образование 8 классов в ссср это какое образование

Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2

С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.

Согласно новому закону определены следующие уровни образования:

Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.

Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)

Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат

Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат

Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом

Высшее образование – бакалавриат

Высшее образование – специалитет или магистратура

Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки

Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом

Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».

Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.

Начальное (общее) образование Начальное общее образование Основное (общее) образование Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена Высшее профессиональное образование — бакалавриат Высшее образование — бакалавриат Высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура Высшее образование — специалитет или магистратура Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) Послевузовское профессиональное образование в ординатуре Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?

Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.

Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.

Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».

В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».

А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.

Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».

С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».

Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»

Услуги Правовой защиты

warn pak

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Источник

Система образования в СССР

Дошкольное

Первой ступенью государственной программы народного образования были дошкольные учреждения. Они открывались по всему СССР с первых лет его существования: sssr detsadстроящейся Стране Советов требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Проблема «с кем молодой трудящейся маме оставлять ребенка» была не актуальна – ее успешно решали детские сады и ясли, принимавшие малышей с двухмесячного возраста. Позже дошкольные заведения были важной частью системы всеобщего среднего образования, с 1972 года обязательного для каждого советского гражданина.

Государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и практически полностью финансировало содержание детей и воспитательный процесс. Родители частично возмещали расходы на питание, которые рассчитывались с учетом общего размера зарплат папы и мамы малыша. Никаких «добровольно-принудительных» взносов на шторы, одеяла, ковры, книжки, горшки и так далее не было. Многодетные и малообеспеченные семьи освобождались от оплаты услуг детского сада.

Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:

С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.

Читайте также:  какие последствия возможны при избытке в организме витамина е

Школьное

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все sovetskaya sistema obrazovaniyaмодификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Высшее

Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Вузы выпускали грамотных профессионалов и одновременно служили базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, велась разработка техники для производства и бытовых приборов. Студенты активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

В целях увеличения доступности высшего образования всем слоям населения в СССР впервые в мире стали применять заочную форму обучения.

Несмотря на идеологизированность системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерно-технической подготовки, отмечали даже политические оппоненты Советского Союза.

Источник

Среднее образование в СССР.

Вот этот пост заставил меня прояснить ситуацию.
К 70м годам второгодник, то есть ученик, который не был переведён в следующий класс, была практически немыслимой в советской школе. Это было бы ЧП и поэтому всячески избегалось.
Наверно, это тоже причина ухудшения общего качества образования.

Но человек, который бы не один раз был второгодником, такое вообще представить невозможно в это время.
О советском образовании ходит множество слухов и мнений. Одни постоянно говорят, что оно было лучшее в мире, другие наоборот – ужасное и идеологизированное, третьи считают, что оно не давало свободы выбора, мол, зачем математику учить гуманитарию.

Истина, как водится, где-то в середине всего этого. Для начала нужно понять, что образование в Союзе играло вполне определённую роль – научить и воспитать нового человека. Который должен в дальнейшем стать строителем нового общества – коммунистического. Почему образование с этой задачей не справилось обсуждать сегодня не будем, поговорим о другом.

Идея образования была в том, чтобы всех без исключения дотянуть как можно выше, дать максимально возможное количество знаний, которые в дальнейшем можно будет использовать. Отсюда достаточно заметный перекос в изучение точных наук: физики, математики, химии. Программа математики в старших классах включала в себя вещи, которые на западе до сих пор только в институтах проходят вроде производных, интегралов и первообразных. Химия с физикой тоже не отставали. Это всё понятно и объяснимо – с самого начала существования СССР в нём крайне не хватало образованных технических специалистов, отсюда упор на точные науки. Система, которая сложилась к концу 70х годов, была стройной и логичной.

Самые первые знания ребёнок получал в детском саду, в подготовительных группах дошкольников. Обычно это был последний год перед школой. Детей учили считать, читать, рисовать и так далее. Потом, уже в младшей школе, которая длилась три года (первый второй и третий классы) школьник получал простые, но широкие знания о природе, окружающем мире и продолжал учиться писать, читать, рисовать и даже петь. Удивительно, но пение было обязательным предметом наряду с математикой и русским языком. На каждый класс приходился один учитель, который был и классным руководителем и вёл все уроки. Кроме того же пения или физкультуры.

В начальной школе было не больше 4 уроков в день.

Кстати, советские школы в основном были типового образца и под начальные классы обычно выделялась отдельная часть здания. Чтобы мелочь не слишком мешала остальным

С четвёртого класса начиналось обучение уже по предметам, которые велись отдельными преподавателями. То есть были учителя математики, физики, химии, русского и литературы, обычно у каждого из них был свой оборудованный кабинет, куда и приходили ученики на урок. И точно также у каждого класса был классный руководитель. Иногда он даже не вёл предмета в своём классе, но так случалось редко. Кстати, учитель физкультуры или трудовик почти никогда не назначались классными руководителями.
Старшая школа и профобразование

В восьмом классе проходили экзамены, они не были выпускными, это скорее наследие того времени, когда еще не было всеобщего среднего образования. Но часть учащихся, обычно те, кто не планировал поступление в высшие учебные заведения, уходили из школы учится в ГПТУ. То есть сразу получали какую-нибудь рабочую специальность, одновременно получая среднее образование. Частенько, ПТУ (путяга) расшифровывалось как Господи, помоги тупому учится.

Были и те, кто после восьмого класса шёл учится в техникумы, где обучение было четыре года.
Остальные оставались учится в школе и переходили в 9 класс. Заканчивали школу в 10 классе, сдавая выпускные экзамены. После чего кто-то шел в институт, кто-то еще куда, а кто-то замуж:)
В целом получалась логичная образовательная система, которая позволяла получать и рабочих и техников и инженеров.
Стоит заметить, что профессия учителя почти до самого распада Союза была всё-таки достаточно уважаемой. В немалой степени и потому, что работающие в большинстве там женщины могли зарабатывать и 200 и даже больше рублей в месяц, что мало где было возможно для них. Ну и отпуск учителя был одним из самых больших и всегда летом.

Источник

Образование в СССР

Система народного образования в СССР — система образования, начавшая складываться в советское время (Советская Россия, СССР).

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР [1] статья 45 которой гласила:

В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации — 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое образование — 2,09 млрд рублей. [1]

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. [1] По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония и другие. [1]

По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн учащихся. [1]

На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн человек. [1] По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах. [1]

Читайте также:  какие растения относятся к семейству тыквенных

Содержание

История

220px KruglikovaLikbez

magnify clip

220px Likbez

magnify clip

Основные принципы образования в Советском Союзе были сформулированы еще в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.

С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР» которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. [2] 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. [3]

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—19 годах, система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.

Среднее число лет обучения населения старше 9 лет [9] :

1797 1807 1817 1827 1837 1847 1857 1867 1877 1887 1897 1907 1917 1927 1937 1947 1957 1967 1977 1987
0,127 0,148 0,179 0,222 0,270 0,320 0,367 0,435 0,516 0,592 0,762 0,930 1,112 1,502 3,376 5,442 6,048 6,974 7,861 8,833

1920-е годы

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. [14] [15] Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы). [16]

Год Расходы на просвещение (в руб.) Процент от бюджета
1925-26 520 000 12,36%
1926-27 691 000 11,96%
1927-28 895 000 12,42%
1928-29 1 123 000 12,78%
1929-30 1 781 000 13,37%

Изменение численности начальных школ и учеников, обучающихся в них, в 20-х годах [19] :

Число нач. школ Число учеников
1914-15 1 104,610 7,235,988
1920-21 114,235 9,211,351
1921-22 99,396 7,918,751
1922-23 87,559 6,808,157
1923-24 87,258 7,075,810
1924-25 91,086 8,429,490
1925-26 101,193 9,487,110
1926-27 108,424 9,903,439
1. В границах до 17.09.1939 [20]

В целом, в этот период значительно увеличилось количество учащихся и учителей.

Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. [17] Из них:

Развивались также национальные школы. Правительство всячески стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе. Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования осуществляли необходимую помощь школами.
В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий тех или иных территорий. Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

1930-е годы

По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве. [26]

В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г. [27]

В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. [2] Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу. [28]

Согласно плану третьей пятилетки планировалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, однако оно не было осуществлено в связи с началом Великой Отечественной войны. И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено только в 1950-56 гг. [2]

Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг. [17] Из них:

Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.

Статистика изменения процента грамотного населения:

1917 [30] 1920 [31] 1926 1937 [32] 1939 1959 1970 1979
Сельское население: Муж. 53% 52,4% 67,3% 91,6% 99.1% 99.6% 99.6%
Жен. 23% 25,2% 35,4% 76,8% 97,5% 99,4% 99,5%
Всего 37% 37,8% 50,6% 84,0% 98,2% 99,5% 99,6%
Городское население: Муж. 80% 80,7% 88,0% 97,1% 99,5% 99.9% 99.9%
Жен. 61% 66,7% 73,9% 90,7% 98,1% 99,8% 99,9%
Всего 70,5% 73,5% 80,9% 93,8% 98,7% 99,8% 99,9%
Всего: Муж. 58% 57,6% 71,5% 86% 93,5% 99,3% 99.8% 99.8%
Жен. 29% 32,3% 42,7% 66,2% 81,6% 97,8% 99,7% 99,8%
Всего 43% 44,1% 56,6% 87,4% 98,5% 99,7% 99,8%
Читайте также:  бутилацетат какой класс опасности

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

1940-е годы

45px Nuvola apps important recycle.svg

Всего в 1940/41 учебном году в школах СССР обучалось 34 784 тысяч человек. [37] Из них:

Число учителей в 1940/41 гг. составило 1237 тысяч. [20]

В 1940/41 учебном году в СССР было 3773 средних специальных учебных заведений в которых училось 975 000 человек. Высшее образование в СССР в 1940/41 учебном году было представлено 817 учебнми заведениями, в которых обучалось 812 000 студентов. [37]

Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и организаторов производства в 1939 году, в 60-летие Сталина, были учреждены присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 года, Сталинские премии.

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик — 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах — 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…

По воспоминаниям Юрия Жданова (беседовавшего со Сталиным осенью 1947 г.), Сталин считал, что высшее образование в России прошло три этапа:

Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здание. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин, он сказал:

Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.

200px

magnify clip

Развитие советской естественной науки (кроме биологии) и техники при Сталине можно охарактеризовать как взлёт. Созданная сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий, а также тюремно-лагерных конструкторских бюро охватила весь фронт исследований. Учёные-естественники стали подлинной элитой страны. Такие имена, как физики Курчатов, Ландау, Тамм, математик Келдыш, творец космической техники Королёв, авиаконструктор Туполев, известны во всём мире. В послевоенное время, исходя из очевидных военных нужд, наибольшее внимание уделялось ядерной физике. Так, только в 1946 году лично Сталиным были подписаны около шестидесяти важнейших документов, определивших развитие атомной науки и техники. Результатом выполнения этих решений стало создание атомной бомбы, а также строительство первой в мире АЭС в Обнинске (1954 год) и последующее развитие атомной энергетики.

До 1950 года в СССР было широко распространено т.н. «новое учение о языке» в лингвистике, созданное советским филологом Николаем Марром. В работе Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» данное «учение» было подвергнуто критике.

во время Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д. [1]

Число учащихся в СССР в период Великой Отечественной войны [37] :

Школы Высшие учебные заведения Средние специальные заведения
1941/42 17 765 000 313 000 415 000
1942/43 14 036 000 227 000 316 000
1943/44 17 966 000 400 000 503 000
1944/45 24 656 000 585 000 812 000
1945/46 26 094 000 730 000 1 008 000

1950-е годы

200px StampEducation

С 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, т. к. в школы поступали дети рождения военных лет, когда рождаемость в условиях военного времени, (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась. [20]

В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров). [23] Из них:

В 1950 г. в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 г. их число выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них НИИ и их филиалы). [20]

Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена. [1]

1960-е годы

40px Planned section.svg

Удельный вес приёма в вузы от числа выпускников десятых классов изменялся так [43] : 1960 г. — 56 %, 1962 — 87, 1965 — 63, 1970 — 35, 1975 — 28, 1977 — 25, 1985 — 50 %.

1970-е годы

40px Planned section.svg

1980-е годы

В дальнейшем, после распада СССР, система образования уже независимой России подверглась реформированию в ходе либеральных реформ в России 1990-х годов.

40px Planned section.svg

См. также

Примечания

Ссылки

СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия

СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения … … Большая советская энциклопедия

СССР. Благосостояние народа — Неуклонный подъём уровня жизни народа является закономерностью социалистического общества, выражением основного экономического закона социализма (См. Основной экономический закон социализма). Это экономическая необходимость, отражающая… … Большая советская энциклопедия

Образование в России — … Википедия

Образование в Монголии — Дети в школе в … Википедия

Образование в разных странах (список статей) — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

ОБРАЗОВАНИЕ СССР — ОБРАЗОВАНИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря … Энциклопедический словарь

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector