- самопознание испр. Учебнометодический комплекс по дисциплине Самопознание Для студентов специальности 5B050300 Психология, Дефектология, Педагогика и методика начального обучения
- Какие по мнению австрийского ученого к лоренца существуют препятствия человека к самопознанию
- Основные понятия: самопознание
- техсамПЗ1. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине технологии самоорганизации
самопознание испр. Учебнометодический комплекс по дисциплине Самопознание Для студентов специальности 5B050300 Психология, Дефектология, Педагогика и методика начального обучения
Тема 4. Я и другие. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания.
-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами;
-опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула, идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом.
С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта.
С самого раннего детства человек начинает идентифицировать себя и с определенной ролью: вначале — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки; с социальной ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое выполнение той или иной роли приводит к тому, что человек полностью отождествляет себя с ней. Неслучайно поэтому представителей многих профессий можно узнать по походке, манере говорить, по тем позициям, которые они занимают в ходе взаимодействия. Смена социальных ролей многим людям дается с трудом. Бывший ученик, поступая в вуз и становясь студентом, продолжает тем не менее вести себя, как школьник. Бывший студент, начиная трудовую деятельность, сохраняет определенное время привычки и манеры, приобретенные в вузе. Играя в жизни множество ролей, человек идентифицируется с ними, познавая себя. Хорошо, когда такая идентификация происходит равномерно со всеми ролями, — развитие личности идет более или менее равномерно. Хуже, когда какая-либо роль начинает доминировать.
Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.
Интенционалъность (интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.
3.Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.
Барьеры самопознания. Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.
1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения.
Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.
К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно.
Общение как средство достижения взаимопонимания между людьми. Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
В целом, независимо от вида, в общении можно выделить три относительно самостоятельные, но в то же время взаимосвязанные стороны: взаимоинформирование, взаимодействие и взаимовосприятие.
Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью речевых и неречевых средств. К речевым средствам относятся приемы устной и письменной, монологической и диалогической речи. К неречевым средствам, которые предназначены, в основном, для выражения отношения общающихся к содержанию общения, относятся такие особенности произнесения, как тембр голоса говорящих, его диапазон в ходе высказывания, регистр, громкость, интонационные характеристики. Сюда же относятся и такие элементы, сопровождающие речь, как междометия, покашливание, смех, слезы, паузы.
Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.
И поскольку существует профессиональные и этические требования и нормы, инструкции и правила, постольку принятие на себя человеком той или иной профессиональной (скрипач или кларнетист) или социальной (солист или артист оркестра) роли вызывает у контактирующих с ним людей вполне обоснованные ожидания по отношению к его действиям.
В тех случаях, когда ожидания оправдываются, взаимодействие людей облегчается, работа ускоряется и становится успешной. Если же ожидания не оправдываются, взаимодействие участников общения затрудняется и может перерасти в конфликт, который приведет к невозможности осуществлять совместную деятельность.
Наряду с взаимоинформированием и взаимодействием третьей, как отмечалось, существенной стороной общения выступает взаимовосприятие партнеров. Необходимость учета этой стороны связана с тем, что и взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем более точным и более полным будет у партнеров представление друг о друге.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположным позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, предполагает обязательное наличия субъектов и объектов конфликта.
Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходимо инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального перерастает в актуальный и может развиваться в дальнейшим как прямой или опосредованный, деструктивный или конструктивный.
Разрешение конфликтов зависит от общих принципов социально-экономического и политического порядка, принятых в конкретном обществе. Политические системы могут быть тоталитарными, авторитарными и демократическими. Для анализа применимости разных подходов к разрешению конфликта применяется дифференцированное рассмотрение по критериям социальной значимости (ценность), пригодности (польза) и эффективности (продуктивность).
Различные стили, проявляющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установлений, поощряющих, безразличных или запрещающих тот или иной стиль поведения при разрешении конфликта.
В современной реальности человек постоянно сталкивается с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.
Без формирования стереотипов толерантного поведения в обществе сталкивающиеся цивилизации, культуры, религии, нации, социальные группы, отдельные люди могут истребить друг друга. Повсеместно, толерантность становится не только популярным термином, философским идеалом, но и условием выживания.
См. п.1.7 №№ 1,2,3,4,5,6, 7, 8-16, 20,32,33,37,41,43.
Тема 5. «Я» и жизненные сценарии, жизненные смыслы личности.
Жизненные сценарии личности. Их виды. Каждый человек еще в детстве думает над своей будущей жизнью. Жизнь можно рассматривать как выбор и осуществление своего жизненного сценария.
По Э. Берну сценарием можно считать то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве. «Сценарий – психологический импульс, который толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, очень часто независимо от его сопротивления и свободы выбора» (Э. Берн).
Виды жизненных сценариев:
— Я – хороший; все хорошие; жизнь – хороша (сценарий победителя);
— Я – плохой; все плохие; жизнь – не хороша (сценарий побежденного, неудачника);
Жизненный путь – то, что происходит в действительности. Он может быть иным, чем жизненный сценарий. Внешние и внутренние препятствия к осуществлению жизненного сценария. В конечном итоге, жизнь определяется самой личностью.
Жизненная позиция. «Я» и окружающие. «Я» и обстоятельства. Жизненные позиции. Идеализация действительности. Крушение надежд. Позиция неповиновения. Уход от дел. Осознание. Решительность. Убежденность. Последовательность жизненных позиций не является постоянной, но она оказывает большое влияние на все, что делает человек.
По Э. Берну жизнь людей различна, потому что различны их жизненные цели и жизненные позиции. Их анализ позволит взять под контроль свою жизнь.
Возможные состояния нашего «Я» с точки зрения трансактного анализа (Родитель. Взрослый. Дитя.). Эти три «Я» сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают вовремя вернуться во «взрослое состояние», что отличает зрелого человека от юнца (даже солидного возраста).
Современные подходы и теории к развитию личности.
Современные подходы и теории к развитию личности (психоаналитический, поведенческий, гуманистический, системный, когнитивный, деятельностный и др.).
Психоаналитический подход. Развитие личности рассматривается с точки зрения развития сферы потребностей, полоролевого поведения.
Теория психосексуального развития (З. Фрейд). Развитие личности – развитие его эмоций, потребностей, влечений, полоролевого поведения. Оно происходит благополучно, если человек переживает все стадии (5 по З. Фрейду) развития без сильных конфликтов, получая и закрепляя поведение, которое приносит удовольствие и в то же время, социально приемлемо.
Психосоциальная теория Э. Эриксона. Саморазвитие тем успешнее, чем больше в этом процессе задействованы культурные, социальные, исторические факторы. Выделил 8 стадий психического развития и показал нормальные и отклоняющиеся линии развития личности.
Теория мышечного панциря (В. Райх). Сдерживающие черты. Телесный панцирь – это психологический панцирь. Он искажает истинные чувства, радость жизни. Ригидность мускулатуры. Кольца мышечного панциря. Анализ позы и физических привычек. Самосовершенствование человека.
Когнитивный подход. Развитие личности должно строиться на основе развития познавательной сферы (Ж. Пиаже, А. Валлон). Для успешного саморазвития, по Ж. Пиаже, нужно формировать новые познавательные навыки, свойственные данному возрастному периоду. Стадии когнитивного развития. Неразрывная их связь с нравственным развитием личности.
Системный подход. Личность – целостная система, состоящая из различных подсистемных качеств. Подсистемы (физическая, умственная, эмоциональная, социальная и др.) Развитие подсистем – развитие всей личности как системы.
См. п.1.7 №№ 1-9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 38.
Какие по мнению австрийского ученого к лоренца существуют препятствия человека к самопознанию
«ОсоЗнай-Ка» запись закреплена
БАРЬЕРЫ НА ПУТИ САМОПОЗНАНИЯ
Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире. Самопознание — умение посмотреть на себя со стороны, понять свои потребности, свою идентичность для того чтобы в дальнейшем реализовать свой потенциал.
Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности? Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой.
Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.
1. Слабая мотивация, слабая воля, незрелость мышления
Это когда нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства. Сюда относится также несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия. Ввиду незрелости мышления существет как данность неумение полноценно использовать различные средства самопознания и неспособность начать выстраивать адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.
2. Нежелание снять социальную маску
Человек стремиться личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Человек познает в себе то, что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что есть на самом деле. Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании.
3. Боязнь познания себя
Боязнь возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой.
4. Сильный эгоцентризм
Одним из барьеров самопознания является неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку.
Начните прямо сейчас свой процесс самопознания. Разберите каждый барьер и задайтесь вопросом: «Насколько этот барьер мешает мне?»
Основные понятия: самопознание
Цель лекции:познакомить студентов с особенностями процесса самопознания.
Основное содержание лекции:
Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности? Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой.
Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.
Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания человека:
1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения.
Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими— животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение
от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.);
2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а
3) наследие идеалистической философии, особенно в западной культуре, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет
ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.
Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется «антропоцентризм»).
Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.
К первой группе можно отнести барьеры:
-возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);
-несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа,
-неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии;
-неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.
Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:
-боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по
каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;
-стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяется от идеального Я, представляющего, по мнению К.Роджерса, глубинные
чувства, переживания, опыт личности. Человек познает в себе то, что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что есть на самом деле. Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании.
Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены барьеры, возникающие в результате неспособности личности преодолеть собственные психологические защиты. Как возникают защиты? По мнению представителей психоанализа, с одной стороны, неприемлемые для сознания импульсы, чаще всего это сексуальные и агрессивные инстинкты, вытесняются в бессознательное, но не исчезают бесследно, а
продолжают воздействовать на Я, «склоняя» его к удовлетворению неприемлемых потребностей. С другой стороны, на Я действует Супер-Эго (Сверх-Я), представляющее собой нормы, запреты, выработанные обществом. Это приводит к тому, что Я выстраивает защитныемеханизмы. К наиболее распространенным из них относятся: вытеснение — исключение из сознания импульсов, порождающих тревогу; образование противоположной реакции — изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; проекция —приписывание неприемлемого для сознания действия или мысли Другому лицу; вымещение —бессознательная переориентация с недоступного объекта на доступный; рационализация — самообман, стремление разумно объяснить неразумное действие или поступок и др. Понятно,ч то наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей,
которые в силу своей неприемлемости являются травмирующими. Поэтому считается, что осознание защит, принятие в себе непринимаемого значительно расширяют сферу самопознания, делают личность гармоничной и психологически здоровой.
К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать
адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно.
Разумеется, описанные здесь барьеры самопознания не исчерпывают всего их
многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию. В то же время следует отметить, что при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить опедагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить
человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим
техсамПЗ1. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине технологии самоорганизации
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ _1_ по дисциплине «технологии самоорганизации» (тема практического задания)
|