объективность мониторинга относится к системе каких показателей

Организация системы мониторинга

Мониторинг — это главное, что есть у админа. Админы нужны для мониторинга, а мониторинг нужен для админов.

image loader

За последние несколько лет поменялась сама парадигма мониторинга. Новая эра уже наступила, и если сейчас вы мониторите инфраструктуру как набор серверов — вы не мониторите почти ничего. Потому что теперь «инфраструктура» — это многоуровневая архитектура, и для мониторинга каждого уровня есть свои инструменты.

Кроме проблем типа «упал сервер», «надо заменить винт в рейде», теперь надо понимать проблемы уровня приложения и уровня бизнеса: «взаимодействие с микросервисом таким-то замедлилось», «в очереди слишком мало сообщений для текущего времени», «время выполнения запросов к бд в приложении растет, запросы — такие-то».

У нас на поддержке около пяти тысяч серверов, в самых разных конфигурациях: от систем из трех серверов с кастомными докеровскими сетками, до больших проектов с сотнями серверов в Kubernetes. И за всем этим надо как-то следить, вовремя понимать, что что-то сломалось и быстро чинить. Для этого надо понять что такое мониторинг, как он строится в современных реалиях, как его проектировать и что он должен делать. Об этом и хотелось бы рассказать.

Как было раньше

Лет десять назад мониторинг был гораздо проще, чем сейчас. Впрочем, и приложения были попроще.

Мониторились, в основном, системные показатели: CPU, память, диски, сеть. Этого вполне хватало, потому что там крутилось одно приложение на php, и ничего больше не использовалось. Проблема в том, что по таким показателям обычно мало что можно сказать. Либо работает, либо нет. Что именно происходит с самим приложением, выше уровня системных показателей понять сложно.

Если проблема была на уровне приложения (не просто “сайт не работает”, а “сайт работает, но что-то не так”), то клиент сам писал или звонил, сообщал, что есть такая-то проблема, мы шли и разбирались, потому что сами мы такие проблемы заметить не могли.

image loader

Как сейчас

Сейчас совсем другие системы: с масштабированием, с автоскейлингом, микросервисы, докеры. Системы стали динамичными. Часто никто толком не знает, как именно все работает, на скольких серверах, как именно оно развернуто. Оно живет своей жизнью. Иногда даже неизвестно, что и где запущено (если это Kubernetes, например).

Усложнение самих систем, конечно, повлекло за собой большее количество возможных проблем. Появились метрики приложений, количество запущенных тредов у Java application, частота garbage collector pauses, количество событий в очереди. Очень важно, чтобы мониторинг также следил за масштабированием систем. Допустим, у вас Kubernetes HPA. Надо понимать, сколько запущено подов, и с каждого запущенного пода должны идти метрики в систему мониторинга приложения, в apm.

Все это нужно мониторить, потому что все это отражается на работе системы.
И сами проблемы стали менее очевидными.

Условно, проблемы можно поделить на две большие группы:
Проблемы первого рода – не работает основная, “пользовательская функциональность”.
Проблемы второго рода – что-то работает не так, как должно, и может куда-то не туда привести.

То есть теперь надо мониторить не только дискретное “работает/не работает”, а гораздо больше градаций. Что, в свою очередь, позволяет ловить проблему до того, как все рухнет.

Кроме того, теперь надо следить и за бизнес-показателями. Бизнес захотел иметь графики о деньгах, о том как часто идут заказы, сколько времени прошло с последнего заказа и так далее — это теперь тоже задача мониторинга.

Правильный мониторинг

Проектирование и вообще

Представление о том, что именно надо будет мониторить, должно быть заложено в момент разработки приложения и архитектуры, и речь даже не столько про серверную архитектуру, сколько про архитектуру приложения в целом.

Разработчики/архитекторы должны понимать какие части системы критичны для функционирования проекта и бизнеса, и заранее думать о том, что их работоспобность надо проверять.

Мониторинг должен быть удобным для админа, и давать представление о том, что происходит. Цель мониторинга – вовремя получить оповещение, по графикам быстро понять, что именно происходит и что именно нужно чинить.

Метрики и оповещения (алерты)

Алерты должны быть максимально понятными: админ, получив алерт, даже если он не знаком с системой, должен понять, о чем этот алерт, в какую документацию смотреть, или хотя бы кому позвонить. Должны быть четкие инструкции, что именно нужно делать, и как именно решать проблему.

Когда возникает проблема, очень хочется понять, из-за чего она возникла. Получая алерт о том, что у вас не работает приложение, вам очень хотелось бы знать, какие еще смежные системы ведут себя не так, какие еще есть отклонения от нормы. Должны быть понятные графики, собранные в дашборды, из которых сразу будет видно, где отклонение.

Для этого надо точно понимать, что нормально, а что не нормально. То есть должна быть достаточная историческая справка о состоянии системы. Задача заключается в том, чтобы покрыть алертами все возможные отклонения от нормы.

Когда админ получает алерт, он либо должен знать что с ним делать, либо кого спросить. Должна быть инструкция как именно нужно реагировать, и ее надо регулярно обновлять. Если у вас все работает через систему оркестрирования, то, наверное, у вас все хорошо, если все изменения происходят только через нее, в том числе и мониторинг. Система оркестрирования позволяет адекватно следить за актуальностью мониторинга.

Мониторинг должен расширяться после каждой аварии — если внезапно возникла какая-то проблема, которая проскочила мимо мониторинга, то, очевидно, надо замониторить эту ситуацию, чтобы в следующий раз проблема не была внезапной.

Бизнес-показатели

Полезно мониторить время с последней продажи, количество продаж за период. Если выложили релиз, то что изменилось: есть ли просадки по бизнес-показателям? На это отвечает, конечно, A/B тестирование, но графики тоже хотелось бы иметь. И надо мониторить действия конечного пользователя: писать скрипты на phantomjs, которые повторяют покупку, проходят по всем этапам основного бизнес-процесса.

Также вам, наверное, интересно знать, работает ли сервис логистики, или не свалился ли в очередной раз IpGeoBase. (Комментарий редактора: IpGeoBase — сервис, который использует большое число интернет-магазинов на 1С-Битрикс для определения местоположения пользователя. Чаще всего это делается непосредственно в коде загрузки страницы, и когда падает IpGeoBase — у нас перестают отвечать десятки сайтов. Кто-нибудь пожалуйста, скажите программистам, что это надо обрабатывать и делать таймаут, и кто-нибудь — пожалуйста попросите IpGeoBase не падать).

Нужно понимать, зависит ли просадка по бизнес-показателям от вашей системы, или от внешней.

Мониторинг мониторинга

Сам мониторинг тоже должен хоть как-то мониториться. Должен быть какой-то внешний кастомный скрипт, который будет проверять, что мониторинг работает нормально. Никому не хочется проснуться от звонка, потому что ваша система мониторинга упала вместе со всем дата-центром, и вам об этом никто не сказал.
image loader

Основные инструменты

В современных системах, которые масштабируются, у вас наверняка используется Prometheus, потому что аналогов в принципе нет. Для того, чтобы просматривать удобные графики от Prometheus нужна Grafana, потому что в Prometheus графики так себе. Нужен также какой-то APM. Либо это самописная система на Open Trace, jaeger и или что-то подобное. Но это редко кто делает. В основном используется либо New Relic, либо специфичные системы для стеков, типа Dripstat. Если у вас не одна система мониторинга, не один Zabbix, вам еще нужно понимать, как собирать эти метрики, и как раздавать алерты; кого оповещать, кого поднимать, в каком порядке, к кому какой алерт относится, и что с ним вообще делать.

Zabbix — не самая удобная система. Есть проблемы с кастомными метриками, особенно, если система масштабируется, и вам нужно определить роли. И хотя можно строить очень кастомные графики, алерты и дашборды, все это не очень неудобно и нединамично. Это статичная система мониторинга.

image loader

Prometheus — отличное решение для сборки огромного количества метрик. У него примерно те же возможности, что у Zabbix по кастомным алертам. Можно выводить графики и строить алерты по любым диким сочетаниям нескольких параметров. И это все очень здорово, но очень неудобно смотреть, поэтому к нему добавляется Grafana. Grafana очень красивая. Но сама по себе не очень помогает для мониторинга систем. Зато по ней удобно все читать. Лучше графиков, наверное, и нет.

Читайте также:  какие препараты принимают при гепатите с

image loader

ELK и Graylog — для сбора логов по событиям в приложении. Может быть полезно для разработчиков, но для подробной аналитики обычно не достаточно.

image loader

New Relic — APM, тоже полезный для разработчиков. Есть возможность понять, когда у вас в приложении прямо сейчас что-то идет не так. Понятно, какие из внешних сервисов не очень хорошо работают, или какая из баз медленно отвечает, либо какое системное взаимодействие просаживается.

image loader

Свой APM — если вы написали свою систему на Open Tracing, zipkin или jaeger, то, наверное, вы знаете, как именно это должно работать, и что именно, и в какой части кода идет не так. New Relic тоже позволяет это понять, но это не всегда удобно.

Заключение

О том какие показатели надо мониторить лучше думать в время проектирования системы, заранее подумать о том какие части системы критичны для ее работы и о том, как проверять их работу.
Алертов не должно быть слишком много, алерты должны быть актуальными. Должно быть сразу понятно, что сломалось и как это чинить.
Чтобы правильно замониторить бизнес-показатели, надо понять как устроены бизнес процессы, что нужно вашим аналитикам, хватает ли инструментов чтобы замерить нужные показатели, и как быстро можно узнать, если что-то пойдет не так.

В следующем посте мы расскажем как правильно спланировать мониторинг современной инфраструктуры, на всех уровнях: на уровнях системы, приложений и бизнеса.

Источник

Система мониторинга качества образования в образовательном учреждении

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Система мониторинга качества образования в образовательном учреждении

ГБОУ СОШ №200 Красносельского р-на Санкт-Петербурга

Введение

Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, многогранной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

В настоящее время различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Возникает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении.

Основные понятия

Качество образования – это интегральная характеристика системы общего образования школы, отражающая степень соответствия достигаемых результатов деятельности школы нормативным требованиям, социальному заказу, сформированному потребителями образовательных услуг.

Мониторинг качества образования – это система сбора, обработки данных по внутришкольным показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности школы, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора.

Внутришкольные показатели и индикаторы мониторинга качества образования – это комплекс показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования.

Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;

Измерения – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным стандартам.

Основы построения системы мониторинга результатов обучения

В определении подходов к построению системы мониторинга результатов обучения особую роль играют следующие ключевые вопросы:

C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться?

Насколько объективными, надежными и валидными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация?

Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов?

Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?

Основные подходы в оценке образовательных достижений

Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся:

ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.

При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости от того, что понимается под стандартами: достижение определенных целей образования, освоение определенного содержания учебного предмета или достижение определенных уровней подготовки.

На основании выше сказанного, для организации системы мониторинга в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки учащихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях; более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников школы (например, заданий со свободно-конструируемыми ответами, практических заданий и др.); более широкое привлечение учителей в процесс контроля за образовательными достижениями; использование технологии разработки тестов в рамках современной теории тестов; создание механизмов обеспечения качества разработки тестов; организация общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки тестов, используемых для аттестации учащихся и мониторинга качества образования.

Система мониторинга качества образования в образовательном учреждении

Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Разработка и апробация системы педагогического мониторинга.

Результативность учебно-воспитательного процесса

— тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации),
— анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,
— информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося.

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса

— педагогические кадры, их квалификация;
— общие показатели, материально-техническая база;
— комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;
— результативность образовательного процесса;
— результативность воспитательного процесса;
— инновационная и методическая деятельность;
— мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

— психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости;
— изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);
— модель выпускника школы (начальной, основной и средней),
— поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения,
— работодатель и проблема трудоустройства.

На уровне образовательного учреждения

— анализ урока;
— рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя ДО, руководителя методического объединения;
— положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);
— изучение потребностей всех участников образовательного процесса.

Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ

Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

Ответственные (субъекты мониторинга)

Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся

Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР

Аналитические записки, диаграммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

1 раз в год (декабрь)

Руководители методических объединений, библиотекарь

Сводные таблицы, диаграммы

Методическая работа школы

Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы

2 раза в год (сентябрь, май)

Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы

Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей

Таблицы, справки, диаграммы

Деятельность классного руководителя

Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций

Справки, таблицы, диаграммы

Анализ качества рабочих программ и календарно-тематического планирования

2 раза в год (сентябрь, апрель)

Руководители методических объединений, зам дир по УВР

Определение уровня (качества) обученности учащихся

Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.

Читайте также:  аляска отдана америке в каком году

Программа деятельности педагогического коллектива по созданию системы управления качеством образования

Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов. Оценивая деятельность школы, мы формально учитываем проценты учащихся, успевающих по всем предметам, качественную успеваемость, результаты выполнения практических и контрольных работ, количество медалистов, победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов и т.д.. Анализируя в практической деятельности эти составляющие, мы не можем определить, насколько уровень образования в школе приближен к нормативам, мы можем определить только те звенья, которые необходимо совершенствовать. Позволяет ли такое формирование и функционирование образовательного мониторинга увидеть реальную картину качества образования в школе?

Изучение вопроса качества образования в школе привело к определенным выводам. Для определения качества образования в ОУ необходимы:

во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;

во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;

в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;

в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Разработанная программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”:

направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам;

предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.

Теоретическими предпосылками разработки программы стали работы, связанные с проблематикой исследования:

качестве образования и управлении им (М.М. Поташник);

совершенствовании управления образовательными системами (Т.Н. Шамова);

об особенностях функционирования и развития систем управления качеством образования (Ю.А. Конаржевский, В.П. Панасюк);

методологических основах информационно-методического обеспечения управления качеством образования (В.П. Панасюк, Г.В. Головичер);

технологии проектирования и применения региональных систем оценки качества образования (В.П. Панасюк, Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер);

моделях мониторинговых исследований образовательного процесса (Г.П. Попова);

методических основах мониторинга качества образования в образовательном учреждении (И.М. Варнавина).

Поскольку управление качеством образования в его современном понимании состоит в создании всех необходимых условий для реализации в учебном процессе намеченных ключевых компетенций, нужна программа, следование которой позволит определить эти компетенции вместе с условиями их реализации в учебном процессе данно го ОУ. Желательно, чтобы в разработке программы участвовали, кроме дирек тора и его заместителей, учителя, например, заведующие кафедрами или ме тодическими объединениями.

проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;

изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в ОУ;

разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;

осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в ОУ;

подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в ОУ;

разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований;

создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в ОУ”.

Этапы реализации программы

Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе.

Изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме.

Мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований.

Разработка модели мониторинга качества образования:

определение направлений мониторинговых исследований;

определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований;

осуществление отбора методик и способов получения информации о качестве образования;

разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.)

Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования.

Разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения.

Реализация программы “Мониторинг качества образования в ОУ”.

Педагогический совет “Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения”.

Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.

Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.

Оценка эффективности осуществления программы.

Обобщение результатов работы, соотношение с поставленными целями и задачами.

Создание информационного банка по теме “Мониторинг качества образования в ОУ”.

Программа деятельности педагогического коллектива по созданию системы управления качеством образования

Направления дея тельности

Организационные мероприятия и формы работы

Цели (указывают на конкретный, достижи­мый и измеримый результат)

Задачи (проме­ жуточные ре­ зультаты, необ­ ходимые для достижения целей)

Информирование педагогического коллектива о стратегических целях создания в ОУ сис темы управления качеством

Собрание педагогического коллектива и его информирование относительно стратегических целей и задач. Сообщение директора ОУ и на учного руководителя. Дискуссия по поводу замысла, стратегических целей и задач, возможных изменений в дея­тельности учителя

Ознакомить с замыслом создания системы управления качеством. Объяснить, зачем это нужно делать (почему это ценно).

Кратко ознакомить педа­ гогический коллектив с современными пред ставлениями о качестве образования и его связи с ключевыми компетен циями.

Выделить проблему реализации компетентностного подхода в существующих условиях работы ОУ. Представить на обсуж дение коллектива бли жайший план работы. Собрать все вопросы, сомнения, возражения членов коллектива

Подготовить сообщение и план работы

научный руководи тель (консуль тант)

Создание структу ры, управляющей процессами проек тирования и реали зации системы управления качест вом образования в ОУ

Совет по управле нию качеством образования (по проектированию и реализации системы управления качест вом образования)

Создать оперативный орган по управлению проектом создания в ОУ системы управления качеством образования. Выбрать председателя совета (не директора). Им может быть заместитель или учитель. Назначить (выбрать) ответственных за каче ство в параллелях

Разработать положение о подобной струк туре.

Разработать функционал председателя совета по каче ству и функционал ответствен ных по паралле лям

Мотивация педаго­ гического коллекти ва

Система поощрения и поддержки. Обучающие семи­ нары. Тренинги. Школьная конференция на тему КК, компетентностного подхода, управления качеством образова ния, системы оцени вания КК и т.п.

Работа творческих групп.

Стажировки в дру гих ОУ

Преодоление сопротив ления инновации. Ориентация всех членов коллектива на единые ценности и цели. Включение все членов коллектива в работу по достижению поставлен ных целей

Выработать систему поощре ния и поддержки учителей, осваи вающих новые методы обучения и оценивания. Обеспечить учи­ телей в макси мально доступном объеме информацией о качестве образования, КК, компетентностном подходе и т.д. Провести педа гогический совет, организовать школьную конференцию, обу­ чающие семина ры и работу творческих групп.

Контролировать процесс ознакомления с литерату рой и работу в группах

Определение ком плекса ключевых компетенций как новых образова­тельных результа тов учащихся

Организовать школьную конференцию с участием учителей, учащихся, их родителей, работодателей, чиновников и т.д., посвящен ную выработке соци ально значимых ключевых компетенций как результату школьного образова ния

На основе опроса опре делить компетенции, наиболее значимые для родителей и учащихся.

Определить и договориться на конференции о приоритетных КК, необходимых для буду щей жизни и деятельно сти учащихся

Разработать анкеты для оп роса родителей и учащихся.

Разработать оргпроект прове­ дения конфе ренции (жела тельно, чтобы учащиеся, учителя, родители поработали в группах и соста вили перечень необходимых, с их точки зрения, компетенций, затем каждая группа доклады вает о результа тах работы и организуется общая дискус сия)

Выбор каждой кафедрой или членами методических объединений одной или нескольких компетенций, за которые они берут ответственность по их реализации в учебном процессе

Собрание членов соответствующих подразделений и дискуссия

Договориться между собой, какую или какие компетенции они будут реализовывать в учеб ном процессе

Конкретизация КК и определение комплекса входящих в них умений. Определение нескольких уровней владения КК

Работа по кафедрам, методическим объединениям и в творческих груп пах.

Результаты обсуждаются на педагоги ческом совете

Сформулировать все умения, входящие в данную компетенцию, до той степени конкре тики, чтобы стало ясно, чему конкретно учить школьников. По возможности для каждой компетенции определить несколько уровней ее освоения

Обеспечить работу творческих групп необ ходимой литера турой, выходом в Интернет и кон сультациями специалистов

Выбор методов, способов, педагогических технологий для реализации КК как образовательных результатов в учебном процессе на базе предметно го материала

Работа по кафедрам, в творческих группах и индивидуальная забота.

Результаты обсуждаются на педагоги ческом совете

Выбрать на основе соб ственного опыта, зна комства с литературой, с опытом своих коллег и коллег из других ОУ методы, приемы, техно логии, позволяющие в учебном процессе соз давать условия для формирования требуе мых компетенций

Читайте также:  какие новости в омске криминал

Инвентаризация всех существую щих методов обучения КК. Обеспечить работу творческих групп необходимой литературой, выходом в Ин тернет, консультациями специалистов. Организовать посеще ние занятий своих коллег и кол лег в других ОУ

Выработка критериев и процедур оценивания КК в учебном процессе

Работа в творческих группах и индивиду альная работа. Результаты обсуж даются на педагоги ческом совете

На основе анализа мирового опыта оценивания КК в учебном процессе выбрать систему оценивания, наиболее подходящую для дан ных условий. Определить возможные процедуры оценивания КК

Разработать различные фор мы портфолио учащихся. Обеспечить работу творческих групп необходимой литера турой, выходом в Интернет и кон сультациями специалистов

Обучение руково­ дящего состава методологии управления качеством образования

Знакомство с лите ратурой. Внешние курсы. Обучающие семина ры (внутренние). Стажировка в других ОУ

Доскональное понима ние идеологии управле ния качеством образования и освоение мето дов управления

Предоставить необходимую литературу. Найти соответст­ вующие курсы. Найти специали стов для прове дения внутренних семинаров. Найти ОУ, в которых реали зуются какие-то элементы управления качеством образования. Использование показателей эффективной деятельности руководящего состава (см. приложение)

Обучение учителей методам реализации КК в учебном процессе и спосо бам их оценивания

Обучающие семина ры.

Взаимопосещение учителями уроков друг друга в обяза­ тельном порядке! Затем их обсужде ние. Посещение занятий учителей, реализующих эти методы в учебном процессе, в других ОУ

Учителя должны освоить конкретные подходы, методы, приемы, технологии обучения КК в учебном процессе с использованием своего предметного материала. Например, проектный метод, проведение научного исследования, метод критического мышления, различные формы организации дискуссии, организации индивидуального пла нирования и т.д.

Организовать систему обуче­ния учителей на рабочем месте и взаимопосеще ния занятий. Разработать структуру отчета о посещении занятий и их обсуждения. Организовать экспертизу заня тий внешними экспертами. Подготовить внутренних экспертов из числа учителей и заместителей ди ректора

Выработка крите риев и показателей оценки деятельности учителя по реализации им компетентностного под хода

Кафедры и методи ческие объединения. Творческие группы. Конференция. Совет ОУ

Разработать систему показателей деятельности учителя, направлен­ной на формирование КК (см. приложение). Выработать внутренний стандарт оформления и оснащения кабинетов в логике компетентностного подхода. Особо следует обратить внимание на расстановку парт для индивидуальной и групповой работы

Подобрать литературу. Осуществить анализ содержания. Выделить и описать наиболее понятные умения (компетенции) учителя, необхо димые ему для реализации компетентностного подхода

Мотивация учащих ся.

Выпуск брошюры для учащихся и их родителей

Разработка макета брошюры для учащихся, в которой должны быть в ясной и понятной форме представлены все требуемые компетен ции (идеальный об раз выпускника), критерии и процеду ры их оценивания. Также должны быть разъяснены требования к реализации и защите проектных и прочих индивидуаль ных и групповых работ. Организация клубной жизни (клуб выпуск ников и т.д.)

Объяснить, зачем нужны эти КК. Почему это ценно в современном мире. Обязательно привлечь материал опроса родителей и учащихся относительно образа выпускника. Организация ситуации самооценки учащимся своих образовательных результатов по извест ным критериям и про­ движения к ним, совер­ шенствование их

Задачи прописы ваются в соот­ ветствии с имеющейся си­ туацией

Мониторинг и экс­ пертиза на всех этапах создания системы управления качеством об­ разования в ОУ

Анкетирование учи телей и учащихся на предмет удовлетво ренности их жизнью и деятельностью в ОУ.

Раз в полгода проводится внутренняя экспертиза реализа ции проекта с участием родителей, внешних и внутрен них экспертов

Выявить проблемы и отношения руководства, учителей, учащихся и их родителей в реализации компетентностного под хода и в целом к созда нию системы управления качеством в ОУ. Коррекция действий, направленных на созда ние в гимназии системы управления качеством образования. По всем рабочим про цессам определены измеряемые показате ли их результативно сти. Определены при чины проблем или за­труднений или негатив ного отношения к про водящимся изменениям. Создана и непрерывно совершенствуется система обеспечения регу лярной обратной связи с персоналом ОУ, включая различные формы конференций, семина ров, опросов, проведе ние анкетирования и т.д. Деятельность руководства строится с учетом обратной связи с персо налом ОУ, учащимися и родителями

Определение всех рабочих процессов (!) Определить измеряемые показатели всех рабочих процессов, направленных на создание в ОУ системы управления ка­ чеством. В том числе показате­ ли деятельности руководства в создании системы управления качеством, дея тельности учите ля, обучения учителей, доку ментирования рабочих процес сов и т.д. Разработать соответствую щие анкеты

Мы надеемся, что введение в работу этой программы позволит нам рассмотреть качество знаний с разных точек зрения:

Риски, которые мы прогнозируем :

Нехватка технических и Интернет – ресурсов для осуществления мониторинговых исследований.

Отсутствие заинтересованности педагогического коллектива в работе по выбранному направлению без должной материальной поддержки.

Заключение

Резюмируя сказанное, можно отметить, что качество образования скла­ дывается из следующих приоритетов, действий и положений:

определение государственных национальных приоритетов в деле достижения требуемых обществом образовательных результатов (госу дарственная политика в области качества образования);

самостоятельность (автономия) школ с предоставлением им широких полномочий в деле достижения учащимися образовательных результатов, необходимых им для их успешной социализации;

ориентация на потребителя (продукции, услуг, результатов);

наличие общественного, демократического механизма определения комплекса ключевых компетенций, необходимых гражданину данного общества в противоположность ведомственному (келейному) механизму разработки государственных стандартов и способов их оцени вания (ЕГЭ);

лидирующая роль руководства (личное участие в разработке страте гии развития и совершенствования системы управления качеством образования);

постоянное совершенствование образовательных результатов и об разовательных услуг, необходимых потребителю;

вовлечение всех сотрудников в достижение целей (образовательных ре зультатов) в соответствии со стратегией развития качества образования;

постоянное совершенствование деятельности сотрудников (обучение сотрудников) для достижения целей ОУ (образовательных результа тов, соответствующих национальным образовательным приоритетам);

система воспроизводства педагогических кадров, обеспечивающая подготовку в системе новых ценностей, подходов и методов работы с учащимися, где в центре внимания оказывается не усвоение стандарта, а интересы и развитие способностей данного ребенка;

удовлетворенность всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, администрации, технического персонала, родителей) своей деятельностью и в целом ОУ;

процессный подход (определение всех процессов, необходимых для достижения цели организации, обеспечение их ресурсами и создание условий для их эффективного функционирования);

система оценивания достижений учащихся, позволяющая им постоян но совершенствовать свои образовательные достижения, повышая свою мотивацию к обучению и самооценку (критериальное оценива ние и самооценивание);

не внешний контроль, а внутренняя экспертиза деятельности организации (самообследование) с целью выявления проблем и определе ния способов их решения;

мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных ре зультатов и коррекция целевых установок.

Литература

Варнавина И.М. Методические основы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2006.

Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5

Вроейнстийн А. И. Оценка качества высшего образования. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.-С. 19

Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5

Загвоздкин В. К. Тенденции образовательной политики и развития школьного законодательства в станах ЕС, 2005

Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании и Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание, Образование, Педагогика», №6 (12), 2007.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. – Челябинск:Изд-воЧГПИ, 1978.

Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5

Нив. Г. Р. Пространство доктора Деминга. Т. 2. – М., 2003. – С. 5–134.

В.П. Панасюк, Г.В. Головичер. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне: учебно-методическое пособие/– СПб.:Астерион, 2007.

В.П.Панасюк. Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения: учебно-методическое пособие/. – Спб.:Астерион, 2007.

Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. – М., Альянс Пресс, 2004. – С. 26.

Попова Г.П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. –Волгоград: Учитель, 2007.

Поташник М.М. Оптимизация управления школой.– М., 1991.

Руководство по применению стандарта ИСО 9001-2000 в области обучения и образования.- М., 2002. – С. 54–101.

Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование, 2005, № 5

Шишов С.Е.,Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М., 1998.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector