Шакарим Кудайбердиев: биография и философия
Шакарим Кудайбердиев — талантливый казахский поэт, гуманист и философ. Он пережил две революции, гражданскую войну и становление советского Казахстана. Поэт и философ подвергался гонениям, был вероломно убит, после смерти забыт, а его труды уничтожены. Прикоснемся к страницам летописи жизни и творческого наследия великого сына Казахстана.
Шакарим Кудайбердиев: биография писателя
Род Тобыкты был благословлен рождением мальчика в семье Кудайберды — старшего брата Абая Кунанбаева. 11 июля 1858 года Толебике родила сына. Мальчика назвали Шакарим. Радостное событие произошло в Кен-булаке. В царские времена эта территория относилась к Чингизской волости.
Так в мир пришел Шәкәрім Құдайбердіұлы — мудрец, поэт и историк, путешественник, преемник Абая.
В пятилетнем возрасте Шәкәрім стал учеником муллы. От него мальчик узнал основы арабского и персидского языков. Семилетний рубеж ребенка ознаменовался трагедией: он остался сиротой. Его забрал на воспитание дядя Абай.
Величайший казахский поэт Абай стал духовным наставником и учителем Шакарима. Мудрый и талантливый человек, он рассмотрел в племяннике задатки творческой личности и направил его развитие в нужное русло.
Шакарим рос и формировался в атмосфере любви к слову, науке, музыке и риторике. Развитие Кудайбердиева было всесторонним. Круг его интересов составляли не только духовные и философские трактаты, но и античные и современные художественные тексты, география, естественные науки, история, физика.
Юноша освоил азы изобразительного искусства и резьбы по камню. Он научился моделировать и шить одежду, создавал музыкальные инструменты (домбры, скрипки), умело управлялся с лошадьми, охотился с беркутом.
Уже в юном возрасте он начинает писать стихи, сочинять трактаты. В 20 лет Шакарим становится волостным управителем. Сталкиваясь по роду службы с тяжбами и спорами, молодой человек приходит к мысли о необходимости упорядочить отношения между родами и разными слоями общества. Демократизм Абая стал источником вдохновения, основой творчества и деятельности Шакарима Кудайбердиева.
Административная деятельность открыла для него болевые точки казахского народа, которые мешают ему развиваться и самоопределяться, — чванство богачей и невежество степных жителей. Поиски своего пути, сомнения и душевные терзания этого периода жизни Кудайбердиев описал в поэме «Жизнь Забытого».
Шакарим очень быстро понял, что становится рабом должности, поэтому в 1898 году оставил административные обязанности и посвятил себя творчеству и путешествиям.
При материальной поддержке Абая и по его настоятельным рекомендациям Шакарим посетил Турцию, где изучал древние тексты в Стамбульской библиотеке, Аравию, совершил паломничество в Мекку.
Во Франции Кудайбердиев особое внимание уделил богатому собранию древних книг, что хранятся в Парижской библиотеке. По совету дяди изучал творчество Льва Толстого и Александра Пушкина.
Его увлекли произведения арабских писателей Хафиза, Физули, Навои. Знакомится он с творчеством английских и американских писателей и поэтов эпохи романтизма.
Драматический поворот в судьбе Шакарима случился в 1904 году. Тогда умер Абай и два его сына — талантливые поэты Акылбай и Магауия. Это стало большим потрясением для Кудайбердиева. На некоторые время он удаляется от мира. Более десяти лет поэт и мыслитель живет отшельником в горах Чингистау. Он посвящает себе науке и творчеству.
В начале 1920-х гг. поэт возвращается и поселяется в городке Шакпан. Кудайбердиеву импонирует процесс национального возрождения, охватившего казахскую интеллигенцию. Поэтому он становится участником национально-освободительного движения «Алаш».
Поэт погиб в возрасте 73 лет. Он стал одной из многих жертв советского режима. Трагедия случилась осенью 1931 года. Расстреливали Кудайбердиева чекисты из группы Карасартова. Философ путешествовал с небольшим отрядом конных путников, которых чекисты приняли за повстанцев и расстреляли. Шакарим был смертельно ранен, его раздели, связали и бросили в колодец.
Власть быстро сфабриковала дело, в котором великого мыслителя и поэта осуждали за антисоветскую деятельность, хотя, по свидетельствам очевидцев, на склоне лет Шакарим Кудайбердиев искал уединения. Мудрый человек с поэтичной душой, он стремился помочь окружающим, предпочитал писать стихи и заниматься охотой.
Все его труды, фотографии, кроме одной, были сожжены. Убийцы посчитали, что имя Шакарима Кудайбердиева навсегда сотрется из памяти народа и канет в Лету. Но через 30 лет нашелся тот, кто поведал о тайном захоронении. Этот человек указал сыну поэта — Ахату Кудайбердиеву — на последнее пристанище его отца.
В 1958 году была создана комиссия, которая рассмотрела дело Шакарима Кудайбердиева и посмертно реабилитировала его. Летом 1961 года сын философа перезахоронил останки отца. Местом упокоения стал аул Жидебай. Могила Кудайбердиева находится рядом с могилой наставника и учителя — Абая.
Так вернулось имя великого хаджи Шакарима и стали возвращаться его рукописи. Его именем назван университет, установлен памятник в городе Семей. В 2008 году был издан трехтомник произведений.
Шакарим Кудайбердиев: философия и лирика
Основная цель жизни и творчества великого казахского мыслителя — поиск пути познания истины. Главные темы его произведений — свобода личности, моральность, духовное развитие.
Его наследие составляет лирика, философские эссе, переводы. Шакарим Кудайбердиев — автор философского произведения «Три истины», в котором изложена квинтэссенция этической системы, ценностей и эстетических приоритетов.
Кудайбердиев входил в литературный кружок Абая, в котором, кроме него, состояли сыновья основателя казахской литературы. Уже в 14 лет юноша проявил поэтические способности. В этот период он пишет стихи, которые обладают огромным музыкальным потенциалом. Такими свойствами наделена практически вся лирика Шакарима.
Обладая музыкальными способностями (Кудайбердиев писал еще и музыку), он легко рифмовал размышления о добре и зле, жизни и смерти, духовности, делая их запоминающимися и легкими для восприятия.
Душа его лирических произведений — это мировоззрение поэта, его философская концепция. Ее суть изложена в трактате «Три истины». Это произведение Кудайбердиев писал тридцать лет.
В нем представлен триединый подход к пониманию мира и человека: материализм, теология и совесть. Их синтез открыл великому мыслителю тайну истины. Философ пришел к пониманию того, что суть бытия живет в душе каждого человека. Это его совесть, которая объединяет скромность, доброту и справедливость. Именно это качество — первейшая потребность человеческой души.
В своей философской лирике («Зеркало казахов», «Калкаман-Мамыр» и «Енлик-Кебек») поэт неоднократно обращается к темам самопознания человека, к идее его духовного совершенствования, сохранения внутренней свободы как обязательного условия для развития личности. Вокруг этих идей вращаются поэтические размышления Шакарима в духе суфизма о жизни и смерти, этических идеалах и ценностях человека и современного общества («Записки Забытого», «Нартайлак и Айсулу» и «Смерть Кодара»).
С этими мотивами лирики неразрывно связаны размышления поэта о личности человека и пути ее формирования. Шакарим Кудайбердиев отказывается от революционных изменений в индивидууме.
В поэзии и философских размышлениях он высказывает мысль о необходимости внутреннего перерождения человека путем облагораживания души и формирования духовных потребностей. В «Саде подснежников» мыслитель указывает на необходимость нравственного воспитания молодежи и усмирения ее эгоистических порывов. Тогда родится свободная и высокоморальная личность.
Его творчество представлено такими направлениями:
Шакарим — автор поэтического перевода пушкинских «Метели» и «Дубровского». Известен он как переводчик рассказов Льва Толстого, романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Его вольное изложение поэмы Физули «Лейли и Меджнун» отличается своеобразием и тонким лиризмом. Также популярными стали басни, афоризмы и загадки Шакарима.
Лирика и философия великого казахского мыслителя и поэта Шакарима Кудайбердиева — целостная система духовного пути человека. Прислушивайтесь к советам мудреца, насладитесь глубокими и прекрасными поэтическими образами выдающегося лирика: возможно, в них найдете ответ на важные жизненные вопросы.
Помните о великих сынах Казахстана!
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
20 интересных фактов о Шакариме Кудайбердыулы
Шакарим Кудайбердыулы – казахский ученый, внесший значительный вклад в развитие казахской литературы, воспитанник великого Абая. В этой связи предлагаем читателям портала познакомиться с интересными фактами из жизни Шакарима Кудайбердыулы.
1. В конце ХІХ века Шакарим своим стремлением к знаниям, науке попал в поле зрения Абая. «Когда тебе исполнится 40 лет, я отправлю тебя за границу, для того, чтобы ты восполнил и расширил свои знания о религии и истории стран. Труды древнегреческих ученых ты найдешь в Стамбуле, священные Мекка и Медина обогатят тебя древнеарабской наукой, в библиотеке Египта, построенной Александром Македонским, познакомишься с трудами ученых разных эпох. Тебе необходимо побывать в вышеназванных 4 городах. Все расходы я беру на себя», – так говорил великий Абай. Однако, безвременные кончины сыновей Кунанбая и Абая – Оспана, Абдрахмана, Шаке и других, легли тяжелой ношей на плечи Абая. Он сожалел, что не смог выполнить данное обещание.
2. Сын Шакарима – Суфиян, рожденный от первой жены Мауен, скончался в 20-х годах ХХ века.
3. От второй жены Айганша у Шакарима было 5 сыновей и 2 дочки. Без суда и следствия старший сын Шакарима Капыр (Гафур) был заточен в тюрьму. В тюремной камере он сам себе перерезал горло.
4. Другие дети Шакарима остались сиротами. Однако местные завистники не давали и им покоя. Об этом в своих воспоминаниях пишет Камила Капыркызы: «В 1931 году, после того как в степи убили нашего дедушку Шакарима, нас: меня и мою маму Макей, как представителей рода богачей-кулаков заключили под стражу и отправили в Карауыл. Там нас закрыли в заброшенном, темном доме. Мне тогда было 13 лет, и я многого не понимала. Запомнила лишь холод, пробирающий до костей и заброшенный дом, полный крыс. В ту ночь мы не сомкнули глаз. А впереди нас ждало еще одно испытание – допрос. И тогда Чингистау, видневшийся издалека, казался мне самым страшным местом на земле. Живя вдали от Родины, я вспоминала родную землю, родственников, но мне не хватало смелости вернуться туда. Когда приезжала в Абайский район, то посещала лишь могилы Абая и Шакарима в Жидебае. Оттуда до Карауыла рукой подать, но я возвращалась обратно в Талдыкорганскую область».
5. У Шакарима было 2 жены. Первая жена умерла во время конфискации, а сын от нее умер из-за болезни. От второй жены у Шакарима было 4 сыновей – Капыр, Кабыш, Ахат и Зият.
6. Капыр и Баязит, не вытерпев издевательств в тюрьме, наложили на себя руки.
7. Поэт-композитор Кабыш Шакаримулы скончался от голода. Тело его было найдено в степи. За голенищем сапога Кабыша нашли потрепанную тетрадь, где были записаны его последние стихи. В своих стихах Кабыш пишет, как он хочет повидаться с родственниками и как он хочет вдоволь наесться хлеба.
8. Ахат Шакаримулы был сослан в Сибирь. Когда вышел лозунг «Дети не должны отвечать за отцов» он написал письмо напрямую Сталину, и в конце концов получил свободу. О том, какие трудности он пережил, красноречиво могут рассказать три попытки суицида (1931, 1932, 1937 гг). В последний раз, в 1937 году, казалось, все должно было привести к прекращению мучений: Ахат вонзил себе в грудь иглу, но … остался жив. Впоследствии выяснилось, что острие иглы чудом остановилось, достигнув околосердечной сумки. В Семее до сих пор живы врачи, которые делали Ахату Кудайбердиеву рентгеновские снимки, где отчетливо видна игла.
9. Младший сын Шакарима – Зият, в 1931 году по совету отца, взяв свою долю от наследства отца, откочевал в Китай. В 1934 году в городе Сарысумбе окончил краткосрочные учительские курсы. В 1935 году возглавлял отдел казахско-киргизского просвещения в г. Урумчи, руководил литературным отделом казахской редакции газеты «Синь-Цзянь». В 1937 году во время правления Чинсисай был арестован по доносу, и пропал без вести.
10. Ахат Кудайбердыулы пишет так: «Когда Шакарим был волостным, к нему пришел аульный учитель. Он просил помощи у Шакарима. Учитель хотел жениться на любимой девушке, а родители девушки засватали ее за богатого. Шакарим решил проблему в пользу влюбленных, но партийные деятели не согласились с его решением и объявили Шакариму бойкот. После этого Шакарим ушел в отшельничество».
12. Кроме этого, существуют еще две версии. По одной из них, ГПУ организовало это гнусное убийство, второго октября убив 70-летнего аксакала; оставили на месте убийства подаренный Абаем винчестер, также рядом уложили убитую лошадь Олжабая Шалабаева. По второй версии поэт-философ погиб от рук чекиста, когда повернулся к нему спиной. Но как бы то ни было, тело Шакарима было сброшено в осушенный колодец.
13. Акт о смерти Шакарима-кажы Кудайбердыулы, руководителя восстания, бывшего волостного, религиоведа, был сфабрикован. Все труды Шакарима были сожжены. Истопник ГПУ сохранил одну-единственную фотокарточку Шакарима.
15. О последних часах жизни Шакарима пишет Бердеш Азимбаев: «Я и еще несколько родственников приехали к Шакариму в Шакпак, чтобы проведать его, заодно поохотиться. Когда мы охотились, раздались выстрелы. Тут Шакарим сказал: «Наверное, это тот отряд, который преследует повстанцев. Подождите меня здесь, я скажу им, что мы безоружны». Когда раздался второй выстрел, мы поняли, что Шакарим убит, но, испугавшись, ускакали прочь, пересекли китайскую границу».
16. По воспоминаниям Хамита Ергалиева, в 1959 году после реабилитации Шакарима Кудайбердыулы, Абзал Карасартов приходил в Союз писателей Казахстана бил по столу, и требовал привлечь к ответственности лиц, которые хотят реабилитировать главаря банды.
17. «Шакарим» – наследие, оставленное нам от «грамотных» людей ОГПУ и НКВД сталинского периода. Настоящее имя поэта – Шаһкарим. В книге, опубликованной в 1911 году на главной странице написано именно это имя. Этим же именем подписаны его труды, опубликованные в журнале «Айкап», газете «Қазақ», в письмах к Сабиту Муканову. И на надгробном памятнике написано имя «Шаһкарим».
18. Согласно данным за 1914 год, в зимовке Шакарима было несколько юрт на 16 человек и жилые помещения. В его хозяйстве было более 400 голов овец, 8 верблюдов.
19.Голландец Альвин Эрнестович Бимбоэс первым переписал на ноты песни Шакарима. В его сборнике «Музыкальная этнография» напечатаны две песни Шакарима под названиями «№ 1 Шакарим», «№ 2 Шакарим».
20. Он познакомил казахских читателей с образцами лучшей русской, западной литературы. Он высоко ценил творения Льва Толстого, всю жизнь считал себя учеником Толстого. Переписывался с ним. Переводил его труды на казахский язык.
На определение готовности к обучению Задания с выбором одного правильного ответа
Сравните величины A и B между собой.
A) величина A больше
B) две величины равны
C) величина B больше
D) отношение между величинами не может быть определено на основе
информации, представленной в примере
4. Возвращаясь домой из сада, Нурлан и Самат взяли с собой несколько
яблок. По пути они встретили Берика, которому Нурлан дал одно яблоко, а
Самат – два. После этого у всех трех приятелей количество яблок оказалось
5. Городская агломерация (конурбация) – группа близко расположенных и
тесно связанных между собой городов. Именно такие города, как Большой
Лондон и Большой Париж образуют единое целое благодаря экономическим
и культурно-бытовым связям, общим крупным инженерным сооружениям,
На основе анализа содержания текста определите вид информации,
представленный во второй части текста.
A) вводная информация
6. Городской ветер – в больших городах ветер ведёт себя совсем не так, как в
окружающих город сельских районах. К основным особенностям городского
— скорость воздушных потоков на 30% ниже, чем не застроенных
— периоды безветренной погоды случаются на 1-20% чаще;
— иногда ветры могут достигать очень большой силы из-за создаваемого
зданиями сквознякового эффекта.
На основе анализа содержания текста определите вид информации,
представленный во второй части текста.
четырех стульев не хватит. Если же их расставить по 24 стула в ряд, то 12
стульев останется. Определите, сколько всего стульев.
8. Стрелки часов показывают полдень. Найдите через сколько часов они
встретятся в следующий раз.
9. Два крана, работая вместе, загрузили баржу за 6 ч. Найдите время
разгрузки баржи каждым краном, если один из них разгружает на 5 ч быстрее
10. Определить на сколько нулей оканчивается произведение 1•2•3•4•…•37.
11. В автоинспекции города N подсчитали, что число легковых автомобилей
увеличивалось в последние годы на 15 % ежегодно. Определите, во сколько
раз увеличится число легковых автомобилей за пять лет, если эта тенденция
A) примерно в 1,5 раза
B) примерно в 2,5 раза
C) примерно в 5 раз
D) примерно в 3 раза
E) примерно в 2 раза
12. Укажите функцию, график которой изображен на рисунке
, используя график функции
16. Противоположность каких понятий приводится в данном рассуждении?
A) природа и культура
B) наука и философия
C) управление и подчинение
D) искусство и религия
E) культура и цивилизация
17. Отдельные черты личности, которые сами по себе еще не являются
патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать
развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой
выраженности у психопатов и невротиков, называются …. Вставьте
18. Согласно философскому определению, дедукция – один из методов
познания, переход от общего знания о предметах данного класса к
единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса. Дедуктивные
основе[…]закономерностей ещё не наступивших фактов, в обосновании,
доказательстве тех или иных положений, а также при проверке намечаемых
предположений, гипотез. Благодаря Дедукции в науке были сделаны важные
открытия: так, на основе закона всемирного тяготения и опытных данных о
движении планеты Уран была открыта планета Нептун.
Заполните пропуск, отмеченный многоточием в квадратных скобках.
19. «О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И опыт,
сын ошибок трудных, / И гений, парадоксов друг, / И случай, бог
Какой популярной телепередаче 1973 – 2012 гг. эти строки служили
A) «Очевидные достижения».
B) «Очевидность невероятного».
C) «Очевидные открытия».
D) «Очевидное – невероятное».
E) «Очевидное – тайное».
20. Механизм подражания в своей основе является у человека врожденным.
Подражание является для высших животных важным механизмом
Не меньшую роль оно играет и в процессе социализации человека.
Почти весь человеческий опыт ребенок до трехлетнего возраста приобретает
в общении с окружающими людьми через подражание.
Внушение можно рассматривать как процесс, в результате которого
происходит неосознанное воспроизводство человеком мыслей, чувств,
психических свойств и состояний других людей, с которыми он общается.
Социальная фацилитация — это положительное стимулирующее
влияние поведения одних людей на деятельность других, совершаемую в их
присутствии или при их непосредственном участии. В результате социальной
фацилитации действия человека становятся более раскованными, а
мыслительные процессы протекают свободнее, активнее и интенсивнее
(слово «фацилитация» в переводе с английского языка на русский означает
«облегчение»). В наибольшей степени социальная фацилитация у человека
проявляется в кругу близких и знакомых людей. В обществе чужих людей,
порождающих чувство тревоги и беспокойства, нередко наблюдается
поведения и психических процессов субъекта общения. Это — социальная
ингибиция(данное слово в переводе означает торможение).
Много внимания в социальной психологии уделялось изучению, такого
механизма социализации, как конформность. Конформным называют
поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с
окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-
либо конъюнктурных соображений (личной выгоды в ущерб следованию
истине). Конформность — это приспособленчество, следование чужому
мнению, заранее и сознательно рассчитанное на то, чтобы не создавать себе
лишних трудностей в общении и взаимодействии с людьми, добиться
поставленных целей, погрешив против истины.
Какой из механизмов социализации является осознанным?
C) социальная фацилитация
D) социальная ингибиция
и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы
психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и
изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они
решаются философско-умозрительно. Да и сам человек, как мы выяснили, не
есть полностью биологическое существо, он обитает между природой и
обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой
причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только
методами какой-либо одной науки.
Многие проблемы психологии современного человека, такие, как
личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия
и моральные ценности, выступают как общие и для психологии
(социальной), и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало
вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-
экспериментальным путем, но которые, тем не менее, приходится решать.
При столкновении с такими проблемами психологи вынуждены
обращаться к философии, вырабатывать самим или пользоваться теми
умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки, в
данном случае философии.
Сделайте анализ данного текста и выделите ту проблему, которую можно
отнести к традиционно философско-психологическим?
A) сущность и происхождение человеческого сознания
B) совпадение диалектики, логики и теории познания
C) диалектика абсолютной и относительной истины
D) ассиметрия полушарий головного мозга
E) статус личности в группе
22. Гегель полагал, что «философии не приписывается, подобно религии, в
качестве содержания твердо определенная с самого начала истина…
Содержание же христианства, которое есть истина, оставалось, как таковое,
Выберите тот вариант ответа, который по смыслу и контексту приведенной
цитаты наилучшим образом отражает отличие религии и философии.
A) Не следует приписывать философии претензию на истинность знания.
B) Философы не могут определить истину, которую твердо знает религия.
C) Христианство истинно, а философия истины не имеет.
D) Недогматичность философии и догматичность религиозной веры.
E) В философии нет истинного знания, а в религии есть истина.
проявлений? К чему стремится человек и чего он может достичь, строя
формы своего общественного бытия? Каково отношение социальной жизни к
последним основаниям и ценностям, лежащим в основе жизни вообще? –
Предметную область какой отрасли философии объяснял через эти вопросы
A) Социальная философия.
B) Философия социального познания.
C) Философская онтология.
D) Философская антропология.
E) Философия истории.
24. В одном из популярных учебников о концепциях естествознания
говорится: «Конечно, ученые не могут «выдворять» из сферы научного
познания те или иные аномальные объекты. В истории науки множество
примеров радикальных качественных сдвигов в способах познания при
попытках осмысления и объяснения именно аномальных явлений. Ученый
всегда должен быть открыт новым нетрадиционным, нестандартным
поворотам мысли и объектам познания».
Какую принципиально важную, фундаментальную черту науки из
предлагаемых ниже можно выделить, исходя из анализа приведенного
A) Открытость науки, как системы знания, новому, нетрадиционному.
B) Качественные сдвиги в науке зависят от исследования аномалий.
C) История науки полна всяческих неожиданностей.
D) Нельзя науке забывать об «аномальных объектах».
E) Радикальные изменения в науке – дело нетрадиционное.
25. Шакарим писал: «Говорят, найди себе кумира для подражания. кумиром
для меня стал покойный Абай. Следуя ему, рано отстранился я от
межродовой распри и унизительных междоусобиц, избрал путь истины и
справедливости, занялся науками».
О каком роде своих занятий так или иначе говорит Шакарим?
B) О самообразовании.
C) О научном поиске образца жизни.
E) О «социальном аскетизме».
26. Современный технологический уклад – важнейшее звено любой
Биотехнологии, информационные технологии, нано-технологии… Что
общего между этими видами технологий?
A) Это – технологии, которые стимулируют рынок потребления.
B) Это – технологии, требующие особых затрат и ресурсов.
C) Это – важные элементы инновационной составляющей в современной
D) Это – важные цепочки инновационной производственной структуры.
E) Это – важные компоненты расходной части промышленного бюджета.
27. Известно свидетельство встрече Диогена Синопскоого с Платоном:
«Однажды Платон увидел Диогена, промывавшего овощи, и сказал ему тихо,
на ухо: «Если бы ты оказывал услугу Дионисию [тирану], то не промывал бы
овощей». На это Диоген ответил Платону также на ухо: «Если бы ты
промывал овощи, то тебе не пришлось бы оказывать услуг тирану
Отметьте тот вариант ответа, который наиболее полно, наилучшим образом
отражает существо ситуации в приведенном фрагменте:
A) Свобода личного выбора линии жизни, свобода как таковая.
B) Кинику Диогену с его философией не годится служить тирану.
C) О служении – не служении тирану лучше говорить тихо, на ухо.
D) Диоген придумал этот диалог, он не был знаком с Платоном.
E) «Быть или не быть?», – как Гамлетовский вопрос.
28. Мартин Хайдеггер в работе «Время картины мира» пишет следующее:
«На Рейне поставлена гидроэлектростанция… Рейн теперь есть …
гидроэлектростанции. Чтобы хоть отдаленно оценить чудовищность этого
обстоятельства, на секунду задумаемся о контрасте, звучащем в этих двух
именах собственных: «Рейн», встроенный в гидроэлектростанцию для
производства энергии, и «Рейн», о котором говорит произведение искусства,
одноименный гимн Фридриха Гёльдерлина».
О контрасте между чем и чем говорит Хайдеггер?
A) Между возможностями использования природной силы реки Рейн
B) Между задачами промышленного производства и поэзии, искусства
C) Между «производственным» и поэтическим восприятием природного
D) О контрасте между словоупотреблением в XIX и XX веках
E) Между обликами ландшафта до и после установления ГЭС на Рейне
ничего научного. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент
целого. ». Он же утверждал: «Каждая часть философии есть философское
целое, замкнутый в себе круг. ».
Что прямо или неявно критикует Гегель в этих суждениях?
A) Отсутствие системности и целостности в философии.
B) Ненаучность замкнутых частей философии.
C) Нарушение целостности философского знания.
D) Бессистемность в философии как признак ее ненаучности.
E) Гегель здесь ничего не подвергает явной или неявной критике.
30. Какую методологическую установку следует применить, чтобы глубоко
понять разницу в «духовном контексте», который может быть сокрыт за
словами этих суждений?
на определение готовности к обучению завершен