о каком этапе риторического процесса пишет цицерон о чем бы ни говорилось в судебной или

Практическое задание по риторике ММУ

Практическое занятие 1 по теме «Античный риторический идеал»
Задачи
1. В основе современного коммуникативного процесса лежат разработанные Аристотелем риторические понятия. Для запоминания и осмысления составьте схему-конспект отрывка из «Риторики» Аристотеля.
Аристотель. Риторика Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно – то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым
зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, — член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование, есть простой зритель. Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.
Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что – нибудь из двух: обвиняют, или оправдываются. Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек,совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже свершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего……. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривается, отклоняясь от худшего; остальные соображения, как – то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.

2. Прочитайте отрывок из трактата Цицерон «Оратор». Цицерон. Оратор Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать…
«Что сказать»: нахождение. Действительно, найти и выбрать, что казать, — великое дело: это – как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во – вторых, как его определить и, в – третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй – определениями, третий – понятиями о правоте и неправоте… «Где сказать»: расположение. А с какой заботою он расположит все, что найдет! – ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые. «Как сказать»: Одним по сердцу текучая округлость слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками…Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. «Произнесение»: Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности.
Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний – низкого, высокого и переменного – достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах…Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать – изредка и ненамного, выступать вперед – с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами – он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.
Литература:
1. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика/ Отв. ред. М.Л. Гаспаров. – М., 1991.
2. Античные риторики. – М., 1978.
3. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. –М.,1991.
4. Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность: Биографический очерк Е. Орлова. – СПб, 1898; То же. Репринт. – М., 1991.
5. Грималь Пьер. Цицерон. – М., 1991.
6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон: Жизнеописание. – М., 1977.
7. Ораторы Греции. – М.: Худож. лит., 1985 – 495 с.
8. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высш. Шк.,1983.
9. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972

Источник

Из истории риторики

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Особый раздел риторики – оратория – это теория и практика публичной речи. Другой раздел – теория и искусство ведения спора – основы полемического мастерства.

Риторика зародилась в Древней Греции в V в. до н.э. В период развития рабовладельческой демократии, когда все важные вопросы решались на Народом собрании, стали появляться первые платные учителя – софисты, которые подчёркивали силу слова, способную приобрести власть над людьми.

Их риторика «манипулирующая», монологическая, риторика словесного спора, состязания.

Для Сократа и его ученика Платона в основе риторики должна быть не практическая, а духовная мораль. Абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Критерий успеха – не торжество одного из говорящих, а нахождение истины в ходе обсуждения. Аристотелем риторика определяется им как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Расцвет римского красноречия приходится на I век н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Риторический процесс для него – это путь от мысли к слову. Важный пункт в развитии риторики – это 12-томный труд Квинтилиана «Риторические наставления». Главная задача оратора – создавать прекрасное выражение для своих мыслей, делать из своей деятельности искусство, которое по достоинству может оценить только специалист.

Античная риторика является одним из главных источников современной риторики, другим важным источником выступает гомилетика. Гомилетика родилась в недрах христианства. Речь гомилетики, в отличие от оратории, опирается не на государственную власть. Государственное устройство не интересует гомилетику, ее предмет – нравственная личность.

Каковы предмет и задачи риторики? Считаете ли вы необходимым изучение этой учебной дисциплины? Обоснуйте свою точку зрения.

Какой вклад в становление и развитие риторики внесли ораторы и философы античности?

В чем заключается значение христианства в истории риторики?

4. Назовите виды публичных речей в зависимости от цели.

Задание 1. Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).

«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).

«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»
(М.В. Ломоносов).

«Риторика – теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).

640 1

Задание 3. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?

А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет внимани­ем, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.

Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать.

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

Читайте также:  какие нужны документы для оформления детского пособия 10000 рублей в 2021

Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.

Задание 4. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.

1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать. 7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет.

Задание 6. Ознакомьтесь с Приложением 1 «Духовные писатели о языке». Какие высказывания обратили на себя ваше внимание? Почему? Каковы традиционные требования к речи в духовной морали? Насколько они приложимы к речевому поведению современного человека?

Задание 7.В данных отрывках определите виды речей по цели.

1. Есть люди, о которых, не зная, как они поступили в данном случае, можно сказать наверное: «Я знаю этого человека, он честен; он не мог украсть». To же самое можно сказать относительно Дементьева: если, по отзывам одного из генералов, Осипова, он характера тихого, смирного, если, по отзыву генерала Платова, он строго исполняет свои служебные обязанности, если, по отзыву генерала Фризе, это такой человек, в котором военная дисциплина въелась до мозга костей, то решительно невероятно, как такой человек мог совершить то, что ему приписывают. Это идет вразрез со всем его прошлым.

(С п а с о в и ч В.Д. Речь в защиту Дементьева)

2. Уважаемые студенты! Вы имеете уникальную возможность ещё раз втретиться с артистами театра «Свободное пространство» 5 октября (пятница), которые приглашают всех желающих на открытую репетицию нового спектакля «Ночь».

3. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на её становление и современный облик. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона – Сократ, живший в Афинах в 470 – 399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самис текста, Сократ утверждал свой новый подход к познанию и обобщению действительности лишь в беседах со своими учениками.

4. Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, ты его строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны!

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Цицерон Марк Туллий

Книга «Оратор»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Итак, сладостная, вольная и плавная речь, богатая затейливыми мыслями и звучными словами, — вот каков эпидиктический род, о котором мы говорили: собственность софистов, пригодный скорей для парада, чем для битвы, удел гимнасиев и палестр, презираемый и гонимый на форуме. Но так как вскормленное им красноречие, окрепнув, само заботится о своей красоте и силе, нам следовало сказать и об этой как бы колыбели оратора. И все же он годится только для забав и для парадов: мы же теперь перейдем к строю и к бою.

(43) Так как оратор должен заботиться о трех вещах — что сказать, где сказать и как сказать[37], — то нам следовало бы изложить, что является лучшим в каждом из этих случаев; но мы сделаем это несколько иначе, чем это обычно делается при изучении риторики. Мы не будем давать правила, так как не в этом наша задача, но мы набросаем образ и облик образцового красноречия: не то, какими средствами оно достигнуто, но то, каким оно представляется нам.

(44) О двух первых вещах — вкратце, потому что они не столь важны, сколько необходимы для достижения высшей славы; к тому же они свойственны и многим другим предметам[38].

«Что сказать»: нахождение (44–49)

Действительно, найти и выбрать, что сказать, — великое дело: это — как бы душа в теле; но это забота скорее здравого смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здравого смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы.

(45) О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. Чтобы применить эти понятия, оратор — не заурядный, а наш, образцовый оратор — всегда по мере возможности отвлекается от действующих лиц и обстоятельств, потому что общий вопрос может быть разобран полнее, чем частный, и поэтому то, что доказано в целом, неизбежно доказывается и в частности.

(46) Это отвлечение разбора от действительных лиц и обстоятельств к речи общего характера называется θέσις. Таким путем Аристотель развивал у молодых людей не только тонкость рассуждения, нужную философам, но и полноту средств, нужную риторам, чтобы обильно и пышно говорить за и против. Он же указал нам «места» — так он это называет — как бы приметы тех доводов, на основе которых можно развить речь и за и против.

(47) Так и поступит наш оратор — ибо мы говорим не о каком-нибудь декламаторе или площадном крючкотворе, но о муже ученейшем и совершеннейшем: когда перед ним будут те или иные «места», он быстро пробежит по всем, воспользуется удобными и будет о них говорить обобщенно, а это позволит ему перейти и к так называемым общим местам.

Но этими средствами он не будет пользоваться бездумно: он все взвесит и сделает свой выбор, потому что не всегда и не во всяком деле доводы, развитые из одних и тех же мест, имеют один и тот же вес.

(48) Поэтому он будет разборчив и не только найдет, что можно сказать, но и прикинет, что должно сказать. Действительно, нет ничего плодоноснее, нежели дарование, особенно когда оно возделано науками: но как богатый изобильный урожай приносит не только колосья, но и опаснейшие для них сорные травы, так иногда и из таких «мест» выводятся доводы легковесные, неуместные или бесполезные.

(49) И если бы настоящий оратор не делал здесь разумного отбора[39], разве бы он сумел остаться и держаться в кругу выгодных ему данных, смягчить невыгодные, скрыть или по возможности совсем обойти те, которых он не может опровергнуть, отвлечь от них внимание или выдвинуть такое предположение, которое покажется правдоподобнее, чем враждебная точка зрения?

«Что сказать»: расположение (50)

(50) А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения[40], отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые.

(51) Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. Известно, что и наш Карнеад[41] не раз говорил: «Клитомах[42] говорит то же, что я, а Хармад, вдобавок, так же, как я». Если в философии, где смотрят на смысл и не взвешивают слов, столь многое зависит от способа выражения, то что подумать о делах судебных, в которых речь — превыше всего?

(52) По крайней мере, по твоим письмам, Брут, я почувствовал, что ты меня спрашиваешь не о том, чего я хочу от наилучшего оратора в отношении нахождения и расположения, но желаешь узнать, какой род самой речи я считаю лучшим. Трудная задача, бессмертные боги! пожалуй, самая трудная из всех. Ведь наша речь мягка, гибка и так податлива, что последует, куда бы ее ни повели: и поэтому разнообразие характеров и склонностей породило весьма не сходные друг с другом роды красноречия.

Читайте также:  на какой срок заключают контракт в армии

(53) Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слога. А так как мы только что установили разделение, что одни желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

(54) И так как я уже начал давать тебе больше, чем ты просил, — ибо ты интересовался только родом речи, я же ответил вкратце и о нахождении и о расположении, — то я и теперь буду говорить не только об изложении речи, но и о ее произнесении: таким образом, ни одна часть не останется в стороне. Что же касается запоминания, то оно является общей принадлежностью многих искусств, и о нем здесь говорить не место.

(55) «Как сказать» — это вопрос, относящийся и к произнесению и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. Изменений голоса столько же, сколько изменений души, которые и вызываются преимущественно голосом. Поэтому тот совершенный оратор, о котором я все время веду рассказ, смотря по тому, как пожелает он выразить страсть и всколебать души слушателей, всякий раз будет придавать голосу определенное звучание. Об этом я сказал бы подробнее, если бы сейчас было время для наставлений или если бы ты об этом просил. Сказал бы я и о тех движениях, с которыми связано и выражение лица: трудно даже передать, насколько важно, хорошо ли оратор пользуется этими средствами.

(56) Ведь даже люди, лишенные дара слова, благодаря выразительному произнесению нередко пожинали плоды красноречия, а многие люди речистые из-за неумелого произнесения слыли бездарными. Поэтому недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произнесение. И если без произнесения нет красноречия, а произнесение и без красноречия имеет такую силу, то, бесспорно, что его значение в ораторском искусстве огромно.

Такое объединение «изложения» и «произнесения» в понятии «как сказать» — едва ли не единственный случай во всей античной риторической литературе: явное новшество Цицерона.

Источник

Риторическое наследие Цицерона

Ораторское искусство Древнего Рима. Виды античного красноречия и применяемых стилей речи. Риторические советы в теоретических трактатах Цицерона. Индивидуальные приемы оратора во время публичных выступлений. Литературное наследие древнеримского философа.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.09.2017
Размер файла 58,4 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Риторическое наследие Цицерона

2. Риторические советы в трактатах Цицерона

3. Ораторское искусство Цицерона

3.1 Индивидуальные особенности оратора

3.4 Риторические приемы в речах

Слова имеют огромную власть над нашей жизнью. Мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве. Слова действуют как самостоятельные силы, независимые от их содержания. Мы принимаем слова на веру и оказываем им безграничный кредит

Сказанное определяет необходимость изучения риторики вообще и античной риторики в частности.

«Золотым веком» римского ораторского искусства считался I в. до н. э. В Древнем Риме тогда шла гражданская война, вызванная попытками ликвидировать республику и установить диктатуру. В этих условиях усилилась борьба за общественное мнение, чем и объясняется подъем риторики, которую греки называли «средством убеждения».

Идею человеческой общности, основанной на риторике, можно обнаружить в древнеримской культуре у Цицерона. Такая риторика выступает ничем иным как средством формирования мнения в политике и социальной практике.

Цицерон написал три основные книги: «Об ораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор». В этих трудах он дал блестящее теоретическое обоснование сущности ораторского искусства.

— рассмотреть риторическое наследие Цицерона;

— описать риторические советы в основных трактатах Цицерона;

— изучить ораторское искусство Цицерона.

Теоретической базой работы являются труды ученых, изучающих данную тему: Виноградовой С.М., Дзялошинского И.М., Козаржевского, А.Ч. и др., а также материалы сайтов Интернет по данной тематике.

1. Риторическое наследие Цицерона

Устная речь в культуре античности пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало. Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались затем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания. Именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований.

Основа ораторского искусства, по его мнению, глубокое знание предмета. Если за речью не стоит глубокого содержания, то это не речь, а пустая болтовня. Цицерону принадлежит выражение: «Красноречие есть не что иное, что даётся труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Обязанностями ритора, по мнению Цицерона, являются:

1) найти что сказать,

2) найденное расположить по порядку,

3) придать этому словесную форму,

4) утвердить всё это в памяти,

Таким образом, риторический процесс состоит из 5 частей.

Литературное наследие Цицерона обширно, но осваивать его нетрудно, поскольку сочинения его могут быть чётко сгруппированы по трем разделам:

— письма, в которых Цицерон выступает не только как политик и литератор, но прежде всего и как человек со всеми его чисто человеческими наклонностями и слабостями;

— социально-политические взгляды его выражены в трактатах, как собственно политических, так философских и риторических, причем эти трактаты при их тематическом разнообразии, в конечном счете, объединены идеалом правителя республики, которому философия нужна для знания и правильной оценки сущего, а риторика учит воздействию словом на умы людей;

Самые известные из речей оратора: против Верреса; против Катилины; в защиту Росция из Америи; в защиту Архии; в защиту Сестия; о консульских провинциях; против Марка Антония.

О происхождении «Топики», которая имеет цель указать источники нахождения аргументов, Цицерон говорит в самом начале этой книги: он сообщает, что написал ее по просьбе известного юриста Требатия Теста, который, не разобравшись в сложной «Топике» Аристотеля, просил Цицерона помочь ему.

Содержание «Топики» шире вопроса об источниках нахождения аргументов, которого Цицерон уже касался в трактате «Об ораторе» (II, 162-173). Он повторяет здесь обычные для его риторических трактатов вещи: характеризует три рода речей, части речи, разбирает вопросы свидетельства. В «Топике» заметно сходство с 23-й главой II книги «Риторики» Аристотеля, зависимость от стоиков и позднеэллинистических трактатов, влияние Антиоха Аскадонского, Диодота.

Трактаты «О подборе материала», «Подразделения риторики» и «Топика» разъясняют технические секреты школьной риторики. Главными же риторическими сочинениями Цицерона являются трактаты «Об ораторе», «Брут» и «Оратор» (вошли в книгу «Три трактата об ораторском искусстве»). В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам.

На написание этих работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации.

Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования:

— Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».

— Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям.

— Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.

Второе произведение подробно описывает историю развития философии и ораторства и представляет собой рассуждения Цицерона об ораторах-современниках. Когда автор написал произведение «Брут», он отослал его Марку Юнию Бруту, стороннику аттицизма, который критиковался Цицероном за отсутствие фигур речи и простоту. Брут попросил разъяснить ему некоторые части текста, которые считал сомнительными.

Так, появился третий трактат «Оратор», который, по сути, был длинным письмом с разъяснениями. Именно там описан идеальный оратор, который умеет доказывать свои мысли, доставляет удовольствие подготовленными речами и умеет вдохновлять сердца. Что написал Цицерон в трактате «Об ораторе»: URL: http://yourspeech.ru/eloquence/elocution/ciceron-ob-oratore.html: Дата обращения 02.09.2017.

И судебные, и политические речи Цицерона по композиции строились одинаково:

2) истолкование фактов, подкрепленных доказательствами,

3) опровержение доводов обвинителя.

2. Риторические советы в трактатах Цицерона

Трактаты по риторике написаны в последнее десятилетие его жизни. Они вошли в книгу под общим названием «Три трактата об ораторском искусстве» (трактаты «Об ораторе», «Брут», «Оратор»).

Первому Цицерон придал форму диалога, якобы происходящего между известными ораторами той эпохи Крассом и Антонием.

Трактат «Брут» представляет собой рассуждения Цицерона об ораторах-современниках.

В отношении голоса Цицерон писал: «Не нравится мне, когда буквы выговариваются с изысканным подчеркиванием, также не нравится, когда их произношение затемняется излишней небрежностью; не нравится мне, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом, не нравится также, когда они раздаются с шумом и как бы в припадке тяжелой одышки». Голос должен звучать просто и естественно, сжато, ровно, мягко, без чего-либо показного, подражательного. Он отмечал, что эти и другие качества приобретаются путем тренировки, выполнения специальных упражнений.

Читайте также:  в каких единицах измеряется масштаб карты

При составлении упражнений необходимо ориентироваться на того или иного оратора как образец, совершенство, то есть упражнения должны включать элементы подражания. Под подражанием Цицерон понимал не копирование, а стимул для стремления к собственному совершенству. Важно, чтобы оратор, ориентируясь на совершенство, говорил своим языком, искал свой стиль речи, свои средства убеждения, свои примеры ораторского мастерства. риторический цицерон красноречие наследие

Для развития памяти, которая у оратора должна быть очень хорошей, общего кругозора, эрудиции Цицерон рекомендовал заучивать как можно больше отрывков из художественных произведений, поэтических текстов, изучать историю.

В подготовке речи Цицерон видел шесть этапов:

1) «приискать содержание для речи», то есть уяснить, о чем следует говорить, и после этого произвести сбор материала по избранной теме;

3) «облечь и украсить все словами», то есть тщательно проанализировать текст речи с точки зрения словесного оформления, выразительных средств языка;

4) укрепить речь «в памяти», т. е. запомнить ее, не обязательно дословно, но с тем условием, чтобы, ориентируясь по тезисам, можно было воспроизвести текст близко к замыслу;

5) «закончить речь с достоинством и приятностью»;

3. Ораторское искусство Цицерона

Значительное место в риторической теории Цицерона занимает учение об идеальном ораторе. Он ставил перед оратором три основные задачи:

— доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов;

— доставить слушателям эстетическое удовольствие;

— воздействовать на их волю и поведение, побудить к активной деятельности.

Обязанность оратора заключается в следующем:

1) найти, что сказать (inventio);

2) найденное расположить по порядку (divisio);

3) придать ему словесную форму (elocutio);

4) утвердить все это в памяти (memoria);

5) произнести (actio).

Кроме того, в задачу оратора входит:

1) расположить к себе слушателей;

2) изложить сущность дела;

3) установить спорный вопрос;

4) подкрепить свое положение;

Сам Цицерон был необыкновенно образованным, разносторонним и неутомимо совершенствовавшимся оратором. Будучи подростком, он со страстью впитывал всякую науку, не пренебрегал никаким видом знания. Благодаря трудолюбию и природным способностям, Цицерон приобрел известность среди своих сверстников, на улице они уступали ему самое почетное место, а их отцы даже приходили на занятия, чтобы собственными глазами увидеть Цицерона и убедиться в его блестящих успехах.

Таким образом, хорошим оратором стать непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

3.1 Индивидуальные особенности оратора

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов.

Цицерон разделял ораторов на три типа. Каждый из них он подробно описал в своем труде «Об ораторе».

К первому он относил ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца». Ораторы первого типа были резкими, суровыми и решительными. Они задевали сердца слушателей разнообразными, категоричными и торжественными речами. В них не было стеснения. Это были мощные и напористые личности.

Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи». Ораторы этого типа являлись противоположностью первым. Их речи осторожны и предусмотрительны. Они разъясняли публике суть, поучая слушателей. Объясняли вопрос со всех сторон. Их выступления были прозрачными и сжатыми. Без лишнего пафоса. Как наставления учителей ученикам.

Классификация сделана по авторам, а не по стилям речи. Великий оратор считал, что стиль исходит не из темы, а из подачи текста автором. Хороший мастер слова доставлял удовольствие слушателям в своей характерной, манере. Он не умалял значение темы, выбор речевого колорита для конкретной аудитории и обстоятельств. Но подчеркивал, что разносторонне подкованный человек представит себя лучше, чем дилетант. Одно и то же можно сказать пламенно и ярко или вкрадчиво и спокойно. Это зависит от того, кто выступает. Что написал Цицерон в трактате «Об ораторе»: URL: http://yourspeech.ru/eloquence/elocution/ciceron-ob-oratore.html: Дата обращения 02.09.2017.

Из трех основных видов античного красноречия, цицероновы речи охватывают два: политическое и судебное. Речи по заранее сделанным записям заучивались наизусть. Однако дальнейшая их публикация не была механическим воспроизведением рабочих записей. Цицерон тщательно редактировал речи и подчас существенно перерабатывал, при этом они, возможно, утрачивали кое-что от эмоциональной воздейственности, но зато приобретали более стройную аргументацию и тщательную стилистическую отделку.

Ораторское образование Цицерон получил у разных лиц как в Афинах, так и в Азии. Решающую роль в его подготовке к поприщу оратора, несомненно, сыграл Молоний Родосский.

На вопрос, что делает человека оратором, Цицерон отвечает: определенность политического мировоззрения, обширные знания и высокие моральные качества. По мысли Цицерона, красноречие является одним из высших проявлений нравственной силы человека.

В трактате «Об ораторе» он называл безумием желание говорить изящно, если в речи нет содержания, мысли, потому что именно усвоение содержания порождает и блеск выражения.

Несмотря на то, что речи Цицерона часто отличались патетикой, он считал, что во время публичного выступления нужно сохранять спокойствие, чтобы внушить слушателям уверенность в правоте оратора.

В своих трудах Цицерон большое внимание уделял подготовке оратора, настаивая «на необходимости соединения в одном человеке полной подготовки оратора и полной подготовки философа при доминанте риторического» [Стрельникова, И. //. Некоторые особенности ораторской манеры и стиля Цицерона (по Катилинариям): URL: http://www.sno.pro l.ru/lib/ciceron. 9.htm.].

По определению Цицерона, красноречие заключается в словах и мыслях. Умение пользоваться словами и большой запас ярких, нешаблонных выражений образуют, по его мнению, почву и фундамент красноречия.

Как же выбирать слова-кирпичики для этого фундамента? Цицерон рекомендовал:

1) среди слов общеупотребительных избегать затасканных и приевшихся, пользоваться избранными и яркими; мерилом должно служить слуховое впечатление, развитое чувство слова;

2) среди слов старинных либо слов новых (неологизмов) необходимо выбирать слова, приемлемые для живого современного языка;

3) при выборе метафоры учитывать, чтобы ее яркость, блеск были уместны в речи, то есть ею нужно пользоваться умеренно, украшая речь, но не разукрашивая. Среди выражений не должно быть неизящных или неподходящих, небрежных, грубых или малопонятных.

Имя Цицерона стало символом ораторского искусства, а его мысли о красноречии не утратили своего значения и в наши дни.

Наиболее ответственным моментом Цицерон считал само произнесение речи перед собравшимся народом. Литературный язык речей и сочинений Цицерона представляет нечто среднее между двумя основными направлениями в риторике: азианизмом (пышным цветистым стилем) и аттикизмом (простым сухим стилем). Сторонники аттического стиля говорили кратко, просто, без поэтических украшений. Любители азианского стиля предпочитали образным средствам, говорили торжественно, величественно, пышно.

С течением времени Цицерон все более склонялся к строгому и умеренному типу красноречия. Он создал собственный ораторский стиль, который навеки стал образцом красноречия средствами классической латыни. Он соединил в своем стиле простоту, непосредственность и великолепие, интеллект и чувства, логику и экстаз.

Цицерон следует правилу Аристотеля, который считал, что «стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, но должен подходить к предмету речи». Стиль, соответствующий «истинному положению вещей. бывает в том случае, когда о важных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно. » [Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000: С. 268].

Все произведения Цицерона отличаются прекрасной стилистической обработкой. Совершенно справедливо за Цицероном признается заслуга создания римской классической прозы, нормализованного латинского языка.

Речи Цицерона интересны применением риторических приемов и вкладом в латинский литературный язык. Известно ходившее в древности выражение: «Трудно сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон». Дело не в многословии как таковом, а в риторической обработке. Цицерон необычайно щедр на «цветы красноречия», причем они не воспринимаются как нечто нарочитое, а органически входят в ткань речи. Без них мы просто не можем помыслить ни рассказа о событиях, ни доказательства, ни опровержения, ни призыва к какому-либо действию.

Далее в латинском тексте идет выразительная анафора: повторяется перед однородными членами предложения слово nihil («совсем не», «нисколько»), что в русском переводе передается несколько смазанно, как простое отрицание. Все это длинное, многочленное предложение заключает глагол-сказуемое moverunt («произвели впечатление», «встревожили», дословно «подвинули»). Русскому языку такой порядок слов чужд и перевод звучит так: «Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь надежно защищенного места, для заседания сената, ни лица и взоры присутствующих?»

Цепь вопрошаний заключается восклицанием, ставшим в последующие времена крылатым: «О времена! О нравы!» И далее: «Сенат это понимает, консул видит, а этот человек жив». Отсутствие союза «и» явно неслучайно, риторический прием бессоюзия («асиндетон») придает фразе упругость.

Затем следует градация, или климакс (т.е. нарастание эмоционально-смысловой значимости), да еще в сочетании с коррекцией (поправкой): «Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит. «. Слова «намечает» и «указывает» по существу метафоричны, т. е. заимствованы из жреческого обихода: жрецы отбирали и клеймили жертвенных животных.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector