о чем рассказывает басня обоз какую картину она рисует

Открытый урок по литературе на тему»И.А.Крылов.Слово о баснописце.Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их историческая основа»

Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на него воз. Глядя на это с горы молодая лошадь начала критиковать коня, что он все делает не так: медленно, криво, толчками. Вот смотрите как она сейчас это сделает- ловко и быстро! И понатужа грудь, конь рванулся с горы. Но воз стал наезжать на коня, его кидало из стороны в сторону, по рытвинам и ухабам. И в итоге воз свалился в канаву и все горшки разбились!

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Обоз.
История создания – Стихотворение написано в 1812 году.

Тема – Противопоставление мудрости и горячности.

Композиция – Произведение построено по принципу аллегории.

Жанр – Басня.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб.

Метафоры – «конь добрый», «какой осел».

Эпитеты – «крутой», «молодая», «хваленый», «ночная».

Олицетворения – «шел обоз», «пошли толчки».

Сравнения – «лепится, как рак».

Анализ басни Крылова «Обоз»

Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.

Автор использует характерный для басни прием — аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости.

Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:

Какой осел! Добро бы было в гору

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться

и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Прощай, хозяйские горшки!

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова — осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» — Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

В конце басни звучит авторская мораль — нравоучение, выражающее основной смысл произведения:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице.

Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом — бух в канаву!»

Это еще раз подтверждает то, что И. А. Крылов — поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

«Обоз» Крылова – краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие глиняные горшки. Впереди всего обоза шел опытный старый конь, который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Какова мораль басни крылова обоз

касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху
Наполеона
, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподзижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.

Тем самым под образом «коня доброго» Крылов

имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обратим внимание, что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намек на А
Александра I
, по вине которого было про
игра
но Аустерлицкое сражение.

1. О чем рассказывает басня Обоз

? Какую картину она рисует?

2. В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, который упрекал императора за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

3. Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ

на любой тему, закончив его моралью этой басни.

Читайте также:  в какой комплектации брать гранту

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

История создания

Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.

lazy placeholder

Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.

Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:

И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».

Если говорить о кратком содержании, в ней рассказывается о том, как несколько лошадей на телегах перевозят горшки. Первым идет старый опытный Конь.

Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.

Мораль басни «Обоз»

Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.

Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой — не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.

Мораль молодой — нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Определите жанр произведения обоз

9 вопросов по творчеству бунинаи куприна
1. Символ — это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения — это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

а) Соломон — Суламифи;

б) Желтков — Вере Шеиной;

г) Ромашов — Шурочке.

5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч … Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?

а) «Антоновские яблоки»;

г) «Господин из Сан-Франциско».

6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых является любовь.

а) «Чистый понедельник»;

7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

б) господин из Сан-Франциско;

8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?

А) Иван Тимофеевич («Олеся»);

б) Ромашов («Поединок»);

в) Николаев («Поединок»);

9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?

в) «Антоновские яблоки»;

Наполеонов обоз: 5 причин прочитать трилогию Дины Рубиной

В ноябре на книжных прилавках появится третья часть масштабного романа Дины Рубиной «Наполеонов обоз». «Ангельский рожок» станет заключительной книгой, которая повествует о судьбах Надежды и Аристарха — влюбленных, оказавшихся втянутыми в стремительный водоворот истории.

Новое произведение Рубиной — своеобразный синтез всех ее предыдущих текстов, в нем объединятся любимые читателями сюжеты, где главенствуют случай и провидение, неповторимый стиль автора и захватывающие приключения. Рассказываем, почему стоит прочесть все три книги.

Трогательная история любви

Преданные поклонники Дины Рубиной прекрасно знают, что именно она, как никто, умеет не только рассказать историю любви, но и добавить в нее таких красок и деталей, что у читателя не останется сомнений: все так и было. А кроме того, вымышленный сюжет непременно отзовется и в вас самих — каждый проходил через романтические отношения, каждый знает, как больно иногда расставаться, особенно с теми, к кому привязанность еще не прошла.

Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину

Надежда и Аристарх познакомились в детстве — и пронесли юношеское чувство через всю жизнь. А учитывая, что первую любовь ждала трагическая развязка, эта привязанность определила судьбы главных героев «Наполеонова обоза» (и, как нетрудно догадаться, не в лучшую сторону). Рубиной всегда удавалось затронуть самые тонкие струны души, говоря о любви, однако в этот раз автор, кажется, превзошла сама себя. Образы Сташека и Нади вобрали в себя лучшие черты всех рубинских влюбленных персонажей и получились настоящими, живыми. Так что до самого финала читатель будет сопереживать героям, радоваться вместе с ними, огорчаться и, само собой, надеяться на счастливый исход событий.

Читайте также:  на какой день цикла тесты показывают беременность

Реалистичные персонажи

Трилогия «Наполеонов обоз», пожалуй, самое многолюдное произведение Рубиной. Прозаик всегда стремилась населять свои романы и повести густо, с ювелирной точностью рисуя каждого героя. В новом же произведении каждый, даже эпизодический персонаж, становится важным звеном в общей цепочке событий, у каждого — собственная манера речи, мимика, жесты, продуманная и воссозданная с малейшими нюансами судьба. Сосед повзрослевшей Надежды Изюм, старуха Баобаб, отец Сташека, разлучница Светлана и даже случайно встретившийся на Надином пути хирург, который потом канет в небытие так же внезапно, как и появится, — все они частички одной большой мозаики, делающие роман кинематографично ярким.

Наполеонов обоз. Книга 2: Белые лошади Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину

Погружаясь в текст Рубиной, вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие наблюдать будто бы из-за стекла за человеческими жизнями, вслушиваясь в каждую реплику, запоминая каждую черту. Более того, ни один из героев не будет ни однозначно плохим, ни однозначно хорошим, — и такой подход к созданию образов привлекает еще больше. Ведь согласитесь, в реальной жизни все точно так же: нет положительных, нет отрицательных, все зависит от того, с какой стороны посмотреть.

Исторический контекст

Что в «Наполеоновом обозе» правда, а что вымысел, остается только догадываться. Сама Дина Рубина утверждает: исторических произведений она не пишет, история служит лишь фоном к основной сюжетной линии. Так случилось и на сей раз: на заднем плане любви Надежды и Аристарха Бугрова разворачивается настоящий детектив, берущий свое начало во времена Отечественной войны 1812 года. В попытках разыскать загадочное наследство своего предка-француза, Сташек оказывается втянутым в опасную авантюру, участие в которой вполне может стоить главному герою жизни.

Уникальность работы Рубиной заключается еще и в том, что она демонстрирует читателю те исторические подробности, о которых мало кто знает досконально. Так, например, каждый еще со школьной скамьи в курсе, что Бонапарт с позором бежал из России, будучи разгромленным и растеряв большую часть своей армии. Но что случилось с драгоценностями, предметами искусства, бесценными артефактами, которые попытался вывезти проигравший император? Уверены, в трилогии Рубиной вас ждет немало захватывающих открытий.

Элементы приключенческого романа

Прежде к жанру авантюрного романа Рубина обращалась нечасто — как будто пробовала новую форму, знакомила с ней и себя и читателя. Так, например, «Белая голубка Кордовы» и «Русская канарейка» выступают в каком-то роде прологом к полноценным приключениям с элементами триллера, с которыми вам предстоит столкнуться в «Наполнеоновом обозе».

Наполеонов обоз. Книга 3: Ангельский рожок Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину

Такого количества неожиданных поворотов у писательницы, пожалуй, еще не было. И если в первой части — «Рябиновом клине» — Рубина только знакомит читателя с будущими событиями и осторожно расписывает судьбы главных героев, отвлекаясь на долгие описания и монологи, то второй том, динамичный и стремительный, держит читателя в напряжении от начала и до развязки, которая на деле, еще больше распаляя воображение, подводит к третьей, кульминационной части. Та, в свою очередь, обещает стать настоящим взрывом.

Если верить Рубиной, то именно «Ангельский рожок» заставит вас, затаив дыхание, следить за судьбами персонажей. Погони, таинственные незнакомцы, случайные встречи и даже традиционный поединок протагониста с антагонистом — все это будет. Правда, финал пока остается под завесой тайны. Но, зная творчество Дины Рубиной, можно быть уверенными, что он будет совершенно непредсказуемым.

Стиль

Если вы любите ранние произведения Дины Рубиной, то «Наполеонов обоз» — это то, что вам нужно, чтобы как следует поностальгировать. В своей трилогии писательница, которая в предыдущих работах практически полностью отказалась от плавного повествования, отдав предпочтение грубоватым сюжетам, как в романе «Бабий ветер», и резким же выражениям, вновь возвращается к прежнему стилю.

Атмосфера первых рассказов и повестей ощущается в каждой строчке романа. Вновь перед читателем возникает Рубина-бытописатель, Рубина-наблюдатель с ее извечной любовью к деталям. Она будто бы дает читателю возможность не только представить, но и потрогать каждую из старинных безделушек, встречающихся в сюжете, почувствовать вес истории.

Умение Дины Рубиной работать со словом — ее особый талант. Именно он позволяет писательнице год от года придерживаться того самого неповторимого стиля, который так ценят ее поклонники.

Источник

Мораль басни «Обоз» Крылова, анализ, суть, смысл

illjustracija basnja oboz krylov hudozhnik v serov
Басня «Обоз».
Художник В. Серов

Басня «Обоз» Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале «Сын Отечества» (ч. II, № 7).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Мораль басни «Обоз» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Обоз» заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно.

В образе «доброй лошади» изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и
выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.

«Под первым конем нужно разуметь человека уже известных лет, который многому научен опытом, который, поэтому, всякое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит хоть не скоро, да споро. Вторым конем указано на человека молодого, самонадеянного, который по тому самому, что не испытал еще никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так, смотри, и бух с делом в канаву.

Басней «Обоз» он целиком оправдывал медлительность Кутузова. Баснописец понимал, что «повара» русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что приход Кутузова не может создать немедленного перелома в ходе военных событий. Широкое общество не понимало, почему полководец медлит. Не понимал этого и Александр I. Царь открыто обвинял главнокомандующего в том, что он уклоняется от встреч с неприятелем, что он отводит войска в глубь страны и не принимает боя.» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Таковы материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Читайте также:  8818 какой оператор и какая область

Источник

Анализ басни «Обоз»

analiz basni oboz 69021

Одна из популярных басен И.А. Крылова «Обоз» была написана в 1812 году и напрямую связана с Отечественной войной. В свойственной поэту аллегорической форме он прославил действия великого русского полководца М. И. Кутузова. На нашем сайте представлен краткий анализ «Обоз» Крылова, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе.

ilina galina

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Обоз.

История создания – Произведение написано в 1812 году.

Тема – Противопоставление мудрости и горячности; необоснованная критика осторожности и опыта.

Композиция – Произведение построено на аллегории; как в большинстве басен, финальные строки представляют из себя мораль.

Жанр – Басня.

Стихотворный размер – Разностопный ямб.

Метафоры – «понёс на крестце», «какой осёл!».

Эпитеты – «крутой», «молодая», «хвалёный», «бедный».

Олицетворения – «шёл обоз», «пошли толчки».

Сравнения – «лепится, как рак».

История создания

Басня была написана Крыловым под впечатлением от выбранной тактики во время Отечественной войны 1812 года. Все ожидали молниеносной реакции Кутузова на продвижение противника вглубь страны, однако мудрый полководец действовал по собственному усмотрению, всячески уклоняясь от прямых атак. Подобное поведение вызвало сильное раздражение у власти и придворного окружения, однако именно эта стратегия позволила Кутузову значительно ослабить врага и в итоге одолеть его.

В произведении автор раскрыл тему мудрого поведения, которое неизменно приводит к положительному результату. Напротив, спешка, горячность, необдуманность становятся причиной печального финала. Раздавать советы и критиковать других совсем несложно, но благополучно решить проблему под силу далеко не каждому.

Композиция

В басне «Обоз», как и во многих других баснях, использован приём аллегории: повествуя о конях и их поведении, автор имеет в виду слова и поступки людей. В конце басни автор выделил мораль отдельным четверостишием.

Произведение написано в жанре басни; размер – разностопный ямб (количество стоп в строках различается).

Средства выразительности

Автор щедро наделяет произведение различными художественными средствами. Среди них метафоры (« понёс на крестце», «какой осёл! »), эпитеты (« крутой», «молодая», «хвалёный», «бедный »), олицетворения (« шёл обоз», «пошли толчки »), сравнения (« лепится, как рак »).

Источник

krylov oboz analiz

История создания

Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.

oboz krylova

Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.

Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:

И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».

Если говорить о кратком содержании, в ней рассказывается о том, как несколько лошадей на телегах перевозят горшки. Первым идет старый опытный Конь.

Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.

Образы басни Крылова

Анализ басни Крылова «Обоз» на уроке литературы следует начать с выразительного чтения текста по ролям, также можно слушать аудио или поручить кому-то из ребят сделать презентацию. Попутно учащиеся записывают в тетрадь характеристику героев:

analiz basni oboz krylova

Молодая Лошадь бранит старого Коня, которого якобы перехвалили, а если бы не она, «таскал бы воду». Автор иронизирует над ее словами, потому что воду возить тоже надо умеючи. Лошадь хвастается: «И возик свой мы не свезем, а скатим!». Итог вышел печальный: воз свалился в канаву, и горшки разбились. Ее ругательства оказываются бессмысленными и никому не нужными.

Часто советы со стороны выглядят глупыми и ненужными, но действия нас самих могут быть еще хуже. Старый Конь, который всегда надеется только на себя, не слушает никого. Он медленно и уверенно спускается с горы, и поклажа остается целой. Из этого можно сделать вывод, что на советы других не всегда стоит полагаться, так как они могут оказаться неверными.

Если перенести содержание басни на людей, то, изображая доброго Коня, автор имеет в виду Кутузова — умного и опытного полководца.

Лошадь молодая — это император Александр I, который подталкивал командующего на необдуманные действия. Основная идея произведения выражена в последних строках басни, где говорится:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Здесь явный намек на проигрыш императора в бою при Аустерлице.

Изобразительные средства

Автор широко использует различные художественные средства.

istoriya sozdaniya basni

Повествовательность и основательность изложения событий придают басне инверсии, которых тут немало: «с горшками шел обоз», «кажется в другом ошибкой нам» и другие.

Эпитетов не так много, так как действие описывается очень быстро:

Применяется очень меткое сравнение: «лепится, как рак». Множество фразеологических оборотов придают повествованию и речи героев яркость и образность. Все хвастливые эмоции Лошади хорошо подчеркивают лексические повторы («левей, левей»), риторические восклицания: «смелей, смелей», «Какой осел!». Кульминацией басни является падение Лошади в канаву и также подчеркивается восклицаниями: «бух в канаву!», «Прощай, хозяйские горшки!».

Баснописец активно использует прием иносказания — аллегорию. В Лошади видны черты Александра I, а в старом Коне — Кутузова. В басне названия животных пишутся с заглавной буквы, намекая на людей. Большую роль в произведении играют синонимы («косо! криво!», однородные сказуемые («махнем, минуты не потратим, не свезем, скатим»), анафоры «Вот чуть не зацепил…», «Вот толчок…». При анализе басни «Обоз» Крылова в 8 классе стоит подчеркнуть, что с помощью этих выразительных средств автором высмеивается человеческая глупость, бахвальство, неуважение к старшим по возрасту.

Нравоучительный смысл произведения состоит в том, что умных и рассудительных людей, поступающих мудро, всегда ждет хороший результат, а самонадеянность и беспечность ведет к проигрышу.

Если говорить кратко, мораль басни можно выразить пословицей «Тише едешь — дальше будешь».

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector