о чем свидетельствует увеличение труда рабов в хозяйстве к какому времени это относится

Итоговая контрольная работа по истории древнего мира 5 класс с ключом

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Из какого металла люди первоначально изготовляли орудия труда:

Как называется река, протекающая по территории Египта?

От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена

Где находится Спарта

А) в долине реки Эврот в Лаконии

Б) не севере Греции

Кто сплотил греческие государства для борьбы с Македонией

Кто такие патриции

А) потомки древних жителей Рима

В) потомки греческих колонистов Италии

Б) потомки племени этрусков

Г) переселенцы из других территорий

Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии

Чего хотели заговорщики, убившие Цезаря

А) установить империю

В) восстановить республику

Б) восстановить царскую власть

Г) установить тиранию

. – году до н.э. был основан Рим

. – это было 1м металлом

Археологические находки и исследования ученых позволили в общих чертах восстановить историю происхождения человека и развития первобытного общества.

Вспомните, когда человек выделился из мира животных? Что этому способствовало? Какие основные этапы прошло первобытное общество в своем развитии? Каковы источники наших знаний об этом периоде?

В долине реки Нил находилось могущественное Египетское государство. В междуречье Тигра и Евфрата была расположена страна мудрецов Вавилония и воинственная Ассирия, на восточном побережье Средиземноморья возникла страна мореходов — Финикия, на Иранском плоскогорье — Персия. Более обособленно развивались культуры Древнего Китая и Индии.

Расскажите об одной из этих стран. Укажите наиболее важные события в ее истории. Составьте последовательный план своего рассказа.

Когда в отсутствии Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр покорил их тем, что расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что послы немало удивились и пришли к выводу, что способности Филиппа меркнут перед величием замыслов этого мальчика.

Почему послы персидского царя сделали такой вывод? Оправдался ли он? Какими качествами обладал Александр Македонский? Как осуществлялись в дальнейшем его замыслы?

Самым любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои, и Юлии Цезаре был устроен такой бой, в котором выступало 320 пар гладиаторов. Кровавые бои рабов вызывали дикий восторг римских рабовладельцев.

К какому периоду римской истории относятся эти события? Расскажите, как проходили гладиаторские бои в Риме. Сравните зрелища в Риме и Греции. В чем их различия?

Источник

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

000005
Триумфальная арка

1. Археологические находки и исследования ученых позволили в общих чертах восстановить историю происхождения человека и развития первобытного общества.

Вспомните, когда человек выделился из мира животных? Что этому способствовало? Какие основные этапы прошло первобытное общество в своем развитии? Каковы источники наших знаний об этом периоде?

2.Археологи нашли могильник, в котором были останки человека, жившего 30 тыс. лет назад.

Предположите, что могут ученые узнать благодаря этому погребению? Какие находки им в этом помогут? Что вы знаете об этом периоде истории?

3. Легенда рассказывает, что когда-то в далекие времена бог Сатурн правил Землей, и тогда она была всеобщей, не было на ней ни бедных, ни богатых, ни господ, ни рабов. И теперь в память этого счастливого «золотого века» рабам на празднике сатурналий разрешалось свободно шутить с господами, пировать за их столом, выбирать своего шуточного царя.

Подумайте, почему это время называется «золотым веком»? Как называется этот строй? Каковы его основные черты? У всех ли народов мира он был?

4. Долгое время история народов Древнего Востока была малоизвестна. Иногда находили памятники древних культур, документы, написанные на языке древних обитателей стран Востока, надписи на каменных плитах, но никто не мог прочесть их. Некоторые греческие и римские историки сами побывали в этих странах и написали их историю.

Как ученые узнали историю стран Древнего Востока? Приведите примеры. Какие виды письменности возникли на Древнем Востоке? Кого и почему называли «отцом истории»?

Вспомните, какой строй установился в странах Древнего Востока? Укажите основные причины его возникновения. Приведите примеры образования первых государств и восстаний рабов и бедноты.

7. В странах Древнего Востока ученые занимались изучением не только арифметики и алгебры, но и других наук: астрономы наблюдали движение небесных светил, строители возводили пирамиды и храмы, здесь впервые были сделаны многие выдающиеся открытия и изобретения.

Вспомните, какие науки возникли в странах Древнего Востока? Приведите примеры. Какие открытия и изобретения народов Древнего Востока вам известны?

Расскажите об одной из этих стран. Укажите наиболее важные события в ее истории. Составьте последовательный план своего рассказа.

9. В соответствии с разливами Нила египтяне делили весь год на три части, три времени: «половодье», «всходы», «сухость».

Подумайте, с какими природными особенностями Египта это было связано? Как такое деление года связано с циклом земледельческих работ?

10. В южной части Иранского плоскогорья образовалось Персидское государство. В середине VI в. до н. э. Персия подчинила своей власти большинство стран Ближнего Востока. Это государство просуществовало в течение двух столетий.

Что вы знаете о завоеваниях персидских царей? Когда и при каком царе Персия достигла наибольшего могущества? С каким народом она вела наиболее продолжительные войны? Когда и почему рухнуло Персидское государство?

Расскажите о древней истории Индии до арийского нашествия. В долинах каких рек образовались первые индийские государства? Что было общего в образовании всех древневосточных государств?

12. В поэме Гесиода «Труды и дни» рассказывалось о том, что когда-то было время «золотого века», тогда все были равны и земля сама давала обильные плоды. Но шло время, люди делались все хуже, боги разгневались на них и отняли свои дары. Ушла справедливость из мира, землей завладели цари, настал жестокий «железный век», когда люди стали свирепы и воинственны и сильные угнетают слабых. Но поэт советовал слабым не роптать и не возмущаться; как бы ни был прав и добродетелен простой человек, знатный всегда сможет его погубить.

13. Знаменитый древнегреческий мыслитель Антифонт писал в книге «Правда»: «Мы делим людей на варваров и греков, на знатных и простых; знатных мы уважаем, простой народ презираем. Но при этом мы сами поступаем как варвары, так как нигде не презирают простой народ, как у варваров: вот, например, египтяне считают только египтян людьми, а всех прочих людей варварами, в том числе и греков. А в действительности между людьми нет никакой разницы: все рождаются голыми, дышат воздухом, едят руками.»

Подумайте.почему книга называется «Правда». Разделяете ли вы его мысли. Против чего выступал Антифонт. Какое значение имеют его мысли в наше время?

Что увидел Солон в Афинах по возвращении? Вспомните, какие реформы он провел? Почему не прекратилась борьба в Афинах?

15. Родина греков, Балканская Греция, в древности не отличалась плодородием. Каменистая почва требовала большого труда, а засушливый климат и безводье губил посевы. Постепенно многие греки покинули свою родину.

Читайте также:  hearthstone на каком движке

Сравните природу и хозяйство Греции и Древнего Востока. В чем были их главные различия? Куда стали переселяться древние греки? Какие причины этому способствовали?

16. Число рабов в Греции все время увеличивалось. Дети рабов по обычаю сами тоже становились рабами. Но были и другие способы приобретения рабов. Жизнь рабов была очень тяжелой. Ушли навсегда времена, когда раб считался почти членом семьи».

Вспомните, каковы были источники рабства в Греции. Сравните положение рабов в XI-IX вв. до н. э. и в период расцвета рабовладельческого строя. Сделайте вывод; почему и как оно изменилось:

17. В Афинах жили знатные люди, земледельцы, ремесленники. Тут же селились люди, занимавшиеся торговлей и приезжие. Но еще больше в Аттике было рабов. Если раньше рабы выполняли у своих хозяев лишь домашние работы, то теперь они стали нужны в различных отраслях хозяйства.

Вспомните, как называлось свободное население Аттики? Кто составлял его большинство? О чем свидетельствует увеличение труда рабов в хозяйстве? К какому времени это относится?

18. «Рабы,- говорил один из древних греческих писателей,- это такая собственность, обладание которой связано со многими неприятностями».

Объясните слова греческого писателя. Какие неприятности доставляли рабы своим хозяевам? Приведите примеры. С чем это было связано?

19. Однажды у философа Диогена, бедняка, не любившего и презиравшего богачей, спросили, много ли он видел людей на Олимпийских играх. «Народу там было много,- ответил Диоген,- но человека я там не видел.»

Как вы понимаете ответ Диогена? Кто принимал участие в Олимпийских играх и был в них победителем? Почему?

Какими качествами отличался Перикл? Какие из них особенно важны для государственного деятеля? Охарактеризуйте правление Перикла. Как оно называлось?

Почему послы персидского царя сделали такой вывод? Оправдался ли он? Какими качествами обладал Александр Македонский? Как осуществлялись в дальнейшем его замыслы?

22. Честолюбивый Александр присвоил себе титул «Царь Вавилона и четырех частей света». Но он напрасно думал, что создать такое, государство так же просто, как разрубить гордиев узел.

О каком знаменитом полководце здесь идет речь? Почему он присвоил себе такой титул? Какое государство он создал? Почему оно оказалось столь недолговечным?

23. В этот день в Риме происходило большое торжество по случаю окончания постройки храма богини хлебных злаков. У молодого крестьянина, впервые пришедшего в город из далекого села, разбежались глаза. Горожанин, заметив его растерянность, стал рассказывать ему о достопримечательностях города и о его жизни.

Составьте рассказ от имени горожанина о достопримечательностях города. В случае затруднений используйте иллюстрации учебника.

24. Однажды Цезарь попал в руки диктатора Суллы, у которого был в немилости. Знатные родственники Цезаря добились его помилования. Говорят,при этом Сулла сказал: «Наступит день, когда этот мальчишка лишит вас свободы, которую вы теперь для него выхлопотали».

Оправдались ли слова Суллы? Подумайте, какие основания были у него для такого предсказания. Расскажите о захвате власти Цезарем в Риме. Чем закончилось его правление?

25. Красе преградил Спартаку дорогу на Рим. Он попытался даже окружить его армию, но Спартаку удалось разбить два легиона и прорваться на юг Италии. Армия Красса преследовала рабов по пятам. У Спартака созрел новый план.

Что вы знаете об этом плане? Расскажите о последней битве Спартака. Составьте план рассказа.

Чем вы можете объяснить такую щедрость сената? Чьи интересы защищал сенат? Расскажите о деятельности Гая Гракха.

О чем свидетельствуют эти высказывания? Чьи интересы выражали их авторы. Подтвердите их суждения фактами из учебника.

Предположите, о какой поэме здесь идет речь? Какие события в ней воспеты? Кого Вергилий прославляет в поэме? Кто мог быть хозяином этого дома, кто его гости?

29. Октавиан Август после победы над Антонием приказал охранять царицу Клеопатру, опасаясь, что она лишит себя жизни. Так и случилось. Однажды ее нашли мертвой в собственной спальне.

Что вы знаете об этих событиях? Расскажите.что им предшествовало? Какая связь существует между трагической смертью египетской царицы и борьбой Октавиана с Антонием? Кому вы симпатизируете в этой борьбе?

Расскажите о завоевании Цезарем Галлии. На кого опирался Цезарь при захвате власти в Риме? Подтвердите свое мнение фактами.

31. Самым любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои.

При Юлии Цезаре был устроен такой бой, в котором выступало 320 пар гладиаторов. Кровавые бои рабов вызывали дикий восторг римских рабовладельцев.

К какому периоду римской истории относятся эти события? Расскажите, как проходили гладиаторские бои в Риме. Сравните зрелища в Риме и Греции. В чем их различия?

Объясните, почему рабовладельцы предпочитали наделять рабов землей. К каким изменениям в хозяйстве должны были привести эти меры?

33. Вот вернулись из города арендаторы. Там они слыхали, что император за оскорбление отбирает у богача имение. Ходят слухи, что император даст большие льготы желающим взять эти земельные участки для обработки, но вряд ли найдется много желающих. Все больше сельских жителей стремятся уйти в город.

Подумайте, в какое время могли происходить эти события? Почему крестьяне уходили в город? За счет чего они там жили? Сделайте вывод об имениях в римском хозяйстве.

34. Римский историк Тацит писал об обычаях германцев: «У них нет ни золота, ни серебра, единственное их богатство составляют стада. Просто их орудие, но они считают позором потерять его в бою. Их вожди правят лишь до тех пор, пока подают пример храбрости, пока их уважают соплеменники. Никого не сажают в тюрьму, не бьют. Важные дела решаются не вождями, а всем народом.

Что вам нравится в жизни и обычаях германцев? Каким строем они жили? Докажите свои ответы.

35. Решив покинуть Рим и переселиться в Древнюю Византию, названную теперь его именем, император не жалел средств, чтобы «второй Рим» как можно скорее мог соперничать с первым.

На основании текста определите, кто и когда основал на берегах Босфора новую столицу? Какую политику проводил этот император по отношению к крестьянству?

36. Борьба рабовладельцев и рабов проходит через всю историю рабовладельческого общества.

Как называется эта борьба? Была ли она неизбежной? Объясните ее причины. В какой стране древнего мира борьба рабов была наиболее ожесточенной?

Источник

Нормы и степень эксплуатации труда сельскохозяйственных рабов в Италии II в. до н. э. — I в. н. э.
(Проблема производительности рабского труда и ее эволюции)

с. 38 Осо­бен­но­стью совре­мен­но­го сель­ско­го хозяй­ства явля­ет­ся его обу­слов­лен­ность раз­ви­ти­ем про­мыш­лен­но­сти: оно пре­вра­ща­ет­ся, в сущ­но­сти гово­ря, в раз­но­вид­ность про­мыш­лен­но­сти, хотя и сохра­ня­ет неко­то­рую спе­ци­фи­ку.

В дока­пи­та­ли­сти­че­ских обще­ствах, в част­но­сти в усло­ви­ях рабо­вла­дель­че­ской фор­ма­ции, поло­же­ние было иным. Про­мыш­лен­но­сти в нашем пони­ма­нии не суще­ст­во­ва­ло, а решаю­щей отрас­лью народ­но­го хозяй­ства было сель­ское хозяй­ство. Оно опре­де­ля­ло лицо эпо­хи, наи­бо­лее харак­тер­ные осо­бен­но­сти про­из­вод­ства и про­из­вод­ст­вен­ных отно­ше­ний. В осо­бен­но­сти была важ­на роль зем­леде­лия. В антич­ном мире не раз­ви­тие ремес­лен­но­го про­из­вод­ства опре­де­ля­ло уро­вень и направ­ле­ние раз­ви­тия зем­леде­лия, а напро­тив, раз­ви­тие сель­ско­го хозяй­ства обу­слов­ли­ва­ло ход и эво­лю­цию ремес­ла. В свя­зи с этим вопрос об экс­плуа­та­ции раб­ско­го труда в сель­ском хозяй­стве Ита­лии до н. э. — н. э. и про­бле­ма про­из­во­ди­тель­но­сти раб­ско­го труда в зем­леде­лии име­ют боль­шое мето­до­ло­ги­че­ское зна­че­ние. Изу­че­ние этих вопро­сов поз­во­лит осве­тить одно из основ­ных отно­ше­ний меж­ду непо­сред­ст­вен­ным про­из­во­ди­те­лем и соб­ст­вен­ни­ком средств про­из­вод­ства, рабом и рабо­вла­дель­цем в про­цес­се про­из­вод­ства, даст воз­мож­ность понять суще­ство рабо­вла­дель­че­ских отно­ше­ний вооб­ще.

Читайте также:  teamviewer по какому протоколу работает

Пред­ва­ри­тель­но необ­хо­ди­мо изло­жить несколь­ко общих заме­ча­ний тео­ре­ти­че­ско­го харак­те­ра об экс­плуа­та­ции и про­из­во­ди­тель­но­сти труда как тако­вых.

В руках соб­ст­вен­ни­ка средств про­из­вод­ства есть несколь­ко спо­со­бов уве­ли­че­ния экс­плуа­та­ции труда и повы­ше­ния сте­пе­ни экс­плуа­та­ции. Напри­мер, это­го мож­но достичь посред­ст­вом сокра­ще­ния необ­хо­ди­мо­го труда, т. е. умень­ше­ния коли­че­ства про­дук­та, тре­бу­е­мо­го для вос­ста­нов­ле­ния затра­чен­ной силы и энер­гии работ­ни­ка, сво­дя его не толь­ко к самым край­ним гра­ни­цам про­жи­точ­но­го мини­му­ма, но и ниже этих есте­ствен­ных гра­ниц.

Вопрос о повы­ше­нии про­из­во­ди­тель­но­сти раб­ско­го труда еще сла­бо раз­ра­ботан в совет­ской исто­ри­че­ской и эко­но­ми­че­ской лите­ра­ту­ре. Счи­та­ет­ся бес­спор­ным, что в рабо­вла­дель­че­ской фор­ма­ции про­из­во­ди­тель­ность раб­ско­го труда была очень низ­кой, гораздо ниже, чем труда сво­бод­но­го или полу­сво­бод­но­го работ­ни­ка, и почти совсем не рос­ла. Обыч­но вопрос о про­из­во­ди­тель­но­сти раб­ско­го труда и нераз­рыв­но свя­зан­ный с ним вопрос об экс­плуа­та­ции рабов ста­вил­ся и решал­ся совер­шен­но оди­на­ко­во для всех пери­о­дов рабо­вла­дель­че­ско­го обще­ства, будь то гоме­ров­ское раб­ство, пат­ри­ар­халь­ное, клас­си­че­ское или раб­ство в пери­од кри­зи­са и раз­ло­же­ния все­го спо­со­ба про­из­вод­ства. На про­тя­же­нии всех этих столь раз­лич­ных по сво­е­му хозяй­ст­вен­но­му уров­ню пери­о­дов раб­ский с. 40 труд счи­тал­ся в оди­на­ко­вой сте­пе­ни непро­из­во­ди­тель­ным, а раб столь же оди­на­ко­во неза­ин­те­ре­со­ван­ным в резуль­та­тах сво­его труда. Одна­ко такая поста­нов­ка вопро­са силь­но упро­ща­ет, а для неко­то­рых пери­о­дов про­сто иска­жа­ет дей­ст­ви­тель­ную кар­ти­ну исто­ри­ко-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия рабо­вла­дель­че­ской фор­ма­ции. Мета­фи­зи­че­ская, тео­ре­ти­че­ски невер­ная, она не соот­вет­ст­ву­ет исто­ри­че­ским фак­там, отри­ца­ет идею раз­ви­тия, раз­ры­ва­ет един­ство дей­ст­вия эко­но­ми­че­ско­го зако­на роста про­из­во­ди­тель­но­сти труда, иде­а­ли­зи­ру­ет истин­ное поло­же­ние рабов, пре­умень­ша­ет их дей­ст­ви­тель­ную экс­плуа­та­цию, посколь­ку воз­рас­та­ние про­из­во­ди­тель­но­сти раб­ско­го труда явля­лось одним из рыча­гов уве­ли­че­ния при­ба­воч­но­го про­дук­та, уси­ле­ния экс­плуа­та­ции рабов.

Зада­ча насто­я­ще­го докла­да — обра­тить вни­ма­ние на неко­то­рые обсто­я­тель­ства, кото­рые при­во­ди­ли к уси­ле­нию сте­пе­ни и вели­чи­ны экс­плуа­та­ции рабов, заня­тых в доми­ни­ру­ю­щей отрас­ли рабо­вла­дель­че­ско­го про­из­вод­ства — в сель­ском хозяй­стве, в част­но­сти в сель­ском хозяй­стве Ита­лии до н. э. — н. э.

Раб как работ­ник имел целый ряд осо­бен­но­стей, отли­чав­ших его от всех дру­гих кате­го­рий работ­ни­ков, напри­мер, от сво­бод­но­го зем­ледель­ца, полу­сво­бод­но­го коло­на, кре­пост­но­го кре­стья­ни­на или наем­но­го рабо­че­го. Эти осо­бен­но­сти: а) абсо­лют­ная неза­ин­те­ре­со­ван­ность раба в резуль­та­тах сво­его труда; б) пол­ная аппро­при­а­ция лич­но­сти раба гос­по­ди­ном и низ­веде­ние работ­ни­ка до уров­ня гово­ря­ще­го орудия; в) при­ме­не­ние вне­эко­но­ми­че­ско­го при­нуж­де­ния, точ­нее — голо­го наси­лия для при­нуж­де­ния к тру­ду; г) отсут­ст­вие каких-либо сдер­жи­ваю­щих сил — эко­но­ми­че­ских, зако­но­да­тель­ных, мораль­ных и рели­ги­оз­ных, — огра­ни­чи­ваю­щих рабо­вла­дель­ца в экс­плуа­та­ции рабов, даже самой чрез­мер­ной; д) воз­мож­ность при­ме­не­ния в про­цес­се труда боль­ших коли­честв рабов, в свя­зи с чем откры­ва­лась воз­мож­ность самой неогра­ни­чен­ной, самой звер­ской, самой все­объ­ем­лю­щей экс­плуа­та­ции труда, какой не было и не может быть в каком-либо дру­гом обще­стве. Одна­ко все эти осо­бен­но­сти созре­ли и про­яви­лись не сра­зу, дей­ст­во­ва­ли они не во все пери­о­ды рабо­вла­дель­че­ской фор­ма­ции с оди­на­ко­вой интен­сив­но­стью, вслед­ст­вие чего нор­мы и сте­пень экс­плуа­та­ции раб­ско­го труда не сто­я­ли на одном уровне, а непре­рыв­но меня­лись.

с. 41 Сочи­не­ния рим­ских сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных писа­те­лей — Като­на, Варро­на, Колу­мел­лы — содер­жат бога­тый мате­ри­ал по это­му вопро­су. Вот их основ­ные рецеп­ты. Рабы долж­ны быть все­гда в рабо­те, для них не суще­ст­ву­ет празд­нич­ных и выход­ных дней, даже в слу­чае непо­го­ды они трудят­ся столь­ко же вре­ме­ни, как и в ясный день. Летом фами­лия без про­во­ло­чек во гла­ве с вили­ком как с вождем шла на работу с пер­вым лучом све­та, т. е. в 4 ч. утра, а воз­вра­ща­лась на вил­лу в сумер­ках, в 10— 11 ч. вече­ра, так что рабо­чий день рабов летом про­дол­жал­ся око­ло 18— 19 часов. В зим­нее вре­мя, несмот­ря на сокра­ще­ние свет­ло­го вре­ме­ни, про­дол­жи­тель­ность рабо­че­го дня рабов не умень­ша­лась. Колу­мел­ла пред­пи­сы­ва­ет, чтобы в зим­нее вре­мя рабы до све­та зани­ма­лись изготов­ле­ни­ем кольев и под­пор и чтобы до наступ­ле­ния свет­ло­го вре­ме­ни, при­бли­зи­тель­но к 8 ч., они при­гото­ви­ли 10 заост­рен­ных с двух сто­рон кольев или пять под­пор. Столь­ко же кольев или под­пор раб дол­жен был при­гото­вить и в вечер­нее вре­мя, при днев­ной про­из­во­ди­тель­но­сти в свет­лое вре­мя 100 кольев или 60 под­пор.

Неслож­ный рас­чет пока­зы­ва­ет, что при таких усло­ви­ях рабо­чий день раба начи­нал­ся с 5— 6 ч. утра и про­дол­жал­ся до 8— 9 ч. вече­ра, ина­че гово­ря дости­гал 16 часов.

Насколь­ко нам извест­но, рим­ские агро­но­мы нигде не упо­ми­на­ют об обеден­ных и иных пере­ры­вах в тече­ние рабо­че­го дня. Рабы при­ни­ма­ли пищу перед ухо­дом на работу и полу­ча­ли свой паек при воз­вра­ще­нии с работы, о чем ска­за­но спе­ци­аль­но. При­ни­мая во вни­ма­ние харак­тер пищи рабов, сле­ду­ет думать, что рабо­вла­де­лец не поз­во­лял делать нор­маль­ные обеден­ные пере­ры­вы, огра­ни­чи­вал­ся очень крат­ки­ми оста­нов­ка­ми для погло­ще­ния скуд­но­го пай­ка всу­хо­мят­ку, эко­но­мя таким обра­зом про­из­вод­ст­вен­ное вре­мя работ­ни­ка.

Стре­мясь интен­си­фи­ци­ро­вать раб­ский труд, запол­нить все поры рабо­че­го дня, тео­ре­ти­ки и прак­ти­ки рабо­вла­дель­че­ско­го хозяй­ства раз­ра­бота­ли доволь­но слож­ную систе­му днев­ных, недель­ных и месяч­ных норм выра­бот­ки почти для всех глав­ных работ в сель­ском хозяй­стве, за невы­пол­не­ние кото­рых с рабов стро­го взыс­ки­ва­лось, а пере­вы­пол­не­ние поощ­ря­лось. Любо­пыт­но про­следить, как посте­пен­но раз­ра­ба­ты­ва­лась и скла­ды­ва­лась эта систе­ма днев­ных норм выра­бот­ки рабов. Катон гово­рит о ней еще очень неопре­де­лен­но и в общей фор­ме. Сазер­на опре­де­ля­ет нор­му днев­ной выра­бот­ки наи­бо­лее важ­ной и трудо­ем­кой опе­ра­ции — вспаш­ки. Варрон при­во­дит ряд дан­ных по затра­там рабо­чей силы в раз­лич­ных отрас­лях ското­вод­ства. Одна­ко наи­бо­лее пол­ное свое завер­ше­ние эта систе­ма норм днев­ной выра­бот­ки полу­чи­ла лишь в эпо­ху Колу­мел­лы, когда она охва­ты­ва­ла уже все глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные опе­ра­ции вплоть до сбо­ра листьев в осен­нем лесу и т. д. Созда­ние столь дроб­ной систе­мы облег­ча­ло кон­троль за трудо­вым про­цес­сом раба, интен­си­фи­ци­ро­ва­ло трудо­вой про­цесс.

В усло­ви­ях нату­раль­но­го хозяй­ства и пат­ри­ар­халь­но­го раб­ства пита­ние, одеж­да и образ жиз­ни рабов, оче­вид­но, мало чем в прин­ци­пе отли­ча­лись от усло­вий жиз­ни млад­ших чле­нов семьи гос­по­ди­на, так как у послед­не­го не было осо­бой надоб­но­сти умень­шать сум­му необ­хо­ди­мых потреб­но­стей раба. В эпо­ху план­та­тор­ско­го раб­ства эко­но­мия путем сокра­ще­ния необ­хо­ди­мых потреб­но­стей раба, сведе­ния их к край­ним пре­де­лам, допу­сти­мым при­ро­дой, или даже выход за их рам­ки, — один из источ­ни­ков излиш­ка при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти, являв­ше­го­ся теперь одной из целей рабо­вла­дель­че­ско­го хозяй­ства. Катон оста­вил нам опи­са­ние днев­но­го, месяч­но­го и годо­во­го доволь­ст­вия рабов, кото­рое с необык­но­вен­ной точ­но­стью пред­у­смат­ри­ва­ет удо­вле­тво­ре­ние лишь самых мини­маль­ных потреб­но­стей чело­ве­ка как носи­те­ля рабо­чей силы, не боль­ше. Любо­пыт­но, что харак­тер пищи рабов — пече­ный хлеб и так назы­вае­мое раб­ское вино — пред­у­смат­ри­вал очень быст­рое ее при­готов­ле­ние и потреб­ле­ние, что с. 42 сокра­ща­ло до мини­му­ма вре­мя, необ­хо­ди­мое для удо­вле­тво­ре­ния лич­ных потреб­но­стей раба, и, сле­до­ва­тель­но, уве­ли­чи­ва­ло его про­из­вод­ст­вен­ное вре­мя. Доволь­ст­вие рабам не было оди­на­ко­вым; раб, выпол­ня­ю­щий более тяже­лые работы, полу­чал пол­ный паек, но сто­и­ло ему перей­ти на физи­че­ски лег­кую работу, напри­мер вили­ка, ключ­ни­цы или смот­ри­те­ля, паек умень­шал­ся. Ина­че гово­ря, здесь дей­ст­во­вал без­оши­боч­ный рас­чет: раб полу­чал ров­но столь­ко, сколь­ко он рас­хо­до­вал как рабо­чая маши­на. Боль­шое вни­ма­ние, умст­вен­ная энер­гия, душев­ное напря­же­ние, чув­ство ответ­ст­вен­но­сти, т. е. каче­ства, свой­ст­вен­ные работ­ни­ку как чело­ве­че­ско­му суще­ству при выпол­не­нии слож­ных обя­зан­но­стей вили­ка, смот­ри­те­ля, стар­ше­го пас­ту­ха и т. п., в рас­чет не при­ни­ма­лись.

Читайте также:  какие получатся новые слова если вставить эти слоги

Одна­ко, как было уже ска­за­но, ничто не меша­ло рабо­вла­дель­цу выхо­дить за пре­де­лы физи­че­ских воз­мож­но­стей в его стрем­ле­нии сокра­тить необ­хо­ди­мые потреб­но­сти раба. Поряд­ки, суще­ст­во­вав­шие в сици­лий­ских поме­стьях Дамо­фи­ла, кото­рый вооб­ще рабов не кор­мил и не оде­вал, — по суще­ству не резуль­тат поме­ша­тель­ства одно­го рабо­вла­дель­ца, а, на наш взгляд, одно из зако­но­мер­ных про­яв­ле­ний, хотя и край­них, рабо­вла­дель­че­ской систе­мы раз­ви­то­го типа. Харак­тер­но, что Дио­дор, кото­рый жил в эпо­ху раз­ви­то­го раб­ства и пони­мал нуж­ды рабо­вла­дель­цев, осуж­да­ет эти дей­ст­вия Дамо­фи­ла не сами по себе, а лишь постоль­ку, посколь­ку они ока­за­лись одним из пово­дов страш­но­го сици­лий­ско­го вос­ста­ния. Дру­гим край­ним про­яв­ле­ни­ем эко­но­мии на необ­хо­ди­мых потреб­но­стях раба как чело­ве­че­ской лич­но­сти явля­лось лише­ние рабов семьи. Раб с семьей и детьми сто­ил слиш­ком доро­го, так как воз­рас­тал необ­хо­ди­мый труд и соот­вет­ст­вен­но умень­шал­ся при­ба­воч­ный труд. В усло­ви­ях товар­но-денеж­но­го хозяй­ства и стрем­ле­ния полу­чить при­быль рабо­вла­де­лец не мог это­го допу­стить, ему было выгод­нее пере­ве­сти раба на казар­мен­ное содер­жа­ние, более деше­вое и более удоб­ное, лишив семьи сво­его работ­ни­ка.

Низ­веден­ный до уров­ня рабо­чей маши­ны, лишен­ный чело­ве­че­ских качеств, абсо­лют­но не заин­те­ре­со­ван­ный в резуль­та­тах сво­его труда, раб при­нуж­дал­ся к тру­ду голым наси­ли­ем в его самой при­ми­тив­ной, бес­че­ло­веч­ной фор­ме. Одно­вре­мен­но слож­ная систе­ма мно­го­сту­пен­ча­той раб­ской иерар­хии, окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся так­же к нача­лу Импе­рии, име­ла сво­ей целью не толь­ко посто­ян­ное при­нуж­де­ние рабов к тру­ду, но и его мак­си­маль­ную интен­си­фи­ка­цию.

Таким обра­зом в эпо­ху клас­си­че­ско­го раб­ства стрем­ле­ние к полу­че­нию при­ба­воч­но­го про­дук­та при­ве­ло к рез­ко­му уве­ли­че­нию как абсо­лют­ной вели­чи­ны, так и сте­пе­ни экс­плуа­та­ции рабов по срав­не­нию с вре­ме­нем пат­ри­ар­халь­но­го раб­ства. Это уве­ли­че­ние про­изо­шло самым про­стым, так ска­зать, оче­вид­ным обра­зом в виде удли­не­ния рабо­че­го дня и его мак­си­маль­но­го про­из­вод­ст­вен­но­го запол­не­ния, сокра­ще­ния необ­хо­ди­мых потреб­но­стей работ­ни­ка, интен­си­фи­ка­ции его труда. Одна­ко в руках хозя­и­на-рабо­вла­дель­ца нахо­дил­ся еще такой рычаг для уве­ли­че­ния коли­че­ства при­ба­воч­но­го про­дук­та, как повы­ше­ние резуль­та­тив­но­сти раб­ско­го труда в еди­ни­цу вре­ме­ни, т. е. уве­ли­че­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда. Важ­но выяс­нить, полу­чи­ла ли в прак­ти­ке рабо­вла­дель­че­ско­го спо­со­ба про­из­вод­ства свое осу­щест­вле­ние и вопло­ще­ние эта тео­ре­ти­че­ская воз­мож­ность, зна­ли ли о ней тео­ре­ти­ки и прак­ти­ки сво­его вре­ме­ни или нет.

Пери­од клас­си­че­ско­го раб­ства отли­ча­ет­ся от пред­ше­ст­ву­ю­ще­го преж­де все­го коли­че­ст­вен­ным уве­ли­че­ни­ем при­ме­не­ния раб­ско­го труда в сель­ском хозяй­стве. Уже одно это обсто­я­тель­ство поз­во­ля­ет рабо­вла­дель­цу исполь­зо­вать все выго­ды про­стой коопе­ра­ции, что уже само по себе ведет к росту при­ба­воч­но­го про­дук­та и эко­но­мии средств труда. Напри­мер, инди­виду­аль­ная про­из­во­ди­тель­ность раба-паха­ря была на 40 про­цен­тов ниже, чем сво­бод­но­го, но хлеб­ное поле в 200 юге­ров обра­ба­ты­ва­ли 12— 14 рабов, т. е. один из них обра­ба­ты­вал око­ло 14— 17 юге­ров, а сво­бод­ный рим­ский кре­стья­нин со сво­ей семьей обыч­но возде­лы­вал уча­сток от 4 до 14 юге­ров (участ­ки боль­ше­го раз­ме­ра у рим­ских пле­бе­ев были очень ред­ки­ми и не были типич­ны­ми). Такое, каза­лось бы неожидан­ное, повы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда раб­ско­го кол­лек­ти­ва объ­яс­ня­ет­ся пре­иму­ще­ства­ми коопе­ра­ции труда. Нет необ­хо­ди­мо­сти дока­зы­вать, что древ­ние хоро­шо пони­ма­ли и уме­ло исполь­зо­ва­ли все пре­иму­ще­ства про­стой коопе­ра­ции. Более слож­ным пред­став­ля­ет­ся вопрос о том, зна­ли ли древ­ние пре­иму­ще­ства слож­ной коопе­ра­ции, ина­че гово­ря, дошли ли они до еди­нич­но­го или ману­фак­тур­но­го разде­ле­ния труда в сель­ском хозяй­стве. Иссле­до­ва­ние это­го вопро­са на мате­ри­а­ле рим­ско­го сель­ско­го хозяй­ства, в част­но­сти на осно­ве дан­ных о разде­ле­нии труда внут­ри раб­ской фами­лии, пока­зы­ва­ет, что фами­лия не была неко­ей нерас­чле­нен­ной сово­куп­но­стью одно­род­ных неква­ли­фи­ци­ро­ван­ных раб­ских еди­ниц, а име­ла внут­ри себя извест­ное разде­ле­ние труда, кото­рое было, прав­да, непол­ным, неглу­бо­ким и спо­ра­ди­че­ским, но кото­рое, одна­ко, суще­ст­во­ва­ло и при­но­си­ло рабо­вла­дель­цу суще­ст­вен­ные выго­ды.

Нель­зя отри­цать так­же и того, что в эпо­ху наи­боль­ше­го раз­ви­тия сель­ско­го хозяй­ства Ита­лии до н. э. — н. э. про­изо­шло извест­ное повы­ше­ние, выра­жа­ясь сло­ва­ми К. Марк­са, сред­ней сте­пе­ни искус­ства рабо­че­го. Вилик, глав­ный пас­тух, ma­gistri ope­rum, вете­ри­на­ры, вино­гра­да­ри, паха­ри — это уже сво­его рода спе­ци­а­ли­сты, кото­рые и сто­ят доро­го и за свои зна­ния тре­бу­ют осо­бо­го обра­ще­ния. Нель­зя пред­ста­вить себе пере­до­вое хозяй­ство того вре­ме­ни без того, чтобы там не при­ме­ня­лись поло­же­ния, сфор­му­ли­ро­ван­ные в трак­та­тах Като­на, Варро­на, Колу­мел­лы, Сазер­ны, Тре­мел­лия Скро­фы, Цель­са или Атти­ка. Пом­пей­ские сель­ские вил­лы воочию пока­зы­ва­ют при­ме­ры подоб­ных интен­сив­ных хозяйств, сто­яв­ших на уровне агро­но­ми­че­ской нау­ки сво­его вре­ме­ни. Одним из пока­за­те­лей зре­ло­сти ита­лий­ско­го сель­ско­го хозяй­ства клас­си­че­ско­го пери­о­да явля­ет­ся уро­вень рим­ской агро­но­ми­че­ской тео­рии, нашед­шей свое наи­выс­шее отра­же­ние в под­лин­ной сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной энцик­ло­пе­дии Колу­мел­лы.

Важ­ней­шим сред­ст­вом повы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда явля­ет­ся совер­шен­ст­во­ва­ние орудий про­из­вод­ства. Рабу нель­зя было дове­рить доро­гое и очень слож­ное орудие, он ломал его, вот поче­му пра­ви­лом рабо­вла­дель­че­ско­го про­из­вод­ства было употреб­ле­ние при­ми­тив­ных и неук­лю­жих орудий труда, и про­гресс в этом направ­ле­нии был очень мед­лен­ным. Тем не менее отри­цать какой бы то ни было про­гресс, зна­чит не счи­тать­ся с исто­ри­че­ски­ми фак­та­ми.

В усло­ви­ях хоро­шо нала­жен­ной систе­мы над­зо­ра исполь­зо­ва­ние пере­до­вых мето­дов веде­ния хозяй­ства, совер­шен­ст­во­ва­ние орудий труда было выгод­но рабо­вла­дель­цу даже при всей опас­но­сти повреж­де­ния орудий. Име­ю­щи­е­ся в нашем рас­по­ря­же­нии дан­ные свиде­тель­ст­ву­ют о совер­шен­ст­во­ва­нии орудий труда в тече­ние до н. э. — н. э. Оно про­ис­хо­ди­ло в раз­ных направ­ле­ни­ях: тяже­лые и лег­кие плу­ги, колес­ный плуг, галль­ская жней­ка, вин­то­вые прес­сы для выжи­ма­ния сока и мас­ла, улуч­ше­ние кон­струк­ций ярма, дости­же­ния в муко­моль­ном деле, водя­ные с. 44 мель­ни­цы. Упо­мя­нем так­же уве­ли­че­ние ассор­ти­мен­та вино­град­ных ножей, рас­про­стра­не­ние бурав­чи­ка.

Стрем­ле­ние повы­сить про­из­во­ди­тель­ность раб­ско­го труда застав­ля­ло рабо­вла­дель­ца ино­гда искать спо­соб к пре­одо­ле­нию неза­ин­те­ре­со­ван­но­сти раба в резуль­та­тах сво­его труда, при­во­ди­ло к попыт­кам созда­ния у него неко­ей иллю­зор­ной заин­те­ре­со­ван­но­сти. Луч­шее пита­ние и одеж­да, более мяг­кое обра­ще­ние, отпуск на волю как поощ­ре­ние за хоро­ший труд, вклю­че­ние в при­ви­ле­ги­ро­ван­ные кате­го­рии рабов, а несколь­ко позд­нее посад­ка на кло­чок зем­ли — все эти попыт­ки созда­ния заин­те­ре­со­ван­но­сти рабов так­же нель­зя сбра­сы­вать со сче­тов. Эти попыт­ки рабо­вла­дель­ца не были толь­ко сим­во­ли­че­ски­ми, они озна­ча­ли извест­ное повы­ше­ние необ­хо­ди­мых издер­жек и если гос­по­дин на них шел, зна­чит он извле­кал из них опре­де­лен­ную эко­но­ми­че­скую выго­ду. Гово­ря о таких попыт­ках, Колу­мел­ла весь­ма крас­но­ре­чи­во при­зна­ет­ся, что он нико­гда не рас­ка­и­вал­ся в их при­ме­не­нии (I, 8). Так назы­вае­мое гуман­ное отно­ше­ние рабо­вла­дель­ца к сво­им рабам на деле было лишь более изощ­рен­ной и более эффек­тив­ной экс­плуа­та­ци­ей непо­сред­ст­вен­но­го про­из­во­ди­те­ля.

Таким обра­зом, иссле­до­ва­ние кон­крет­но­го мате­ри­а­ла пока­зы­ва­ет, что рабо­вла­де­лец был кров­но заин­те­ре­со­ван в повы­ше­нии про­из­во­ди­тель­но­сти раб­ско­го труда и исполь­зо­вал для это­го все име­ю­щи­е­ся в его рас­по­ря­же­нии спо­со­бы. Подъ­ем про­из­во­ди­тель­но­сти раб­ско­го труда был одним из средств уве­ли­че­ния доли при­ба­воч­но­го про­дук­та, повы­ше­ния доход­но­сти рабо­вла­дель­че­ско­го поме­стья. Вме­сте с тем повы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда неиз­беж­но вело за собой интен­си­фи­ка­цию про­из­вод­ства, его уско­рен­ное раз­ви­тие. Дей­ст­вие всех ука­зан­ных фак­то­ров при­ве­ло к быст­ро­му подъ­ему ита­лий­ско­го сель­ско­го хозяй­ства — росту уро­жай­но­сти, появ­ле­нию новых сор­тов и куль­тур, улуч­ше­нию спо­со­бов вос­ста­нов­ле­ния пло­до­ро­дия поч­вы, появ­ле­нию плодопе­ре­мен­ной систе­мы зем­леде­лия, при­ме­не­нию тогдаш­них науч­ных мето­дов веде­ния хозяй­ства, нако­нец, появ­ле­нию самой агро­но­мии как нау­ки.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector