о каком типе сознания идет речь когда его оценивают по степени распространенности в обществе

Тест по обществознанию Общественное сознание для 11 класса

Тест по обществознанию Общественное сознание для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) массовое сознание
2) обыденное сознание
3) идеология
4) общественное сознание

2. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие
2) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию
3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества
4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний

3. Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства
2) социальные группы
3) нормы морали и права
4) религиозные догматы

4. К формам общественного сознания не относится

1) экономика
2) религия
3) наука
4) философия

5. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

А. Индивидуальном у сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек.
Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о массовом сознании?

А. Массово е сознание характеризуется устранением индивидуальных различий.
Б. Массово е сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об общественном мнении?

А. Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией.
Б. Общественное мнение является формой проявления массового сознания.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Учения Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и других просветителей являются примером

1) общественной психологи и
2) массового сознания
3) обыденного сознания
4) идеологии

9. В СССР в 30-е годы XX в. имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример

1) правосознания
2) философского сознания
3) массового сознания
4) научного сознания

1) формируется целенаправленно
2) основана на жизненно-практическом опыте человека
3) отражает внутренние свойства социального объекта
4) характеризуется обобщённой системой взглядов и воззрений

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Структура общественного сознания

Наименование форм общественного сознания Их сущность
Форма общественного сознания и освоения действительности, её художественного познания и оценки, особая форма творческой деятельности человека

2. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Проявления общественного сознания

A) мода
Б) теоретическое выражение
B) социальный характер
Г) привычка
Д) коренные интересы социальных групп

Уровни общественного сознания

1) общественная психология
2) идеология

3. Найдите в приведённом списке черты идеологии и запишите цифры, под которым и они указаны.

1) сочетает противоречивые взгляды
2) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы
3) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни
4) идеи и взгляды носят эмпирический характер
5) является рационализированной системой знаний
6) обоснованность воззрений теоретиками

Ответы на тест по обществознанию Общественное сознание для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-4
2-3
3-2
4-1
5-3
6-1
7-2
8-4
9-3
10-2
Задания с кратким ответом
1. искусство
2. 12112
3. 356

Источник

Тест с ответами: “Общественное сознание”

1. К какому понятию относится «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы»:
а) общественное сознание +
б) обыденное сознание
в) массовое сознание

2. Какое положение наиболее правильно характеризует общественное сознание:
а) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний
б) общественное сознание определяет духовную жизнь общества +
в) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

3. Носителем общественного сознания являются:
а) нормы морали и права
б) предметы духовного производства
в) социальные группы +

4. Это не относится к формам общественного сознания:
а) экономика +
б) философия
в) религия

5. Правильны ли представленные суждения об индивидуальном сознании:
1. Индивидуальном у сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек.
2. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку.
а) только 1
б) только 2
в) оба правильны +
г) нет правильного ответа

6. Правильны ли представленные суждения о массовом сознании:
1. Массовое сознание характеризуется устранением индивидуальных различий.
2. Массовое сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

7. Правильны ли представленные суждения об общественном мнении:
1. Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией.
2. Общественное мнение является формой проявления массового сознания.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

8. Учения Вольтера, Монтескье, Руссо и других просветителей являются примером:
а) идеологии +
б) обыденного сознания
в) массового сознания

9. В Советском Союзе, в 30-е годы 20 века, имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример:
а) правосознания
б) философского сознания
в) массового сознания +

10. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями:
мода:
а) общественная традиция
б) общественная психология +
в) идеология

11. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями:
теоретическое выражение:
а) идеология +
б) общественная традиция
в) общественная психология

12. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями:
социальный характер:
а) общественная значимость
б) общественная психология +
в) общественная традиция

13. Необходимо найти в приведённом списке одну из черт идеологии:
а) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни +
б) идеи и взгляды носят эмпирический характер
в) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы

14. Необходимо найти в приведённом списке одну из черт идеологии:
а) сочетает противоречивые взгляды
б) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы
в) является рационализированной системой знаний +

15. Необходимо найти в приведённом списке одну из черт идеологии:
а) обоснованность воззрений теоретиками +
б) идеи и взгляды носят эмпирический характер
в) сочетает противоречивые взгляды

16. Высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, является одним из определений такого понятия:
а) свобода
б) сознание +
в) познание

17. Такое понятие, как «общественное сознание», нашло широкое применение прежде всего в философии:
а) позитивизма
б) экзистенциализма
в) марксизма +

18. Обусловленный законами человеческого развития и неотрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения действительности в человеческом мышлении, является одним из определений этого:
а) сознания
б) познания +
в) свободы

19. Кому принадлежит утверждение, что не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание:
а) Локку и Гоббсу
б) Фоме Аквинскому
в) Марксу и Энгельсу +

20. Как называется Совокупность идей, представлений, учений, убеждений, свойственных обществу в целом, отдельным классам или социальным группам, партиям и движениям:
а) философией
б) идеологией +
в) психологией

21. Выраженное в определённой совокупности идей и представлений отношение одной или нескольких социальных групп к событиям и явлениям общественной жизни, является одним из определений этого:
а) общественного мнения +
б) идеологии
в) общественного сознания

Читайте также:  какие последствия могут быть после замершей беременности

22. Что из представленного, выполняет мировоззренческую, познавательную функцию общественного сознания:
а) мораль
б) философия +
в) религия

23. Совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, представляет собой одно из определений этого:
а) обыденного сознания
б) общественной психологии
в) общественной психологии +

24. В одобрении или осуждении поступков человека, окружающими его людьми, проявляется это:
а) общественное бытие
б) общественное мнение +
в) общественное сознание

25. Общественное сознание в марксизме:
а) отражение общественного строя
б) отражение психологического бытия
в) отражение общественного бытия +

26. Истоки представления об общественном сознании восходят к:
а) Канту
б) Гегелю +
в) Лоббсу

27. Обычно называют столько форм общественного сознания:
а) шесть +
б) семь
в) пять

28. Одна из форм общественного сознания:
а) сущность
б) астрология
в) правосознание +

29. Одна из форм общественного сознания:
а) искусство +
б) спорт
в) доступность

30. Одна из форм общественного сознания:
а) ведомость
б) наука +
в) астрология

Источник

Тест по обществознанию 11 класс «Общественное сознание»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест «Общественное сознание»

1. Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства ; 2) социальные группы;

3) нормы морали и права; 4) религиозные догматы.

2. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие ;

2) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию;

3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества;

4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний.

3. К формам общественного сознания не относится

1) экономика ; 2) религия; 3) наука; 4) философия.

4. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек

Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

А) мода 1) общественная психология

Б) теоретическое выражение 2) идеология

В) социальный характер

Д) коренные интересы социальных групп

6. Найдите в приведённом списке черты идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сочетает противоречивые взгляды ;

2) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы;

3) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни;

4) идеи и взгляды носят эмпирический характер;

5) является рационализированной системой знаний;

6) обоснованность воззрений теоретиками.

7. В СССР в 30-е годы XX в. имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример

1) правосознания ; 2) философского сознания; 3) массового сознания; 4) научного сознания

8. Официальное объявление о проведении реформ в стране У. способствовало появлению таких психических состояний и явлений, как апатия, стресс, паника, слухи и т.д. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общественной психологии?

1) формируется целенаправленно

2) основана на жизненно-практическом опыте человека

3) отражает внутренние свойства социального объекта

4) характеризуется обобщённой системой взглядов и воззрений

9. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы

Структура общественного сознания

Форма общественного сознания и освоения действительности, её художественного познания и оценки, особая форма творческой деятельности человека

10. Верны ли следующие суждения об общественном мнении?

А.Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба ответа; 4) оба ответа не верны

11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, представляют собой формы общественного сознания. Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1)политическое сознание 2) общественное бытие 3) философия 4) правовое сознание 5) искусство 6) наука

Тест «Общественное сознание»

1.Назовите о каких формах общественного сознания идет речь?

1)форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, прикладном творчестве и др.

2)совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

3)система принципов и норм, которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества.

4)сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления.

5)система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства.

2. Укажите науки (порядок чисел), изучающие сознание:

1)Физиология; 2) Анатомия; 3) Психология; 4) Кибернетика;

5)Биология; 6) Химия; 7) Физика; 8) Философия.

3.Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства 2) социальные группы

3) нормы морали и права 4) религиозные догматы

4. Верны ли следующие суждения о массовом сознании?

А. Массовое сознание характеризуется устранением индивидуальных различий

Б. Массовое сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

5.Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) массовое сознание 2) обыденное сознание 3) идеология 4) общественное сознание

6.Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании

А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек

Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

7.Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1)общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

2)общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию

3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества

4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний.

8.Верны ли суждения об общественном мнении?

А.Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией.

Б.Общественное мнение является формой проявления массового сознания.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Источник

О каком типе сознания идет речь когда его оценивают по степени распространенности в обществе

§ 13. Общественное сознание

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия — сознание.

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,— это сознание, и все, что мы осознаем,— знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания — это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Читайте также:  какие противовирусные препараты помогают при ротовирусе

Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей — индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой — необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несча150 стьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, оспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи — новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из таких оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах. Каждая из этих форм общественного сознания имеет свою специфику, по-своему отражает сложность общественного бытия, отдельные его стороны, процессы жизни общества, имеет свое общественное назначение и свои функции.

Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

Политическое сознаниеобслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

Мораль включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.

Искусство формирует в обществе эстетическое со знание, эстетическое отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному, стимулирует создание и сохранение его.

Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями, правильным пониманием действительности, процессов, событий, занимается накоплением фактов и их теоретическим объяснением, вооружает людей научными гипотезами и т. д.

Религия формируетрелигиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология.

Общественная психология — совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например комплекс превосходства так называемых «благородных сословий» над «простонародьем» в Средние века. Разумеется, в социально-психологических комплексах разных социальных групп в каждой стране имеются и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

Идеология в широком смысле слова — система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а так же цели социальной деятельности. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная», в отличие от возрастной, профессиональной и т. п., то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «ос 5о уполномоченных» представителей данной группы, класса — его идеологов.

Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассмотреть как соотношение между эмоциональным, чувственным и рациг яальным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый уровень сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразную основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений. (Более подробно, что такое идеология, мы рассмотрим в следующем параграфе.)

Читайте также:  в каких орехах содержится йод больше всего

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия обыденноесознание и массовое сознание. Как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания. Об обыденном сознании обычно ведут речь, когда оно не поднимается до теоретических обобщений. О массовом сознании — когда говорят о степени его распространенности в обществе.

На всех этапах исторического развития социальнопсихологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить, как общественные настроения ведут к вызреванию социальных революций. Точно так же существуют психологические факторы, которые позволяют стабилизировать общество после радикальных перемен. Так, анализируя процесс перехода от рабовладения к феодализму, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что «рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 21.— С. 149). Отношение к рабству в данном случае характеризует именно психологический момент, который оказывает влияние на формирование отношений в обществе.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Рассмотрев сущность и структуру общественного сознания, обратимся к проблеме его соотношения с сознанием отдельной личности.

И общественное и личное сознание — продукт духовной деятельности, синоним духовной культуры. В этом смысле говорят об их единстве. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.

Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли. Так, выдвинутая в определенных условиях идея общественного договора или идея разделения властей не утратила авторства, но стала важной частью общественного сознания.

Однако общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.

В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания без разбора. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя существующие в общественном сознании элементы, по-разному может влиять на общественное сознание.

Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Вместе с тем, преодолевая сопротивление времени, личности, опережающие свою эпоху, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

Подобно тому как общественное сознание не сводится к количественной сумме индивидуальных сознаний, а проявляется в качественно новом виде — по-особому организованная идеально-объективная действительность, так и индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее ему сознание есть реальность, с которой приходится считаться. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт. Человек, индивид может ощущать свою связь с историей своей семьи, страны, своего народа. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна, несмотря на единство интегрирующей ее человеческой культуры.

Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание. Этим понятием принято определять такой тип общественного сознания, широкую совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определенные стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс.

Состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности, называют общественным мнением. Можно сказать, что общественное мнение — это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех. Любопытное высказывание о существе общественного мнения принадлежит французскому социологу Ж. Бурдо, называвшему общественное мнение социальной силой, которая, получая внешнее воплощение через осознание самой себя, вытекает из «сходства суждений, вынесенных большинством индивидов по поводу некоторого вопроса». В современном мире общественное сознание активно изучается, ему уделяют внимание политики, стремясь добиться признания и поддержки в обществе. А руководитель Американского института общественного мнения Джордж Гэллап утверждает, что «общественное мнение — это просто данные социологических исследований». Разумеется, последнее высказывание можно назвать парадоксальным преувеличением, однако в нем есть доля истины, поскольку в формировании общественного мнения выделяют следующие этапы: зарождение мнения, дискуссии по предмету мнения, возникновение общей точки зрения и единой позиции. Многие явления социальной жизни сначала вызывают удивление, потом оживленные дискуссии, затем кажутся настолько привычными, что спорить о них просто глупо. Так было, например, с идеей отмены рабства в Америке или крепостного права в России. (Вы и сами можете продолжить этот ряд примеров.)

В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.

Появление. новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Вторая причина — заразительность, или зараза,— также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста.
3. Как вы понимаете сущность этих причин?
4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать.
5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

«Сознание — то средство, вне которого нет ни знания, ни опыта, ни человеческого бытия. »
К. Ясперс (1883—1969), немецкий философ

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по обществознанию, задания по обществознанию 11 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector