какие по мнению австрийского ученого к лоренца существуют препятствия человека к самопознанию

самопознание испр. Учебнометодический комплекс по дисциплине Самопознание Для студентов специальности 5B050300 Психология, Дефектология, Педагогика и методика начального обучения

Тема 4. Я и другие. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания.

-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами;

-опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула, идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом.

С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта.

С самого раннего детства человек начинает идентифицировать себя и с определенной ролью: вначале — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки; с социальной ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое выполнение той или иной роли приводит к тому, что человек полностью отождествляет себя с ней. Неслучайно поэтому представителей многих профессий можно узнать по походке, манере говорить, по тем позициям, которые они занимают в ходе взаимодействия. Смена социальных ролей многим людям дается с трудом. Бывший ученик, поступая в вуз и становясь студентом, продолжает тем не менее вести себя, как школьник. Бывший студент, начиная трудовую деятельность, сохраняет определенное время привычки и манеры, приобретенные в вузе. Играя в жизни множество ролей, человек идентифицируется с ними, познавая себя. Хорошо, когда такая идентификация происходит равномерно со всеми ролями, — развитие личности идет более или менее равномерно. Хуже, когда какая-либо роль начинает доминировать.

Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

Интенционалъность (интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3.Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

Барьеры самопознания. Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения.

Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.

К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно.

Общение как средство достижения взаимопонимания между людьми. Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

В целом, независимо от вида, в общении можно выделить три относительно самостоятельные, но в то же время взаимосвязанные стороны: взаимоинформирование, взаимодействие и взаимовосприятие.

Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью речевых и неречевых средств. К речевым средствам относятся приемы устной и письменной, монологической и диалогической речи. К неречевым средствам, которые предназначены, в основном, для выражения отношения общающихся к содержанию общения, относятся такие особенности произнесения, как тембр голоса говорящих, его диапазон в ходе высказывания, регистр, громкость, интонационные характеристики. Сюда же относятся и такие элементы, сопровождающие речь, как междометия, покашливание, смех, слезы, паузы.

Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.

И поскольку существует профессиональные и этические требования и нормы, инструкции и правила, постольку принятие на себя человеком той или иной профессиональной (скрипач или кларнетист) или социальной (солист или артист оркестра) роли вызывает у контактирующих с ним людей вполне обоснованные ожидания по отношению к его действиям.

В тех случаях, когда ожидания оправдываются, взаимодействие людей облегчается, работа ускоряется и становится успешной. Если же ожидания не оправдываются, взаимодействие участников общения затрудняется и может перерасти в конфликт, который приведет к невозможности осуществлять совместную деятельность.

Наряду с взаимоинформированием и взаимодействием третьей, как отмечалось, существенной стороной общения выступает взаимовосприятие партнеров. Необходимость учета этой стороны связана с тем, что и взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем более точным и более полным будет у партнеров представление друг о друге.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположным позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, предполагает обязательное наличия субъектов и объектов конфликта.

Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходимо инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального перерастает в актуальный и может развиваться в дальнейшим как прямой или опосредованный, деструктивный или конструктивный.

Разрешение конфликтов зависит от общих принципов социально-экономического и политического порядка, принятых в конкретном обществе. Политические системы могут быть тоталитарными, авторитарными и демократическими. Для анализа применимости разных подходов к разрешению конфликта применяется дифференцированное рассмотрение по критериям социальной значимости (ценность), пригодности (польза) и эффективности (продуктивность).

Различные стили, проявляющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установлений, поощряющих, безразличных или запрещающих тот или иной стиль поведения при разрешении конфликта.

В современной реальности человек постоянно сталкивается с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Без формирования стереотипов толерантного поведения в обществе сталкивающиеся цивилизации, культуры, религии, нации, социальные группы, отдельные люди могут истребить друг друга. Повсеместно, толерантность становится не только популярным термином, философским идеалом, но и условием выживания.

См. п.1.7 №№ 1,2,3,4,5,6, 7, 8-16, 20,32,33,37,41,43.

Тема 5. «Я» и жизненные сценарии, жизненные смыслы личности.

Жизненные сценарии личности. Их виды. Каждый человек еще в детстве думает над своей будущей жизнью. Жизнь можно рассматривать как выбор и осуществление своего жизненного сценария.

По Э. Берну сценарием можно считать то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве. «Сценарий – психологический импульс, который толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, очень часто независимо от его сопротивления и свободы выбора» (Э. Берн).

Виды жизненных сценариев:

— Я – хороший; все хорошие; жизнь – хороша (сценарий победителя);

— Я – плохой; все плохие; жизнь – не хороша (сценарий побежденного, неудачника);

Жизненный путь – то, что происходит в действительности. Он может быть иным, чем жизненный сценарий. Внешние и внутренние препятствия к осуществлению жизненного сценария. В конечном итоге, жизнь определяется самой личностью.

Жизненная позиция. «Я» и окружающие. «Я» и обстоятельства. Жизненные позиции. Идеализация действительности. Крушение надежд. Позиция неповиновения. Уход от дел. Осознание. Решительность. Убежденность. Последовательность жизненных позиций не является постоянной, но она оказывает большое влияние на все, что делает человек.

По Э. Берну жизнь людей различна, потому что различны их жизненные цели и жизненные позиции. Их анализ позволит взять под контроль свою жизнь.

Возможные состояния нашего «Я» с точки зрения трансактного анализа (Родитель. Взрослый. Дитя.). Эти три «Я» сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают вовремя вернуться во «взрослое состояние», что отличает зрелого человека от юнца (даже солидного возраста).

Читайте также:  какие размеры в нормальных условиях должна иметь рабочая площадка для ремонта или освоения скважин

Современные подходы и теории к развитию личности.

Современные подходы и теории к развитию личности (психоаналитический, поведенческий, гуманистический, системный, когнитивный, деятельностный и др.).

Психоаналитический подход. Развитие личности рассматривается с точки зрения развития сферы потребностей, полоролевого поведения.

Теория психосексуального развития (З. Фрейд). Развитие личности – развитие его эмоций, потребностей, влечений, полоролевого поведения. Оно происходит благополучно, если человек переживает все стадии (5 по З. Фрейду) развития без сильных конфликтов, получая и закрепляя поведение, которое приносит удовольствие и в то же время, социально приемлемо.

Психосоциальная теория Э. Эриксона. Саморазвитие тем успешнее, чем больше в этом процессе задействованы культурные, социальные, исторические факторы. Выделил 8 стадий психического развития и показал нормальные и отклоняющиеся линии развития личности.

Теория мышечного панциря (В. Райх). Сдерживающие черты. Телесный панцирь – это психологический панцирь. Он искажает истинные чувства, радость жизни. Ригидность мускулатуры. Кольца мышечного панциря. Анализ позы и физических привычек. Самосовершенствование человека.

Когнитивный подход. Развитие личности должно строиться на основе развития познавательной сферы (Ж. Пиаже, А. Валлон). Для успешного саморазвития, по Ж. Пиаже, нужно формировать новые познавательные навыки, свойственные данному возрастному периоду. Стадии когнитивного развития. Неразрывная их связь с нравственным развитием личности.

Системный подход. Личность – целостная система, состоящая из различных подсистемных качеств. Подсистемы (физическая, умственная, эмоциональная, социальная и др.) Развитие подсистем – развитие всей личности как системы.

См. п.1.7 №№ 1-9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 38.

Источник

Какие по мнению австрийского ученого к лоренца существуют препятствия человека к самопознанию

V7sUfctu25TLXV0ZdlVfJcxrw0AL1vMMU jsThcL1sOP zmd4YokHKG6H9GWam VApuTB O

V7sUfctu25TLXV0ZdlVfJcxrw0AL1vMMU jsThcL1sOP zmd4YokHKG6H9GWam VApuTB O

«ОсоЗнай-Ка» запись закреплена

БАРЬЕРЫ НА ПУТИ САМОПОЗНАНИЯ

Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире. Самопознание — умение посмотреть на себя со стороны, понять свои потребности, свою идентичность для того чтобы в дальнейшем реализовать свой потенциал.

Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности? Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой.

Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

1. Слабая мотивация, слабая воля, незрелость мышления

Это когда нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства. Сюда относится также несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия. Ввиду незрелости мышления существет как данность неумение полноценно использовать различные средства самопознания и неспособность начать выстраивать адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

2. Нежелание снять социальную маску

Человек стремиться личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Человек познает в себе то, что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что есть на самом деле. Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании.

3. Боязнь познания себя

Боязнь возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой.

4. Сильный эгоцентризм

Одним из барьеров самопознания является неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку.

Начните прямо сейчас свой процесс самопознания. Разберите каждый барьер и задайтесь вопросом: «Насколько этот барьер мешает мне?»

Источник

Основные понятия: самопознание

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Цель лекции:познакомить студентов с особенностями процесса самопознания.

Основное содержание лекции:

Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности? Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой.

Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания человека:

1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения.

Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими— животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение

от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.);

2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а

3) наследие идеалистической философии, особенно в западной культуре, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет

ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.

Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется «антропоцентризм»).

Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.

К первой группе можно отнести барьеры:

-возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);

-несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа,

-неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии;

-неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:

-боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по

Читайте также:  на какой день проводят кольпоскопию

каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;

640 1

-стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяется от идеального Я, представляющего, по мнению К.Роджерса, глубинные

чувства, переживания, опыт личности. Человек познает в себе то, что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что есть на самом деле. Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании.

Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены барьеры, возникающие в результате неспособности личности преодолеть собственные психологические защиты. Как возникают защиты? По мнению представителей психоанализа, с одной стороны, неприемлемые для сознания импульсы, чаще всего это сексуальные и агрессивные инстинкты, вытесняются в бессознательное, но не исчезают бесследно, а

продолжают воздействовать на Я, «склоняя» его к удовлетворению неприемлемых потребностей. С другой стороны, на Я действует Супер-Эго (Сверх-Я), представляющее собой нормы, запреты, выработанные обществом. Это приводит к тому, что Я выстраивает защитныемеханизмы. К наиболее распространенным из них относятся: вытеснение — исключение из сознания импульсов, порождающих тревогу; образование противоположной реакции — изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; проекция —приписывание неприемлемого для сознания действия или мысли Другому лицу; вымещение —бессознательная переориентация с недоступного объекта на доступный; рационализация — самообман, стремление разумно объяснить неразумное действие или поступок и др. Понятно,ч то наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей,

которые в силу своей неприемлемости являются травмирующими. Поэтому считается, что осознание защит, принятие в себе непринимаемого значительно расширяют сферу самопознания, делают личность гармоничной и психологически здоровой.

К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать

адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно.

Разумеется, описанные здесь барьеры самопознания не исчерпывают всего их

многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию. В то же время следует отметить, что при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить опедагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить

человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим

Источник

техсамПЗ1. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине технологии самоорганизации

193880 html 3b443658660aa66e

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ _1_

по дисциплине «технологии самоорганизации»
_____________________________________________________

(тема практического задания)

Ответьте письменно на вопросы:

Люди ставят перед собой цели во всех сферах жизни. Но центральными, определяющими являются: «Жизненные цели человека» — это главные, сверхдолгосрочные цели. В них заложен смысл Вашей жизни. Они должны «греть» Вас, заставлять двигаться по жизни. А выбрать их нужно еще до того, как Вы начнете формулировать и ставить цели более осязаемые.

Все мы индивидуальны, поэтому жизненные цели человека должны отражать его индивидуальность. Если Вы хотите добиться успеха в жизни, то Вам необходимо выбрать цели, которые будут соответствовать вашим ценностям, вашим сильным чертам, вашим пристрастиям и вашему желаемому стилю жизни. И уже после, ощутив суть собственных перспективных целей, человек способен достичь небывалых высот в творческом, профессиональном и карьерном росте, материальном благополучии, устройстве личной жизни.

Многим из нас с детства внушали мысль о том, что успеха можно достичь только упорным трудом. А еще надо настойчиво идти к своей цели, преодолевая препятствия. Одно из самых больших заблуждений состоит в том, что за счастье надо бороться, проявить настойчивость, упорство, преодолеть множество препятствий, в общем, завоевать свое место под солнцем. Заблуждение человека состоит в ложном убеждении: «Если я преодолею препятствия, тогда там, впереди, меня ждет счастье». Это не более чем иллюзия. Впереди нет никакого счастья! Многие люди, добившись с большим трудом поставленной цели, не ощущают ничего, кроме опустошения. Куда же это счастье подевалось? Счастье приходит во время движения к своей цели. Если человек находится на своей стезе, тогда он испытывает счастье уже сейчас, даже если цель еще впереди. Тогда жизнь превращается в праздник. Когда цель будет достигнута, это будет радость вдвойне. Однако, уже само движение к своей цели превращает каждый день в праздник. Движение к чужой цели всегда оставляет праздник в иллюзорном будущем. Достижение чужой цели приносит разочарование и опустошение, но никак не счастье. Цель человека в жизни не определяется какими-то временными потребностями.

Первое препятствие — самое «примитивное». Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что поражает самые невероятные теории о происхождении человека. Как отмечает К. Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямо, но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.

Второе препятствие к самопознанию — это эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы, которое наполняет многих людей при размышлении о всеобщей причинной предопределенности природных явлений, и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями.

Третье препятствие человеческого самопознания — по крайней мере, в западной культуре, — это наследие идеалистической философии, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, оно идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.

В современной психологии описано множество мотивов, которые побуждают человека к самосовершенствованию, что обусловлено многообразием сфер, где он может проявлять себя в качестве субъекта своей жизнедеятельности. В соответствии с описанными нами ранее целями самосовершенствования, это могут быть мотивы достижения жизненных целей или некоторого идеального образа, мотивы совершенствования, приобретения или избавления от каких-то черт или качеств личности. Мотивами самосовершенствования могут быть и мотивы, характерные для других форм саморазвития, например самоутверждения. Человек может самосовершенствоваться не ради достижения какого-то идеала или приобретения какого-либо качества или умения, а ради утверждения себя в глазах других людей и в собственных глазах. В качестве специфической группы мотивов, как мы уже отмечали, выступает перфекционизм. Для перфекциониста основным мотивом является достижение совершенства и безупречности в делах, поступках, поведении, отношениях и т.п. Как известно, потребность в совершенстве как невротическая потребность была впервые описана К. Хорни [1993].

Опираясь на анализ литературных источников и эмпирически полученные данные, обратимся к характеристике некоторых мотивов, которые более всего побуждают личностное саморазвитие человека. Для удобства анализа попытаемся представить их в некоторой системе. Мы выделяем шесть групп мотивов. Остановимся на краткой их характеристике.

I. Мотивы саморазвития, связанные со стремлением походить на других людей, заслужить их любовь и признание и одновременно быть независимым.

1. Подражание выступает важным и действенным мотивом саморазвития, особенно на начальных его этапах. Речь идет о подражании растущего человека наиболее ярким, нравственным, сильным или наиболее удачливым, богатым, преуспевающим и т.д. личностям. Образцами для развивающегося человека могут стать политики, общественные деятели, известные спортсмены, актеры, родители, учителя и т.д. Образцом может стать саморазвитие кого-либо. Примерами могут выступить развитие физических сил и выносливости А. В. Суворовым, развитие ораторских способностей В. В. Маяковским, совершенствование способности к самоорганизации А. А. Любищевым и др.

2. Потребность в любви, признании в совокупности со стремлением к независимости выступают как одни из самых сильных мотивов человека. Вспомним строчки стихотворения Агнии Барто: «Все я делаю для мамы, для нее играю гаммы, для нее хожу к врачу, математику учу. » и т.д. Сила любви, побуждающая к саморазвитию, хорошо известна и взрослым людям, ее можно выразить словами поэта: «Для тебя, для тебя, для тебя самым лучшим мне хочется быть. ». Стимулирует к саморазвитию и стремление к независимости. Маслоу, описывая пути самоактуализации, указывает, в частности, на способность человека «отважиться быть не таким, как другие, не желать нравиться другим, не быть конформистом» [Маслоу, 2011, с. 61].».

II. Мотивы саморазвития, связанные с пониманием себя и обогащением своих сущностных сил .

1. Познание и понимание себя выступают как важнейшие цель и мотивация саморазвития человека. Только зная себя, понимая свои потребности и принимая свои особенности, человек может стать эффективной личностью. Ставить осознанно цели по саморазвитию невозможно без хорошего знания своих особенностей. И наоборот, саморазвитие, в свою очередь, стимулирует стремление к самопознанию.

2. В качестве базового мотива саморазвития может рассматриваться и стремление человека к обогащению своих сущностных сил. В современном консультировании и психотерапии происходят принципиальные изменения, связанные с тем, что люди обращаются к консультантам не как пациенты и не как клиенты, а как «студенты», целью которых выступает самосовершенствование

III. Мотивы, связанные с актуализацией той или иной формы саморазвития .

1. Стремление к самоутверждению, которое дает возможность, с одной стороны, получить общественное признание, с другой — утвердиться в своих собственных глазах.

2. Стремление к самосовершенствованию — здесь выражается желание личности достигать новых рубежей в развитии своей личности, приобретать новые качества и свойства, компетенции, которые качественно улучшают ее жизнь и деятельность.

3. Стремление к самоактуализации и самореализации — еще один из возможных мотивов личностного саморазвития. Для того чтобы в полной мере реализовать себя, необходимо встать на путь саморазвития, что позволяет накопить и актуализировать жизненный и личностный потенциал. Без него самореализация окажется невозможной. Мотив самореализации тесно связан с мотивом достижения ощущения полноты существования, полноты бытия, полноты личностного функционирования.

4. Стремление к самовыражению как обнаружение своей самости и проявление ее в мире может выступать и как цель, и как мотив личностного саморазвития.

IV. Мотивы саморазвития, связанные с актуализацией высших чувств человека.

1. Чувство ответственности. Одним из существенных мотивов саморазвития может выступать осознание себя как причины собственного благополучия и неблагополучия, собственной радости и собственных дисфорий. Отсутствие убежденности в своей ответственности за происходящее делает человека беспомощным, неспособным к личностному саморазвитию. Оборотной стороной ответственности могут стать «пустые усилия», когда человек, переоценивая свои возможности, возлагает на себя ответственность за то, за что не может и не должен отвечать.

2. Чувство вины как мотив саморазвития. Вина, с точки зрения И. Ялома [2000], есть субъективное состояние, переживаемое как «тревожная плохость». Различают невротическую и экзистенциальную вину. Если невротическая вина — аффективное состояние, которое должно быть проработано и устранено, то экзистенциальная вина, по мнению И. Ялома, — зов изнутри, который может стать проводником к самореализации.

4. Страдание и наслаждение как мотивы саморазвития.

Страдание как стимул саморазвития. Читаем у Канта: «Природа сделала страдание стимулом к деятельности человека, неизбежно толкающим его всегда к лучшему; даже в последние моменты жизни удовлетворение последним ее периодом можно назвать только сравнительным, потому что мы сравниваем свою судьбу и с судьбой других, и самим собой; оно никогда не бывает абсолютным и полным. Быть в жизни (абсолютно) довольным — это признак бездеятельного покоя и прекращение всех побуждений или притупления ощущений и связанной с ним деятельности» [Кант, 1999, с. 301].

Противоположностью страдания является стремление к наслаждению и удовольствию, которое также может побуждать к саморазвитию. Кант разграничивает два способа удовольствия: «Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно увеличение способности испытывать еще большее удовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств. Другой способ — истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению» [Там же, с. 304].

V. Стремление к смыслу и освоению ценностей как мотивы саморазвития.

1. Стремление к смыслу как мотивационная тенденция саморазвития. Согласно логотерапии В. Франкла, «стремление найти смысл в собственной жизни является первичной мотивирующей силой человека» [Франкл, 1997, с. 243]. Франкл говорит о воле к смыслу в противоположность принципу удовольствия, на котором центрируется психоанализ 3. Фрейда, а также в противоположность воле к власти, акцентируемой в психологии А. Адлера. Смысл уникален и специфичен потому, что он может быть реализован именно этим человеком и никем другим.

2. Самоактуализирующимися личностями движет «метамотивация», или мотивация бытийными ценностями. В числе таких ценностей А. Маслоу называет истину, красоту, новизну, уникальность, справедливость, простоту, доброту, аккуратность, эффективность, любовь, честность, подлинность, покой, мир и т.п. Стремление человека к постижению этих ценностей стимулирует и его стремление к совершенству, быть лучше, т.е. к саморазвитию.

VI. Профессиональные мотивы как стимулы саморазвития.

В условиях современной культуры стремление человека к самореализации, самоутверждению, самовыражению, самоактуализации осуществляется, прежде всего, посредством его профессиональной деятельности, которая и сама может выступать стимулом личностного саморазвития. Профессиональная подготовка к получению специальности требует целеустремленной работы над собой. В профессиях, где личность специалиста играет существенную роль и выступает его профессиональным инструментом (психолог, психотерапевт, учитель и др.), личностное саморазвитие становится профессиональной необходимостью и условием успешной деятельности. Практически в любой профессии, если человек не занимается профессиональным саморазвитием, то он вряд ли достигнет высот в своей профессии. Маслоу пишет о том, что влюбленные в свое дело люди имеют тенденцию идентифицироваться со своей работой (сливаться с ней или ее интроецировать), делать ее определяющей характеристикой своего «Я». Работа становится частью их «Я» [Маслоу, 2011, с. 340].

Говоря о мотивации саморазвития, необходимо указать на тот факт, что далеко не всегда человек в достаточной мере осознает свои мотивы. Это снижает уровень целенаправленности и продуктивности саморазвития. Поэтому очень важно создавать условия для повышения уровня такого осознания.

Осознанность мотивации саморазвития выступает показателем личностного способа существования. Неосознаваемое, чтобы быть управляемым со стороны человека, должно стать осознанным — это единственный путь к овладению внутренними психическими содержаниями. Недостаточная ясность самосознания делает личность малоэффективной. Трудность осознания собственных мотиваций отмечается многими психологами. Как указывает С. Л. Рубинштейн, такая трудность встречается чаще всего тогда, когда частные побуждения того или иного поступка находятся в противоречии с устойчивыми установками и чувствами человека. Явления, которые для субъекта выступают как антагонистически действующие силы, взаимно тормозят их осознание.

Неосознаваемые побуждения личности (ее «темная комната») могут стать причиной внутриличностных конфликтов. Результатом научного поиска Л. И. Божович явилось положение о том, что доминирование той или иной направленности может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. Поэтому некоторые люди сознательно могут стремиться к одному, а действовать иначе, в соответствии с мотивами, доминирующими на неосознанном уровне. Это приводит к дисгармоничному строению личности, которая как бы расколота изнутри и постоянно раздираема внутренними противоречиями.

Источник

admin
Своими руками
Adblock
detector
ФИО студента
Направление подготовки