о каком характере проводимой фискальной политики свидетельствует введение нового налога сдерживающей

Содержание
  1. Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)
  2. Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?
  3. Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?
  4. Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика
  5. Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?
  6. Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?
  7. Итоги
  8. Что такое бюджетно-налоговая политика государства
  9. Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
  10. Основные инструменты налогово-бюджетной политики
  11. Плюсы и минусы фискальной политики
  12. Итоги
  13. Фискальная политика
  14. Что такое Фискальная политика?
  15. Ключевые моменты
  16. Понимание фискальной политики
  17. Политика расширения
  18. Быстрый факт
  19. Недостатки расширения
  20. Сдерживающая политика
  21. Фискальная политика государства
  22. 12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы
  23. 12.2. Виды и эффективность фискальной политики
  24. Выводы
  25. Основные термины и понятия
  26. Контрольные вопросы и задания
  27. Тесты

Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)

Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это политика:

Основная задача дискреционной бюджетно-налоговой политики заключается в сознательном целенаправленном создании дефицита госбюджета или его профицита посредством:

Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.

Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Особенности госрегулирования налоговой сферы изучайте с материалом «Налоговая политика государства на 2022–2024 годы».

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, государство применяет один из двух видов дискреционной бюджетно-налоговой политики:

Об особенностях данных видов расскажем в следующем разделе.

Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?

Сдерживающая (рестриктивная) дискреционная бюджетно-налоговая политика необходима в период «перегрева» экономики и интенсивных инфляционных процессов.

Для ситуации «перегрева» экономики характерны:

Знакомьтесь с алгоритмами расчета финансовых коэффициентов, связанных с процессом привлечения заемных денег, с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Последствия «перегретой» экономики носят негативный характер, поскольку:

Одним из инструментов, способствующих предотвращению таких негативных последствий, является своевременное проведение государством мероприятий в рамках сдерживающей дискреционной бюджетно-налоговой политики. Среди таких мероприятий можно назвать:

В результате осуществления указанных мероприятий достигается состояние бюджетного излишка, направляемого на погашение госдолга или изымаемого из обращения.

Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика

Стимулирующая фискальная политика может проводиться, если страна:

Признаки кризисных явлений в экономике:

Как международные нормы предписывают оформлять финансовую отчетность в ситуации гиперинфляции — узнайте из материала «МСФО № 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

В таких условиях необходимо стимулировать:

Для достижения этих целей проводится стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика, предусматривающая:

Результатом проведения такой политики является увеличение объемов производства и рост благосостояния населения страны.

Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?

Основное отличие дискреционной и недискреционной бюджетно-налоговой политики (БНП) состоит в механизме реализации БНП, заключающейся:

Автоматическое действие недискреционной БНП позволяет правительству не предпринимать каких-либо специальных мер и основано на действии встроенных стабилизаторов, предназначенных для:

Можно назвать несколько групп встроенных стабилизаторов недискреционной БНП, например:

Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?

БНП влияет на экономику не сразу, а через определенные временные промежутки (лаги). Лаг — это термин, означающий отставание или запаздывание.

Принятая в экономике классификация предусматривает 2 группы лагов:

Для дискреционной БНП характерен длительный внутренний лаг.

Существуют и иные классификации лагов — относительно дискреционной БНП можно обозначить следующие их виды:

Длительность каждого из указанных лагов дискреционной БНП зависит от множества факторов: масштабов макроэкономических проблем, степени эффективности принятых решений по их урегулированию и др.

Итоги

Дискреционная бюджетно-налоговая политика способствует преодолению макроэкономических проблем посредством целенаправленных действий государства. В зависимости от фазы, в которой находится экономика, применяются те или иные комплексы мероприятий в рамках дискреционной бюджетно-финансовой политики — стимулирующие экономические процессы или сдерживающие их.

Источник

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

Читайте также:  chapman сигареты голд какой вкус

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Источник

Фискальная политика

Опубликовано 14.07.2021 · Обновлено 15.07.2021

Что такое Фискальная политика?

Ключевые моменты

Понимание фискальной политики

Налогово-бюджетная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая опровергала предположения классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.

В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы – это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта.По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.1

Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.

Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и / или меньше платить налоги, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор излишне оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и / или больше платить налоги, чтобы снизить совокупный спрос.

Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой бюджетный дефицит во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как экспансионистская или сдерживающая фискальная политика соответственно.

Политика расширения

Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, за счет строительства большего количества автомагистралей это может увеличить занятость, стимулируя спрос и рост.

Быстрый факт

Основатель налогово-бюджетной политики Джон Мейнард Кейнс утверждал, что страны могут использовать политику расходов / налогообложения для стабилизации делового цикла и регулирования экономического производства.

Недостатки расширения

Политика экспансии также популярна – до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются лица, определяющие политику, обычно наблюдается постоянный уклон в сторону более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».

Сдерживающая политика

Там, где экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, так как она крайне непопулярна в политическом отношении. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению экспансионистской или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита с целью сдерживания инфляции.

Источник

Фискальная политика государства

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетно-налоговой политикой. После второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.

12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается. При этом государственные закупки, непосредственно присоединяясь к потребительским и инвестиционным расходам, оказывают и по величине, и по направленности такое же влияние на экономику, что и инвестиции. Что касается трансфертных платежей, то они, участвуя в формировании личных доходов, отражаются на потребительских расходах.

Влияние государственных закупок на национальный объем производства (ВНП) показано на рис. 12.1.

word image 387

Валовой национальный продукт (доход)

Рис. 12.1. Влияние государственных закупок на национальный

объем производства (ВНП)

При совокупном спросе, включающем потребительские и инвестиционные расходы (AD1 = С + I), макроэкономическое равновесие достигается при ВНП, равном Qе 1. Присоединение к частным расходам государственных закупок (AD2 = С + I + G) увеличивает совокупный спрос (AD2 > AD1) и стимулирует расширение национального объема производства. В этом случае макроэкономическое равновесие достигается при Qе 2 (Qе 2 > Qе 1).

Таков краткосрочный эффект государственных закупок. Однако в долгосрочном плане последствия возрастания государственных закупок иные. Рост доходов (как следствие возрастания государственных закупок) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных закупок может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в экономике возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина «вытеснения» зависит от уровня процентной ставки.

Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. При этом, однако, надо иметь в виду, что абсолютное изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Расширение совокупного спроса в результате увеличения потребления стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.

Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов и рост безработицы.

Анализируя влияние изменения налогов на экономику, необходимо рассмотреть два случая: 1) когда правительство взимает аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и 2) когда взимаются пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к соответствующему сокращению потребления:

С – уровень потребления;

C уровень потребления при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае общая сумма налоговых выплат равна t(Y), где t – налоговая ставка. Величина располагаемого дохода тогда составит:

а потребление соответственно:

Читайте также:  какие правила въезда на кипр для россиян в 2021

Влияние введения налогов на объем национального производства представлено на рис. 12.2.

word image 388

Рис. 12.2. Влияние налогов

на объем национального производства

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.

Рост государственных расходов ведет к росту ВНП, причем росту большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВНП и доходов на величину большую, чем уменьшились правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Последний «сильнее», больше первого. Дело в том, что, как уже отмечалось, правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. Что касается налогов, то они, воздействуя на величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Отсюда налоговой мультипликатор (MRT) зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению МРС к предельной склонности к сбережению MPS:

Отсюда изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно:

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов (правительственных расходов).

Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводите эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Разберем следующий пример. Налоги и правительственные расходы увеличились одинаково – на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8. Тогда: мультипликатор правительственных налогов равен 5[1 : (1 – 0,8)], а налоговый мультипликатор – 4(0,8 : 0,2). Отсюда следствием увеличения налогов станет снижение ВНП на 400 ден. ед. (100 × 4), а следствием расширения правительственных закупок – увеличение ВНП на 500 ден. ед. (100 × 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и правительственные расходы – на 100 ден. ед. (500–400). Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

12.2. Виды и эффективность фискальной политики

Изменения в налогах и правительственных расходах, следовательно и состояние бюджета, могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) на основе изменения экономической ситуации в стране, либо в результате целенаправленных мероприятий законодательной или исполнительной власти. В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную (политику встроенных стабилизаторов) и дискреционную политику.

Недискреционная политика основана на том, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменения экономической конъюнктуры автоматически вызывают изменения в относительных уровнях налогов и госбюджетных расходов. Подоходный налог, пособия по безработице изменяются автоматически в зависимости от расширения или сокращения производства и доходов.

Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении налоговые изъятия автоматически уменьшаются, что при прочих равных условиях смягчает последствия падения доходов и сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать, расширить объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение налогового мультипликатора. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный дефицит становится спутником падения производства.

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска, препятствует «перегреву» конъюнктуры. Способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматически действующим фактором, стабилизирующим экономику.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости (отчисления в фонд занятости осуществляются постоянно, независимо от состояния экономики) не расходуется и оказывает сдерживающее влияние на совокупные расходы, в период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются (выплаты безработным увеличиваются), поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – ив сторону повышения, и в сторону понижения.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой. Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

• изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;

• осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;

• реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

При проведении фискальной политики упор может делаться либо на изменение расходов, либо на изменение налогов. Выбор основного инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам, если это «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.

В заключение, оценивая действенность, эффективность фискальной политики, необходимо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами:

• изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимое для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, такими как необходимость укрепления обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований и т.п.;

• положительные результаты фискальной политики дает в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам;

• фискальной политике характерен так называемый эффект запаздывания. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно- налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры), затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

Читайте также:  на какую гору нельзя подняться женщинам

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

Выводы

1. Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост.

2. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения величины налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. При этом, если мультипликатор государственных закупок равен мультипликатору инвестиций и представляет coбой величину, обратную предельной склонности к сбережению, то налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором располагаемый доход делится между потреблением и сбережениями. Если налоги и правительственные расходы изменяются на одинаковую величину, то ВНП изменяется на ту же величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

3. По характеру действия инструментов фискального регулирования различают недискреционную и дискреционную политику. Первая основана на автоматизме действия прогрессивных налогов и пособий по безработице. Их автоматическое изменение при изменении экономической конъюнктуры оказывает стабилизирующее воздействие на ВНП и занятость. Дискреционная политика предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, национального объема производства и отражающихся на доходной или /и расходной частях государственного бюджета. К дискреционной политике относят: решения о принятии или отмене определенных видов налогов, изменения налоговых ставок, осуществление программ занятости и других социальных программ, индексацию доходов и т п.

4. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса, предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка.

5. Хотя фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы); наличие «эффекта запаздывания».

Основные термины и понятия

Фискальная политика, мульпликатор правительственных закупок, мультипликатор налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета, недискреционная политика, дискреционная политика, встроенные (автоматические) стабилизаторы, стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть фискальной политики государства и каковы ее основные инструменты? Какие цели преследует фискальная политика?

2. Каковы последствия изменения бюджетных расходов (налогов) для экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах?

3. Что характеризуют фискальные мультипликаторы? Каковы их значения? Почему изменения в государственных закупках оказывают большее влияние на совокупный спрос, чем изменение налогов? Предельная склонность к потреблению 0,6. Чему равны мультипликатор правительственных расходов и налоговый мультипликатор?

4. Чему равно потребление, если при доходе в 1000 ден. ед. и предельной склонности к потреблению, равной 0,8, правительство вводит а) аккордный налог, равный 20 ден. ед.; б) устанавливает ставку налога на уровне 10%?

5. Как изменятся совокупные расходы, если правительство вводит налог, равный 200 ден. ед., и одновременно увеличивает государственные расходы на 200 ден. ед.? Предельная склонность к потреблению равна 0,8.

6. Равновесный объем ВНП равен 1000 ден. ед. Предельная склонность к потреблению – 2/3. Как изменится объем ВНП, если государственные закупки возрастут на 100 ден. ед.?

7. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если сумма государственных закупок не изменится, а вводится аккордный налог, равный 100 ден. ед.? Предельная склонность к потреблению равна 0,75.

8. Пусть правительственные расходы и налоговые изъятия увеличатся на равную величину – 100 ден. ед., предельная склонность к сбережению – 0,25. Как изменится ВНП? Что произойдет с государственным бюджетом?

9. Что такое встроенные стабилизаторы? Объясните, как они действуют. В чем отличия дискреционной политики от действия встроенных стабилизаторов? Каковы основные формы дискреционной политики? Объясните механизм их действия.

10. Что такое стимулирующая и сдерживающая фискальная политика? Как следует изменять правительственные расходы и налоги в условиях спада? Каково должно быть состояние бюджета?

11. Как следует изменять правительственные расходы и налоги в условиях инфляции? Каково должно быть состояние бюджета? Какую фискальную политику следует проводить в России сегодня?

12. В чем Вы видите ограниченность механизма фискальной политики? Что снижает ее эффективность?

Тесты

1. Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется:

в) политикой распределения расходов;

г) антикризисной политикой.

2. Увеличение правительственных расходов в краткосрочном периоде приводит к: •

а) снижению совокупного спроса;

3. Государственные расходы увеличивают реальный объем производства только в том случае, если:

а) направляются на покупку товаров и услуг;

б) не вытесняют реальные частные расходы;

в) финансируются за счет займов в частном секторе;

г) сопровождаются увеличением предложения денег.

4. Снижение налогов в краткосрочном периоде приводит к:

а) снижению совокупного спроса;

5. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор правительственных расходов равен:

6. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор равен:

7. Согласно концепции мультипликатора сбалансированного бюджета равное сокращение налогов и государственных расходов:

а) не изменит уровень национального производства и дохода;

б) увеличит уровень национального производства и дохода;

в) снизит уровень национального производства и дохода;

г) приведет к возникновению бюджетного дефицита.

8. Налоги и правительственные расходы сократились на 500 ден. ед. Предельная склонность к потреблению – 0,75. Валовой национальный продукт:

а) увеличится на 1500 ден. ед.;

б) увеличится на 2000 ден. ед.;

в) сократится на 2000 ден. ед.;

г) сократится на 500 ден. ед.

9. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если правительственные закупки возрастут на 2 млрд. долл.? Предельная склонность к потреблению – 0,75.

а) уменьшится на 4 млрд. долл.;

б) увеличится на 2 млрд. долл.;

в) увеличится на 8 млрд. долл.;

г) уменьшится на 8 млрд. долл.

10. Встроенными стабилизаторами являются:

а) пропорциональный подоходный налог:

б) пособия по безработице;

в) программы занятости;

г) расходы по обслуживанию государственного долга.

11. К дискреционной фискальной политике относится:

а) увеличение правительственных расходов;

б) изменение ставки существующего налога;

в) введение нового налога;

г) пособия по безработице.

12. Увеличение трансфертных платежей в период спада:

а) сдерживает инвестиционную активность;

б) имеет антикризисный эффект;

в) уменьшает располагаемый доход;

г) усиливает тенденцию спада.

13. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

а) повышение налогов и сокращение государственных расходов;

б) сокращение и налогов и государственных расходов;

в) повышение налогов и государственных расходов;

г) снижение налогов и повышение государственных расходов.

14. Если правительство стремится повысить уровень реального ВНП, оно должно:

б) снизить государственные закупки;

в) уменьшить трансфертные платежи;

г) снизить уровень бюджетного дефицита.

15. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:

а) усиливает действенность осуществляемых мероприятий;

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector