения людей по социальным статусам и социальной мобильности. Из-за уровня образования происходит устойчивый переход от одного статуса к другому. Индустриальное общество уделяет всё большее внимание приобретению навыков, полученных в начальной, средней и высшей школе.

Ожидается, что система просвещения предоставляет возможность для социальной и экономической мобильности путём отбора и подготовки наиболее способной и трудолюбивой молодёжи для более высокого положения в обществе.

obrazovanie socialnyy institut

Она ставит тех, у кого больше способностей и подготовки, на высокие должности, а остальных, — на более низкие. Таким образом, образование имеет тенденцию генерировать вертикальную социальную мобильность, увеличивая их заработок и подготавливая к занятиям с более высоким статусом, чем у их родителей.

Образовательные системы, будь то индустриальные или развивающиеся общества, имеют тенденцию создавать и поддерживать широкое разделение между элитами и массами, то есть между образованием для интеллектуальных и для ручных профессий. Подобная дифференциация тесно связана с социальной стратификацией и мобильностью.

В современной плановой экономике выпуск квалифицированных людей должен быть сознательно ориентирован на экономические и социальные приоритеты общества. Это объясняет жизненно важную роль просвещения в социальном развитии. Например, грамотность стимулирует экономическое и социальное развитие, и именно поэтому все развивающиеся страны осуществляют широкомасштабные программы ликвидации неграмотности.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector