Итоговая контрольная работа по истории древнего мира 5 класс с ключом
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Из какого металла люди первоначально изготовляли орудия труда:
Как называется река, протекающая по территории Египта?
От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена
Где находится Спарта
А) в долине реки Эврот в Лаконии
Б) не севере Греции
Кто сплотил греческие государства для борьбы с Македонией
Кто такие патриции
А) потомки древних жителей Рима
В) потомки греческих колонистов Италии
Б) потомки племени этрусков
Г) переселенцы из других территорий
Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии
Чего хотели заговорщики, убившие Цезаря
А) установить империю
В) восстановить республику
Б) восстановить царскую власть
Г) установить тиранию
. – году до н.э. был основан Рим
. – это было 1м металлом
Археологические находки и исследования ученых позволили в общих чертах восстановить историю происхождения человека и развития первобытного общества.
Вспомните, когда человек выделился из мира животных? Что этому способствовало? Какие основные этапы прошло первобытное общество в своем развитии? Каковы источники наших знаний об этом периоде?
В долине реки Нил находилось могущественное Египетское государство. В междуречье Тигра и Евфрата была расположена страна мудрецов Вавилония и воинственная Ассирия, на восточном побережье Средиземноморья возникла страна мореходов — Финикия, на Иранском плоскогорье — Персия. Более обособленно развивались культуры Древнего Китая и Индии.
Расскажите об одной из этих стран. Укажите наиболее важные события в ее истории. Составьте последовательный план своего рассказа.
Когда в отсутствии Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр покорил их тем, что расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что послы немало удивились и пришли к выводу, что способности Филиппа меркнут перед величием замыслов этого мальчика.
Почему послы персидского царя сделали такой вывод? Оправдался ли он? Какими качествами обладал Александр Македонский? Как осуществлялись в дальнейшем его замыслы?
Самым любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои, и Юлии Цезаре был устроен такой бой, в котором выступало 320 пар гладиаторов. Кровавые бои рабов вызывали дикий восторг римских рабовладельцев.
К какому периоду римской истории относятся эти события? Расскажите, как проходили гладиаторские бои в Риме. Сравните зрелища в Риме и Греции. В чем их различия?
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Триумфальная арка
1. Археологические находки и исследования ученых позволили в общих чертах восстановить историю происхождения человека и развития первобытного общества.
Вспомните, когда человек выделился из мира животных? Что этому способствовало? Какие основные этапы прошло первобытное общество в своем развитии? Каковы источники наших знаний об этом периоде?
2.Археологи нашли могильник, в котором были останки человека, жившего 30 тыс. лет назад.
Предположите, что могут ученые узнать благодаря этому погребению? Какие находки им в этом помогут? Что вы знаете об этом периоде истории?
3. Легенда рассказывает, что когда-то в далекие времена бог Сатурн правил Землей, и тогда она была всеобщей, не было на ней ни бедных, ни богатых, ни господ, ни рабов. И теперь в память этого счастливого «золотого века» рабам на празднике сатурналий разрешалось свободно шутить с господами, пировать за их столом, выбирать своего шуточного царя.
Подумайте, почему это время называется «золотым веком»? Как называется этот строй? Каковы его основные черты? У всех ли народов мира он был?
4. Долгое время история народов Древнего Востока была малоизвестна. Иногда находили памятники древних культур, документы, написанные на языке древних обитателей стран Востока, надписи на каменных плитах, но никто не мог прочесть их. Некоторые греческие и римские историки сами побывали в этих странах и написали их историю.
Как ученые узнали историю стран Древнего Востока? Приведите примеры. Какие виды письменности возникли на Древнем Востоке? Кого и почему называли «отцом истории»?
Вспомните, какой строй установился в странах Древнего Востока? Укажите основные причины его возникновения. Приведите примеры образования первых государств и восстаний рабов и бедноты.
7. В странах Древнего Востока ученые занимались изучением не только арифметики и алгебры, но и других наук: астрономы наблюдали движение небесных светил, строители возводили пирамиды и храмы, здесь впервые были сделаны многие выдающиеся открытия и изобретения.
Вспомните, какие науки возникли в странах Древнего Востока? Приведите примеры. Какие открытия и изобретения народов Древнего Востока вам известны?
Расскажите об одной из этих стран. Укажите наиболее важные события в ее истории. Составьте последовательный план своего рассказа.
9. В соответствии с разливами Нила египтяне делили весь год на три части, три времени: «половодье», «всходы», «сухость».
Подумайте, с какими природными особенностями Египта это было связано? Как такое деление года связано с циклом земледельческих работ?
10. В южной части Иранского плоскогорья образовалось Персидское государство. В середине VI в. до н. э. Персия подчинила своей власти большинство стран Ближнего Востока. Это государство просуществовало в течение двух столетий.
Что вы знаете о завоеваниях персидских царей? Когда и при каком царе Персия достигла наибольшего могущества? С каким народом она вела наиболее продолжительные войны? Когда и почему рухнуло Персидское государство?
Расскажите о древней истории Индии до арийского нашествия. В долинах каких рек образовались первые индийские государства? Что было общего в образовании всех древневосточных государств?
12. В поэме Гесиода «Труды и дни» рассказывалось о том, что когда-то было время «золотого века», тогда все были равны и земля сама давала обильные плоды. Но шло время, люди делались все хуже, боги разгневались на них и отняли свои дары. Ушла справедливость из мира, землей завладели цари, настал жестокий «железный век», когда люди стали свирепы и воинственны и сильные угнетают слабых. Но поэт советовал слабым не роптать и не возмущаться; как бы ни был прав и добродетелен простой человек, знатный всегда сможет его погубить.
13. Знаменитый древнегреческий мыслитель Антифонт писал в книге «Правда»: «Мы делим людей на варваров и греков, на знатных и простых; знатных мы уважаем, простой народ презираем. Но при этом мы сами поступаем как варвары, так как нигде не презирают простой народ, как у варваров: вот, например, египтяне считают только египтян людьми, а всех прочих людей варварами, в том числе и греков. А в действительности между людьми нет никакой разницы: все рождаются голыми, дышат воздухом, едят руками.»
Подумайте.почему книга называется «Правда». Разделяете ли вы его мысли. Против чего выступал Антифонт. Какое значение имеют его мысли в наше время?
Что увидел Солон в Афинах по возвращении? Вспомните, какие реформы он провел? Почему не прекратилась борьба в Афинах?
15. Родина греков, Балканская Греция, в древности не отличалась плодородием. Каменистая почва требовала большого труда, а засушливый климат и безводье губил посевы. Постепенно многие греки покинули свою родину.
Сравните природу и хозяйство Греции и Древнего Востока. В чем были их главные различия? Куда стали переселяться древние греки? Какие причины этому способствовали?
16. Число рабов в Греции все время увеличивалось. Дети рабов по обычаю сами тоже становились рабами. Но были и другие способы приобретения рабов. Жизнь рабов была очень тяжелой. Ушли навсегда времена, когда раб считался почти членом семьи».
Вспомните, каковы были источники рабства в Греции. Сравните положение рабов в XI-IX вв. до н. э. и в период расцвета рабовладельческого строя. Сделайте вывод; почему и как оно изменилось:
17. В Афинах жили знатные люди, земледельцы, ремесленники. Тут же селились люди, занимавшиеся торговлей и приезжие. Но еще больше в Аттике было рабов. Если раньше рабы выполняли у своих хозяев лишь домашние работы, то теперь они стали нужны в различных отраслях хозяйства.
Вспомните, как называлось свободное население Аттики? Кто составлял его большинство? О чем свидетельствует увеличение труда рабов в хозяйстве? К какому времени это относится?
18. «Рабы,- говорил один из древних греческих писателей,- это такая собственность, обладание которой связано со многими неприятностями».
Объясните слова греческого писателя. Какие неприятности доставляли рабы своим хозяевам? Приведите примеры. С чем это было связано?
19. Однажды у философа Диогена, бедняка, не любившего и презиравшего богачей, спросили, много ли он видел людей на Олимпийских играх. «Народу там было много,- ответил Диоген,- но человека я там не видел.»
Как вы понимаете ответ Диогена? Кто принимал участие в Олимпийских играх и был в них победителем? Почему?
Какими качествами отличался Перикл? Какие из них особенно важны для государственного деятеля? Охарактеризуйте правление Перикла. Как оно называлось?
Почему послы персидского царя сделали такой вывод? Оправдался ли он? Какими качествами обладал Александр Македонский? Как осуществлялись в дальнейшем его замыслы?
22. Честолюбивый Александр присвоил себе титул «Царь Вавилона и четырех частей света». Но он напрасно думал, что создать такое, государство так же просто, как разрубить гордиев узел.
О каком знаменитом полководце здесь идет речь? Почему он присвоил себе такой титул? Какое государство он создал? Почему оно оказалось столь недолговечным?
23. В этот день в Риме происходило большое торжество по случаю окончания постройки храма богини хлебных злаков. У молодого крестьянина, впервые пришедшего в город из далекого села, разбежались глаза. Горожанин, заметив его растерянность, стал рассказывать ему о достопримечательностях города и о его жизни.
Составьте рассказ от имени горожанина о достопримечательностях города. В случае затруднений используйте иллюстрации учебника.
24. Однажды Цезарь попал в руки диктатора Суллы, у которого был в немилости. Знатные родственники Цезаря добились его помилования. Говорят,при этом Сулла сказал: «Наступит день, когда этот мальчишка лишит вас свободы, которую вы теперь для него выхлопотали».
Оправдались ли слова Суллы? Подумайте, какие основания были у него для такого предсказания. Расскажите о захвате власти Цезарем в Риме. Чем закончилось его правление?
25. Красе преградил Спартаку дорогу на Рим. Он попытался даже окружить его армию, но Спартаку удалось разбить два легиона и прорваться на юг Италии. Армия Красса преследовала рабов по пятам. У Спартака созрел новый план.
Что вы знаете об этом плане? Расскажите о последней битве Спартака. Составьте план рассказа.
Чем вы можете объяснить такую щедрость сената? Чьи интересы защищал сенат? Расскажите о деятельности Гая Гракха.
О чем свидетельствуют эти высказывания? Чьи интересы выражали их авторы. Подтвердите их суждения фактами из учебника.
Предположите, о какой поэме здесь идет речь? Какие события в ней воспеты? Кого Вергилий прославляет в поэме? Кто мог быть хозяином этого дома, кто его гости?
29. Октавиан Август после победы над Антонием приказал охранять царицу Клеопатру, опасаясь, что она лишит себя жизни. Так и случилось. Однажды ее нашли мертвой в собственной спальне.
Что вы знаете об этих событиях? Расскажите.что им предшествовало? Какая связь существует между трагической смертью египетской царицы и борьбой Октавиана с Антонием? Кому вы симпатизируете в этой борьбе?
Расскажите о завоевании Цезарем Галлии. На кого опирался Цезарь при захвате власти в Риме? Подтвердите свое мнение фактами.
31. Самым любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои.
При Юлии Цезаре был устроен такой бой, в котором выступало 320 пар гладиаторов. Кровавые бои рабов вызывали дикий восторг римских рабовладельцев.
К какому периоду римской истории относятся эти события? Расскажите, как проходили гладиаторские бои в Риме. Сравните зрелища в Риме и Греции. В чем их различия?
Объясните, почему рабовладельцы предпочитали наделять рабов землей. К каким изменениям в хозяйстве должны были привести эти меры?
33. Вот вернулись из города арендаторы. Там они слыхали, что император за оскорбление отбирает у богача имение. Ходят слухи, что император даст большие льготы желающим взять эти земельные участки для обработки, но вряд ли найдется много желающих. Все больше сельских жителей стремятся уйти в город.
Подумайте, в какое время могли происходить эти события? Почему крестьяне уходили в город? За счет чего они там жили? Сделайте вывод об имениях в римском хозяйстве.
34. Римский историк Тацит писал об обычаях германцев: «У них нет ни золота, ни серебра, единственное их богатство составляют стада. Просто их орудие, но они считают позором потерять его в бою. Их вожди правят лишь до тех пор, пока подают пример храбрости, пока их уважают соплеменники. Никого не сажают в тюрьму, не бьют. Важные дела решаются не вождями, а всем народом.
Что вам нравится в жизни и обычаях германцев? Каким строем они жили? Докажите свои ответы.
35. Решив покинуть Рим и переселиться в Древнюю Византию, названную теперь его именем, император не жалел средств, чтобы «второй Рим» как можно скорее мог соперничать с первым.
На основании текста определите, кто и когда основал на берегах Босфора новую столицу? Какую политику проводил этот император по отношению к крестьянству?
36. Борьба рабовладельцев и рабов проходит через всю историю рабовладельческого общества.
Как называется эта борьба? Была ли она неизбежной? Объясните ее причины. В какой стране древнего мира борьба рабов была наиболее ожесточенной?
Нормы и степень эксплуатации труда сельскохозяйственных рабов в Италии II в. до н. э. — I в. н. э.
(Проблема производительности рабского труда и ее эволюции)
с. 38 Особенностью современного сельского хозяйства является его обусловленность развитием промышленности: оно превращается, в сущности говоря, в разновидность промышленности, хотя и сохраняет некоторую специфику.
В докапиталистических обществах, в частности в условиях рабовладельческой формации, положение было иным. Промышленности в нашем понимании не существовало, а решающей отраслью народного хозяйства было сельское хозяйство. Оно определяло лицо эпохи, наиболее характерные особенности производства и производственных отношений. В особенности была важна роль земледелия. В античном мире не развитие ремесленного производства определяло уровень и направление развития земледелия, а напротив, развитие сельского хозяйства обусловливало ход и эволюцию ремесла. В связи с этим вопрос об эксплуатации рабского труда в сельском хозяйстве Италии до н. э. — н. э. и проблема производительности рабского труда в земледелии имеют большое методологическое значение. Изучение этих вопросов позволит осветить одно из основных отношений между непосредственным производителем и собственником средств производства, рабом и рабовладельцем в процессе производства, даст возможность понять существо рабовладельческих отношений вообще.
Предварительно необходимо изложить несколько общих замечаний теоретического характера об эксплуатации и производительности труда как таковых.
В руках собственника средств производства есть несколько способов увеличения эксплуатации труда и повышения степени эксплуатации. Например, этого можно достичь посредством сокращения необходимого труда, т. е. уменьшения количества продукта, требуемого для восстановления затраченной силы и энергии работника, сводя его не только к самым крайним границам прожиточного минимума, но и ниже этих естественных границ.
Вопрос о повышении производительности рабского труда еще слабо разработан в советской исторической и экономической литературе. Считается бесспорным, что в рабовладельческой формации производительность рабского труда была очень низкой, гораздо ниже, чем труда свободного или полусвободного работника, и почти совсем не росла. Обычно вопрос о производительности рабского труда и неразрывно связанный с ним вопрос об эксплуатации рабов ставился и решался совершенно одинаково для всех периодов рабовладельческого общества, будь то гомеровское рабство, патриархальное, классическое или рабство в период кризиса и разложения всего способа производства. На протяжении всех этих столь различных по своему хозяйственному уровню периодов рабский с. 40 труд считался в одинаковой степени непроизводительным, а раб столь же одинаково незаинтересованным в результатах своего труда. Однако такая постановка вопроса сильно упрощает, а для некоторых периодов просто искажает действительную картину историко-экономического развития рабовладельческой формации. Метафизическая, теоретически неверная, она не соответствует историческим фактам, отрицает идею развития, разрывает единство действия экономического закона роста производительности труда, идеализирует истинное положение рабов, преуменьшает их действительную эксплуатацию, поскольку возрастание производительности рабского труда являлось одним из рычагов увеличения прибавочного продукта, усиления эксплуатации рабов.
Задача настоящего доклада — обратить внимание на некоторые обстоятельства, которые приводили к усилению степени и величины эксплуатации рабов, занятых в доминирующей отрасли рабовладельческого производства — в сельском хозяйстве, в частности в сельском хозяйстве Италии до н. э. — н. э.
Раб как работник имел целый ряд особенностей, отличавших его от всех других категорий работников, например, от свободного земледельца, полусвободного колона, крепостного крестьянина или наемного рабочего. Эти особенности: а) абсолютная незаинтересованность раба в результатах своего труда; б) полная аппроприация личности раба господином и низведение работника до уровня говорящего орудия; в) применение внеэкономического принуждения, точнее — голого насилия для принуждения к труду; г) отсутствие каких-либо сдерживающих сил — экономических, законодательных, моральных и религиозных, — ограничивающих рабовладельца в эксплуатации рабов, даже самой чрезмерной; д) возможность применения в процессе труда больших количеств рабов, в связи с чем открывалась возможность самой неограниченной, самой зверской, самой всеобъемлющей эксплуатации труда, какой не было и не может быть в каком-либо другом обществе. Однако все эти особенности созрели и проявились не сразу, действовали они не во все периоды рабовладельческой формации с одинаковой интенсивностью, вследствие чего нормы и степень эксплуатации рабского труда не стояли на одном уровне, а непрерывно менялись.
с. 41 Сочинения римских сельскохозяйственных писателей — Катона, Варрона, Колумеллы — содержат богатый материал по этому вопросу. Вот их основные рецепты. Рабы должны быть всегда в работе, для них не существует праздничных и выходных дней, даже в случае непогоды они трудятся столько же времени, как и в ясный день. Летом фамилия без проволочек во главе с виликом как с вождем шла на работу с первым лучом света, т. е. в 4 ч. утра, а возвращалась на виллу в сумерках, в 10— 11 ч. вечера, так что рабочий день рабов летом продолжался около 18— 19 часов. В зимнее время, несмотря на сокращение светлого времени, продолжительность рабочего дня рабов не уменьшалась. Колумелла предписывает, чтобы в зимнее время рабы до света занимались изготовлением кольев и подпор и чтобы до наступления светлого времени, приблизительно к 8 ч., они приготовили 10 заостренных с двух сторон кольев или пять подпор. Столько же кольев или подпор раб должен был приготовить и в вечернее время, при дневной производительности в светлое время 100 кольев или 60 подпор.
Несложный расчет показывает, что при таких условиях рабочий день раба начинался с 5— 6 ч. утра и продолжался до 8— 9 ч. вечера, иначе говоря достигал 16 часов.
Насколько нам известно, римские агрономы нигде не упоминают об обеденных и иных перерывах в течение рабочего дня. Рабы принимали пищу перед уходом на работу и получали свой паек при возвращении с работы, о чем сказано специально. Принимая во внимание характер пищи рабов, следует думать, что рабовладелец не позволял делать нормальные обеденные перерывы, ограничивался очень краткими остановками для поглощения скудного пайка всухомятку, экономя таким образом производственное время работника.
Стремясь интенсифицировать рабский труд, заполнить все поры рабочего дня, теоретики и практики рабовладельческого хозяйства разработали довольно сложную систему дневных, недельных и месячных норм выработки почти для всех главных работ в сельском хозяйстве, за невыполнение которых с рабов строго взыскивалось, а перевыполнение поощрялось. Любопытно проследить, как постепенно разрабатывалась и складывалась эта система дневных норм выработки рабов. Катон говорит о ней еще очень неопределенно и в общей форме. Сазерна определяет норму дневной выработки наиболее важной и трудоемкой операции — вспашки. Варрон приводит ряд данных по затратам рабочей силы в различных отраслях скотоводства. Однако наиболее полное свое завершение эта система норм дневной выработки получила лишь в эпоху Колумеллы, когда она охватывала уже все главные и второстепенные операции вплоть до сбора листьев в осеннем лесу и т. д. Создание столь дробной системы облегчало контроль за трудовым процессом раба, интенсифицировало трудовой процесс.
В условиях натурального хозяйства и патриархального рабства питание, одежда и образ жизни рабов, очевидно, мало чем в принципе отличались от условий жизни младших членов семьи господина, так как у последнего не было особой надобности уменьшать сумму необходимых потребностей раба. В эпоху плантаторского рабства экономия путем сокращения необходимых потребностей раба, сведения их к крайним пределам, допустимым природой, или даже выход за их рамки, — один из источников излишка прибавочной стоимости, являвшегося теперь одной из целей рабовладельческого хозяйства. Катон оставил нам описание дневного, месячного и годового довольствия рабов, которое с необыкновенной точностью предусматривает удовлетворение лишь самых минимальных потребностей человека как носителя рабочей силы, не больше. Любопытно, что характер пищи рабов — печеный хлеб и так называемое рабское вино — предусматривал очень быстрое ее приготовление и потребление, что с. 42 сокращало до минимума время, необходимое для удовлетворения личных потребностей раба, и, следовательно, увеличивало его производственное время. Довольствие рабам не было одинаковым; раб, выполняющий более тяжелые работы, получал полный паек, но стоило ему перейти на физически легкую работу, например вилика, ключницы или смотрителя, паек уменьшался. Иначе говоря, здесь действовал безошибочный расчет: раб получал ровно столько, сколько он расходовал как рабочая машина. Большое внимание, умственная энергия, душевное напряжение, чувство ответственности, т. е. качества, свойственные работнику как человеческому существу при выполнении сложных обязанностей вилика, смотрителя, старшего пастуха и т. п., в расчет не принимались.
Однако, как было уже сказано, ничто не мешало рабовладельцу выходить за пределы физических возможностей в его стремлении сократить необходимые потребности раба. Порядки, существовавшие в сицилийских поместьях Дамофила, который вообще рабов не кормил и не одевал, — по существу не результат помешательства одного рабовладельца, а, на наш взгляд, одно из закономерных проявлений, хотя и крайних, рабовладельческой системы развитого типа. Характерно, что Диодор, который жил в эпоху развитого рабства и понимал нужды рабовладельцев, осуждает эти действия Дамофила не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они оказались одним из поводов страшного сицилийского восстания. Другим крайним проявлением экономии на необходимых потребностях раба как человеческой личности являлось лишение рабов семьи. Раб с семьей и детьми стоил слишком дорого, так как возрастал необходимый труд и соответственно уменьшался прибавочный труд. В условиях товарно-денежного хозяйства и стремления получить прибыль рабовладелец не мог этого допустить, ему было выгоднее перевести раба на казарменное содержание, более дешевое и более удобное, лишив семьи своего работника.
Низведенный до уровня рабочей машины, лишенный человеческих качеств, абсолютно не заинтересованный в результатах своего труда, раб принуждался к труду голым насилием в его самой примитивной, бесчеловечной форме. Одновременно сложная система многоступенчатой рабской иерархии, окончательно сформировавшаяся также к началу Империи, имела своей целью не только постоянное принуждение рабов к труду, но и его максимальную интенсификацию.
Таким образом в эпоху классического рабства стремление к получению прибавочного продукта привело к резкому увеличению как абсолютной величины, так и степени эксплуатации рабов по сравнению с временем патриархального рабства. Это увеличение произошло самым простым, так сказать, очевидным образом в виде удлинения рабочего дня и его максимального производственного заполнения, сокращения необходимых потребностей работника, интенсификации его труда. Однако в руках хозяина-рабовладельца находился еще такой рычаг для увеличения количества прибавочного продукта, как повышение результативности рабского труда в единицу времени, т. е. увеличение производительности труда. Важно выяснить, получила ли в практике рабовладельческого способа производства свое осуществление и воплощение эта теоретическая возможность, знали ли о ней теоретики и практики своего времени или нет.
Период классического рабства отличается от предшествующего прежде всего количественным увеличением применения рабского труда в сельском хозяйстве. Уже одно это обстоятельство позволяет рабовладельцу использовать все выгоды простой кооперации, что уже само по себе ведет к росту прибавочного продукта и экономии средств труда. Например, индивидуальная производительность раба-пахаря была на 40 процентов ниже, чем свободного, но хлебное поле в 200 югеров обрабатывали 12— 14 рабов, т. е. один из них обрабатывал около 14— 17 югеров, а свободный римский крестьянин со своей семьей обычно возделывал участок от 4 до 14 югеров (участки большего размера у римских плебеев были очень редкими и не были типичными). Такое, казалось бы неожиданное, повышение производительности труда рабского коллектива объясняется преимуществами кооперации труда. Нет необходимости доказывать, что древние хорошо понимали и умело использовали все преимущества простой кооперации. Более сложным представляется вопрос о том, знали ли древние преимущества сложной кооперации, иначе говоря, дошли ли они до единичного или мануфактурного разделения труда в сельском хозяйстве. Исследование этого вопроса на материале римского сельского хозяйства, в частности на основе данных о разделении труда внутри рабской фамилии, показывает, что фамилия не была некоей нерасчлененной совокупностью однородных неквалифицированных рабских единиц, а имела внутри себя известное разделение труда, которое было, правда, неполным, неглубоким и спорадическим, но которое, однако, существовало и приносило рабовладельцу существенные выгоды.
Нельзя отрицать также и того, что в эпоху наибольшего развития сельского хозяйства Италии до н. э. — н. э. произошло известное повышение, выражаясь словами К. Маркса, средней степени искусства рабочего. Вилик, главный пастух, magistri operum, ветеринары, виноградари, пахари — это уже своего рода специалисты, которые и стоят дорого и за свои знания требуют особого обращения. Нельзя представить себе передовое хозяйство того времени без того, чтобы там не применялись положения, сформулированные в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы, Сазерны, Тремеллия Скрофы, Цельса или Аттика. Помпейские сельские виллы воочию показывают примеры подобных интенсивных хозяйств, стоявших на уровне агрономической науки своего времени. Одним из показателей зрелости италийского сельского хозяйства классического периода является уровень римской агрономической теории, нашедшей свое наивысшее отражение в подлинной сельскохозяйственной энциклопедии Колумеллы.
Важнейшим средством повышения производительности труда является совершенствование орудий производства. Рабу нельзя было доверить дорогое и очень сложное орудие, он ломал его, вот почему правилом рабовладельческого производства было употребление примитивных и неуклюжих орудий труда, и прогресс в этом направлении был очень медленным. Тем не менее отрицать какой бы то ни было прогресс, значит не считаться с историческими фактами.
В условиях хорошо налаженной системы надзора использование передовых методов ведения хозяйства, совершенствование орудий труда было выгодно рабовладельцу даже при всей опасности повреждения орудий. Имеющиеся в нашем распоряжении данные свидетельствуют о совершенствовании орудий труда в течение до н. э. — н. э. Оно происходило в разных направлениях: тяжелые и легкие плуги, колесный плуг, галльская жнейка, винтовые прессы для выжимания сока и масла, улучшение конструкций ярма, достижения в мукомольном деле, водяные с. 44 мельницы. Упомянем также увеличение ассортимента виноградных ножей, распространение буравчика.
Стремление повысить производительность рабского труда заставляло рабовладельца иногда искать способ к преодолению незаинтересованности раба в результатах своего труда, приводило к попыткам создания у него некоей иллюзорной заинтересованности. Лучшее питание и одежда, более мягкое обращение, отпуск на волю как поощрение за хороший труд, включение в привилегированные категории рабов, а несколько позднее посадка на клочок земли — все эти попытки создания заинтересованности рабов также нельзя сбрасывать со счетов. Эти попытки рабовладельца не были только символическими, они означали известное повышение необходимых издержек и если господин на них шел, значит он извлекал из них определенную экономическую выгоду. Говоря о таких попытках, Колумелла весьма красноречиво признается, что он никогда не раскаивался в их применении (I, 8). Так называемое гуманное отношение рабовладельца к своим рабам на деле было лишь более изощренной и более эффективной эксплуатацией непосредственного производителя.
Таким образом, исследование конкретного материала показывает, что рабовладелец был кровно заинтересован в повышении производительности рабского труда и использовал для этого все имеющиеся в его распоряжении способы. Подъем производительности рабского труда был одним из средств увеличения доли прибавочного продукта, повышения доходности рабовладельческого поместья. Вместе с тем повышение производительности труда неизбежно вело за собой интенсификацию производства, его ускоренное развитие. Действие всех указанных факторов привело к быстрому подъему италийского сельского хозяйства — росту урожайности, появлению новых сортов и культур, улучшению способов восстановления плодородия почвы, появлению плодопеременной системы земледелия, применению тогдашних научных методов ведения хозяйства, наконец, появлению самой агрономии как науки.