о каком утесе идет речь запишите

Содержание
  1. Большой этнографический диктант 2020 года — Саратовская область
  2. Саратовская область
  3. Какой из перечисленных народов, проживающих в Саратовской области, не принадлежит к финно-угорской языковой семье?
  4. В каком районе Саратовской области находится этнографический объект «Дом со львом»?
  5. О каком утёсе идёт речь?
  6. 19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний
  7. Закончите предложение «Начиная с V века до н. э. по VI век н. э., в Поволжье жили кочевые племена».
  8. Один из первых и крупнейших урбанистических центров Золотой Орды, находящийся в настоящее время в пределах Саратова.
  9. О ком идет речь: Он был крупный военачальник, опытный градостроитель, с его именем связано окончательное закрепление Русского государства на Волге
  10. Что называют «Эрмитажем Поволжья»?
  11. Знаменитый скульптор П. К. Клодт, автор знаменитых «Укротителей коней»,
  12. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож в ХIХ веке – это?
  13. История одной песни. Есть на Волге утес

Большой этнографический диктант 2020 года — Саратовская область

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

2021110147

Саратовская область

С Саратовом тесно связаны судьбы автора всемирно известной песни «Калинка» Ивана Ларионова, выдающегося архитектора Федора Шехтеля, ученого-генетика Николая Вавилова, художника Михаила Врубеля, авиаконструктора Олега Антонова, химика Николая Зинина, писателя Михаила Булгакова, поэта Гавриила Державина, талантливого актера театра и кино Олега Янковского… На южной окраине современного Заводского района Саратова расположен посёлок Увек. Здесь находился золотоордынский город Укек, с дворцами, храмами, торговыми и ремесленными кварталами, монетным двором, развитой системой водоснабжения. Богатое археологическое наследие превратило Увекское городище в популярный объект научных исследований и событийного туризма. Исторический фестиваль «Один день из жизни средневекового города» привлекает реконструкторов и гостей из многих городов России.

Какой из перечисленных народов, проживающих в Саратовской области, не принадлежит к финно-угорской языковой семье?

Мордва
Марийцы
Чуваши

Финно-угорские языки (встречается также вариант угро-финские) – группа родственных языков, образующих ветвь в составе уральской языковой семьи. Они распространены в Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, Эстонии и других странах.Все языки данной группы можно разделить на две большие подгруппы: финско-пермскую и угорскую. Они, в свою очередь, также имеют сложную структуру, которая представлена ниже. В Саратовской области проживают мордва и марийцы.

Правильный ответ: Чуваши

В каком районе Саратовской области находится этнографический объект «Дом со львом»?

Базарно-Карабулакский муниципальный район
Вольский муниципальный район
Хвалынский муниципальный район

«Дом со львом» — крестьянский дом с расписным интерьером, расположен недалеко от Хвалынского национального парка. Две его комнаты от пола до потолка (и потолок тоже!) украшены живописью начала ХХ века. Дом находится в жилом старообрядческом селе Поповка (там 250 человек) в Саратовской области. Две его комнаты в начале ХХ века (предпложительно в период с 1905 по 1917 год) были украшены масляной живописью. Художник не оставил нам своего имени, но кое-что мы можем о нем узнать.

Правильный ответ: Хвалынский муниципальный район

О каком утёсе идёт речь?

Запишите название в именительном падеже. Возвышается утёс над берегом Волгоградского водохранилища на 40 метров неподалеку от села с красивым названием – Белогорское. Археологическими раскопками установлен факт, что уже в Бронзовом веке тут жили люди. Во времена расцвета Золотой Орды это место тоже было популярным. Именно на этом утёсе было одно из пристанищ мятежного крестьянского войска, ведь с высокого берега издали можно было заметить торговые судна и застать их врасплох.

Три Монаха
Утёс Степана Разина
Сырт

Разнообразные природные ландшафты — холмы, поросшие лесами, Волга – самая большая река Европы, и бескрайние степи Левобережья – составляют завораживающие пейзажи Саратовской области. Многие из этих мест становятся особенно любимыми среди населения, например, утёс Стеньки Разина. Бескрайняя водная гладь, обрывистые, каменистые берега, поросшие лесом, и древние легенды привлекают фотографов, любителей активного отдыха на природе и охотников за приключениями.

Правильный ответ: Утёс Степана Разина

19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний

была образована первая в РСФСР автономная область — автономная область немцев Поволжья (использовалось также название трудовая коммуна немцев Поволжья). Какой город был первым административным центром?

Марксштадт
Покровск
Саратов

19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний была образована первая в РСФСР автономная область — автономная область немцев Поволжья (использовалось также название «Трудовая коммуна немцев Поволжья») с административным центром в городе Саратове (с 19 октября 1918 года по май 1919 года), затем административным центром стал город Марксштадт (с мая до 4 июня 1919 года назв. Екатериненштадт). 24 июля 1922 года административный центр автономной области был перенесён в присоединённый к автономии 22 июня город Покровск (нем. Kosakenstadt, в 1931 переименован в город Энгельс, нем. Engels).

Правильный ответ: Саратов

Закончите предложение «Начиная с V века до н. э. по VI век н. э., в Поволжье жили кочевые племена».

Сарматы
Печенеги
Половцы

Правильный ответ: Сарматы

Один из первых и крупнейших урбанистических центров Золотой Орды, находящийся в настоящее время в пределах Саратова.

Саратовская область располагает огромным потенциалом историко-культурного наследия. Так, всемирно известный археологический памятник средневековой культуры, один из первых и крупнейших урбанистических центров Золотой Орды – город Увек (Укек), основанный в XIII в., всегда привлекал пристальное внимание не только ученых – историков, археологов и искусствоведов, но и самые широкие круги общественности, как в России, так и за ее пределами.

Правильный ответ: Увек

О ком идет речь: Он был крупный военачальник, опытный градостроитель, с его именем связано окончательное закрепление Русского государства на Волге

Г. Засекин
Е. Пугачёв

Три города — Самара, Царицын, Саратов — были основаны одним лицом — князем Григорием Осиповичем Засекиным. Он был крупный военачальник, опытный фортификатор и признанный градостроитель.

Правильный ответ: Г. Засекин

Читайте также:  на какую скважину нужна лицензия физическим лицам

Что называют «Эрмитажем Поволжья»?

Музей им. Радищева
Музей Петрова –Водкина
Краеведческий музей

Благодаря Алексею Петровичу Боголюбову в Саратове появился Радищевский музей, прозванный нашими современниками «Эрмитажем Поволжья». В основу музейного собрания легла художественная коллекция, собираемая Алексеем Петровичем на протяжении всей своей жизни. Огромной ценности полотна, шпалеры, предметы прикладного искусства, рукописи и многое другое как будто по мановению волшебной палочки, а, на самом деле, по желанию Боголюбова, оказались на нашей земле. Шаг потрясающий, беспримерный, требующий мужества и глубокого чувства к своей родине, к своим истокам…

Правильный ответ: Музей им. Радищева

Знаменитый скульптор П. К. Клодт, автор знаменитых «Укротителей коней»,

установленных на устоях Аничкова моста через Фонтанку, создал памятник Екатерине II. В каком городе он был установлен в 1852 г.?

Маркс
Красноармейск
Энгельс

Долгое время Екатериненштадт (нем. Katharinenstadt), ныне называющийся город Маркс, был центром немецких поселений на левом берегу Волги. В 1851 году благодарные жители всех колоний-переселенцев заказали в Санкт-Петербурге бронзовый памятник императрице. Величественный монумент был создан профессором царской Академии искусств бароном фон Клодтом и установлен в центре города 4 октября 1851 года.

Правильный ответ: Маркс

Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож в ХIХ веке – это?

Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.

Источник

История одной песни. Есть на Волге утес

jpegУТЕС СТЕНЬКИ РАЗИНА

Музыка А. Рашевской
Слова А. Навроцкого

Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.

На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.

Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался.

И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.

Раз, ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.

Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал…

original

Чарочка моя серебряная. Народные песни за праздничным столом. Песенник. Редактор В. М. Григоренко. М., Кифара, 2006.

Песня «Есть на Волге утёс…» или русская Марсельеза, как стали называть ее революционеры-народники, написана двести лет спустя после восстания Степана Тимофеевича.

Для меня до сих пор остается загадкой, почему правление второго Романова закончилось открытым народным бунтом против установившейся системы правления, а сам царь почему-то назван «Тишайшим».

Хотя именно с этим царем в Россию пришли крепостное право, обнищание народа, бессрочные сыски беглых крестьян, бунты, война, церковный раскол и, как последняя кровавая точка его тихого правления, восстание Стеньки Разина.jpeg

Песня давно стала считаться народной, хотя точно известно авторство и время создания. Народные версии почти не отличаются от авторской. Стихотворение Навроцкого впервые появилось в петербургском журнале «Вестник Европы» в 1870 году, № 12, легально. В следующем году в том же журнале (1871, № 5) была опубликована хроника Навроцкого «Стенька Разин». Дальнейшее бытование текста в значительной степени связано с революционной традицией. В 1873 г. хроника Навроцкого была переиздана русскими революционерами в Женеве (под заглавием «Вольный атаман Степан Тимофеевич Разин», с изменениями и без указания автора), а два отрывка включены в изданный тогда же революционный «Песенник» (Женева, 1873). Стихотворение «Есть на Волге утес» завершало нелегальные издание хроники. В России шла подготовка «хождения в народ» (1874-1875 гг.), и оба эти книжки активно использовались для пропаганды в крестьянской стреде. «Хождение в народ» потерпело крах, но многие агитационные песни прижились.jpegАлександр Александрович Навроцкий, генерал-лейтенант, крупный военный юрист и чиновник.

Идеализированное представление об образе Степана Разина в хронике Навроцкого, восходящее к монографии Н. И. Костомарова «Бунт Стеньки Разина» (1858), привлекало революционных демократов 1870—1880-х годов. Прославление подвига Разина содержится, к примеру, в анонимной статье «Песни о Степане Разине» в журнале «Работник». Женева. 1875, № 3. С. 1—4. Ср. также поэму С. Синегуба «Стенька Разин» («Русская литература». 1963, № 4. С. 171—174 и в сб. «Агитационная литература русских народников: Потаенные произведения 1873—1875 гг.». Л., 1970. С. 416—433).

Музыка к песне написана А. Рашевской, а позднее (1896) самим Навроцким («Утес на Волге. Музыкальная картина»).

Правда, через четыре года Навроцкий разорился, истратив все свое состояние на издание журнала. Во второй половине шестидесятых Александр Александрович был довольно известным в литературных кругах, но в историю литературы вошел как автор всего трех стихотворений – о Стеньке Разине, Ермаке и о судьбе воли на Руси.

И произошло это во многом благодаря большой популярности, которую стихи приобрели среди революционной молодежи. Но сам автор вскоре резко поправел и стал исповедовать консервативные, если не сказать реакционные, взгляды, считая самодержавие, православие,народность – тремя столпами, на которых стоит и будет стоять Россия.jpegНе случайно, что в начале XX века он становится основателем черносотенного движения. Зная это, тем более удивительно, что песня превратилась в гимн русских революционных демократов: «Утес…» был любимой песней народовольца Александра Ульянова. Но в это время сам автор стихов уже относился ко всем новым веяниям – атеизму, прогрессивной литературе, западникам, нигилистам, революционерам разного толка – резко отрицательно и меньше всего хотел революции.

Читайте также:  в какие стаканчики пикировать перец размер стакана

Иногда он критиковал всевластие бюрократов, но искренне считал царя народным благодетелем. Стихи быстро стали народной песней, которую начали использовать в революционной пропаганде. Музыку к песне написала Александра Рашевская, собравшая ее из разных мелодий. Позднее музыку к стихам написал и сам автор, но она не прижилась.

Через три года после публикации «Утеса…» революционеры нелегально издают ее в Женеве вместе с отредактированной революционерами хроникой «Стенька Разин», но имени автора на нем уже нет. Так песня превратилась в русскую Марсельезу, которую пели в революционном подполье.

После революции имя автора песни не нигде упоминалось. Очевидно, из классовых соображений и монархических взглядов Навроцкого. Правда, печатать песню не перестали в силу революционно-народного ее содержания. В авторском варианте песня имеет тринадцать строф, из которых поется только семь, а то и меньше.

ВАРИАНТЫ (3)

1.
original

Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края,
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.

На вершине его не растет ничего,
Там лишь ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.

И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.

Раз ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.

Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал,
И под говор волны, средь ночной тишины,
Он великое дело задумал.

Но свершить не успел он того, что хотел,
И не то ему пало на долю;
И расправой крутой да кровавой рукой
Не помог он народному горю.

Не владыкою был он в Москву привезен,
Не почетным пожаловал гостем,
И не ратным вождем, на коне и с мечом,
Он сложил свои буйные кости.

И Степан, будто знал, никому не сказал,
Никому своих дум не поведал,
Лишь утесу тому, где он бы, одному
Он те думы хранить заповедал.

И поныне стоит тот утес, и хранит
Он заветные думы Степана;
И лишь с Волгой одной вспоминает порой
Удалое житье атамана.

Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет,
Чутким ухом к вершине приляжет,
И утес-великан все, что думал Степан,
Все тому смельчаку перескажет.

Две последние строки куплетов повторяются

2. Есть на Волге утес

Есть на Волге утес,
Диким мохом оброс
Он с боков до подножного края.
На вершине его
Не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет.
Там один лишь орел,
Он притон себе завел
И кровавую пищу терзает.

Записана от Емельяновой П. С., г. Каскелен, в 1977 г. Неполный вариант стихотворения А. А. Навроцкого. См.: Новикова, № 36, стр. 477.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 294.

3.
png

Есть на Волге утес, диким мохом оброс
От вершины до самого края,
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.

Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл
И с тех пор его именем звался.

Раз, ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.

Но свершить не успел он того, что хотел,
И не то ему пало на долю.
И расправой крутой да кровавой рукой
Не помог он народному горю.

Не владыкою был он в Москву приведен,
Не почетным пожалован гостем,
А в постыдном бою с мужиком-палачом
Он сложил свои буйные кости.

И поныне стоит тот утес и хранит
Все заветные думы Степана,
И лишь с Волгой одной вспоминает порой
Удалое житье атамана.

Русские народные песни. ПУРККА, т. 1. М., 1936, с. 12. Приводится по: Соболева Г. Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. 2-е изд., М., Музыка, 1980.

АВТОРСКИЙ ТЕКСТ
(три отрывка хроники Навроцкого, использованные революционерами и получившие широкое распространение)

Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с боков от подножья до края,
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.

На вершине его не растет ничего,
Там лишь ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.

Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался.

И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.

Раз ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле, на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.

Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал.

И, задумчив, угрюм от надуманных дум,
Он наутро с утеса спустился
И задумал идти по другому пути,
И идти на Москву он решился.

Но свершить не успел он того, что хотел,
И не то ему пало на долю;
И расправой крутой да кровавой рекой
Не помог он народному горю.

Не владыкою он был в Москву приведен,
Не почетным пожаловал гостем,
И не ратным вождем, на коне и с мечом,
А в постыдном бою с мужиком-палачом
Он сложил свои буйные кости.

Читайте также:  какие продукты накапливают радиацию

И Степан, будто знал, никому не сказал,
Никому своих дум не поведал;
Лишь утесу тому, где он бы, одному,
Он те думы хранить заповедал.

И поныне стоит тот утес и хранит
Он заветные думы Степана;
И лишь с Волгой одной вспоминает порой
Удалое житье атамана.

Но зато, если есть на Руси хоть один,
Кто с корыстью житейской не знался,
Кто неправдой не жил, бедняка не давил,
Кто свободу, как мать дорогую, любил
И во имя ее подвизался,

Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет
И к нему чутким ухом приляжет,
И утес-великан всё, что думал Степан,
Всё тому смельчаку перескажет.

«Вестник Европы». 1870, № 12, под загл. «Утес Стеньки Разина», в цикле «Из волжских преданий», подпись: Н. А. Вроцкий. Печ. по Навроцкий А. А. Вольный атаман Степан Тимофеевич Разин. Женева, 1873, где опубл. в качестве концовки драматической хроники.

Было времечко, время давнее,
Время давнее, время славное:
На Руси жила Воля-матушка;
Никого она не боялася,
И никто не смел обижать ее.

Как по селам, по богатым городам
Без боязни все расхаживали,
Перед Юрьевым, перед славным вольным днем
От лихих бояр да перехаживали,
Выбирали кто кого хотел
И служили кому вздумалось.

Не понравится — и не нудятся,
Год промаются, год потрудятся,
А придет пора — не останутся:
Воле-матушке всяк поклонится
И пойдет туда, куда хочется.
Было времечко, время вольное,
Время вольное, переходное.

От бояр ушла во дремучий лес,
Во сыром бору схоронилася,
С темной ноченькой породнилася.
Ходит п о лесу, по глухим местам,
С бурей грозною потешается,
С частым дождичком по корням стучит,
А в осенний день, в непогодушку,
Тянет песенку про невзгодушку
Или п о полю с вихрем кружится,
Или п о небу, с ветром буйныим,
Тучи черные разгонять учнет –
Не мешали бы, непроглядные,
Красну солнышку светить н а землю.
А иной порой залетит в село,
Зашумит в трубе, застучит в окно
И шепнет тому, кому надобно,
Кто на барщине от работы мрет:
«Аль забыл меня, крепостной народ!
Позови, смотри, коль понадоблюсь,
Коль пора придет старый счет свести!»
Ходит много лет, не стареется;
И давно уж ждет, не пришла ль пора,
Не отыщется ль богатырь какой
И забытую, и заглохшую
Пустит Волюшку на крещеный свет.
И дождалася. С Дону тихого
Атаман Степан Тимофеевич
Крикнул грозный клич! гаркнул с посвистом!
И сошлись к нему добры молодцы,
Слуги верные Воли-матушки!
А за ними вслед и сама она
Долго ждать себя не заставила!
Лишь заслышала — встрепенулася!
Птицей вольною обернулася!
Прилетела к нам, поселилася,
Добрым молодцам полюбилася!
Атаман ее принял с почестью;
Погулял он с ней, понатешился!
Перемолвился да условился
С того времени вместе путь держать.
Где пройдет атаман, там и Воле быть!

Мы не воры, не разбойнички,
Атамановы работнички,
Есауловы помощнички.
Мы веслом махнем — корабли возьмем!

Жги!
Кистенем махнем — караван собьем!
Жги!
А ножом махнем — всех бояр побьем!
Жги!

«Вестник Европы». 1871, № 5, подпись: Н. А. Вроцкий. «Песенник». Женева, 1873, под загл. «Воля-матушка», без подписи. Печ. по Навроцкий А. А. Вольный атаман Степан Тимофеевич Разин. Женева, 1873.

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.)

Стихи песни написаны на основании предания, которого А.А.Навроцкому рассказал рыбак-крестьянин, о чем автор поведал в одном из своих рассказов. Речь идет о таинственном утесе, о котором в народе ходили легенды и мистические истории. Утес существует на самом деле и находится на границе между Волгоградской и Саратовской областью.jpegОн разделен пополам оврагом с названием «Невольничьего» или «Дурманного». О нем тоже ходят страшные истории. С юга к утесу примыкает Дурман-гора, в которой есть несколько старообрядческих пещер. Согласно легенде, на вершине утеса располагался штаб атамана. Он с высоты выслеживал корабли купцов, направлял на них своих бойцов и грабил.

При этом пленников сбрасывали в тот самый «Невольничий» овраг. На этом месте, согласно той же легенде, он утопил в Волге персидскую княжну. Сложились и другие легенды как об утесе, так и и о Дурман-горе. Рассказывают, что якобы два бурлака, взобравшись на утес, увидели дверь, ведущую под землю.jpegОни вошли в нее и перед их глазами предстала светлица, вся обставленная иконами, драгоценностями, мешками с золотом и стеклянным гробом посередине. Помолившись на икону, один из бурлаков разбил гроб, и из него встала живая Марина Мнишек, которую бурлак начал стегать, а второй – его останавливать. Тогда какая-то нечистая сила отбросила этого бурлака за дверь, а сама дверь бесследно исчезла вместе с его другом.

Говорили и о том, что в этих местах ходит призрак Степана Разина, неоднократно являвшийся местным жителям, а также, якобы на Дурман-горе есть клад с награбленными драгоценностями и золотом. Крестьяне пошли его искать на гору, но через некоторое время с ними начали происходить удивительные вещи: на них кинулось стадо бешеных коров, а потом началась буря, из которой показалось трое разбойников.jpegФото утеса Степана Разина

Крестьяне кинулись бежать. На другой день в яме уже ничего не оказалось. Но эту загадку ученые все-таки разгадали: об аномалиях Дурман-горы. Оказалось, что в этих местах очень сильное электромагнитное излучение, которое является следствием когда-то существовавшего здесь вулкана. Так что то, о чем рассказывается в песне «Есть на Волге утёс», это не просто игра воображения поэта, а вполне реальная история.


Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector