объединение разных видов искусства с целью создания единого цельного образа какого либо явления

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

e7c8e0b848290ca9796666dc46bce600 Ирина Коцеруба
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

• в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;

• в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т. е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций:

• эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

• социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

• компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

• гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

• познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

• прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

• воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Виды искусства

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных, исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т. п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека.

Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовными ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые. Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении поможет интеграция видов искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств — новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

«Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания».

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждающего, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

Читайте также:  объемы стеклянных банок какие бывают

В дошкольном образовании идея интеграции нашла отражение преимущественно в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественно-творческой деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, О. С. Ушакова и др.). Наиболее полно и глубоко идеи интегрированного обучения детей-дошкольников воплотились в концепции художественно-эстетического воспитания Т. С. Комаровой, а также в ряде работ её учеников, выполненных под её руководством (А. В. Антоновой, О. В. Дыбиной, М. Б. Зацепиной, О. В. Вепревой, Н. Л. Дьячковой, С. П. Козыревой, О. Ю. Зыряновой, Е. В. Клюевой, Г. П. Новиковой, Г. А. Савостиной, Е. К. Янакиевой и др.). Значимыми являются работы Р. М. Чумичевой, в которых сделана попытка рассмотреть синтез (интеграцию) искусств и выявить механизмы их взаимодействия в содержании занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями искусства. Выдающиеся педагоги и музыканты-просветители (Б. Л. Яворский, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский и др.) в своих работах подчеркивают, что широкие возможности в плане художественно — эстетического развития детей открывает интеграция трёх искусств: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. Так, Б. Л. Яворский считает, что синтез музыки, живописи и литературы способствует обогащению художественного восприятия, развивает эмоциональную сферу ребёнка, а Д. Б. Кабалевский пишет о необходимости открывать ребёнку глубокие внутренние связи между видами искусства, учить его «видеть музыку» и «слышать живопись». Исследования психологов подтверждают, что интеграция искусств оказывает значительное влияние на развитие у детей различных форм мышления. В зарубежных программах чаще всего объединяются визуальные искусства, музыка, хореография (танец) и речь, и это способствует когнитивному развитию ребёнка — дошкольника. Известный американский психолог Э. Эйснер, полагает, что обучение искусствам развивает у них воображение и творческую интерпретацию увиденного и услышанного. Он считает, что занятия по искусству — самые перспективные в отношении развития креативности детей.

Цель интегрированных занятий в ДОУ на основе синтеза различных видов искусства — полихудожественное развитие ребенка.

Задачами интегрированного занятия являются:

• воспитание духовного здоровья,

• развитие креативных свойств личности в художественно-творческой деятельности,

• понимание искусства, формирование художественного образа у детей.

Механизм интеграции — образ, создаваемый средствами разных видов искусств:

• в литературе средство выразительности — слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

• в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации — движения, жесты, мимика, голос, интонация;

• в изобразительной деятельности — рисунок (форма, величина, цвет, лепка (форма, объём, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);

• в музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Такие занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления.

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта или явления в разных видах искусства создается специальными средствами. Изобразительное искусство, музыка, художественное слово – источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится их воплотить в собственном творчестве. При этом малыш постигает собственные возможности и раскрывает себя.

Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления достигает особой выразительности за счет ярких индивидуальных средств того или

иного вида искусства.

При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать главным, доминантным, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих целостное развитие личности дошкольника. При составлении конспектов занятий, для воспитания художественного вкуса у детей, следует включать высокохудожественные образцы музыкальных и литературных произведений, использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Необходимо сочетать задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами для того, чтобы избежать переутомления детей. Интегрированные занятия подразумевают наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, личного опыта, поэтому рекомендуются проводить их один раз в месяц или один раз в квартал, начиная со среднего возраста.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ

Перечень репродукций:

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

Иван Иванович Шишкин «Зима»

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»

Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»

Архип Иванович Куинджи «Березовая роща»

Исаак Ильич Левитан «Березовая роща»

Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода»

Василий Дмитриевич Поленов «Московский дворик»

Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»

Иван Иванович Шишкин «Лесные дали»

Исаак Ильич Левитан «Летний вечер. Околица»

Перечень классических музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»

П. И. Чайковский пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года»

А. Вивальди пьеса «Осень» из цикла «Четыре времени года»

П. И. Чайковский «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года»

П. И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

А. Вивальди пьеса «Зима» из цикла «Четыре времени года»

С. В. Рахманинов пьеса «Весенний поток»

П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»

Перечень литературных произведений:

И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

А. С. Пушкин «Унылая пора»

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

С. Есенин «Поет зима-аукает»

И. Никитин «Встреча зимы»

Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»

А. Майков «Уходи, зима седая!»

С. Дрожжин «Стоят леса полупустые»

Н. А. Некрасов «Идет-гудет Зеленый Шум»

Г. Скребицкий «Четыре художника»

Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег»

И. Бунин «Бушует полая вода»

А. Прокофьев «Люблю березку русскую»

С. Дрожжин «Догорает день, зарею»

А. Фет «Засверкал огонь зарницы»

Прикреплённые файлы:

Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет Возрастающая потребность в улучшении качества образования стала реализовываться в последние годы за счёт интенсификации детского развития:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: показать.

План взаимодействия с родителями воспитанников на год в познавательном и художественно-эстетическом развитии детей 6–7 лет Сентябрь: 1 – я неделя: Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок», в результате анкетирования выявить интересы познавательного и художественно.

Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Формирование гармоничной личности – непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, в художественно-эстетическом развитии». «Человек.

Эффективность использования разных видов настольного театра в период адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста 1 В этом учебном году мы работаем воспитателями двухлетних малышей. Дети впервые пришли в детский сад и оказались в детском коллективе.

Читайте также:  какие овощи сочетаются с индейкой

Источник

Синтез искусств

0256308493

0221842741

0249872025

0207964111

0232208681

0228749667

0228056733

0259343208

0274915921

0276243919

0219246449

Полезное

Смотреть что такое «Синтез искусств» в других словарях:

Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие синтез искусств подразумевает создание качественно нового… … Художественная энциклопедия

СИНТЕЗ ИСКУССТВ — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Архитектурно художественный синтез искусств образуют архитектура,… … Большой Энциклопедический словарь

Синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Синтез искусств — – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно… … Википедия

синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Архитектурно художественный синтез искусств образуют архитектура,… … Энциклопедический словарь

СИНТЕЗ ИСКУССТВ — (греч. synthesis соединение, сочетание) органическое единство худож. средств и образных элементов различных иск в, в к ром воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. С. и. реализуется в едином худож. образе или… … Эстетика: Словарь

СИНТЕЗ ИСКУССТВ — в архитектуре взаимосвязанное, органич. единство разл. видов изобразит, искусства (монументальная живопись, скульптура), декоративно прикладного искусства и архитектуры, в результате осуществления к poro возникает новое эстетически образное… … Большой энциклопедический политехнический словарь

СИНТЕЗ — (греч. соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы. Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно… … Энциклопедия культурологии

СИНТЕЗ — (от греч. соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен… … Философская энциклопедия

СИНТЕЗ — (греч. syn вместе, tithemi помещаю) метод мышления, состоящий в восхождения от простого к сложному, от частей к целому, от причин к явлениям, от начала к последствиям, противоположен анализу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Интеграция видов искусства (живопись, музыка, литература) как условие введения детей в художественную культуру

82061a515a12fcd2c7c50a5bccb2d31c Юлия Бабич
Интеграция видов искусства (живопись, музыка, литература) как условие введения детей в художественную культуру

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

«Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания».

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждающего, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Такие занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта или явления в разных видах искусства создается специальными средствами. Изобразительное искусство, музыка, художественное слово – источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится их воплотить в собственном творчестве. При этом малыш постигает собственные возможности и раскрывает себя.

Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления достигает особой выразительности за счет ярких индивидуальных средств того или иного вида искусства.

При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать главным, доминантным, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих целостное развитие личности дошкольника. При составлении конспектов занятий, для воспитания художественного вкуса у детей, следует включать высокохудожественные образцы музыкальных и литературных произведений, использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Необходимо сочетать задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами для того, чтобы избежать переутомления детей. Интегрированные занятия подразумевают наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, личного опыта, поэтому рекомендуются проводить один раз в месяц.

В качестве примера, мы представляем конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Осень к гости к нам пришла!» для детей старшего дошкольного возраста.

Дать представление о выразительных средствах, передающих в музыке,

изобразительном искусстве, художественном слове. Обобщать и систематизировать знания детей об осени.

Углублять эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за

осенними явлениями в природе и отражать их в рисунках.

Закреплять умение лепить по представлению фрукты и овощи, передавая характерные особенности предметов.

Упражнять в составлении красивых композиций в рисовании и аппликации, используя усвоенные способы изображения.

Развивать творческие способности

наглядный (репродукции картин);

словесный (беседа, использование художественного словесного образа

Материал и оборудование:

мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр;

Осени;оборудование для изобразительной деятельности: 2листа бумаги А 2, акварель, кисти, баночки с водой; набор геометрических фигур из цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенка; пластилин, стеки, доски для лепки, блюдо;

репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», Ю. Пиминов «Ливень», И. Грабарь «Рябина», И. Шишкин «Осень».

поэтические произведения: А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарование…», Е. Успенская «Подарило солнце», З. Федоровская «Осень», И. Бунин «Листопад»;

музыкальные произведения: песенка-попевка «Листики летят» музыка и слова М. Картушиной; Д. Кабалевский «Осенняя песня»; Л. Делиб «Вальс»; двигательное упражнение «По грибы» Ф. Лещинской; П. Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»; творческая игра «Осенние листочки», музыка И. Штрауса «Вальс» фа мажор.

Ход занятия:

Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского. Дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Дети, во все времена года наша природа необыкновенно прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту.

Подарило солнце лесу свой подарок:

Пробежал по кронам лучик непростой-

Лес преобразился, праздничен и ярок

Засверкал осенней жаркой красотой.

Зашумел, красуясь, многоцветный лес,

Засветился в кронах теплых красок глянец.

Что это за чудо из чудес?

(Е. Успенская «Подарило солнце»)

Дети: Золотая осень.

Воспитатель: Правильно. Это осень. А помните ли вы, как мы с вами любовались красотой осенней природы во время прогулке по лесу? (ответ детей). Вот послушайте, как Александр Сергеевич Пушкин восхищался этим временем года.

Читайте также:  какие плечи считаются широкими у мужчин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель: Давайте споем песенку об осени. Может быть, она услышит наше пение и придет к нам в гости.

Дети исполняют песенку-попевку «Листики летят» музыка и слова М. Картушиной.

Листики летят – это листопад

Листики шуршат – это листопад.

Осень золотая в гости к нам идет

И свои подарки ребятам несет.

Воспитатель: А вот и сама хозяйка Осень.

Под музыку Д. Кабалевского «Осенняя песня» входит Осень.

Осень: Кто меня вспоминал? Вот и я, Осень! Здравствуйте, ребята!

Очень я хотела услышать, что же вы обо мне знаете?

Воспитатель: Что ж Осень, проходи, у ребят погости. Все что знаем о тебе, расскажем. Спрашивай, что ты хотела бы знать?

Осень: Скажите мне, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Первый месяц сентябрь – это начало осени. Второй месяц октябрь – это середина осени. Третий месяц ноябрь – конец осени.

Осень: А какой самый яркий праздник осени?

Воспитатель: Мы сейчас тоже будем листочками и потанцуем, как они.

Возьмите красивые листья.

Закрутилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая,

С замираньем летит на звезду.

Дети импровизируют с листочками под музыку Л. Делиба «Вальс».

Осень: А знаете ли вы, какими вкусными щедрыми дарами я богата?

Осень: Сейчас я вас и проверю, как вы их знаете. Я загадаю вам загадки, сумейте их отгадать.

Красный спрятан корешок,

Сверху виден лишь вершок,

Плачет бабка,плачет дед:

«Что же будет на обед?»

Ведь засела крепко

Там, на грядке, вырос куст,

Только слышно: хруст да хруст!

В щах, в солянке густо-

Воспитатель: Про капусту знаем мы игру. И ты, Осень, поиграй с нами.

Пальчиковая игра «Капуста».

Мы капуста рубим, рубим

ребрами ладоней «рубят» воображаемую капусту

Мы капусту мнем, мнем –

сжимают и разжимают пальцы рук

Мы капусту солим, солим –

солят воображаемую капусту.

Мы капусту трем, трем

трут ладонями воображаемую капусту.

Осень: А какие еще знаете овощи?

Дети: Помидор, тыкву, редиску, лук, свеклу, чеснок, горох, баклажаны и

Осень: Слушайте еще одну загадку

Само с кулачок, красный бочок.

Погладишь – гладко, а откусишь – сладко….(яблоко).

Висит шарик с бугорком

А в нутрии он с сахарком…. (груша).

Осень: Назовите еще те фрукты, которые вы знаете.

Дети. Слива, дыня, апельсин, киви.

Осень: Послушайте,ребятки про ягоды загадки:

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

Ягодка – не сладость,

Зато глазам – радость.

И птицам угощение…. (рябина).

Осень: Какие ягоды можете еще назвать?

Дети: Голубика, черника, малина, брусника, морошка.

Осень: Вот еще лесной дружок

Прыгнул прямо в кузовок.

Кто шляпу на ногу надевает? (гриб)

Дети выполняют двигательное упражнение «По грибы» Ф. Лещинской, наклоняясь и «срывая грибок» только в конце музыкальной фразы.

Осень: А теперь поговорим о деревьях и кустарниках. Какие же они разные. Назовите, какие деревья и кустарники растут в наших лесах?

Дети: Береза, сосна, ель, рябина, ива, черемуха, осина.

Воспитатель. Послушайте, как красиво и проникновенно об осени сказал

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Осень: Сейчас давайте посмотрим, как это время изображают художники.

Осень обращает внимание детей на мультимедийный экран. Предлагает рассмотреть и полюбоваться репродукциями картин.

Воспитатель: Ах! Какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое у вас настроение возникает?

Осень: Какие краски используют художники?

Дети: Красные, желтые, оранжевые, бордовые.

Осень: А как еще их можно назвать?

Дети: Нарядные, веселые, теплые, волшебные, праздничные.

Осень. Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенную красоту нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающий порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты и прощания.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Осенние листочки»

Музыкальная игра на развитие танцевального творчества под музыку И. Штрауса «Вальс» Фа мажор.

Вот как весело у нас – все готовы пуститься в пляс!

Игру сейчас вам предложу.

Листочки осенние вам покажу.

Листик кленовый – танцуют мальчишки.

Листик березовый – девочки малышки.

Два листика сразу вверх подниму-

На танец всех деток я позову. (Автор игры Н. Г. Королева).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте попробуем рассказать об осени в рисунках, лепке и аппликации.

Дети делятся на три подгруппы.

Дети 1-й подгруппы рисуют на большом листе бумаги золотую осень; дети 2-й подгруппы выполняют коллективную аппликацию «Осенью в лесу»; дети 3-й подгруппы лепят овощи и фрукты и выкладывают их на блюдо.

В процессе работы воспитатель

побуждает использовать разные приемы при изображении силуэтов деревьев и кустов (вырезывание, обрыв, мозаика, прием рисования «по сырому» при передаче образа золотой осени, использовать стеки для передачи характерных особенностей овощей и фруктов.

Во время творческой работы звучит музыка П. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

Осень: Очень мне у вас ребята понравилось.

Рада я, что вы меня, дети уважаете,

Танцами, стихами, песнями встречаете!

Набрала в своем саду яблочек осенних,

Принимайте от меня, дети, угощенье!

Вам эти яблоки дарю

И вас от всей души благодарю!

Осень угощает детей яблоками. Дети прощаются. Осень уходит.

Таким образом, преимущества интегрированных занятий заключаются,

на наш взгляд в том,что они способствуют:

повышению мотивации обучения;

формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

развитию творческих способностей с помощью разных видов искусства;

воспитанию эмоциональной отзывчивости на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера;

в большей степени, чем обычные занятия, развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы;

нахождению новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированной подход к детям.

detsad 858323 1491121856Шерстяная живопись как средство развития мелкой моторики рук у детей подготовительной группы Воспитатель: Паркачева Екатерина Викторовна Удмуртская Республика, г. Сарапул МБДОУ детский сад № 5 Наиболее эффективный способ развития.

Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое.

Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска» Инклюзивное.

Интеграция изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности в процессе творческого развития дошкольников Изобразительная деятельность дошкольников по своей природе многофункциональна, что делает ее универсальной в плане всестороннего развития.

Мастер-класс «Здоровьесберегающая среда в ДОУ как условие сохранения здоровья детей» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.

Опыт работы «Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей». Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector