образование это благо какое

Образование это благо какое

Якшимбетова Алена Игоревна

Что касается начального общего и среднего образования в РФ – оно считается обязательным и общедоступным. Однако, к 2020 году в России планируется перейти к платному среднему образованию, то есть 90% образования будет платным. В то время, как в Германии к 2020 году 90% образования будет бесплатным, а в Японии вообще все высшее образование бесплатно[2]. Это говорит о том, что государство в будущем планирует сократить финансирование образовательной сферы. Однако, на сегодняшний день, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.

Новый закон существенно поменял не только понятийный аппарат, но и отношения между его участниками в сфере образования. В ФЗ № 273-ФЗ закреплены основы правового регулирования системы образования, исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. В соответствии со ст. 2 ФЗ № 273-ФЗ, образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[1].

Законодательство предусматривает также взимание платы с родителей за определенный спектр услуг. Так, например, ст. 65 ФЗ № 273-ФЗ регулируется порядок взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также ее размер (далее – родительская плата). Родительская плата устанавливается учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, которая может быть снижена или не взиматься с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родительскую плату не взимают за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией.

Государство вносит коррективы в процесс получения высшего образования. По планам, ВУЗы России будут значительно сокращены и реструктурированы. Некоторые учебные заведения будут объединены, а денежные средства, которые будут сэкономлены, пустят на заработную плату преподавателям. Это делается в целях сокращения количества неэффективных ВУЗов и повышения качества выпускающихся специалистов.

Сегодня основа современной экономики – это человеческий потенциал, превращающийся в человеческий капитал. Фактором этого развития и превращения человеческого потенциала является образование. Существует система правовых норм, которые устанавливают общеобязательные правила в области образования, с помощью которых государство регулирует образовательную сферу. От того, насколько они эффективны зависит уровень развития в стране человеческого капитала.Библиографический список

1. Об образовании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

Источник

Особенности высшего образования как экономического блага и некоторые практические следствия этих особенностей

Работа Б. Джонстоуна и П. Шрофф-Мета «Финансирование и доступность высшего образования: международное сравнительное исследование оплаты обучения и мер финансовой поддержки», представленная на семинаре, проведенном в Екатеринбурге в июне 2001 г., является фундаментальной работой по проблеме обоснования необходимости разделения затрат в высшем образовании и определения его возможных форм. В статье обсуждаются основные положения этой концепции и высказываются альтернативные мнения.

С. М. Кадочников,
Уральский институт экономики, управления и права

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГА И НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ЭТИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Работа Б. Джонстоуна и П. Шрофф-Мета «Финансирование и доступность высшего образования: международное сравнительное исследование оплаты обучения и мер финансовой поддержки», представленная на семинаре, проведенном в Екатеринбурге в июне 2001 г., представляется фундаментальной работой по проблеме обоснования необходимости и определения форм реализации концепции разделения затрат в высшем образовании. Настоящим мы предлагаем некоторые свои соображения относительно этой концепции.

Высшее образование с точки зрения экономической теории можно рассматривать как экономическое благо, обладающее полезностью с точки зрения его потребителей и требующее затрат на свое производство. Как и любое другое благо, оно предлагается в экономической системе и в отношении его имеется определенный спрос. Особенностью этого блага является то, что оно может рассматриваться как смешанное общественное благо. С одной стороны, увеличение числа потребителей этого блага не влечет за собой значительного снижения полезности, доставляемой каждому из них. Высшее образование как экономическое благо обладает свойством относительного несоперничества (неконкурентности) в потреблении. С другой стороны, потребители могут быть ограничены в доступе к потреблению этого блага, то есть в получении высшего образования. С этой точки зрения высшее образование обладает некоторыми характеристиками частных благ. В целом же, мы вправе говорить о высшем образовании как о смешанном общественном благе.

Еще одна важная особенность высшего образования как экономического блага состоит в том, что оно имеет высокие положительные внешние эффекты с точки зрения развития экономической системы. Высокий уровень человеческого капитала в экономике, связанный с хорошо развитой системой высшего образования в стране, как правило, положительно коррелирует с высокими темпами экономического роста, общим уровнем экономического и социального развития общества.

Читайте также:  на каком материке находится страна юар

Две названные особенности высшего образования позволяют рассматривать два альтернативных источника финансирования высшего образования&nbsp- общественное финансирование и финансирование из бюджетов домашних хозяйств&nbsp- как неравноправные. Общественное финансирование, безусловно, должно иметь приоритет в системе финансирования высшей школы, что, с другой стороны, никоим образом не умаляет значимости частного финансирования. Здесь уместно сказать, что не следует понимать общественное финансирование лишь как государственное финансирование из централизованного бюджета федерации. Поскольку положительные внешние эффекты от высшего образования распределяются неравномерно и в большей степени представлены либо на территориальном, либо на профессиональном (отраслевом) уровне, общественное финансирование подразумевает участие бюджетов территорий (муниципалитетов), а также финансирование со стороны предпринимательских союзов, фондов, крупных компаний. Последнее обстоятельство имеет два важных следствия для системы финансирования высшего образования в России.

Первое. В российской системе высшего образования должен появиться механизм финансовой поддержки со стороны фондов и компаний. Это в равной степени относится как к государственным, так и к негосударственным вузам России. Сложившаяся практика исключительного финансирования деятельности негосударственных вузов за счет оплаты со стороны домашних хозяйств существенно сдерживает перспективы развития конкурентоспособной системы высшего образования, ограничивая капитальные вложения в отрасли. Университеты и институты должны активнее искать новые формы финансирования своей деятельности со стороны заинтересованных субъектов из сферы бизнеса.

Второе. Создание новой системы финансирования высшего образования включает создание механизма кредитования частных лиц для получения этой ступени образования. Альтернативные формы такого механизма включают системы грантов и займов. Опираясь на высказанные выше соображения относительно приоритетности общественного финансирования, мы полагаем более оправданной систему грантов, в которой основная тяжесть финансового бремени ложится на общественное финансирование. И в этом случае общественное финансирование следует понимать широко, включая грантовое финансирование со стороны фондов и отдельных компаний.

Источник

Образовательная услуга как общественное благо

00144234b7b12db1ecbeb743456f3eba

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.12.2014 2014-12-19

Статья просмотрена: 8922 раза

Библиографическое описание:

Рацлаф, А. А. Образовательная услуга как общественное благо / А. А. Рацлаф, В. Ю. Ершова, М. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 415-416. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14517/ (дата обращения: 10.11.2021).

В статье даются определения образовательной услуги, раскрывается понятие образовательной услуги как общественного блага.

Существование общественного сектора экономики преимущественно вызвано наличием общественных благ. Образование, обладающее всеохватывающим характером и способностью проникать почти во все сферы общественной жᴎᴈни и разные стороны человеческой деятельности, воздействующее на разные объекты, явления и процессы социальной жᴎᴈни, которое дает им возможность с той или иной степенью результативности влиять на общее состояние дел в обществе, регулировать и контролировать их.

Отдельное место среди разнообразных услуг, реализуемых как на мировых рынках, так и на национальных, захватывающие образовательные услуги, обладающие большой социальной значимостью. Рынок образовательных услуг, с точки зрения структуры экономики, относится к непроизводственному сектору, доля которого в развитых странах превышает 50 %.

Многоаспектность употребления категории «образовательная услуга» в различных отраслях знаний породила целый ряд её определений. Рассмотрим некоторые из них.

В исследованиях Даниловой Т. В. образовательная услуга рассматривается как объединение результатов образовательного процесса и сопровождающих ему вспомогательных процессов, которая представлена высшими образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и непосредственно направленных на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя [3, с.21].

По утверждению Бурденко Е. В. под образовательной услугой понимается «…полезный вид труда, который непосредственно удовлетворяет потребность человека в образовании и как материально-вещественный продукт позволяющий удовлетворить образовательную потребность человека самостоятельно (обучающие программы, учебники, пособия и др.)» [2, с. 13].

Лукашенко М. рассматривает образовательную услугу как совокупность целесообразной деятельности, которая удовлетворяет потребность индивида в образовании, и промежуточных образовательных продуктов в форме вещи, которая сопровождает такую деятельность [5, с.15].

Итак, образовательные услуги представляются как средство удовлетворения познавательной потребности человека и потребности в профессионально-квалификационной подготовке.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» рассматривается такое определение образования, как «…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Так же в законе указывается «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации» [11].

Иначе говоря, образование определяется как: «. общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности». [7]

Итак, каждый человек является потенциальным потребителем образовательных услуг как бесплатных, которые закреплены Конституцией РФ, так и платных, представляющиеся различными субъектами рынка образовательных услуг.

Экономика определяет общественное благо как то, которое люди потребляют, при этом, не ущемляя возможность его потребления другими. Общественное благо в чистом виде встречается очень редко и обычно предоставляется государством.

Если рассматривать образовательные услуги в рамках теории общественных благ, то они являются квазиобщественными благами — благами, по поводу которых возможны ограниченные исключение и конкуренция [4, с. 37–39].

Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка данного блага для всех, то есть происходит перегрузка (потребление блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления).

Иную позицию занимает Якобсон Л. И., который относит образовательные услуги к благам, которые обладают особыми достоинствами. Он рассматривает образовательную услугу как частное благо, потребление которого общество в целом желало бы сделать обязательным для всех своих членов.

Для этих благ являются характерными положительные экстерналии. Именно это и будет обусловливать целесообразность их общественного финансирования. Их не всегда возможно отделить от смешанных. С точки зрения возможности исключения и степени использования данного блага, образование как совокупность образовательных услуг потребляется и используется строго индивидуально [10].

Читайте также:  на какой смеси ребенок хорошо набирает вес

Образовательная услуга как общественное благо является социально-значимым, то есть в процессе его потребления возникает положительный внешний эффект.

Потребление образовательной услуги многочисленной частью общества подразумевает повышение культурного уровня населения, снижение преступности и расширение перспектив занятости общества. [9, с. 28].

Общественным благам отводится в национальной экономике значительное место. Их адекватная трактовка, управление их производством, распределение и потребление являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики. В настоящее время среди ученых нет единого мнения о том, что понимать под термином «общественное благо».

Поддержание знаний и образования как глобального общественного блага является основной задачей для России и международного сообщества, способствующей улучшению качества жизни населения.

Итак, общественные блага — товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые нельзя измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок.

Спецификой образовательных услуг является то, что, по мнению большинства специалистов, они относятся к категории «общественных благ». Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка этого блага для всех, то есть происходит перегрузка (использование блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления). Большинство исследователей относят данные услуги к категории «квазиобщественное благо».

1. Аракелян С. М., Демидов К. В., Сергеев А. Г. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных услуг в РФ: сб. науч. трудов. В 2 т. М., 2002. Т. 1. С. 205–217.

2. Бурденко Е. В. Права работника. — М.: ИИЦ МГУДТ, 2006.

3. Данилова Т. В. Методика оценки конкурентоспособности вузов /Качество и конкурентоспособность в ХХI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. — С. 55–61.

4. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. — М.: Дело Лтд, 1994. — 225 с.

5. Лукашенко М. Маркетинг и PR в учебном заведении //Высшее образование в России, 2002. — № 4. — С.32–40

6. Национальный офис Темпус в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/erasm.htm (дата обращения 10.04.2013).

7. Образование для инновационных обществ в XXI веке [Электронный ресурс] // Официальный сайт Председательства Российской Федерации в «Группе восьми». URL: http://g8russia.ru/docs/12.html (дата обращения:10.04.13).

8. Самуэльсон П. Экономика / Пер. с англ. В. Д. Антонова, О. Г. Клесмет, А. К. Криворотченко и др. — М.: НПО АЛГОН;ВНИИСИ; Машиностроение, 1993; Дорфман Р. Математическое или «линейное» программирование: нематематическое представление / Пер. с англ. Г. А. Медведева // Вехи экономической мысли / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. — СПб., 1999.

9. Сланченко Л. И., Валькович О. Н. Проблемы улучшения качества жизни // Экономика устойчивого развития.2011. № 8.

10. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. — М., 1996. — С. 39.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014).

Источник

Почему образование это не услуга, не работа и даже не благо

ObrazovanieNeUsluga

Немного истории

После уверенной победы “квазидемократии” и всеобщей “американиции” образа жизни стало модно все переворачивать с ног на голову. Это коснулось и системы образования в нашей стране. Долгое время можно было слышать, что многие исследователи сходятся на том, что основным направлением деятельности ВУЗа является предоставление образовательных услуг, но не дают однозначного определения в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром или продуктом ВУЗа. И лишь не многие считают, что образование это не услуга.

Каких только определений образовательной услуги нельзя не встретить в статьях и научных трудах. Приведу несколько примеров без указания авторства и ссылок.

Под образовательной услугой понимается «целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности». Услуга и деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса – что не вяжется.

Далее, под образовательной услугой понимается «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков». С какого перепуга — услуга это совокупность приобретенных знаний и умений. Когда студент приобретает знания самостоятельно он что сам себе оказал услугу? Опять не вяжется.

ObrazovanieEtoShto

Или такое, под образовательной программой понимается «комплекс образовательных услуг, направленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя, обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации». Так что, содержанием образовательной программы является услуги? Опять не вяжется.

С тех пор как образование перешло в разряд услуги, учитель и преподаватель перестали быть наставниками, они стали исполнителями по договору об оказании образовательных услуг. Мы хорошо помним как в лихие 90-е из школы убрали воспитательную функцию, ликвидировали пионерию и комсомол и к чему это привело.

Тем не менее, обучение по инерции продолжалось на методиках и учебных программах, разработанным в советское время. Ломать образование через колено, навязывая педагогам понимание образования, как услуги, начали активно уже несколько позже в конце лихих 90-х.

Особенно в этом постарались министры А. Фурсенко и Д.Ливанов. Достаточно вспомнить некоторые из высказываний вроде этого: на вопрос корреспондента министр отвечает примерно так “…мы посоветуемся со своими американскими коллегами и примем решение…”. Не со своим народом, не своими учителями, преподавателями и ректорами ВУЗов он буде советоваться, а с американскими коллегами. И мне стало так обидно, что нашим образованием руководят такие «профессионалы».

Дальше больше с переходом на Болонскую систему образования у нас стали теряться основы, которые были заложены еще Ломоносовым, научные школы стали разваливается на глазах, а иногда превращаться в способы извлечения прибыли.

Читайте также:  999 какой оператор и регион город сотовой связи чей номер телефона

Но и наконец, введение ЕГЭ в школах привело к резкому снижению качества приёма в ВУЗы и активно способствовало замещению учебного процесса его имитацией. Полного замещения не произошло только потому, что в каждом ВУЗе есть студенты, которые пришли туда учиться, и есть преподаватели, готовые их обучать не смотря ни на что. Именно они демонстрируют то, что образование это не услуга.

Но что парадоксально, при всем этом «высшее псевдообразование»(которое к сожалению имеет место в нашей системе) по-прежнему востребовано нашими гражданами, потому что окончание ВУЗа даёт выпускнику статус «человека с дипломом», который расширяет возможности трудоустройства; качество образования и его профиль при этом оказываются не столь существенны.

Немного анализа

Однажды я услышал такую фразу: “образование длинною в жизнь никто не отменял”. И действительно. Когда мама учит ребенка говорить это что работа, услуга или благо? Но это уже образование. Когда учитель объясняет ученикам метод индукции и дедукции – это работа или услуга? Когда профессор читает лекцию по теории относительности или математическому анализу – это что работа или услуга? А когда я сам изучил английский язык, чтобы понимать больше в программировании, в компьютерной технике и т.п. Это работа или услуга самому себе?

Professor

Но, а когда говорят, что образование это продукт, то здесь наблюдается полное не понимание понятия продукта. Это не обсуждается.

Со временем многие прозрели и не стали считать образованием услугой. Некоторые предлагают считать образование общественным благом. Это уже лучше, но на мой взгляд тоже проблематично.

Чтобы ответить на поставленные вопросы я, ненароком уподобляясь Остапу Бендеру, задаю себе вопрос. Что такое работа, услуга и благо? А О.Бендер сказал бы — почитай Википедию. Ясно, что определений очень много, поэтому возьмем в качестве источника как нам рекомендовали Википедию.

Работа это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга это результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.

Благо это всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

Таким образом, если образование это работа то, где материальный результат? Если это услуга то, разве можно преподавателя и обучаемого считать поставщиком и потребителем. Грубовато как то. Если образование общественное благо то, где здесь удовольствие, ведь это титанический труд. Отсюда ясно, что образование не корректно относить к услуге, работе и даже к благу.

Единственное отступление мне кажется можно сделать в отношении платных и бесплатных курсов. Сегодня в интернете предложений поступать на курсы достаточно много. Например, анализируя предложения, меня привлекли курсы по подготовке специалистов контекстной или таргетированной рекламы в тренинг-центре 1day1step. На курсах готовят будущих специалистов для работы в социальных сетях. Это никак не связано со школьной или ВУЗовской подготовкой.

Образование это двусторонний процесс

Выполнив анализ этих определений, я прихожу к выводу, что образование это не услуга, не работа и даже не благо. А образование это целенаправленный двухсторонний процесс передачи(не поставки) и приобретения(не потребления) в результате труда знаний и умений в интересах личности, общества и государства.

Иногда можно встретить объединенные определения процесса образования и воспитания. Да эти процессы неразрывны, но объединять в единое целое тоже не совсем корректно. Цели и методы достижений несколько различаются.
Конечно, на практике образование это единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства, реализуемый образовательными учреждениями.

Принципиальное отличие образовательного процесса от обычного процесса потребления заключается в том, в обычном процессе одна сторона производителя активна, другая — потребителя пассивна. В образовательном процессе обе стороны должны быть активными. Пассивность любой из сторон не приведет к результату. Более того сторона приобретения(потребления) может более активна чем сторона передачи знаний и умений за счет самообразования и дополнительных занятий.

ProcessObucVosp

Сегодня, кажется всем стало ясно, что проамериканские апологеты, оказавшие триединую медвежью услугу образованию, заблуждались(а может и нет) и ошибались и, что эту ошибку надо исправлять. Даже министр образования и науки Ольга Васильева еще в сентябре 2016 года заявила: «Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образовании», а воз и ныне там.
Данные слова были услышаны в Госдуме. И теперь у нас внесен законопроект, согласно которому необходимо отказаться от термина «образовательная услуга». Уже многие поняли, что образование это не услуга и этот хорошо.

Законы мы изменим. А как изменить мышление, как говорил один из наших лидеров. Здесь потребуется кропотливая работа, которой пока со стороны руководства не заметно. Я не беру во внимание громкие обещания и прожекты, где целенаправленная деятельность?

Заключение

Не смотря на то, что из истории можно сделать только один вывод – что из истории никто выводов не делает, хочется надеяться, что сама жизнь отнивилирует все перегибы и ошибочные заблуждения в образовании. И все примут тезис, что образование это не услуга.

И мы увидим на практике как принятые меры по улучшению качества образования, усилению имиджа учителя и преподавателя дадут свои плоды. И тогда мы снова увидим наше образование в первых рейтинговых строчках мировых показателей. А словосочетание «образовательные услуги» забудем как страшный сон.

На этом пока достаточно. Кто не согласен прошу высказаться.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector