объединение субъектов рф какие когда и новые названия

История объединения субъектов России

ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов). В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации. Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом. В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).

Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).

Законодательная база объединения регионов

17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов. Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов. Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.

После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются. Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки. В случае, если по итогам голосования вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта. Документ должен быть принят большинством голосов не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ. На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО

Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

Объединение Камчатской области и Корякского АО

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО

Источник

В России объединят НАО и Архангельскую область. Что важно знать

755893214252820

Что случилось

Временно исполняющие обязанности губернаторов Архангельской области и Ненецкого автономного округа (НАО) Александр Цыбульский и Юрий Бездудный 13 мая запустили процесс объединения регионов. Как и сообщил накануне РБК, они подписали меморандум о намерении создать единый субъект Федерации. Предполагается, что референдум об объединении пройдет уже в этом году, рассказали источники РБК.

755893729192648

Объединение экономически выгодно не только Архангельской области, но и НАО, бюджет которого во многом зависит от нефтегазовых доходов, а цена на нефть сейчас невысокая, пояснил один из источников РБК мотивы объединения. О том, что в Кремле рассматривают возможность объединения, РБК сообщил 2 апреля: в этот день на тот момент глава НАО Александр Цыбульский был назначен врио губернатора Архангельской области вместо ушедшего в отставку по собственному желанию Игоря Орлова. А врио главы НАО стал замгубернатора этого региона Юрий Бездудный. Цыбульского назначили в Архангельскую область с прицелом на объединение с НАО, пояснил тогда близкий к областным властям источник РБК.

РБК направил запросы в пресс-службы губернаторов НАО и Архангельской области.

Зачем объединять регионы

Ненецкий автономный округ и Архангельская область относятся к так называемым регионам-«матрешкам». НАО одновременно является самостоятельным субъектом и составной частью Архангельской области. Другие «матрешки» — это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые, будучи самостоятельными регионами, в то же время входят в состав Тюменской области.

Основные причины запускаемого процесса объединения политические, но существуют и экономические, утверждает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Во-первых, Ненецкий автономный округ — самый малочисленный российский регион, и его проблема заключается в том, что при невысокой численности населения в условиях арктической зоны сложно создавать полноценные органы власти. Когда регион обладает большей мощью в переговорных процессах, например, с инвесторами, то у него больше возможностей при решении социальных вопросов, так что, когда НАО и Архангельская область объединятся, это пойдет им на пользу, рассуждает Климанов.

«В двух субъектах пересекаются интересы нефтяных компаний, и было бы логичным создание общего, если так можно выразиться, нефтегазового бассейна», — пояснил эксперт.

По его словам, объединив НАО и Архангельскую область, можно упростить формирование адекватной системы управления Северным морским путем. «НАО — это десятая часть Севморпути, в то время как Архангельская область претендует на роль форпоста», — заключил собеседник РБК.

Читайте также:  45958000 октмо какая налоговая

755858473375924

«Причина объединения двух регионов, на мой взгляд, прежняя — перераспределить часть финансовых потоков на Архангельскую область, вырвав регион из числа тяжелых дотационников. Его госдолг порядка 30 млрд руб., по соотношению объема госдолга к ВРП (валовый региональный продукт. — РБК) регион в седьмом десятке», — сообщила политолог Екатерина Курбангалеева. «Архангельску, думаю, также хотят поменять повестку: вместо протестного, раскачавшего систему Шиеса — объединение регионов», — отметила она.

Для Архангельской области объединение несет надежду на улучшение состояния, в то время как для НАО это больная тема, ведь для жителей округа автономность, самобытность и независимость — непреложные ценности, считает эксперт.

Как появляется новый субъект

Вопрос об объединении регионов и, соответственно, появлении нового субъекта выносится на референдум на обеих территориях. Если граждане поддерживают инициативу, то в Госдуму вносится конституционный законопроект об образовании нового региона. Вносить его должен президент. После принятия документа вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации.

В разные годы было объединено несколько российских регионов: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край с Таймырским и Эвенкийским АО, Камчатская область и Корякский автономный округ, Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО, а также Читинская область и Агинский Бурятский АО, ставшие после объединения Забайкальским краем. В последний раз российские регионы объединялись в 2008 году: 1 марта 2008 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край. Референдумы в обоих регионах прошли в марте 2007 года, более 90% принявших в них участие проголосовали за объединение.

Что будет с экономикой

Разница в доходах бюджетов не отражает почти 25-кратной разницы в численности населения, отмечает управляющий директор группы рейтингов органов власти агентства «Национальные кредитные рейтинги» Андрей Пискунов. «Основу экономики НАО составляют доходы от нефтегазовой отрасли, в которой высока доля вахтовой занятости. При этом численность постоянного населения НАО затрудняет содержание в округе полноценной административной и социальной системы», — поясняет собеседник РБК. Объединение бюджетов двух субъектов не ухудшит положение в НАО и одновременно повысит бюджетную обеспеченность Архангельской области, считает он. Передача же части административных функций от НАО на уровень объединенной области позволит более эффективно управлять территориями, ранее входившими в состав автономного округа, считает эксперт.

НАО — это северный регион с населением, живущим традиционным укладом, и добывающей промышленностью, представленной, в частности, предприятиями «Роснефти», напоминает старший аналитик группы региональных рейтингов АКРА Максим Паршин. «С точки зрения показателей экономики объединение выгоднее Архангельской области — ее подушевой ВРП составляет 465 тыс. руб., а НАО — 6,95 млн руб. Соответственно, вслед за подушевым ВРП вырастут и подушевые доходы бюджета объединенного региона», — пояснил он РБК.

Архангельская область выиграет от объединения, но незначительно, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Если мы берем весь объем промышленного производства в области и округе суммарно, то до 40% промышленности — это НАО», — пояснила она РБК. Зубаревич напомнила, что Архангельская область после 2007 года забрала сначала весь налог на прибыль, потом стала чуть-чуть оставлять округу.

755892821242719

НАО живет не столько за счет налога на прибыль, который в основном уходит в бюджет Архангельской области, сколько от налога на имущество и рентных платежей в рамках соглашения о разделе продукции, дающих право на пользование недрами. НАО «живет более-менее неплохо, правда, когда падают цены на нефть, у него тоже начинаются проблемы», подчеркивает Зубаревич. Поэтому с учетом сложившейся ситуации доходы НАО сильно просядут, предупреждает она.

НАО находится среди регионов с наименьшей долговой нагрузкой, она составляет всего 8% (по данным за 2019 год, рассчитывается как отношение регионального долга к собственным доходам субъекта без учета дотаций). В Архангельской области долговая нагрузка составляет 53% и за счет объединения она может снизиться, утверждает Паршин.

По его словам, собственные доходы объединенного региона могут составить около 80 млрд руб., а долг — 35 млрд руб., то есть примерно 43%. Объединенная Архангельская область может попасть в первую группу долговой устойчивости по классификации Минфина, отмечает аналитик АКРА. Кроме того, новый субъект сможет сэкономить на общегосударственных расходах, так как упразднение одного из регионов должно привести к сокращению расходов на госаппарат, а жители НАО смогут пользоваться инфраструктурой Архангельской области, указывает Паршин.

Что будет с северными надбавками

Объединение субъектов не скажется на росте благосостояния в Архангельской области, уверена Зубаревич: «Был ты относительно бедный, ну, станешь чуть-чуть побогаче». А вот для населения НАО объединение скорее несет негативный эффект, считает она. Вряд ли продолжится финансирование многих программ, которые оплачивались нефтяными деньгами. В частности, речь может идти о программе поддержки коренных и малочисленных народов Севера и финансировании социальной инфраструктуры.

Северные надбавки, действующие на всей территории НАО и части Архангельской области, вероятно, сохранят для отдельных территорий объединенного субъекта, полагает Пискунов: «Все-таки юг Архангельской области граничит с Вологодской и Кировской областями, а НАО уже за полярным кругом». Северные надбавки регулируются федеральным законодательством, в частности Трудовым кодексом, поэтому какие-то изменения возможны только в тех случаях, если независимые сейчас субъекты установили более высокие районные коэффициенты, чем предусмотрено федеральными нормативными актами, объясняет Паршин. В таком случае после объединения возникнет необходимость привести эти надбавки к единому знаменателю, то есть согласовать нормативные акты на уровне субъектов.

Что такое северные надбавки

Россиянам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из-за сложных климатических и природных условий начисляются дополнительные деньги к зарплате в виде районных коэффициентов и процентных северных надбавок. Весь Ненецкий АО относится к районам Крайнего Севера, а в Архангельской области — это три района (Мезенский, Лешуконский, Пинежский), а также город Северодвинск. В НАО размер районного коэффициента составляет 1,8, а северная надбавка — 10% заработка в первые шесть месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие полгода, максимальная надбавка достигает 80% заработка.

Читайте также:  какие пить витамины чтобы не болеть

Источник

Какие новые регионы могут появиться в России

Тюменская область, ЯНАО и ХМАО могут быть объединены в 2021 году — но это не последнее и не единственное объединение. Регионы будут сливать с другими для экономической выгоды и «приструнения» республик.

1498181 five

Тема объединения регионов не нова и поднимается регулярно. Напомним, в апреле 2016 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в очередной раз заявила о необходимости объединения нескольких регионов в один большой. «Надо укрупнять регионы, и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования», — сказала она тогда.

Так что возможное объединение Архангельской области и Ненецкого АО будет первым слиянием регионов с 2008 года, но явно не последним, пишут авторы телеграм-канала Временное правительство.

«Правильнее было бы назвать этот процесс скорее ликвидацией НАО и лишением субъекта автономии с перераспределением нефтегазовых доходов в пользу более бедной Архангельской области. Приходил Цыбульский в регион как молодой технократ, а закончил реализацией столь родного Кремлю сценария «отнять и поделить».

Традиционный механизм с регионами-донорами и регионами-реципиентами уже не работает: донорства не хватает. Деньги уходят в Москву, но возвращать нуждающимся регионам нечего. Приходится перераспределять доходы сразу на региональном уровне.

Подобные мысли о решении финансовых проблем за счёт объединения субъектов не новы: губернатор бедной Курганской области Вадим Шумков в прошлом году фактически построил свою предвыборную программу на идее объединения с более богатой Тюменской областью. И явно такой механизм будет использоваться всё чаще: Кремлю не нужно одинаково состоятельное население, для стабильности власти сойдёт и одинаково бедное. Зато без перекосов», — отметили сетевые эксперты.

А в телеграм-канале Scriptorium напомнили, что объединение/поглощение Архангельской области и НАО планировалось давно. По словам аналитиков, «неслучайно оба губернатора находятся в статусе врио. Учитывая соотношение населения (Архангельская — 1,2 млн., НАО — ок. 50 тыс.) и, соответственно, электората главный краткосрочный бенефициар — врио архангельской области Цыбульский. Население НАО в большинстве против объединения и преимуществ от слияния не видит.

Объединение нельзя назвать прецедентом. В 2005 г. Красноярский край объединился с Таймырским и Эвенкийским автономным округами. В этом же году объединились Пермь и Коми-Пермяцкий АО. За объединением просматривается еще несколько слоев.

Первый — это объединение Тюменской матрешки (ХМАО, ЯНАО), которая раньше управлялась централизованно. Перераспределение нефтяной ренты в пользу Тюмени в начале 2000-х гг. сформулировало у жителей ХМАО и ЯНАО образ внешнего игрока.

Но сейчас ситуация не стоит остро.

Федеральный центр разделение похоже устраивает, но ряд игроков могут захотеть большего влияния для Тюмени. Второй слой — это реакция в межнациональных и мононациональных республиках. Здесь возможны негативные интерпретации и проекции».

Тема укрупнения регионов Российской Федерации поднималась и три года назад, когда сенатор от Брянской области Сергей Калашников допустил возможность объединения ряда республик Поволжья в единый субъект, «не имеющий национальной окраски». В частности, он назвал Чувашию, Марий Эл и Мордовию.

При этом в соцсетях пишут, что если объединение субъектов «позволяет решить возможные национальные и языковые проблемы — это даже хорошо».

«Например, объединение Татарстана с Самарской и Ульяновской областями в Казанскую губернию с преобладающим русским населением. Также можно размыть и остальные национальные республики в Поволжье. Мордовия и Пенза, Кировская + Удмуртия, Нижегородская губерния с Марий Эл и Чувашией в составе…»,- рассуждают эксперты.

Стоит добавить, что идея укрупнения регионов России нашла отражение и в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года (Стратегия-2030), в числе основных задач которой называется создание макрорегионов: «формирование крупных пространственных структур — глобально конкурентоспособных макрорегионов».

Отметим, что неназванный источник в Кремле уже опроверг дальнейшие укрупнения регионов.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

В Кремле назвали условие укрупнения регионов России

756196070676419

Слияние и укрупнение регионов России может в некоторых случаях принести экономическую выгоду, однако по этому пути можно идти только по инициативе жителей соответствующих субъектов Федерации, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Так представитель Кремля прокомментировал слова вице-премьера Марата Хуснуллина, по мнению которого, в стране избыточное количество регионов, а действующий принцип административно-территориального деления «неправильный».

756195299291371

На вопрос, исключает ли Кремль возможность объединения регионов при согласии жителей, Песков ответил: «Нет, не исключает». «Но это может идти только снизу, по инициативе жителей конкретных регионов, то есть это не может навязываться», — уточнил пресс-секретарь президента.

«Существуют разные экспертные точки зрения, в том числе и такая точка зрения, которую озвучил Хуснуллин. Во многих регионах действительно экономическая целесообразность говорит об определенной эффективности, синергии, которая могла бы возникнуть в ходе укрупнения. Но здесь главным критерием, конечно, является воля жителей этих регионов. Вы знаете, что далеко не везде жители регионов хотят этого укрупнения в настоящее время, это является определяющим фактором», — пояснил он.

756195874226274

Хуснуллин высказал свои мысли о количестве субъектов Федерации, выступая на организованном Высшей школой экономики круглом столе на тему «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски». Там он заявил, что стране не нужны 85 регионов.

В правительстве заверили, что не работают над укрупнением регионов. «В ходе конференции Марат Хуснуллин озвучил исключительно варианты развития городов. Вопрос объединения регионов на площадке правительства России не прорабатывается», — сказал представитель вице-премьера.

Читайте также:  какие программы используют ландшафтные дизайнеры

В течение 2003–2008 годов произошло несколько слияний регионов страны, в результате их число сократилось с 89 до 83. После присоединения Крыма и Севастополя в 2014 году число регионов выросло до 85.

В 2020 году была озвучена идея объединения Ненецкого автономного округа и Архангельской области. Однако она вызвала протестные настроения, НАО стал единственным регионом, в котором жители проголосовали против принятия поправок в Конституцию: 54,57% избирателей не поддержали изменения в Основной закон, 44,42% проголосовали за.

В июле 2020 года глава НАО Юрий Бездудный объявил об отказе от идеи слияния региона с Архангельской областью.

Источник

В России началось объединение первых 8 регионов. По итогу проекта число субъектов РФ сократится в два раза

По данным собеседника, первыми участниками проекта станут восемь субъектов страны. Впоследствии этот опыт будет распространен на другие регионы. Всего в России должна остаться 41 мегатерритория.

Как рассказал URA.RU источник в правительстве, в проекте Фронтальной стратегии развития страны, которая разрабатывается под руководством Хуснуллина, объединение субъектов РФ будет вестись в виде создания межрегиональных агломераций. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер объяснил, что «мегаполисы должны развиваться в первую очередь», так как там сосредоточены «наибольшие точки роста». Эта позиция основана на опыте работы чиновника в московской мэрии, где он работал в 2010—2020 годах и занимался градостроительной политикой (в том числе Новой Москвы — бывшей территории Подмосковья), развитием Московского железнодорожного узла.

По данным инсайдера, уже определены «приоритетные агломерации первого порядка» — Московская, Петербургская, Казанская и Краснодарская.

Столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, — самая крупная. По данным Росстата, в 2020 году в ней проживало более 17 млн человек. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей. Часть из них пользуется запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области). Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути, это давно единый макрорегион с разными органами управления.

В Санкт-Петербургскую агломерацию входят Питер и Ленинградская область (более 6 млн человек). Она будет увеличиваться за счет развития «городских электричек» (по образцу МЦД). Губернатор Александр Беглов на ПМЭФ-2021 заявил, что строительство скоростной железной дороги позволит присоединить к агломерации еще и Новгородскую область, а это почти 600 тысяч человек.

В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи. Общая численность составит 2,7 млн человек. Казанская агломерация тоже объединит два региона — Татарстан и частично республику Марий Эл (города Волжск и Звенигово). В совокупности население этой агломерации превысит 1,6 млн человек.

Развитие Московской агломерации подстегнул проект городских электричек, которые соединили ближайшее Подмосковье и центр столицы. Игорь Меркулов © URA.RU

На примере первых четырех агломераций можно увидеть значительную разницу в бюджетной обеспеченности субъектов. Так, доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 2,6 трлн рублей, Подмосковья — 589 миллиардов. Бюджет Санкт-Петербурга запланирован в 651 млрд рублей, Ленинградской области — 155,3 млрд, Новгородской — всего 39 миллиардов. В казне Краснодарского края доходы прогнозируются в размер 294 млрд рублей, в Адыгее — 26,5 миллиарда. Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.

Создание агломераций приведет к стиранию административных границ вошедших в них регионов, подтвердил URA.RU директор компании «Маркком» Сергей Маркелов: «произойдет то, на чем настаивает вице-премьер Хуснуллин».

По словам Маркелова, «объединение в агломерации может активизировать процессы укрупнения регионов и сделать их незаметными и безболезненными для жителей, так как проживая на одной территории, они будут пользоваться благами другой».

Будет создана единая транспортная система и ликвидированы пробки, у регионов появится общий рынок труда и градостроительная политика, социальная инфраструктура, продолжает он.

Маркелов отметил, что агломерации станут для власти инструментом, который позволит ликвидировать в первую очередь «матрешечные регионы» — такие, как Ненецкий АО и Архангельская область; ЯНАО, ХМАО и Тюменская область; Краснодарский край и республика Адыгея. «Вопрос — как объединить бюджеты, как интегрировать регионы и их экономику друг в друга», — отметил эксперт.

На создании четырех агломераций правительство не остановится. Во Фронтальной стратегии развития страны предусмотрено появление 41 агломерации к 2030 году, в том числе в Нижегородской, Самарской, Калининградской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и в других областях.

Идею развития страны по агломерационному принципу вице-премьер Хуснуллин продвигает в команде своего бывшего шефа, мэра столицы Сергея Собянина. Выступая на ПМЭФ-2021, Собянин заявил, что экономика, технологии, инвестиции и образование наиболее динамично развиваются там, где «больше плотность и концентрация населения».

Лоббистами этой идеи являются также министр экономики России Максим Решетников (ранее работал в московской мэрии и губернатором Пермского края, который эксперты относят к зоне влияния Собянина) и полпред президента в УрФО Владимир Якушев (возглавил Тюменскую область после переезда Собянина в Москву, затем стал министром строительства и полпредом в УрФО, который также считается зоной влияния столичного мэра). «Агломерации, вложив деньги в крупные инфраструктурные проекты, начнут генерировать гораздо больше федеральных налогов. Таким образом, мы будем пополнять федеральную казну. Денежный пирог станет больше, и можно будет разделить его между остальными регионами с помощью межбюджетных отношений», — объяснил идею Якушев, выступая на ПМЭФ.

По мнению политолога Сергея Маркелова, Собянин создал команду, у которой «есть компетенции и достаточно административного, экономического и финансового ресурсов, которые могут этот проект подкрепить». Старший научный сотрудник Центра демографических исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Екатерина Щербакова считает, что создание агломераций и последующее укрупнение регионов «будет усиливать тенденцию обезлюдивания» — жители отдаленных территорий страны будут переезжать в регионы-участники агломераций.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector