о каком тяжелом танке британский премьер министр говорил у этого танка

Другой ленд-лиз. Гвардеец, но английский, Черчилль, но не Уинстон

О герое сегодняшнего рассказа человек, в честь которого назван танк, сказал: «У танка, носящего моё имя, недостатков больше, чем у меня самого». По крайней мере, множество авторов приписывают эту фразу именно сэру Уинстону Леонарду Черчиллю. Полковнику британской армии, премьер-министру Великобритании, писателю и военному журналисту, лауреату Нобелевской премии 1953 года.

Среди специалистов и любителей военной техники до сих пор нет единого мнения об этой машине. С одной стороны, мы видим множество явно устаревших, даже архаичных конструкторских решений, а с другой стороны — любовь советских танкистов именно к этому тяжелому пехотному танку.

1550563431 7a5a7212

Во многих публикациях о боевых операциях с участием «Черчилля» упоминается бой, который вела группа капитана Белогуба 22 марта 1943 года. Нам пришлось разыскать описание данного боя для того, чтобы выяснить, как проявил себя именно танк.

Для начала — информация, которая станет для некоторых читателей неожиданной. Все советские танки «Черчилль» МК-IV (МК.IV — обозначение танков в различных документах пишется по-разному) были гвардейскими! Неожиданный факт, не правда ли? Между тем это действительно так.

Дело в том, что тяжелые танки советского и иностранного производства поступали на вооружение в отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Звание гвардейские эти полки получали сразу с момента формирования. Полк включал в себя 21 тяжелый танк и 214 человек личного состава.

Те машины, которые после ремонта попадали в отдельные полки армейского или фронтового подчинения все равно оставались гвардейскими.

Впервые «Черчилли» МК-IV приняли бой под Сталинградом. Два гвардейских танковых полка прорыва, 47-й и 48-й, участвовали в разгроме окруженной армии Паулюса.

1550563377 7

Но вернемся к бою капитана Белогуба. 22 марта 1943 года 5 танков 50-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва «Черчилль» МК-IV атаковали позиции немцев. Танки ворвались на позиции, а вот пехота была отсечена немцами артиллерийским огнем.

Четыре машины, в том числе и машина командира, были подбиты. Оставшийся танк отошел на исходную, прикрывая отступающую пехоту.

Экипажи подбитых танков принимают решение продолжать бой в подбитых машинах. Благо, боекомплект танков позволяет это делать. Бой под огнем немецкой артиллерии. Ночью пехотинцы принесли танкистам боеприпасы и питание.

25 марта к танкам сумел добраться трактор. Танк командира подцепили на буксир. Экипажи других танков покинули машины и отходили вместе с пехотой. Итог — ни одного погибшего танкиста! Броня «Черчилля» выдержала всё!

Очень часто даже специалисты недооценивают эту машину. Множество недостатков, которые всячески выпячиваются и достоинства, которых предпочитают не замечать. Почему-то насаждается мнение, что англичане пожертвовали всем, ради усиленного бронирования.

Но в Красной Армии того времени на слово мало кто верил. Доверяй, но проверяй. Особенно тогда, когда дело касалось военной техники. Такую проверку прошел и «Черчилль». Причем, британский танк оценивался в сравнении с советскими КВ-1 и КВ-1С. Материал взят из статьи Михаила Барятинского «Пехотный танк «Черчилль».

Итак, «Отчет по кратковременным испытаниям английского тяжёлого танка MK-IV «Черчилль» на НИИБТ Полигоне ГАБТУ Красной армии», от 16 сентября 1942 года.

Согласно этому отчету наши специалисты выявили недостатки и положительные качества данной машины. Конкретно по каждому пункту выводы разберем ниже. А вот общий вывод о пригодности машины к постановке на вооружение армии СССР приведем полностью:

Тут необходимо сделать маленькое отступление от рассказа. Заключение комиссии дано по конкретному танку-МК-IV. А модификаций у «Черчилля» было 11! В СССР эти машины не поставлялись, поэтому, в целях экономии времени, разговор материалы по этой теме перенесем на будущее.

Рассмотрим машину внимательнее. И начнем с корпуса. Тем более, что корпус действительно интересен и по конструкции, и по исполнению.

Каркас корпуса «Черчилля» собирался из уголков в виде прямоугольной коробки! Далее, на каркас с помощью заклепок крепились листы обычной стали. И уже полученный корпус обвешивали броневой сталью. Кто там претендует на изобретение «Лего»?

1550563380 img 8948

Вывод советских инженеров: «Танк МК-IV уступает танкам KB-1 и KB- 1С по мощности пушечного вооружения, но имеет преимущества по броневой защите». Было бы действительно странно не признать преимущество в бронировании по соотношении толщины брони 152-77 мм для МК-IV, 95-75 мм для КВ-1 и 82-60 мм для КВ-1С.

Для облегчения расположения внутри машины узлов и агрегатов, а также вооружения и экипажа, корпус сделали максимально широким. Для этого пришлось вернуться к компоновке, которая применялась ещё на первых танках.

Конструкторское решение заключалось в том, чтобы спрятать ходовую часть под корпусом машины. Инженеры фирмы «Воксхолл Моторс» успешно эту задачу выполнили. Танк получил просто шикарное силовое отделение. Да и располагать вооружение можно было как угодно.

Решена была ещё одна задача, которая всегда ставится танкистами конструкторам, но редко выполняется. Танки «Черчилль» получили боковую дверь на уровне отделения управления для эвакуации экипажа!

1550563399 7a5a7222

Считаем необходимым пояснить некоторые детали, которые вызывают споры. А именно длину и ширину корпуса «Черчилля». Габариты определялись не прихотью конструкторов, а техническими задачами и условиями эксплуатации танка.

Начнем с длины машины. Для объяснения это феномена достаточно вспомнить предназначение машины. Тяжелый пехотный танк. То есть, танк, предназначенный пробивать фортификационные сооружения противника и обеспечивать наступление пехоты.

А какие основные виды таких сооружений используются? Окопы и противотанковые рвы. Удлиненный корпус давал возможность преодолевать широкие рвы, которыми согласно боевых уставов своих армий будут оборудованы позиции противника.

1550563425 7a5a7231

Узость корпуса тоже легко объяснима. Танк предназначен для боя. И ему совсем не обязательно делать марши по 500-600 километров. Для этого существует железнодорожный транспорт. Так что все тоже просто, ширина «Черчилля» соответствовала ширине ж/д платформ в Великобритании.

Оценка наших инженеров по корпусу танка:

Забегая вперед, отметим, что этим же объясняется небольшая максимальная скорость машины — 28,1 км/ч (КВ-1 — 35, КВ-1С – 43 км/ч) при примерно равной скорости по шоссе (МК-IV — 25,4, КВ-1 — 24, КВ-1С – 22 км/ч) и по проселку (соответственно 17,5, 18 и 16 км/ч).

Не менее интересны и башни «Черчиллей». Башни были трех видов. Литые, сварные и комбинированные. МК-III имели сварную башню, а МК-IV — литую.

1550563410 7a5a7223

Кроме этого, башни сохраняя внутреннюю идентичность по расположению агрегатов, приборов наблюдения, вооружения и даже люков и лючков имели некоторые различия во внешнем виде и размерах.

Силовая установка на всех «Черчиллях» одинакова. 12-цилиндровый, горизонтально-оппозитный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Bedford «Twin-Six» мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин. Рабочий объем 21 237 см куб.

Каждые три цилиндра двигателя имели собственный карбюратор. Итого — четыре карбюратора марки Solex 46FWHE.

Оценка наших инженеров такая:

Топливо хранилось в семи баках. Шести основных, расположенных по обе стороны двигателя по три бака. Запасной бак располагался на корпусе снаружи, но имел подключение к топливной системе машины. Емкость всех баков 828 литров.

Система охлаждения имеет два радиатора, расположенные по обе стороны двигателя. Емкость системы 118 литров.

Система смазки циркуляционная, с сухим картером. С двумя насосами — нагнетающим и отсасывающим. Общая емкость системы смазки — 50 литров.

Британские инженеры позаботились и о том, чтобы сохранить экипаж при поражении танка в двигатель. Моторно-трансмиссионное отделение было отделено от боевого отделения перегородкой из броневой стали. В случае же, когда поражалось боевое отделение, двигатель и трансмиссия оставались целыми.

Читайте также:  в каких странах есть теле2

Достаточно интересна и ходовая часть танка. Гусеницы были двух видов. Либо шириной 356 мм и шагом в 211 мм (70 траков), либо с той же шириной, но шагом 202 мм (72 трака).

На каждом борту имелось 11 сдвоенных опорных катков малого диаметра. Подвеска индивидуальная пружинная.

Интересно то, что поддерживающих катков на машине не было. Гусеницы скользили по специальным направляющим, как это было на первых танках.

1550563379 8

В целом ходовая часть была крайне неудачна. Особенно в сочетании с длиной корпуса. Танк не мог преодолеть даже небольшие подъемы. Даже русская смекалка, когда специалисты одного из полков нарастили грунтозацепы, мало помогла.

Но ещё более опасна была езда по косогорам. Даже при движении с креном меньше 20 градусов, танк часто сбрасывал гусеницы. При 20 градусах и более потеря гусениц была нормой. Что в условиях России было большой проблемой.

Оценка наших инженеров по ходовой части:

Очень много вопросов вызывает наличие двух антенн. Объяснение этого феномена простое. «Черчилли» оборудовались симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией № 19, которая была способна работать в двух диапазонах — КВ и УКВ. Она же обеспечивала и внутреннюю связь на пять членов экипажа.

Для работы каждого из диапазонов необходима собственная антенна. Таким образом, антенна КВ обеспечивала связь на расстояние до 15 км. При работе телеграфом — до 32 км. А антенна УКВ обеспечивала телефонную связь на дальность до километра.

Естественно, связь требовала дополнительный зарядный агрегат. В МК-IV он был. Это одноцилиндровый карбюраторный двигатель с генератором. Этот агрегат позволял заряжать АКБ во время любой остановки.

Мы специально оставили рассказ о вооружении на окончание части о конструкции танка. Дело в том, что вооружение этих машин, даже одной модификации, может быть совершенно разным. Все зависит от конкретного назначения танка.

Прежде всего необходимо объяснить одну неточность, которую допускают многие, рассказывая о первых модификациях «Черчилля». На этих машинах никогда не было двух пушек как у американских М3 «Ли» или «Грант».

1550563409 a22

Что тогда на фото? Как понять наличие двух стволов?

Выше мы писали о первоначальном предназначении этого танка. Тяжелый пехотный танк. Борьба с танками противника по современной тактике войн была задачей артиллерии.

Да и 40-мм (двух фунтовая по английской классификации) пушка Мk IX в башне обеспечивала необходимую мощь противотанковой обороны машины. Её бронепробиваемость была на тот момент достаточной.

Орудие, которое устанавливалось в корпусе «Черчилля» было гаубицей! Точнее, танковая гаубица 3″ Howitzer OQF Mk I или Mk IA калибра 76 мм. И предназначена гаубица ровно для того же, для чего предназначаются все орудия этого типа.

Нас интересуют машины, которые приходили в СССР по ленд-лизу. Это танки двух модификаций МК-III и MK-IV. Танки практически одинаковые, за исключением башни. МК-III имел сварную башню, а МК-IV литую.

1550563416 7a5a7213

Вооружение танков было так же различно. Танки этих серий обычно оснащались 57-мм (6-фунтовыми по английской классификации) пушками Mk-III. Кстати, именно такая машина проходила испытания на НИИБТ Полигоне ГАБТУ Красной армии, о котором мы писали выше.

Однако в СССР танки поставлялись уже с пушками Mk-V (75-мм), с длиной ствола 36,5 калибра. Пушка имеет клиновой полуавтоматический затвор. Скорострельность— до 20 выстрелов в минуту.

Вертикальное наведение от- 12,5° до +20° с помощью подъемного механизма винтового типа. Электроспуск — ножной. Боекомплект танков моделей VII и X состоял из 84 выстрелов.

И опять вывод советских инженеров по МК-IV:

На некоторых машинах имелась возможность установки зенитных пулеметов. Точнее, на специальных креплениях устанавливалась зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Вгеп. Боекомплект этого пулемета составлял 594 патрона.

У «Черчиллей» была и ещё одна особенность. На башне танка находится 50,8-мм (2 дюйма) миномет! В первоначальном варианте он предназначен для установки дымовых завес. Вес миномета 7,6 кг. Штатный БК — 30 дымовых мин. Дальность стрельбы дымовыми минами — 137 метров.

Советские танкисты быстро поняли, что дымовые мины для танков прорыва не очень актуальны. Но и «простаивающий» миномет на войне большая роскошь. Солдатская смекалка сработала быстро (автора изобретения нам найти не удалось).

В нашей армии использовался 50-мм ротный миномет. Мины именно этого миномета и стали дополнительным вооружением «Черчиллей». Более того, осколочные мины летели дальше дымовых — 415 метров. Вертикальный угол обстрела — от +5° до +37°; горизонтальный — 360°!

Прицельные приспособления для британцев были тоже свои. Для пушки и спаренного пулемета использовался прицел № 50x3L Mk I. Для курсового пулемета применялся телескопический прицел № 30 Mk I.

Та машина, которую вы видите на фотографиях, одна из модификаций «Черчилля». Если быть точным, то, что вы видите, является «Черчиллем Крокодайлом». «Крокодил» в названии никак не связан с водой. Заставить плавать 40-тонную машину сложно.

«Крокодил» — огнеметный танк на базе МК-IV. В музеях других стран можно увидеть «Крокодайлы» более поздней модификации — МК-VII.

1550563343 5

Итак, конструкция огнеметного танка. Это второй вариант такой конструкции. Первый вариант был с использованием «Черчилля» II. Машина получила название «Черчилль Оук». Он использовал огнемет фирмы «Ронсон».

Бак с огнесмесью установили на корме танка. Вдоль левого борта проложили шланг и присоединили его к брандспойту, который установили между передними выступами гусеничного обвода. Смесь подавалась с помощью пневмосистемы с использованием давления азота.

Увы, но данные огнеметные танки даже не дошли до поля боя в ходе высадки у Дьеппа. Они были уничтожены. Да и сама идея такого огнеметного танка стала непопулярной. Попадание в бак с огнесмесью делало из танка огромный факел.

Но скоро появился второй вариант огнемета. Теперь огнесмесь не располагалась на танке, а перевозилась в специальной бронированной цистерне. Принцип работы тот же, что и раньше. Машина была принята на вооружение в 1943 году.

1550563425 4

Тележка соединялась с танком через специальный штуцер, а дальше огнесмесь шла по трубе, проложенной под броней. Намного более практичный вариант, броню еще пробить надо.

1550563435 7a5a7225

1550563430 7a5a7226

Плюнуть огнем «Крокодил» мог на 120-140 метров.

1550563383 2

Здесь, кстати, на башне хорошо видна труба миномета.

1550563406 3

Всего за время войны было выпущено 5 460 единиц «Черчиллей» всех модификаций. Из них в СССР попало 301 единица. И несмотря на достаточно скромное количество этих танков на полях Великой Отечественной, машина засветилась во многих знаковых сражениях.

Некоторые эпизоды мы напомним. В освобождении Киева 6 ноября 1943 года принимал участие уже упоминавшийся нами 48-й отдельный гвардейский танковый полк.

В Курской битве отличились два гвардейских полка прорыва в составе 5-й танковой армии-15-й и 36-й. По окончании битвы полки переформированы. 15-й укомплектован уже советскими КВ-1С. Оба переброшены под Ленинград.

Там же дрались с фашистами 49-й и 36-й полки прорыва. Дрались до самого освобождения города. 50-й полк прорыва был в составе Волховского фронта.

82-й отдельный полк участвовал в освобождении не только Ленинграда, но и Таллина и даже Моонзундских островов. 21-й отдельный гвардейский полк прорыва первым ворвался в Выборг.

1550563365 6

Сегодня можно долго и муторно сравнивать, насколько был плох или хорош «Черчилль» в сравнении с КВ.

Если посмотреть очень вдумчиво, то в плане брони, вооружения, функциональности, «Черчилль» ничуть не уступал, а во многом даже превосходил отечественные тяжелые машины. Если бы его научить ездить – цены бы британцу не было.

Читайте также:  какие продукты нельзя есть вегетарианцам

К сожалению, толстая броня и хорошая пушка (а пушка «Черчилля» «брала» в борт всех немцев, включая «Тигра» с расстояния 800-1000 метров вообще без проблем) – это еще не главное в бою. Скорость и проходимость – важные составляющие для танка, помимо приведенных выше.

Так что по совокупности «Черчилль» все же проигрывает нашим КВ, как ни крути.

Ну и традиционные тактико-технические характеристики машины:

1550563413 cherchil 05

ТТХ танка MK-IV «Черчилль Крокодил» из коллекции музея военной техники УГМК в Верхней Пышме.

Габариты, мм:
— длина: 7440
— ширина: 3250
— высота: 2490
— клиренс: 530

Вооружение:
— пушка 75-мм, боекомплект 48 снарядов;
— пулемет 7,92-мм;
— огнемет «Ronson», дальность стрельбы до 140 м, б/к 1818 л.

Бронирование, мм:
— лоб корпуса: 152
— борт корпуса: 76
— башня: 95

Двигатель: горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Bedford» «Twin Six».
Мощность, л.с.: 350.
Максимальная скорость, км/ч: 28/20 (с прицепом).
Запас хода, км: 245.
Экипаж, чел: 5.

Источник

tolstokoziy 01

7 октября 1940 года, Белфаст

Сэр Уинстон Черчилль прибыл.

Его появление, хотя и ожидаемое, произвело фурор среди рабочих завода «Харланд энд Вульф».

Новый танк носил имя премьер-министра. Это должно было, по идее, воодушевить всех: и работников тыла, и бойцов на фронте.

Теперь оставалось последнее: танку предстояло воодушевить самого Черчилля.

Боевая машина выглядела просто устрашающе. Черчилль долго смотрел на нее, сигара неподвижно торчала из угла рта премьера.

Долго-долго выкатывался из заводских ворот корпус. Потом явилась башня. И снова тянулся корпус. Черчилль смотрел. На его лице застыла непроницаемая маска.

Наконец он чуть повернул голову к разработчикам и руководителю проекта.

— Боже, храни короля, — проговорил премьер. — Да у этого танка недостатков больше, чем у меня самого.

Конечно, сэр Уинстон лукавил. Он хорошо знал, что фраза разойдется и станет крылатой. Как и многие другие его знаменитые афоризмы.

Тяжелый, очень тяжелый танк Mk.IV, который назвали в честь премьер-министра, вполне оправдывал свое существование.

«Черчилль» получил броню, составлявшую в максимуме сто один миллиметр. Корпус его представлял собой прямоугольную сварную коробку. Гусеницы охватывали корпус — это позволяло лучше преодолевать вертикальные препятствия.

«Слишком длинный»? Что ж. Зато внутри машины можно было свободно расположить все узлы и агрегаты, а экипаж получал достаточно удобные условия для работы.

— Собственно, это танк мечты для Первой мировой, — высказался Черчилль. — Сейчас технические возможности гораздо выше. А вот если бы такую машину да двадцать лет назад.

— Мы надеемся, что он и сейчас послужит нашим целям, и послужит хорошо, — заверил премьера руководитель проекта. — Скорость у него небольшая, около шестнадцати километров в час, но больше и не требуется: это танк сопровождения пехоты. Зато он очень прочный.

— Что ж, — молвил премьер, наблюдая, как монстр, названный его именем, разворачивается для демонстрации стрельб, — полагаю, это хорошо.

tolstokoziy 0212 марта 1942 года, Лондон

Советский инженер-подполковник Ковалев ждал в приемной.

Черчилль пригласил его к себе. Ковалев пил чай — этому он в Англии научился, — а премьер-министр в последний раз просматривал бумаги.

Большевики никогда не нравились Черчиллю, и он этого не скрывал. Но сейчас это союзники. Победа Германии в нынешней войне означает вечную ночь для всей Европы. В том числе и для Англии. С русскими придется дружить.

В январе Ковалеву показали танк Mk.IV, и тот вполне оценил работу английских конструкторов. Написал подробный доклад своему правительству. Сталин сразу захотел получить новый танк. Что ж, правильно. Будь Черчилль на его месте, он тоже захотел бы такую машину.

Сигара погасла, и Черчилль не стал раскуривать ее снова. «Советы» просят пятьдесят единиц танков «Черчилль» — за счет поставок английского же танка «Матильда».

— Господин Ковалев, — Черчилль попросил наконец советского представителя войти в кабинет, — у нас есть встречное предложение. Мы поставим вам не пятьдесят, а семьдесят пять «Черчиллей», — тут премьер едва заметно улыбнулся. — Но с одним условием. Вам предстоит испытать их в боевых условиях, желательно — в различных климатических зонах. Мы хотим подробно ознакомиться с результатами этих испытаний.

— Полагаю, мое правительство согласится, — ответил инженер-подполковник.

— Я тоже так полагаю, — кивнул Черчилль.

4 июля 1942 года, Баренцево море

Под поверхностью Баренцева моря немецкая подводная лодка «U-703» готовилась к атаке. Английский конвой PQ-17 был выслежен, и теперь наступал решающий момент.

Капитан-лейтенант Байлфелд уверенно догонял новое английское грузовое судно «Эмпайр Байрон». Сомнений не было: конвой идет в Архангельск с военными грузами для Советской России. Этому необходимо помешать любой ценой.

Тем временем командир «Эмпайр Байрона» Джон Уортон дремал на своем кресле в капитанской рубке. Уортон находился на посту уже тридцать шесть часов. Он поддался усталости. Даже холодный свет полярной белой ночи не мог больше заставить его бодрствовать.

Место на мостике занял начальник артиллерийской военной команды на судне.

В трюме находились новые тяжелые танки «Черчилль», тридцать единиц.

Не будь капитан таким усталым, он поразмыслил бы над иронией происходящего.

На флоте не любили Уинстона Черчилля. Сэр Уинстон умышленно лишал флот поддержки авиации. Он предпочитал воевать с гражданским населением Германии. Что ж, если он думает победить, сбрасывая английские бомбы на головы немецких женщин и детей.

Мысли капитана оборвались: он крепко заснул.

Командир немецкой подводной лодки Байлфелд развернулся для стрельбы из кормовых аппаратов. Теперь он точно определил скорость хода «Эмпайр Байрона»: восемь узлов.

Байлфелд нетерпеливо ждал, когда англичанин придет на пересечение нитей перископа, поставленного под прямым углом.

«U-703» послала торпеду прямо в машинное отделение судна. «Эмпайр Байрон» начал медленно оседать в море.

Капитан Уортон заснул так крепко, что не услышал взрыва.

— Проснитесь, сэр! Судно торпедировано!

Лейтенант-артиллерист тряс своего капитана и кричал. На его лице было отчаяние.

— О чем вы? — спросонок отозвался Уортон. — Корабль движется, все нормально.

Он вышел на палубу и обмер: машинное отделение пылало, команда спускала на воду четыре спасательные шлюпки. Сквозь шум

tolstokoziy 03воды, устремившейся в пробоину Уортон слышал крики артиллеристов, оказавшихся запертыми в нижних отделениях.

— Прыгайте в воду, сэр!

Уортон, не раздумывая, соскочил с мостика в ледяные волны. Его подобрали на одной из шлюпок.

— Всем снять форменные кители! — распорядился Уортон. — Не говорите, кто командир.

Кругом срывали с себя знаки различия. Уортон повернулся к одному из офицеров, упорно не желавшему расставаться с белой форменной курткой.

— Вас это тоже касается, Раймингтон!

Капитан инженерных войск Джон Раймингтон огрызнулся:

— Я вам не подчиняюсь!

Он сопровождал танки «Черчилль», и его задачей было обучение русских экипажей.

Судовой котел взорвался. «Эмпайр Байрон» затонул.

И тут наконец из глубин поднялась немецкая подлодка.

Немец заговорил на неплохом английском:

— Господа, зачем вы участвуете в этой войне? Зачем вы рискуете своей жизнью и доставляете грузы большевикам?

Никто не проронил ни слова. Тогда немец снова разозлился:

— Где капитан? Ты? — Он резко повернулся к буфетчику, который, как и полагалось стюарду, сохранял прекрасную выправку и был опрятно одет.

— Что вы, сэр, я слуга!

Читайте также:  объединенное кредитное бюро с какими банками сотрудничает

«Белокурая бестия» ткнула автоматом в Раймингтона:

— Вы, Herr Offizier! За мной!

— Я не. Послушайте, вы не можете. — заговорил Раймингтон.

Немецкий командир расхохотался и схватил его за рукав.

Уортон смотрел, как погружается германская субмарина. Раймингтон был захвачен в плен.

— Эй! — сказал немецкий командир. — Вот, возьмите.

Два матроса с «U-703» бросили на спасательные шлюпки мешок сухарей и десяток банок с консервированным яблочным соком.

— До земли двести пятьдесят миль. Прощайте, meine Herrschaften, — хмыкнул Байлфелд.

Тридцать танков «Черчилль» остались лежать на дне Баренцева моря.

16 сентября 1942 года, Кубинка, испытательный полигон

Товарищ Заев раскрыл блокнот. На зубах у него все еще скрипел песок — он только что вернулся с испытаний нового английского танка.

Всего их прибыло с июля десять. Невосполнимая потеря — тридцать танков, затопленных немцами на подходах к Архангельску. Но Черчилль обещал прислать еще «Черчиллей». Наверняка при этом ехидно улыбался.

Обещал к концу года доставить около сотни.

Однако следовало написать отчет о самом танке.

Заев знал, что отчет будет прочитан самим Сталиным. Необходимо взвешивать каждое слово.

«По мощности пушечного вооружения Mk.IV уступает танкам КВ-1 и КВ-1С. По броневой защите имеет преимущество. Максимальная скорость небольшая. Недостаточная надежность в работе отдельных агрегатов. »

При движении с креном танк сбрасывает гусеницы. Наверняка эти гусеницы — металлические цевочного закрепления на танке — дают пробуксовки в распутицу и гололед. Это еще предстоит выяснить. Все-таки погодные условия в России более суровые, нежели в Англии. Что бы там ни говорили про «лондонские туманы».

Заев поморщился. Ему не нравилось, что танк называется «Черчилль». Может быть, для поднятия духа англичан такое название и годится, но для советских солдат — нет. Ничего воодушевляющего оно им не говорит.

Ладно, капризничать не к лицу. Тяжелые танки сейчас действительно на вес золота.

tolstokoziy 0418 октября 1942 года, Москва

Сталин диктовал спокойно, доброжелательно. Морщинки в углах его глаз придавали его лицу выражение мудрости, надежности. Он умел выглядеть таким.

— Раз мы получили от наших союзников эти замечательные танки Mk.IV, — говорил Сталин, — то и используем их в соответствии с предыдущими договоренностями. На сегодняшний момент мы имеет восемьдесят четыре танка. И это очень хорошо.

Он выдержал паузу, немного поразмыслил. «Лучики» у глаз разбежались еще сильнее.

— Да, это хорошо, — повторил Сталин. — Так почему бы нам не создать четыре особых танковых полка? Это должны быть отдельные тяжелые танковые полки прорыва — ОТТПП. Пусть они находятся в резерве Верховного главнокомандования. Мы будем направлять их исключительно на самые опасные участки фронта. Служба в этих частях будет самая почетная. Полки назовем «гвардейскими», а экипажи будут состоять исключительно из офицеров.

— Сколько полков, Иосиф Виссарионович? — спросил Жуков.

— А вы как считаете, товарищ Жуков, сколько танков должно быть в одном полку?

Товарищ Жуков ответил незатейливо:

— Разделим на четыре.

— Вот видите, какое простое решение, товарищ Жуков! — обрадовался Сталин. — Разделим на четыре, получается двадцать один танк. Дальше. Мы обещали господину Черчиллю испытать его танки в разных условиях. Было такое обещание?

Он вынул изо рта трубку, пустил колечко дыма. Колечко проплыло по воздуху и растаяло.

— Было, — заключил Сталин. — Вот и отправим два полка на север и два на юг. Разделим на два, товарищ Жуков! Предлагаю направить танки — к Сталинграду и далее в Курском направлении, а другие танки — на Волховский фронт, к Ленинграду. Что скажете, товарищ Жуков?

— Скажу, что под Ленинградом мне очень нужны тяжелые танки, товарищ Сталин, — ответил Жуков.

22 марта 1943 года, Волховский фронт, район озера Белое

Пять танков «Черчилль» под командованием гвардии капитана Белогуба двинулись в атаку.

Немцы засели на развилке дорог, в полукилометре от озера.

«Черчилли», давя кусты, прорываясь сквозь болота (русские умельцы укрепили гусеницы, и те перестали соскакивать), двинулись к позициям неприятеля.

В штабе 374-й стрелковой дивизии как раз разбирались — кто забыл передать гвардейцам приказ об отмене сегодняшней атаки.

Тяжелые танки добрались до немецких позиций и открыли огонь.

— Долго не продержимся, товарищ гвардии капитан! — прокричал механик. — Отходить надо!

— Давай! — согласился Белогуб.

Он не успел отдать приказ — танк подбили.

Только один из пяти «Черчиллей» сумел вырваться и отойти. Остальные получили повреждения и не стронулись с места.

— Что делать будем, товарищ гвардии капитан?

Началась жизнь в танке.

Вот когда добрым словом помянули английских конструкторов, построивших эти «слишком длинные» машины, у которых «недостатков больше, чем у самого Черчилля»! Броня выдерживала огонь противника.

— Какой-то подозрительный шум возле танка, товарищ гвардии капитан! — доложил младший лейтенант Зуев.

— Свои! — прошептала ночь.

К танкам подобрались советские автоматчики.

— Боеприпасы и продовольствие, — сообщили они. — Вы как тут?

Белогуб ответил ругательством.

— Что там стрелки, они собираются нас поддерживать?

— В штабе пока молчат. Пехоту на ваш рубеж не продвигают. Ну, берите, тут консервы, хлеб.

Едва поднялось солнце, огонь из танков возобновился. «Черчилли» целились в артиллерийскую батарею немцев.

— Товарищ гвардии капитан, — сообщил Зуев, — у них вон там, левее, склад боеприпасов, сдается мне. В бинокль видно.

Танки продолжали обстреливать позиции противника.

Около полудня немцы попросили прекратить огонь. В громкоговоритель пролаял голос, искусственно и старательно выговаривающий русские слова:

— Русские танкисты! Сдавайтеcь! Вы тут одни! Ваши не придут.

— Огонь! — в ярости закричал Белогуб.

Вечером он вышел на связь со штабом стрелковой дивизии. Говорил прямым текстом, не шифруясь:

— Это гвардии капитан Белогуб. Вы собираетесь сюда, к нам?

Ответ был отрицательный.

Наутро немцы кричали:

— Товарищ гвардии капитан, они там крест поставили! — сообщил механик. — Вона, торчит, как пугало!

— Белогуб, это крест тебе! — кричали немцы. — Мы тебя похоронийт!

— Я тебя сам похоронийт, скотина! — рычал товарищ гвардии капитан. — Огонь!

Немцы ответили шквалом. Несколько часов шел бой. Танки стояли на месте и стреляли, пока оставались снаряды, а затем начали швырять через бортовой люк гранаты.

— Где пехота? — Белогуб плакал без слез. Это была какая-то запредельная ярость, которая выжгла все прочие чувства. — Хоть бы снаряды подвезли! Где они?

— Товарищ гвардии капитан, танки!

Два «Черчилля» с ревом и грохотом явились возле озера и поддержали своих.

Пока свежие силы русских отгоняли немцев, танк Белогуба зацепили трактором и оттащили в тыл 374-й стрелковой дивизии.

Остальные танки были брошены. Их экипажи отошли вместе с пехотой.

— Ну что ж, — сказал вечером товарищ Белогуб. Он уже выпил «наркомовские сто грамм» и немного отошел отминувших событий. — По крайней мере, ни один из наших не пострадал. Три дня мы отстреливались от немцев, товарищи. Уничтожили их артбатарею, четыре дозора, взорвали к чертовой матери склад с боеприпасами и пехоты ихней положили немало. А сами — ничего! И все это — броня наших танков. Выпьем за них, за наших боевых товарищей!

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector