- Обпотребнадзор что за организация какие полномочия
- Обпотребнадзор что за организация какие полномочия
- Кто входит в перечень лиц, уполномоченных на осуществление проверки юридических лиц в отношении соблюдения законодательства в области соблюдения мер, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции? Имеют ли право должностные лица Объединения административно-технических инспекций г. Москвы составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ?
Обпотребнадзор что за организация какие полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе:
5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
5.1.2. федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей;
5.1.3. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5.1.4. федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, обязательным требованиям в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;
Пп. 5.1.5 вступает в силу с 01.03.2022 (Постановление Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676).
5.1.5. федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах;
Пп. 5.1.6 вступает в силу с 01.03.2022 (Постановление Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676).
5.1.6. федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
(пп. 5.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)
5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;
(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);
(пп. 5.2.6 введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2018 N 501)
5.2.7. устанавливает требования к организации питания и качеству пищевых продуктов, включая нормы обеспечения питанием, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека;
(пп. 5.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)
5.2.8. устанавливает нормы обеспечения питанием детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, допустимые нормы замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами;
(пп. 5.2.8 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)
5.2.9. устанавливает критерии отличительных признаков пищевых продуктов, информация о которых указывается на добровольной основе в маркировке пищевых продуктов;
(пп. 5.2.9 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)
5.2.10. осуществляет проведение нотификации новых химических веществ, а также проведение процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ в части оценки их опасности для здоровья человека и окружающей среды с учетом физико-химических, токсикологических и экотоксикологических свойств и направления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации соответствующего заключения о возможности проведения нотификации новых химических веществ либо проведения процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ;
(пп. 5.2.10 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
5.2.11. утверждает форму заключения о возможности проведения нотификации новых химических веществ либо проведения процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ;
(пп. 5.2.11 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
5.2.12. осуществляет создание, развитие и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера;
(пп. 5.2.12 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
5.2.13. осуществляет функции оператора федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера;
(пп. 5.2.13 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;
(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5.6(1). дает заключение в рамках своей компетенции о необходимости (либо об отсутствии такой необходимости) рассмотрения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации ходатайства о предварительном согласовании сделки и (или) ходатайства о согласовании установления контроля в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
(пп. 5.6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 940)
5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
(пп. 5.7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 N 61)
5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;
(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;
(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)
5.8(3). устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;
(пп. 5.8(3) введен Постановлением Правительства РФ от 20.09.2017 N 1129)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
О создании ведомственного центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг в Роспотребнадзоре см. Приказ Роспотребнадзора от 29.09.2011 N 760.
5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)
5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;
(пп. 5.14 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
(пп. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1581)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;
6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
(пп. 6.9 введен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 616)
7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
Обпотребнадзор что за организация какие полномочия
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Кто входит в перечень лиц, уполномоченных на осуществление проверки юридических лиц в отношении соблюдения законодательства в области соблюдения мер, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции? Имеют ли право должностные лица Объединения административно-технических инспекций г. Москвы составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ?
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в частности, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Соответственно, на осуществление проверки юридических лиц в отношении соблюдения определенного законодательства уполномочены лица, которым в силу закона предоставлено право составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2020 г. N 15АП-12996/20 по делу N А53-13767/2020).
Иными словами, проводить проверку юридических лиц в отношении соблюдения мер, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции и введенных в период режима повышенной готовности, вправе органы, уполномоченные на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ*(1). Таковыми являются:
1) должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ): смотрите в связи с этим распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 975-р «Об утверждении Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ»;
2) должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ): смотрите в связи с этим Указ Мэра Москвы от 4 апреля 2020 г. N 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве» (ОАТИ Москвы прямо уполномочены мэром Москвы на составление протоколов по составам, указанным в п. 1.1 данного Указа; при этом мэр Москвы наделен самим КоАП РФ полномочиями по возложению на должностных лиц регионального уровня функций по составлению протоколов);
3) прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Особо отметим, что в вышеназванном распоряжении N 975-р прямо указаны должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 1 Перечня). Поэтому полицейские проверки юридических лиц в отношении соблюдения антикоронавирусных мер не исключены.
Кроме того, невозможно исключить и проведение соответствующих проверок должностными лицами Роспотребнадзора в рамках собственной компетенции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства. Ведь в рамках введенного в Москве режима повышенной готовности рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных подразделений) по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) фактически носят для работодателей характер обязательных норм (п. 2.8 приложения 6 к указу мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»)*(2). Тем самым данные нормы для московских работодателей представляют собой часть законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения. Проверка исполнения последнего является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который осуществляют органы Роспотребнадзора в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476*(3).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» также предусматривает специальные составы административного правонарушения в ст. 3.18.1 (нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). Однако из данных составов к деятельности юридических лиц имеет отношение только ч. 1: неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Однако поскольку этот состав дублирует норму ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, то, на наш взгляд, должна применяться позиция, изложенная в вопросе 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.: граждане и иные лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение федеральных правил поведения (Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417), так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, введенных на территории субъекта РФ.
К сведению:
Составляют протоколы по ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП Москвы (ч. 1 ст. 16.5, п.п. 4 и 14 ст. 16.3, п. 1.1 ч. 3 ст. 16.5 КоАП Москвы):
— уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий региональный государственный контроль за соблюдением требований в сфере благоустройства в городе Москве, систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями города Москвы правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники;
— уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
— должностные лица органов внутренних дел (полиции, в том числе полиции на транспорте).
*(2) Согласно п. 5 указа мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» в случае, если настоящим указом не предусмотрено установление уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве специальных требований, доступ посетителей и (или) работников в здания, строения, сооружения (помещения в них), на территории организаций и индивидуальных предпринимателей возобновляется с соблюдением требований, установленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, указом мэра Москвы N 12-УМ.
При этом ограничения, установленные указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», действуют в части, не противоречащей настоящему указу (п. 7 указа N 68-УМ). Таким образом, действие требований указа N 12-УМ и рекомендаций Роспотребнадзора может быть исключено специальными требованиями, устанавливаемыми уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве для организаций, упомянутых в указе N 68-УМ. В остальном действие требований указа N 12-УМ и рекомендаций Роспотребнадзора в настоящее время сохраняется в качестве обязательных для исполнения норм.
*(3) Так, в силу пп. 1 п. 6, п.п. 67, 76 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства. утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 г. N 764, при проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора вправе беспрепятственно проверять выполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, если такие требования относятся к полномочиям Роспотребнадзора. В случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством РФ, в пределах своей компетенции. Принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ.
Иными словами, при обнаружении данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностное лицо Роспотребнадзора уполномочено передать материалы проверки в орган, уполномоченный составлять протоколы по делу об административном правонарушении; передача таких материалов будет служить поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).