о каком чуде повествуется в житии

Чудеса Александра Невского

Вспоминая Александра Невского, сразу возникает образ военачальника, который одет в латы и стоит на страже своего государства. Больше всего он запомнился не как святой или чудотворец, а именно как воина. Он и после своей смерти остался непримиримым защитником своей Родины. Какие бы испытания ни выпадали на долю государства, он постоянно брал его под свое крыло. Но не стоит также и преуменьшать значение чудес Александра Невского.

1424

Житие и чудеса святого Александра

Родился он в княжьей семье. С самого детства пребывал рядом с отцом. Длительное время ездил с ним по разным городам, а также принимал участие в военных конфликтах. Он был христианином и часто обращался к Господу с молитвами о помощи и заступничестве при нападении врага. Случалось чудо и в житие Александра Невского. Особенно эти чудеса часто происходили во время военных походов. Он всегда чувствовал поддержку Господа.

Известно также о смерти Александра Невского и посмертном чуде. Именно с того момента его и стали почитать. Когда перед погребение князя проходила заупокойная служба, то митрополит подошел к гробу и хотел вложить Александру в руку разрешительную грамоту. В тот момент рука сама протянулась к нему и взяла грамоту.

Чудеса после смерти святого

Как и при жизни, так и после своей смерти он помогает защищать границы своей Родины. Одним из наиболее известных чудес, которое произошло после смерти Александра Невского. Через 117лет после его смерти на Руси княжил его правнук Дмитрий. Часто в то время земли русские подвергались набегам татар под предводительством Мамая. Он разгневался на князя и собрал большое количество татар, с которыми пошел на Русь.

Князь вышел со своим войском на берега Дона, где и принял бой. Именно поэтому и получил прозвище Донского. Дмитрий победил, но перед этой победой было ведение одному пономарю. Он прислуживал в обители Рождества Богородицы. Перед битвой у него было видение. Он слезно молил Господа и Божью Матерь о помощи от иноверов и призывал на помощь защитника Александра Невского.

Через некоторое время после своей молитвой он увидел, что у гробницы св. Александра зажглись свечи, а из алтаря вышли два старца. Они пришли к гробнице и стали звать Александра. И тут восстал святой. Он был как живой и вместе с старцами скрылся. При помощи святого была одержана победа над Ордой Мамая. Церковнослужитель рассказал митрополиту о случившемся и тот отправился во Владимир.

Он велел раскопать место и открыть гробницу. Когда это было сделано, то увидели, что тело было нетленно. После этого мощи переложили в раку и отнесли в храм Богородицы. Именно с того момента рядом с ними начали происходить различные чудеса.

Те, кто попадали в монастырь прикладывались к мощам отмечали что:

Есть немало рассказов о том, как две слепые женщины искренне молили святого об исцелении и получили его. Они прозрели. Один хромой имел длительное время сухую ногу. Он уже не раз обращался к различным лекарям, но они тщетно старались ему помочь. Только теплая молитва к князю и окропление его святой водой помогло ему стать на обе ноги.

Приклонялись и молились мощам святого сыновья бояр – Истома Головин и Симеон Забелин. Были принесены к раке с мощами и исцелились. Помогал святой исцелится не только от телесных болезней, но и от бесов, которыми может быть одержим человек.

Также известно чудо о пожаре. За грехи людей, которые жили во Владимире, Бог послал на него пожар. На рассвете этого дня многие видели знамение от святого, которое призывало их покаяться. Весь город пришел в ужас от этого и начали спасаться. Они хватали то, что могли и шли в обитель Рождества Богородицы. но страшное пламя пожара добралось и туда. Пламя спалило всю церковь с людьми в ней. Но самое главное, что мощи, которые хранились в ней, остались не тронутыми.

К мощам данного святого постоянно стоит очередь паломников и каждый со своей бедой. Но он никогда не оставляет без ответа искреннюю просьбу молящего.

Смотрите еще видео рассказ о благоверном князе:

Источник

О каком чуде повествуется в Житии александра невского

answer avatar

answer avatar

answer avatar

answer avatar

answer avatar

answer avatar

Однако в плену Жилин не пал духом, он все время думал над планом побега из неволи. При этом, как человек действия он все время чем-нибудь занимался: помогал жителям аула, лепил из глины куколок, чинил какие-то вещи. Жилин смог даже завести дружбу с татарской девочкой, что впоследствии спасло ему жизнь. Ему приходилось надеяться только свою силу и смекалку, ведь жалея свою пожилую маму и понимая, что она не сможет собрать нужную сумму, он указал на письме с просьбой выкупа неверный адрес.

Костылин же, являясь по натуре человеком трусливым и нерешительным, оставался в сарае, дожидаясь, когда его выкупят. Он надеялся на постороннюю помощь. Его медлительность и слабость стали причиной того, что их первый побег провалился. Во второй раз бежать Жилину помогла Дина – девочка, с которой он успел подружиться. Костылин бежать отказался. В итоге Жилин сбежал из плена один и добрался до русского гарнизона, а Костылина выкупили лишь через месяц за пять тысяч, здоровье его было в плачевном состоянии.

Герои эти являются полными противоположностями: Жилин – сильный и смелый человек, он смог изменить свою судьбу и выбраться из беды, а Костылин опустил руки и отдался на милость судьбы, ожидая чужой помощи.

Я считаю, что Костылину серьезно повезло, ведь его могли и не выкупить, а при его человеческих качествах, долго бы в ауле он не прожил. Читая рассказ, я сделал для себя вывод, что не бывает безвыходных ситуаций, и всегда нужно бороться до конца. Толстой пытался донести через свое произведение, что человек – сам хозяин своей судьбы, и я с этим согласен.

Источник

О каком чуде повествуется в «Житие Александра Невского»?

answer avatar

Житие Александра Невского.

С Александром Невским связывают много чудес. Но скорее всего, в названном источнике речь может идти о чуде, которое случилось в день погребения князя. Согласно легенде, когда умершему Александру пытались вложить в руку «прощальную грамоту», то покойник сам разжал руку и принял грамоту.

answer avatar

Сложный вопрос, поэтому, чтобы правильно на него ответить, необходимо обладать хотя бы поверхностными знаниями о каждом из перечисленных растений или подойти к проблеме используя метод исключения. Попробуем соединить оные способы и найти верное решение.

Значит данный вариант отметаем.

Б. Циссус относится к семейству Виноградовых, и его родиной являются субтропики и тропики, но используют его только в ландшафтном дизайне, косметологии и фармакологии.

Следовательно и он нам не подходит.

В. Цереус принадлежит к семейству Кактусовые, стало быть весьма проблематично получить бумагу из его нежных сочных стеблей.

0RMByM8pFbk14PGCSo9mVAkNC8ehnYfv

answer avatar

Слово шестнадцать изменяется по падежам:

нет шестнадцат-и, любуюсь чем? шестнадцать-ю.

шестой, шестерка, шестеро.

Поэтому рассматриваемое числительное имеет следующий морфемный состав:

answer avatar

Когда можно не ходить в школу? При какой температуре дети не ходят в школу?

В каждом регионе есть свои температурные минимумы, при которым не ходят в школу.

Например, для жителей средней полосы установлены такие границы:

Для жителей Сибирского Федерального округа установлены следующие температурные границы:

answer avatar

Понимаю, что плохо и тяжело, кажется что нет выхода из создавшейся ситуации, ничего не хочется делать и кажется, что не будет этому конца.

Но так не может долго продолжаться, рано или поздно пройдёт и это. На смену чёрной полосе придёт белая и всё образуется, не сразу, постепенно.

Но надо как-то собраться с силами и посмотреть вокруг себя, наверняка найдётся рядом тот, кому ещё тяжелее и больнее чем Вам и возможно он больше нуждается в Вашей помощи.

Читайте также:  какие обязательные сведения должен содержать трудовой договор

Забота о ближнем, родном и любимом человеке может помочь Вам собраться и начать жить дальше, а иначе нельзя.

Займитесь здоровьем, обязательно нужно правильно питаться, гулять на воздухе, возможно на велосипеде или просто бегать, конечно после выздоровления.

Очень хорошо помогает занятия спортом и водные процедуры.

Ещё хорошо уйти с головой в работу, чтобы некогда было тяжёлым мыслям и печальным воспоминаниям предаваться вновь и вновь загонять себя то состояние, от которого хотите избавиться.

Удачи, у Вас всё получится, надо только поверить в себя сейчас и сразу, не откладывая на потом.

Источник

Чудеса

Из Жития святого Александра Невского в редакции Ионы Думина

«Житие и подвиги благоверного великого князя Александра, иже Невский именуется, нового чудотворца», составленное бывшим архимандритом Владимирского Рождественского монастыря, а в то время архиепископом Вологодским и Великопермским (будущим митрополитом Ростовским) Ионой Думиным в 1591 году, является самым обширным и многословным из всех редакций Жития Александра Невского. В настоящем издании мы приводим лишь ту часть этого сочинения, которая посвящена описанию чудес, происходивших у гробницы святого князя во Владимирском Рождественском монастыре. Большая часть описаний дословно заимствована автором из так называемой «Владимирской» редакции Жития (времени митрополита Макария); это касается и ссылок на тех лиц, которые лично рассказывали автору о происходивших чудесах.

Перевод выполнен по изданию: Мансикка В. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. СПб., 1913 (Памятники древней письменности и искусства. № 180). С. 103—116, 123—124.

О преславных чудесах, бываемых от гроба по преставлении святого Александра

Как в жизни, так и по смерти сей чудный самодержец Александр не оставляет, не забывает свою паству, но всегда, ночью и днём, защищает и оберегает её от врагов видимых и невидимых, подавая все блага страждущим. Ещё же расскажу вам немногое и о чудесах святого и всепреподобного великого князя Александра, которые были в последние годы. Ибо праведно и прекрасно воссиять солнцу — и так же праведно святым, от Бога воссияв, зарями чудес всех просвещать. Ибо, как сказал Господь: «Невозможно зажжённый светильник скрывать под кроватью, чтобы не всем был свет виден» (ср. Лк. 8: 16); так же невозможно и даже худо скрывать сей великий святой светильник в земных недрах, пресветлую светлость чудес от всех утаить и душевную пользу погубить. Тем более и я неправедным буду рассказчиком, если не поведаю вам об этом.

Чудо о Донской победе

Некий пресвитер в преславном граде Владимире, служивший в церкви Святого Димитрия, по имени Прокопий, богобоязненный и весьма благоискусный, поведал нам. «Слышал, — говорил он, — от отца моего Ивана о случившемся в древности преславном чуде в обители преславной Богородицы, честного и славного Ея Рождества, у гроба благоверного великого князя Александра, в лето 6888 (1380), в которое второй Батый, окаянный Мамай, приходил со многими агарянами на великого князя Дмитрия Ивановича Московского, прозванного Донским, хотя, злочестивый, пленить всю землю христианскую и истребить святую и непорочную веру Христову, однако, по пророку, на его же главу преокаянная болезнь его перешла, ибо, вопреки умыслу своему, побеждён был, безбожный, помощию Божией. В то самое время, в одну из ночей, некоему монаху, пономарю, случилось по своему обыкновению бодрствовать в притворе церковном в обители святого Александра, в той самой церкви, где почивали святые мощи; при той церкви он и служил, а был он весьма благоговеен и богобоязнен и у той церкви сподобился видения. В то агарянское время сей параекклисиарх 1 со слезами стоял в предцерковии, моля Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от иноплеменных; святого же Александра Невского чудотворца призывал на помощь в своих молитвах. И продолжал он молитвы свои в этом церковном притворе в течение многих часов, и вскоре узрел: в церкви, возле гроба и многочудесного тела святого, сами собою зажглись свечи, и два святолепных и честных старца вышли из святого алтаря и, подойдя к гробу Александрову, начали говорить: «Господине Александре, встань, поспеши на помощь сроднику своему, великому князю Дмитрию, одолеваемому иноплеменниками!» Скорый же на помощь великий князь Александр, который при жизни был храбрым победителем агарян, также и по смерти, тотчас встал из гроба, на виду у пономаря, и сделался невидим. Впоследствии же от многих стало известно, что в тот самый день, в ночь на который параекклисиарх видел сие видение, помощью Божиею и молитвами святого рука благоверного великого князя Дмитрия поразила варваров. Впоследствии же этот параекклисиарх, объятый страхом Божиим, подробно рассказал обо всём предстоятелю Церкви, то есть митрополиту. Великий же архиерей матери градов 2 со всем освященным собором с подобающей осторожностью и по вере великого самодержца раскопал место, где положены были многоцелебные всесвятые мощи святого, обретя их нетленными и целыми по прошествии многих лет. И взяли их честно с пением божественным, положили в раке поверх земли в церкви Пречистой Богородицы, в которой и прежде положены были, и с того времени многие и различные исцеления бывают и до сего дня приходящим к честной раке святых мощей его: слепые прозревали, хромые ходить начинали, бесноватые исцелялись, расслабленные укреплялись, одержимые различными болезнями выздоравливали».

О явлении на воздухе святого великого князя Александра Невского, о пожаре

В лето 6999 (1491), 23 мая, в понедельник, в преименитом граде Владимире было ужасное видение и страшное явление и грозное знамение гнева Божия, которым наказывает нас Бог и от греха на покаяние приводит, которое, как говорят некие, некогда, в один из дней, после божественной литургии, видели многие над каменной церковью Рождества Пречистой Богородицы славной обители, честного архимандритства, напротив чудесных мощей блаженного великого князя Александра Ярославича Невского, в иноках Алексия. Над самым верхом той церкви видели необычное видение: словно облако лёгкое протянулось, или словно дым тонкий извивался — белый, словно чистый иней, и светлый, словно солнце, подобно ему блестя; и в тонкости и светлости облака того видели подобие образа блаженного великого князя Александра, ехавшего на быстром коне, словно взмывая к небу. Люди же, видя великого, одержимы были страхом и ужасом. Начали звонить по всему граду, и вскоре, в полдень того же дня, начался такой великий пожар, что весь город сгорел со всеми домами и также посады. Ещё же в том городе погорел и сам тот пречестный вышеназванный монастырь Рождества Пречистой. В церковь ту собрались многие иноки и миряне со множеством имущества, и вскоре Божиим попущением внутри той церкви всё сгорело, и люди тоже. Чудотворные же мощи святого и праведного великого князя Александра Ярославича, на которых можно было видеть некое огненное знамение, были, однако, Богом сохранены, так что и пелена, бывшая на гробе его, оказалась невредимой от непостоянного того огня. Ибо Господь, по пророку, «хранит все кости» угодника своего, и «ни одна из них не сокрушится» (ср. Пс. 33:21). И так благодатию Божией и доныне от честного его гроба многие чудеса и исцеления совершаются; об одном из них скажем здесь кратко.

Было это в то время, когда благочестивый наш царь и великий князь Иван Васильевич, всего царства Русского и Казанского и Астраханского государь и самодержец, внук старейшего великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, его же именуют Грозным, Богом подвизаем за своё отеческое наследие, а наипаче за христоименитое достояние, Казанское царство победил, и завладел им, православием просветив, и бесчисленное множество христиан пленных освободил. И ещё на пути к Казани, в походе, когда был он в городе Владимире и возносил Богу молитвы в монастыре, в церкви Рождества Пречистой Богородицы, тогда случилось быть в той церкви во время соборной молитвы у цельбоносного гроба блаженного и великого князя Александра и мне, грешнейшему. И увидел я близ помоста церковного на фобе блаженного небольшое отверстие, и, желая понять, что это за отверстие, вложил в него пальцы свои. И ощутил я некое масло, смочившее мою руку. На руке же моей в течение долгого времени была небольшая болячка. И вскоре вытащил я руку свою из отверстия, и почувствовал, будто смазана она жирным маслом или помазана благовонным миром; болячки же на ней с того времени и доныне не было.

Чудо святого о двух слепых жёнах

Читайте также:  какие нужны документы для оформления дарственной на квартиру на дочь в мфц

Не смею и об этом умолчать. Некогда, по прошествии многих лет после смерти святого Александра Невского, привели ко гробу его святому двух жён слепых, ничего не видящих очами своими. Они же стали молиться и со слезами припадали к цельбоносным его мощам, каясь втайне в согрешениях своих, и молились святому о даровании им зрения. «Умоли, — говорили, — угодниче Божий, общего всем Владыку Христа, твоего же и нашего, да будет милостив к нам о согрешениях наших и да дарует нам зрение, Преблагий и Милосердный, ибо знаем, чудотворче, что послушает святых молитв твоих!» И когда молились они вместе и плакали, внезапно прозрели обе по молитвам святого. Они же, получив милость у цельбо носного святого гроба, возвратились в дома свои, радуясь, славя и благодаря Бога, даровавшего таковую благодать сему святому угоднику Александру.

Иное чудо о некоем человеке, имевшем сухую ногу

Похвально будет и об этом поведать любви вашей. Некий человек в течение многих лет имел сухую ногу, так что не мог ни ходить, ни шевелить ею. Так страдал он в недуге этом столько лет, отовсюду помощи требуя, но ни от кого ни малейшей помощи не получая. Наконец, придя в чувство, он повелел приятелям своим вести себя в обитель Пречистой Богородицы, честного Ея Рождества, ко гробу святого Александра. И когда привели его к цельбоносной раке, стал молиться ему, со слезами прося у святого исцеление от недуга своего. И внезапно получил исцеление, и, выздоровев, стал ходить пред всеми на обеих ногах своих, словно никогда не был болен. И так пошёл в дом свой, непрестанно воздавая благодарение чудотворцу Богу и угоднику Его святому Александру.

Иное чудо святого о расслабленном

Полезно же будет вам и об этом послушать. Некогда принесли в обитель святого Александра человека по имени Леонтий, страдавшего в течение многих лет расслаблением обеих рук и ног. И когда лежал он и валялся у гроба святого, священник совершал молебны о нём; по совершении же молитвенного пения окропил его освященной водою, и тотчас расслабленный начал исцеляться и двигать руками и ногами, и сам встал на ноги свои, и руками ощупал гроб святого, с радостью облобызав раку его. Получив исцеление молитвами великого святого Александра, пошёл восвояси, радуясь и славословя Бога.

Чудо иное святого о некоем расслабленном иноке

Иное чудо святого о другом больном иноке

Подобает же вам и об этом всегда помнить. Некий старец из той же обители, нареченный Давидом, одержим был весьма жестокою болезнью, в которой лежал в течение долгого времени. И лежал он на одре своём, и проливал слёзы, по многу часов молясь из глубины сердца своего преподобному Александру, наречённому Алексием, чтобы исцелил он его от недуга. И когда молился он так со слезами долго, понемногу начал получать облегчение от болезни своей. И почувствовав отступление недуга, начал вопить со всей силы: «Угодниче Христов Александр, помилуй мя!» И тотчас прекратилась болезнь его, и сделался здоровым, прославляя Бога и угодника Его преподобного Александра.

Иное чудо святого о свече, самовозгоревшейся у святого его гроба

Да не покроется глубиною молчания и сие. Поведал об этом некий старец по имени Серапион, служащий в обители святого, в церкви, параекклисиархом. «Случилось это, — рассказывал, — в лето 7049 (1541), после праздника Успения Пресвятой Богородицы, в пятницу, по завершении вечерни: сама собой загорелась свеча у гроба блаженного великого князя Александра Невского, чудотворца; многие же и из братии видели её горевшей. Пономарь же по простоте своей не уразумел, что это не простое горение свечи, а некое Божие проявление чудодеяния святого, и, ужаснувшись, загасил ту свечу, светившуюся небесным огнём. Сообщено же было об этом настоятелю обители, которым был тогда архимандрит Евфросин. И когда услышал архимандрит о таком неизреченном чуде, то поспешил к гробу святого, и потрогал ту свечу рукою, и почувствовал, что она ещё теплая от небесного огня. И в течение многих лет никогда не зажигали ту свечу, но прилепляли к ней прочие свечи и так зажигали». Так прославил его Бог как в жизни, так и по смерти.

Чудо святого о бесноватом

Хочу же и об этом передать любви вашей. Некий христианин того же монастыря по имени Терентий весьма был мучим бесом; домашние же его привели его в обитель, ко гробу святого. И когда привели его и сотворили молебны о нём, то, по молитвам святого великого Александра, наречённого Алексия, тотчас прекратилась болезнь его, и сделался здоров и разумен, и возвратился в дом свой, радуясь и прославляя Бога, столь одарившего святого Александра.

Иное чудо святого о сыне боярском

Подобает же и вот о чём вечно вспоминать вам. Некий сын боярский, именуемый по-простому Истома Головкин, был тяжело болен, мучаясь от жестокого недуга, так что не мог ни есть, ни пить, и страдал так от жестокого недуга в течение долгого времени. И так мучился всё время от этого недуга, что уже и о жизни не помышлял, но только к смерти готовился. И раздал имение своё многим врачам, но никакого облегчения от болезни своей не получил от них, но только в ещё больший недуг впал. После этого повелел вести себя ко гробу святого, и тотчас получил исцеление от недуга своего молитвами преподобного Александра, наречённого Алексия, и возвратился в дом свой, веселясь и великую хвалу и благодарение воздавая Христу Богу нашему, прославившему угодника своего святого Александра.

Иное чудо святого о втором сыне боярском

Чудо святого о расслабленном

Некий человек расслаблен был в течение многих лет всеми членами тела своего. Родственники привезли его и положили ниц у многоцелебной раки преподобного Александра. И когда лежал он в течение долгих часов и молился святому, со слезами прося исцеления от недуга своего, и ещё была молитва на устах его, в тот же час получил исцеление по молитвам великого чудотворца Александра. И, выздоровев, с веселием пошёл в дом свой, вечное благодарение воздавая в Троице славимому Спасителю Богу, непрестанно прославляющему святого своего угодника Александра.

Чудо святого о бесноватом

Не думаю, что правильно было бы и об этом не вспомнить вам. Село есть, называемое Старое; из этого села привезли некоего христианина, одержимого в течение многого времени страшным недугом, в котором люто мучим был злым бесом. Столь люто страдал в недуге том от лютого беса, что все видевшие его исполнялись страхом: кричал страшно нечеловеческим голосом, бросался, словно зверь, на всякого, зубами кляцая, одних ранил, других бил нещадно, и потому держали его руки связанными. И когда помолились о нём у цельбоносного гроба святого, тотчас выздоровел, и исцеление получил, и в добрый разум пришёл, и возвратился в дом свой, радуясь и благодаря и славя Бога и угодника Его преподобного Алексия.

О чудесах святого Александра, случающихся в наши времена и наши лета у чудотворной раки его

Словно источники водные, исходящие от земли и напояющие землю и новые источники образующие, не оскудевают, но ещё более исполняются водой и непрестанно текут, принося сокровища от недр земных, так же и святых чудеса. Подобно тому и святой Александр — святое тело его, во гробе лежащее, — многие и различные исцеления подаёт всем людям, и сколько бы ни принимали исцеления от него, не оскудевает, но ещё более переполняется, словно река великая, не оскудевая, подаёт исцеления с верой приходящим к нему даже и до сего дня, подобно тем чудесам, которые мы сами видели своими глазами.

В лето 7080 (1572) некий человек, родом из преименитого града Владимира, там и живущий, по имени Феодор, пребывал в недуге тяжком, жестоко страдая от лютого беса. Родственники же его, видя его в таком жестоком недуге, сжалились о нём и повезли его в обитель Пречистой Богородицы, к чудотворным мощам благоверного великого князя Александра Невского. И когда везли его и приблизились ко вратам обители, то в тот же час у врат обители больной получил исцеление от недуга по молитвам святого и, в совершенном здравии побывав у раки святого, возвратился в дом свой, непрестанно вознося благодарения Богу, даровавшему такую благодать исцеления святому угоднику Александру.

Чудо святого о жене слепой

Читайте также:  в какой концерн входит митсубиси

Не стану скрывать и это чудо. Некая жена из пределов славного града Владимира, от села, называемого Красным, лишилась зрения, так что не видела ничего, не только людей, но даже и света белого не могла различить. И когда была она у светоносной раки святого, то, по его молитвам, прозрела и увидела свет, словно никогда не страдала недугом своим, и возвратилась восвояси, хваля и славя присносущего Бога и благодаря угодника Его Александра, такой дар от Бога имеющего.

Чудо святого о бесноватом

Добавлю к прежним и такое чудо, случившееся некогда. Привезён был в обитель святого некий человек, нещадно томимый от злого беса страшным недугом. Столь жестоко страдал от недуга своего, что совсем обезумел, так что не узнавал никого из бывших с ним и даже себя; к тому же и волосы на голове своей рвал и язык грыз. Родственники же привели его к гробу преподобного. И когда прочитали о нём молитву, тотчас больной выздоровел, словно никогда и не болел. И вернулись в дома свои, великую славу воздавая угоднику Божию Александру, коему такой дар от Бога дарован.

Таковы сего благоверного благие порождения пресветлые, таков царского семени богосветлый скипетр, таков плод пресладкий, таков цвет присноцветущий, таков крин 5 благоуханный, таково житие его досточудное, наипаче же высочайшее и превыше всех, таковы его изрядные и преславные чудеса, их же творит неоскудно и не перестаёт творить до сего дня, их же ради Богу слава ныне и присно и во веки веков, аминь.

Чудо преславное, как явился святой некоему духовному старцу, поехав во всеоружии на помощь благочестивому царю Ивану Васильевичу в приход крымского царя Девлет-Гирея на Молодях, в лето 7080-е (1572-е)

Из «Житий святых на русском языке, изложенных по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями»

В основу этого многотомного издания, выходившего в свет в Москве в 1900—1917 годах (из 15 задуманных томов успели выйти 14), положены Четьи Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, выдающегося русского агиографа конца XVII — начала XVIII века. Впрочем, его материалы — особенно если речь шла о русских святых — дополнялись по многим другим источникам. Ниже приведено ещё одно чудо святого Александра Невского, совершённое во Владимире около 1706 года.

В монастырской деревне Угрюмовой, Владимирского уезда, крестьянин Афанасий Никитин подвергся припадкам умоисступления, так что не узнавал окружающих, отказывался принимать пищу, совершенно лишился сна. Внезапно в минуту просветления он начал просить домашних, чтобы они отвели его в Рождественскую обитель к мощам благоверного князя Александра. Родные исполнили его желание, и вот на пути в обитель больной почувствовал себя здоровым и, придя в обитель, в сердечном умилении рассказывал всем, как явился ему святый князь Александр и как сам он указал ему искать исцеления у раки святых его мощей.

Из надписи на раке святого и благоверного великого князя Александра Невского во Владимирском Рождественском монастыре

В сей сребропозлащенной раке положенныя Святыя мощи Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Князя Александра Ярославича, во иноцех Преподобнаго Алексия Невскаго и Владимирскаго и всея России Чудотворца, внука бывша Всеволоду, правнука Георгию Долгоруку, праправнука Владимиру Мономаху, иже был правнук Великому Князю Владимиру Святославичу, во Святом Крещении нареченному Василию, просветившему Российскую землю Святым Крещением, от него же осьмый степень Великих Князей Александр.

. В дни благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев по благословению великого господина Святейшаго Кир Адриана, архиепископа Московскаго и всеа России и всех северных стран патриарха, устроена сия сребропозлащенная рака в честь и хранение целбоносных нетленных мощей Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра в монасех Алексия Невскаго и Владимирскаго и Всероссийскаго чудотворца, иже почивает блаженно во граде Владимире в пречестной и великой обители Пресвятыя Девы Богородицы Марии в монастыре Рождественском при архимандрите тоа Лавры господине Иосифе Шернове. Потщася радетельно в соделовании строения сего Святейшаго патриархаризохранитель монах иеродиакон Боголеп, мироздания семь тысяч двести третьяго лета (1695 года).

(Цит. по: 127. С. 269—270)

Из «Слова на пренесение и преложение в новоустроенную раку мощей святого благоверного великого князя Александра Невского и Владимирского, в монасех преподобного отца Алексия, всея России чудотворца, еже бысть в лето 7205 (1697-е), месяца иулия в 1-й день»

«Слово» было составлено во Владимирском Рождественском монастыре и повествует о торжественном переложении святых мощей князя Александра в новую раку. Знаменательное событие состоялось 1 июля указанного года, и этот день должен был стать ещё одним днём памяти святого князя.

. Месяца иулиа к 1 числу собрася града того (Владимира. — А.К.) и окрестных сёл и весей множественный народ и священнаго чина и причта церковнаго безчисленно. И соторше вечернее пение и всенощное бдение благодарение всегосподственней единице Отцу и Сыну и Святому Духу за вся Его неизреченная к нам благая воздаша, такожде и Пречистей Деве Богородице Марии и преподобному отцу Алексию 8 чествование по предложению церкве принесоша. Во утрие же иулиа месяца 1-го числа в день неделный пред божественною и святою литоргию наченши молебное пение чиновне. Чудотворивыя святаго Александра, преименованнаго Алексиа мощи честне на ременах священнослужители возложиша и с кадилы и свещами и псалмопении благоговейно к новой раце принесше, в новую ракку положиша, идеже место устроено бысть в стене ко святому олтарю между дву храмов святых, един Пречистыя Девы Богородицы Рожества, вторый же святаго великомученика Георгиа, идеже и ныне святыя те мощи в новоустроенной ракке в созерцание всякой душе христианстей предълежат. Их ж чествующе православнии народи всякаго пола, чина же и возраста верно лобызают. И достолепне покланяющеся священие и прощение грехов и целбы получают. Тако убо всеблагий Бог прославляет святыя угодники Своя на земли и на небеси, яко вседушно его возлюбиша и послужиша в благоверии и чистоте. Их же ревновати благочестнаго жития всякому человеку подобает, да свободимся от всякаго зла и вражиих наветов и получим зде и во Царствии небесном благая о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же со Отцем и Святым Духом честь и слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И в той день пренесения ради и преложения святых мощей благовернаго сего святаго Александра во обители святей празднество сотворяти уставиша.

Примечания

1. Параекклисиарх (или кандиловозжигатель) — пономарь, в обязанности которого входит зажигание светильников в храме.

2. То есть митрополии, в данном случае — Москвы.

3. В некоторых списках «Владимирской» редакции Жития названо имя монаха Красовцова — Нил (20. С. 28).

4. Здесь, вероятно, соединены два различных чуда святого Александра, о которых более подробно рассказывается во «Владимирской» редакции Жития. Приведём этот текст: «Поведали иерей той же обители Феодосий и диакон Пахомий: «Сие, — рассказывали, — видели своими глазами. Привезли некоего сына боярского из города Пскова, одержимого болезнью, именем Симеона, и когда сотворили мы молебен о нём у гроба блаженного великого князя Александра, то вскоре он получил исцеление и отошёл, радуясь, восвояси».

На следующий день, в воскресенье, привезли иного сына боярского из того же города Пскова, одержимого болезнью, по имени Михаил и по прозвищу Забелин. И по совершении молебна прикоснулся он к честной раке блаженного Александра, и тотчас получил исцеление, и прославил Бога, и отошёл, радуясь, восвояси» (20. С. 29).

6. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей подступил к Москве и полностью сжёг её, уведя в полон огромное число христиан. На следующий год орды Девлет-Гирея вновь двинулись на Москву, но были остановлены и разбиты русским войском во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским у села Молоди в 45 километрах от столицы.

7. В середине XVIII века рака была вложена в драгоценную серебряную раку, в которой мощи святого Александра Невского покоились до 1922 года. В настоящее время — в Государственном Эрмитаже. В 1997 году, во время археологических раскопок на территории Владимирского Рождественского монастыря, обнаружена и первая деревянная гробница, в которой предположительно был погребён князь Александр Невский. Её нашли под толстым слоем земли в певнице — специальном сооружении, возведённом в южной части собора. Заслуживает внимания тот факт, что гробница была обнаружена 30 августа — в день празднования перенесения мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург (118. С. 31).

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector