о каком этапе риторического процесса пишет цицерон он возведет к своему предмету достойные подступы

Античный риторический канон и его современная интерпретация в аспекте речевого воздействия

Со времен античности выделяются 5 ступеней риторического процесса:

1) инвенция (inventio), или изобретение;

2) диспозиция (dispositio), или расположение;

4) запоминание (memoria);

5) исполнение (action hipocrisis).

Кратко охарактеризуем каждый из этих компонентов с точки зрения современного понимания задач речевого воздействия.

В наше время это направление оформилось как одна из дисциплин теории коммуникации – аргументация.

Схема инвенции (по Аристотелю) включала следующие механизмы воздействия на слушателей:

Logos (собственно аргументы),

Pathos («страсти», которые способен вызвать у слушателей оратор: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание и т.д.),

Знание аудитории важно не только не только для того, чтобы создать имидж оратора, но и для выбора приемов аргументации. По аристотелевской традиции выделяются 2 типа аргументов – рациональные, обращенные к разуму, и эмоциональные, направленные на сферу чувств слушающего.

О принципах той и другой аргументации имеется большое количество литературы, как теоретического плана, так и методического: советы полемистам, правила построения аргументации в публичной речи и т.д. В качестве примера можно рассмотреть методические указания с грифом «для служебного пользования», распространенные в 1991 году, в период подготовки общесоюзного референдума о сохранении СССР, Московским обкомом КПСС.

При ориентации на старшее поколение возможен упор на эмоциональное воздействие, рассчитанное на актуализацию переживаний, связанных с прошлым опытом («Защищали единую великую страну, защитили ее и не допустим, чтобы ее растащили по кускам», «Мы были гражданами великой страны, а нас хотят превратить в туземцев мирового захолустья»).

При ориентации на более молодое поколение, целесообразнее придавать большее значение аргументам, ориентированным главным образом на рациональное восприятие (распад Союза – это долгосрочный хозяйственный хаос, резкое падение уровня жизни, распад демократических институтов, взлет национализма, ослабление безопасности, потоки беженцев, территориальные споры и т.д.).

Учитывая особенность массового сознания. необходимо конкретизировать аргументацию таким образом, чтобы довести до сознания человека непосредственные негативные последствия распада Союза для него самого («Ты, а не кто-то другой останешься без работы, а твоя семья – без средств к существованию и т.п.»).

Главный лозунг должен быть коротким, образным, вызывать необходимые ассоциации, апеллировать не столько к разуму, сколько к эмоциям. Быть может, поискать какую-нибудь строфу из популярной песни, вызывающей положительные эмоции («Чтоб не пропасть поодиночке. Голосуйте за Союз» или известную пословицу: «Что имеем не храним, потерявши – плачем. Голосуйте за Союз»). См также темы лозунгов и плакатов. (Независимая газета, 23.02.1991)

В классической риторике и психологии считается, что в моменты психологического напряжения (в состоянии страха, тревоги) эмоциональные аргументы оказывают на человека более сильное влияние. Цицерон утверждал: «Главная задача оратора заключается в том, чтобы расположить к себе слушателей и настроить так, чтобы они более подчинялись волнению и порывам чувства, чем требованиям рассудка».

Пример аргументации к жалости из воспоминаний о Федоре Никифоровиче Плевако, известном русском адвокате и блестящем судебном ораторе.

Ф.И. Плевако защищал в сенате бывшего председателя суда, обвиненного в преступном попустительстве (его подчиненные растратили деньги, отпущенные на ремонт здания суда). Фактическая сторона дела, как и следовало ожидать по перекрестному допросу, была довольно слаба. Плевако построил свою защиту так: «…Вам говорят, что он высоко стоял и низко упал и во имя этого требуют строгой кары, потому что с него должно «спроситься». Но, господа, вот он перед вами, он, стоявший так высоко! Посмотрите на него, подумайте о его разбившейся жизни- разве с него уже недостаточно спрошено?! Припомните, что ему пришлось перестрадать в неизбежном ожидании этой скамьи и во время пребывания на ней. Высоко стоял… Низко упал… Ведь это только начало и конец, а что было пережито между ними! Господа, будьте милосердны и справедливы и, вспоминая о высоте положения и о том, как низко он упал, подумайте о дуге падения! (Цит. по: Кохтев, с.109)»

Инвенция предполагает не только поиск наиболее действенных для данной аудитории аргументов, но и выбор темы, ее разворот и развитие («Что сказать?»). Например, торжественная речь (на выпускном вечере в школе, на юбилее, при публичном открытии какого-либо объекта – библиотеки, магазина, театра) может быть «развернута» по-разному. И в этом тоже заключается изобретение говорящего. Наиболее стандартные варианты заведомо малоэффективны: они не произведут на слушателей впечатления и не будут способствовать позитивному имиджу выступающего.

Задание 1.

Вам предстоит выступить на встрече выпускников в школе. Представьте в виде тезисов план выступления в 2-х вариантах, по-разному развернув тему.

edugr4

Диспозиция – это искусство и техника расположения того, что «изобретено». Цицерон отмечал, что опытный оратор «возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые».

Проблемы диспозиции наиболее разработаны применительно к публичной речи. (См, например, П. Сопер. Основы искусства речи. М., 1992). Как правило, в центре внимания оказываются вступление, основная часть и заключение. Идея трехчастного построения речи в парадоксальной форме может быть представлена так:

1) скажите, что вы собираетесь сказать;

3) скажите, что вы сказали.

Однако с точки зрения современной коммуникативной практики диспозиция не ограничивается публичным выступлением. Подобного рода задачи мы решаем чуть ли не ежедневно, продумывая ход трудного разговора, изложение просьбы, которая, по нашим ожиданиям, может встретить отказ, и т.д.

Хочешь пряник? Если хочешь – скушай, не хочешь – дело твое.

На предложения откликаются тогда, когда есть вера, что вас не дурят и не заманивают в ловушку. Если же после вашего отказа от пряника вам пытаются насильно засунуть его в рот, то вы понимаете, что вас обманули. Поэтому, если вы знаете, что будете добиваться необходимого все равно, то можете начинать с мягкой просьбы, можете – с открытого требования, но не следует начинать с предложения.

(Н.Козлов Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М., 2002 с. 184-185).

Задание 2.

Если Вы вынуждены отказаться от указания руководителя поехать в срочную командировку и у Вас есть несколько мотивов-аргументов, то в каком порядке Вы их изложите? От сильного к слабому или наоборот?

Элокуция, или словесное оформление мысли, в античности предполагала описание риторических фигур, рассуждения о стиле, наблюдения над формами и конструкциями.

Эта часть риторического канона претерпела наибольшие изменения в современной риторике. Она все более «подпитывается» достижениями когнитивной лингвистики и психолингвистики, жанроведения, прагматики и т.д.

Поэтому вопрос выбора языковой формы, оптимальной для достижения коммуникативной цели говорящего, оказывается центральным в проблематике речевого воздействия.

Запоминание речи и ееисполнение имеют отношение лишь к устной форме речи. Здесь предполагается знание особых техник, которые обычно описывают в учебных пособиях по публичной речи (техника запоминания «5 пальцев» по Снеллу и т.п.). С точки зрения задач воздействия на слушателя эти аспекты также имеют значение для успеха в коммуникации, но они являются дополнительными, сопутствующими.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Цицерон Марк Туллий

Книга «Оратор»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Итак, сладостная, вольная и плавная речь, богатая затейливыми мыслями и звучными словами, — вот каков эпидиктический род, о котором мы говорили: собственность софистов, пригодный скорей для парада, чем для битвы, удел гимнасиев и палестр, презираемый и гонимый на форуме. Но так как вскормленное им красноречие, окрепнув, само заботится о своей красоте и силе, нам следовало сказать и об этой как бы колыбели оратора. И все же он годится только для забав и для парадов: мы же теперь перейдем к строю и к бою.

Читайте также:  991406 какой оператор и регион город

(43) Так как оратор должен заботиться о трех вещах — что сказать, где сказать и как сказать[37], — то нам следовало бы изложить, что является лучшим в каждом из этих случаев; но мы сделаем это несколько иначе, чем это обычно делается при изучении риторики. Мы не будем давать правила, так как не в этом наша задача, но мы набросаем образ и облик образцового красноречия: не то, какими средствами оно достигнуто, но то, каким оно представляется нам.

(44) О двух первых вещах — вкратце, потому что они не столь важны, сколько необходимы для достижения высшей славы; к тому же они свойственны и многим другим предметам[38].

«Что сказать»: нахождение (44–49)

Действительно, найти и выбрать, что сказать, — великое дело: это — как бы душа в теле; но это забота скорее здравого смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здравого смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы.

(45) О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. Чтобы применить эти понятия, оратор — не заурядный, а наш, образцовый оратор — всегда по мере возможности отвлекается от действующих лиц и обстоятельств, потому что общий вопрос может быть разобран полнее, чем частный, и поэтому то, что доказано в целом, неизбежно доказывается и в частности.

(46) Это отвлечение разбора от действительных лиц и обстоятельств к речи общего характера называется θέσις. Таким путем Аристотель развивал у молодых людей не только тонкость рассуждения, нужную философам, но и полноту средств, нужную риторам, чтобы обильно и пышно говорить за и против. Он же указал нам «места» — так он это называет — как бы приметы тех доводов, на основе которых можно развить речь и за и против.

(47) Так и поступит наш оратор — ибо мы говорим не о каком-нибудь декламаторе или площадном крючкотворе, но о муже ученейшем и совершеннейшем: когда перед ним будут те или иные «места», он быстро пробежит по всем, воспользуется удобными и будет о них говорить обобщенно, а это позволит ему перейти и к так называемым общим местам.

Но этими средствами он не будет пользоваться бездумно: он все взвесит и сделает свой выбор, потому что не всегда и не во всяком деле доводы, развитые из одних и тех же мест, имеют один и тот же вес.

(48) Поэтому он будет разборчив и не только найдет, что можно сказать, но и прикинет, что должно сказать. Действительно, нет ничего плодоноснее, нежели дарование, особенно когда оно возделано науками: но как богатый изобильный урожай приносит не только колосья, но и опаснейшие для них сорные травы, так иногда и из таких «мест» выводятся доводы легковесные, неуместные или бесполезные.

(49) И если бы настоящий оратор не делал здесь разумного отбора[39], разве бы он сумел остаться и держаться в кругу выгодных ему данных, смягчить невыгодные, скрыть или по возможности совсем обойти те, которых он не может опровергнуть, отвлечь от них внимание или выдвинуть такое предположение, которое покажется правдоподобнее, чем враждебная точка зрения?

«Что сказать»: расположение (50)

(50) А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения[40], отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые.

(51) Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. Известно, что и наш Карнеад[41] не раз говорил: «Клитомах[42] говорит то же, что я, а Хармад, вдобавок, так же, как я». Если в философии, где смотрят на смысл и не взвешивают слов, столь многое зависит от способа выражения, то что подумать о делах судебных, в которых речь — превыше всего?

(52) По крайней мере, по твоим письмам, Брут, я почувствовал, что ты меня спрашиваешь не о том, чего я хочу от наилучшего оратора в отношении нахождения и расположения, но желаешь узнать, какой род самой речи я считаю лучшим. Трудная задача, бессмертные боги! пожалуй, самая трудная из всех. Ведь наша речь мягка, гибка и так податлива, что последует, куда бы ее ни повели: и поэтому разнообразие характеров и склонностей породило весьма не сходные друг с другом роды красноречия.

(53) Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слога. А так как мы только что установили разделение, что одни желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

(54) И так как я уже начал давать тебе больше, чем ты просил, — ибо ты интересовался только родом речи, я же ответил вкратце и о нахождении и о расположении, — то я и теперь буду говорить не только об изложении речи, но и о ее произнесении: таким образом, ни одна часть не останется в стороне. Что же касается запоминания, то оно является общей принадлежностью многих искусств, и о нем здесь говорить не место.

(55) «Как сказать» — это вопрос, относящийся и к произнесению и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. Изменений голоса столько же, сколько изменений души, которые и вызываются преимущественно голосом. Поэтому тот совершенный оратор, о котором я все время веду рассказ, смотря по тому, как пожелает он выразить страсть и всколебать души слушателей, всякий раз будет придавать голосу определенное звучание. Об этом я сказал бы подробнее, если бы сейчас было время для наставлений или если бы ты об этом просил. Сказал бы я и о тех движениях, с которыми связано и выражение лица: трудно даже передать, насколько важно, хорошо ли оратор пользуется этими средствами.

(56) Ведь даже люди, лишенные дара слова, благодаря выразительному произнесению нередко пожинали плоды красноречия, а многие люди речистые из-за неумелого произнесения слыли бездарными. Поэтому недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произнесение. И если без произнесения нет красноречия, а произнесение и без красноречия имеет такую силу, то, бесспорно, что его значение в ораторском искусстве огромно.

Читайте также:  в какие дни можно собирать травы

Источник

Античный риторический канон и его современная интерпретация в аспекте речевого воздействия

Со времен античности выделяются 5 ступеней риторического процесса:

1) инвенция (inventio), или изобретение;

2) диспозиция (dispositio), или расположение;

4) запоминание (memoria);

5) исполнение (action hipocrisis).

Кратко охарактеризуем каждый из этих компонентов с точки зрения современного понимания задач речевого воздействия.

В наше время это направление оформилось как одна из дисциплин теории коммуникации – аргументация.

Схема инвенции (по Аристотелю) включала следующие механизмы воздействия на слушателей:

Logos (собственно аргументы),

Pathos («страсти», которые способен вызвать у слушателей оратор: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание и т.д.),

Знание аудитории важно не только не только для того, чтобы создать имидж оратора, но и для выбора приемов аргументации. По аристотелевской традиции выделяются 2 типа аргументов – рациональные, обращенные к разуму, и эмоциональные, направленные на сферу чувств слушающего.

О принципах той и другой аргументации имеется большое количество литературы, как теоретического плана, так и методического: советы полемистам, правила построения аргументации в публичной речи и т.д. В качестве примера можно рассмотреть методические указания с грифом «для служебного пользования», распространенные в 1991 году, в период подготовки общесоюзного референдума о сохранении СССР, Московским обкомом КПСС.

При ориентации на старшее поколение возможен упор на эмоциональное воздействие, рассчитанное на актуализацию переживаний, связанных с прошлым опытом («Защищали единую великую страну, защитили ее и не допустим, чтобы ее растащили по кускам», «Мы были гражданами великой страны, а нас хотят превратить в туземцев мирового захолустья»).

При ориентации на более молодое поколение, целесообразнее придавать большее значение аргументам, ориентированным главным образом на рациональное восприятие (распад Союза – это долгосрочный хозяйственный хаос, резкое падение уровня жизни, распад демократических институтов, взлет национализма, ослабление безопасности, потоки беженцев, территориальные споры и т.д.).

Учитывая особенность массового сознания. необходимо конкретизировать аргументацию таким образом, чтобы довести до сознания человека непосредственные негативные последствия распада Союза для него самого («Ты, а не кто-то другой останешься без работы, а твоя семья – без средств к существованию и т.п.»).

Главный лозунг должен быть коротким, образным, вызывать необходимые ассоциации, апеллировать не столько к разуму, сколько к эмоциям. Быть может, поискать какую-нибудь строфу из популярной песни, вызывающей положительные эмоции («Чтоб не пропасть поодиночке. Голосуйте за Союз» или известную пословицу: «Что имеем не храним, потерявши – плачем. Голосуйте за Союз»). См также темы лозунгов и плакатов. (Независимая газета, 23.02.1991)

В классической риторике и психологии считается, что в моменты психологического напряжения (в состоянии страха, тревоги) эмоциональные аргументы оказывают на человека более сильное влияние. Цицерон утверждал: «Главная задача оратора заключается в том, чтобы расположить к себе слушателей и настроить так, чтобы они более подчинялись волнению и порывам чувства, чем требованиям рассудка».

Пример аргументации к жалости из воспоминаний о Федоре Никифоровиче Плевако, известном русском адвокате и блестящем судебном ораторе.

Ф.И. Плевако защищал в сенате бывшего председателя суда, обвиненного в преступном попустительстве (его подчиненные растратили деньги, отпущенные на ремонт здания суда). Фактическая сторона дела, как и следовало ожидать по перекрестному допросу, была довольно слаба. Плевако построил свою защиту так: «…Вам говорят, что он высоко стоял и низко упал и во имя этого требуют строгой кары, потому что с него должно «спроситься». Но, господа, вот он перед вами, он, стоявший так высоко! Посмотрите на него, подумайте о его разбившейся жизни- разве с него уже недостаточно спрошено?! Припомните, что ему пришлось перестрадать в неизбежном ожидании этой скамьи и во время пребывания на ней. Высоко стоял… Низко упал… Ведь это только начало и конец, а что было пережито между ними! Господа, будьте милосердны и справедливы и, вспоминая о высоте положения и о том, как низко он упал, подумайте о дуге падения! (Цит. по: Кохтев, с.109)»

Инвенция предполагает не только поиск наиболее действенных для данной аудитории аргументов, но и выбор темы, ее разворот и развитие («Что сказать?»). Например, торжественная речь (на выпускном вечере в школе, на юбилее, при публичном открытии какого-либо объекта – библиотеки, магазина, театра) может быть «развернута» по-разному. И в этом тоже заключается изобретение говорящего. Наиболее стандартные варианты заведомо малоэффективны: они не произведут на слушателей впечатления и не будут способствовать позитивному имиджу выступающего.

Задание 1.

Вам предстоит выступить на встрече выпускников в школе. Представьте в виде тезисов план выступления в 2-х вариантах, по-разному развернув тему.

Диспозиция – это искусство и техника расположения того, что «изобретено». Цицерон отмечал, что опытный оратор «возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые».

Проблемы диспозиции наиболее разработаны применительно к публичной речи. (См, например, П. Сопер. Основы искусства речи. М., 1992). Как правило, в центре внимания оказываются вступление, основная часть и заключение. Идея трехчастного построения речи в парадоксальной форме может быть представлена так:

1) скажите, что вы собираетесь сказать;

3) скажите, что вы сказали.

Однако с точки зрения современной коммуникативной практики диспозиция не ограничивается публичным выступлением. Подобного рода задачи мы решаем чуть ли не ежедневно, продумывая ход трудного разговора, изложение просьбы, которая, по нашим ожиданиям, может встретить отказ, и т.д.

Хочешь пряник? Если хочешь – скушай, не хочешь – дело твое.

На предложения откликаются тогда, когда есть вера, что вас не дурят и не заманивают в ловушку. Если же после вашего отказа от пряника вам пытаются насильно засунуть его в рот, то вы понимаете, что вас обманули. Поэтому, если вы знаете, что будете добиваться необходимого все равно, то можете начинать с мягкой просьбы, можете – с открытого требования, но не следует начинать с предложения.

(Н.Козлов Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М., 2002 с. 184-185).

Задание 2.

Если Вы вынуждены отказаться от указания руководителя поехать в срочную командировку и у Вас есть несколько мотивов-аргументов, то в каком порядке Вы их изложите? От сильного к слабому или наоборот?

Эта часть риторического канона претерпела наибольшие изменения в современной риторике. Она все более «подпитывается» достижениями когнитивной лингвистики и психолингвистики, жанроведения, прагматики и т.д.

Поэтому вопрос выбора языковой формы, оптимальной для достижения коммуникативной цели говорящего, оказывается центральным в проблематике речевого воздействия.

Запоминание речи и ее исполнение имеют отношение лишь к устной форме речи. Здесь предполагается знание особых техник, которые обычно описывают в учебных пособиях по публичной речи (техника запоминания «5 пальцев» по Снеллу и т.п.). С точки зрения задач воздействия на слушателя эти аспекты также имеют значение для успеха в коммуникации, но они являются дополнительными, сопутствующими.

Итак, античный риторический канон сохраняет свою актуальность в современной коммуникации, поскольку все его составляющие обеспечивают эффективность общения в целом и речевого воздействия в частности.

Источник

Из истории риторики

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Особый раздел риторики – оратория – это теория и практика публичной речи. Другой раздел – теория и искусство ведения спора – основы полемического мастерства.

Читайте также:  на каком сроке беременности делают первое скрининговое узи

Риторика зародилась в Древней Греции в V в. до н.э. В период развития рабовладельческой демократии, когда все важные вопросы решались на Народом собрании, стали появляться первые платные учителя – софисты, которые подчёркивали силу слова, способную приобрести власть над людьми.

Их риторика «манипулирующая», монологическая, риторика словесного спора, состязания.

Для Сократа и его ученика Платона в основе риторики должна быть не практическая, а духовная мораль. Абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Критерий успеха – не торжество одного из говорящих, а нахождение истины в ходе обсуждения. Аристотелем риторика определяется им как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Расцвет римского красноречия приходится на I век н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Риторический процесс для него – это путь от мысли к слову. Важный пункт в развитии риторики – это 12-томный труд Квинтилиана «Риторические наставления». Главная задача оратора – создавать прекрасное выражение для своих мыслей, делать из своей деятельности искусство, которое по достоинству может оценить только специалист.

Античная риторика является одним из главных источников современной риторики, другим важным источником выступает гомилетика. Гомилетика родилась в недрах христианства. Речь гомилетики, в отличие от оратории, опирается не на государственную власть. Государственное устройство не интересует гомилетику, ее предмет – нравственная личность.

Каковы предмет и задачи риторики? Считаете ли вы необходимым изучение этой учебной дисциплины? Обоснуйте свою точку зрения.

Какой вклад в становление и развитие риторики внесли ораторы и философы античности?

В чем заключается значение христианства в истории риторики?

4. Назовите виды публичных речей в зависимости от цели.

Задание 1. Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).

«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).

«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»
(М.В. Ломоносов).

«Риторика – теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).

640 1

Задание 3. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?

А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет внимани­ем, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.

Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать.

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.

Задание 4. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.

1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать. 7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет.

Задание 6. Ознакомьтесь с Приложением 1 «Духовные писатели о языке». Какие высказывания обратили на себя ваше внимание? Почему? Каковы традиционные требования к речи в духовной морали? Насколько они приложимы к речевому поведению современного человека?

Задание 7.В данных отрывках определите виды речей по цели.

1. Есть люди, о которых, не зная, как они поступили в данном случае, можно сказать наверное: «Я знаю этого человека, он честен; он не мог украсть». To же самое можно сказать относительно Дементьева: если, по отзывам одного из генералов, Осипова, он характера тихого, смирного, если, по отзыву генерала Платова, он строго исполняет свои служебные обязанности, если, по отзыву генерала Фризе, это такой человек, в котором военная дисциплина въелась до мозга костей, то решительно невероятно, как такой человек мог совершить то, что ему приписывают. Это идет вразрез со всем его прошлым.

(С п а с о в и ч В.Д. Речь в защиту Дементьева)

2. Уважаемые студенты! Вы имеете уникальную возможность ещё раз втретиться с артистами театра «Свободное пространство» 5 октября (пятница), которые приглашают всех желающих на открытую репетицию нового спектакля «Ночь».

3. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на её становление и современный облик. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона – Сократ, живший в Афинах в 470 – 399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самис текста, Сократ утверждал свой новый подход к познанию и обобщению действительности лишь в беседах со своими учениками.

4. Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, ты его строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны!

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector